Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 15 глава





283 «ВОПРОСЫ ЛЕНИНИЗМА»-«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»


сы ленинизма», 11 изд., с. 2). Конечно, это определе­ние ленинизма не является полным. Ленинизм в на­шу эпоху—это марксизм эпохи пролетарских револю­ций и национально-освободительных движений, эпохи перехода от капитализма к социализму, эпохи краха империализма. В книге подчеркнут интернациональный характер ленинизма, показано значение его теории и метода, стратегии и тактики для практич. деятель­ности партии пролетариата в новых историч. усло­виях.

Осн. вопросом, к-рый затрагивается почти во всех работах сборника, является вопрос о судьбах со-циалистнч. революции в СССР. Решая его, Коммунис-тич. партия вела борьбу на два фронта: против «ле­вого», троцкистского уклона и против капитулянтских взглядов правых. В этой борьбе большое значение имела защита партиен и ее ЦК ленинской теории о воз­можности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Раскрывая ее смысл, партия доказала, что даже в такой экономически отсталой стране, какой была тогда Сов. Россия, рабочий класс в союзе с крестьянством, опираясь на поддержку мирового пролетариата, может организовать социалистиче­ское производство, обеспечить победу социализма. В целом ряде работ сборника нашла отражение борьба Коммунистнч. партии за указанные В. И. Ле­ниным пути построения социалистам, общества— индустриализацию страны н коллективизацию с. х-ва [«Ленин и вопрос о союзе с середняком» (1928), «К вопросам аграрной политики в СССР» (1929), «О задачах хозяйственников» (1931), «Итоги первой пятилетки» (1933) и др.]. В докладе на VIII Чрез­вычайном съезде Советов «О проекте конституции Сою­за ССР» (1936) и «Отчетном докладе па XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)» (1939) И. В. Сталин показал изменения классовой структуры сов. обще­ства, природы и функций Советского государства. Вместе с тем Сталин выдвинул в корне ошибочный тезис о том, что будто бы, чем ближе страна, совер­шившая социалистическую революцию, подходит к со­циализму, тем острее в ней разгорается классовая борьба. Это ошибочное положение служило оправда­нием необоснованных репрессий в отношении невин­ных граждан, а также партийных и советских кадров. В 11-е изд. «В. л.» была включена работа «О диалек­тическом и историческом материализме» (1938), на­писанная для «Краткого курса истории ВКП(б)». В ней дана сжатая характеристика марксистской философии, показана связь ее положений с прак­тич. деятельностью рабочего класса, марксистской партии.

В этой работе наряду с правильными положе­ниями содержались и иек-рые ошибочные. Напр., было выдвинуто педналоктнч. положение о полном соответствии производит, сил и производств, отноше­ний при социализме.

В целом книга «В. л.» представляет собой результат применения марксистско-ленинской теории к реше­нию задач, поставленных обществ, развитием в период перехода от капитализма к социализму.

Проблемы теории и практики социалистич. строи­тельства, получившие освещение в книге «В. л.», разрабатывались также в произведениях таких выда­ющихся деятелей Коммунистнч. партии и Советского гос-ва, как Дзержинский, Киров, Калинин, Орджони­кидзе. Выдающееся место в разработке проблем строи­тельства социализма и коммунизма занимают работы Н.С. Хрущева, его доклады на XX и XXI съездах КПСС, на пленумах ЦК КПСС. Результаты коллективной работы партии по обобщению опыта социалистич. строителтетга были воплощены в резолюциях и реше­ниях съездов, конференций и пленумов ЦК Комму­нистнч. партии Советского Союза.


Вопросы кодшунистнческого и рабочего, а также на­ционально-освободительного движения и строительства социализма получили освещение н творческое обоб­щение в решениях всех братских партий и в трудах их руководителей.

«ВОПГОСЫ ПСИХОЛОГИИ»— науч. журнал сов. пенхологои, орган АПН РСФСР. Первый номер «В. п.» вышел в февр. 1955. Задачи журнала опреде­ляла редакц. статья этого номера. Гл. редактором «В. п.» был Л. А. Смирнов (с 1955, № 1). В августе 1958 главным редактором назначен Б. М. Теплов. Пе­риодичность журнала: 6 номеров в год при объеме номера — сначала 8, а с 1956 (№ 4) — 12 печатных листов.

Журнал посвящен науч. разработке вопросов мате-рпалистнч. психологии, строящейся на основе филос. принципов марксизма-ленинизма. В нем публикуются теоретич. и экспериментальные исследования по про­блемам общей и детской психологии; результаты изу-чеипя познават. процессов — ощущений и восприя­тий, памяти и воображения, мышления и речи; воп­росы психологии личности — воспитание потребно­стей, развитие способностей и интересов, формирова­ние чу1ств, воли, темперамента и характера; разра­батываются вопросы психологии труда и производств, обучения, психологии спорта, психологии искусства, патопсихологии, истории психологин. «В. п.» прово­дят обмен опытом преподавания психологии, крити­чески разбирают выходящие труды по психоло­гин, информируют читателей о достижениях в области технич. оснащения психологич. исследований. Журнал знакомит с работой зарубежных прогрес­сивных психологов и подвергает критике реакцион­ные направления в современной буржуазной психо­логии.

Журнал имеет отделы: теоретич. и эксперименталь­
ные работы по психологии, дискуссии и обсуждения,
критика и библиография, преподавание психологии,
за рубежом, экспериментальная аппаратура, науч.
хроника. М. Соколов. Москва.

«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ» — науч. журнал сов. философов, орган Ин-та философии АН СССР. Издает­ся с авг. 1947. В первом номере «В. ф.» был опублико­ван стенографич. отчет философской дискуссии 1947. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номе­ра. Гл. редакторами «В. ф.» были Б. М. Кедров (с 1947, № 1), Д. И. Чесиоков (с 1948, № 3), Ф. В. Констан­тинов (с 1952, № 5), М. Д. Каммари (с 1954, № 5), А. Ф. Окулов (с 1959, 8), М. Б. Митин (с 1960, № 6). Периодичность журнала: сначала 3 раза в год, при объеме номера 20 печатных листов; с 1951—6 раз в год, по 15 печатных листов в номере; с 1958— 12 раз в год, по 12 печатных листов в номере. С конца 1959 статьи «В. ф.» резюмируются на английском языке.

Посвящая осн. массу материалов разработке раз­личных проблем марксистской философии, в част­ности анализу закономерностей развития социали­стич. общества, «В. ф.» выступает с критикой совр. «дипломированных лакеев поповщины» — бурж. иде­алистов, ведет атеистич. пропаганду. Всесторонняя разработка марксистской диалектики сочетается на страницах журнала с филос. анализом новейших от­крытий естествознания. «В. ф.» информирует читателя о ходе борьбы прогрессивных мыслителей в бурж. странах против пдеалистич. школ и течений, освещает филос. жизнь во всех странах мира, критически раз­бирает выходящие из печати филос. труды, освещает педагогическую н науч.-исследовательскую работу философских кафедр вузов, науч. жизнь философских учреждений.

В журнале имеются след. отделы: историч. матери­ализм; диалектич. материализм и логика; филос. во-


ВОРМС - БОРОВСКИЙ 289


просы естествознания; история философии; этика и науч. атеизм; эстетика; философия и социология за рубежом; для изучающих философию; критика и биб­лиография. На страницах «В. ф.» проводятся дискус­сии и обсуждения, здесь публикуются науч. сообще­ния, лекции и консультации, ответы на вопросы чита­телей, освещается науч. жизнь и междунар. связи сов. философов.

Журнал провел дискуссии о соотношении формаль­
ной и диалектич. логики, о фил ос. проблемах теории
относительности, о теории резонанса в химии, о
возникновении жизни, о некоторых вопросах теории
биологич. вида и видообразования, о предмете пси­
хологии, о противоречиях при социализме и др.
Широко обсуждались на страницах «В. ф.» коллек­
тивные науч. труды и учебные пособия по философии,
а также программы по различным филос. дисциплинам.
Вместе с многочисл. сов. учеными в журнале сотруд­
ничают философы стран народной демократии, прогрес­
сивные мыслители бурж. стран. Н. Завадская. Москва.
ВОРМС (Worms), Рене (1869—1926) — франц. бурж.
социолог. Важнейшая работа В.—«Организми общест­
во» («Organisme el Sociele», P., 1896, в рус. пер.—«Об­
щественный организм», 1897), в к-рой В. развивает
идеи органической школы в социологии. В. основывал
свои взгляды на установлении антинаучной аналогии
между обществом и животным организмом. Общество,
согласно В., возникло от человеч. пары и движется
и изменяется по биологич. законам. В. ввел термины
«социальная патология» и «социальная гигиена» для
обозначения «болезни» и «оздоровления» общества,
подразумевая под последними социальные противо­
речия. В захвате колоний В. усматривал «размноже­
ние общества». На этом основании он оправдывал
колониальную политику империализма, видя в ней
«естественный» процесс. М. Баскин. Москва.
ВОРОВКА (Vorovka), Карел (3 февр. 1879 —
15 янв. 1929) — чешский математик и философ-идеа­
лист. Проф. Пражского ун-та (с 1921). Принимал
участие в издании идеалистич. журн. «Buch filosoficky»
(с 1920). Занимаясь философией математики, распро­
странял принципы конвенционализма Пуанкаре на
естеств.-науч. познание вообще («Соображения о со­
зерцании в математике» — «Ovahy о nazoru v mate-
matice», 1917). Критикуя плоский позитивизм, В.
пришел к идеалистич.-теистич. взглядам, в к-рых
опирался на идеализм Лейбница и мистику неопла­
тоников и гностиков («Скептицизм и гностицизм» —
«Skepse a gnose», 1921).

Соч.: Kantova filosofie ve svych vztazich k vedam exak-
tnim, Praha, 1924; Skepse a gnose, Praha, 1921; Polemos (Spory
v ceskee filosofii v letech 1919—1925), Praha, 1926; Americka
filosofie,. Praha, 1929. И. Попелова. Чехословакия.

ВОРОВСКИИ, Вацлав Вацлавович (псевдонимы— П. Орловский, Ю. Адамович, Фавн и др.) [15 (27) окт. 1871 —10 мая 1923]—теоретик и про­пагандист марксистско - ле­нинской философии, лит. кри­тик, разрабатывавший вопро­сы эстетики, сов. дипломат. Род. в Москве в семье инже­нера. Вступив в нач. 90-х гг. 19 в. в рус. освободит, дви­жение, В. вскоре примкнул к революц. социал-демокра­тии. После II съезда РСДРП В. становится на сторону большевиков, сотрудничает в «Искре» и затем в большеви­стской прессе. Был членом редколлегии газ. «Вперед» и «Пролетарий» (1905). Участ­ник III и IV съездов РСДРП, V съезда социал-демо­кратии Польши и Литвы. В период 1904—12 В.работал


в парт, организациях Украины; долгое время стоял во главе Одесской организации большевиков. За революц. деятельность неоднократно подвергался тюремному за­ключению (1897—99, 1910, 1912) и ссылке (1899—1902, 1912 —13). После победы Великой Окт. социалистам, революции В.— представитель РСФСР в скандинав­ских странах (1917—19); в 1919—20 В. заведовал Госиздатом, затем был полпредом в Италии (1921— 1923). Погиб в Лозанне от руки белогвардейца.

Первые же печатные работы В. свидетельствуют о глубоком понимании им марксистской философии. В «Письме в редакцию журнала „Жизнь"» (1901) В. пи­сал, что Маркс и Энгельс, критически переработав гегелевскую диалектику, обогатили материализм уче­нием о развитии (см. Соч., т. 1, 1933, с. 161). В «Пись­ме из Берлина» (1908) В. подчеркивал, что «имен­но метод диалектического материализма и является самой осью учения Маркса», что этот метод «обеспе­чен от застойности и притупления, ибо прилагает так­же и к самому себе мерило неуклонного развития...» (там же, с. 44). В ряде работ В. отмечал, что диалек­тич. мышление свойственно только восходящему клас­су: «Там, где нет еще сложившихся классов, которым выгодно и необходимо диалектическое мышление, там не может зародиться и само это мышление» (там же, с. 178). «... Относительное, конкретное, диалекти­ческое мышление доступно только классу, который сам развивается» (Соч., т. 2, 1931, с. 231). Настаивая на необходимости диалектики как методо­логии любого исследования и умело проводя этот принцип в многочисл. литературоведч., историч. и партийно-публицистич. работах, В. отмечал, что «пра­вильная методологическая схема не исключает, а, напротив, требует детального изучения кон­кретной действительности» (Соч., т. 3, 1933, с. 91). В ст. «В. И. Ульянов-Ленин» (1920) В. писал, что тео­рия для Ленина «никогда не представляла самодов­леющей ценности», а была способом иознания об­ществ, жизни, к перестройке которой стремится про­летариат (см. там же, с. 355—56).

Нек-рые работы В. («Письмо в редакцию журнала „Жизнь"», 1901; «Мятущиеся и мечущиеся», 1906. и др.) были посвящены борьбе с философской — нео­кантианской и махистской — ревизией марксизма. В рецензии на кн. М. Ферворна «Естествознание и миросозерцание» (в газ. «Одесское обозрение», 1909, 5 июня — см. «Вопр. философии», 1957, № 3) В. выступил с поддержкой кн. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».

В области историч. материализма В. особое внима­ние уделял проблемам обществ, бытия и обществ, сознания, закономерностям развития производит, сил и производств, отношений, базиса и надстройки и др. («Представляет ли интеллигенция общественный класс?», 1904; «Народно-социалистическая партия и человеческая личность», 1906; «Мелкобуржуазная уто­пия», 1906; «Социал-демократия и буржуазные пар­тии», 1907; «Социал-демократия и рабочая масса», 1907; «Коммунистический манифест», 1908; «Письмо из Берлина», 1908; «Карл Маркс», 1917, и др.). Про­пагандируя материалистич. понимание истории, В. указывал: чем дальше уходят производит, силы от той ступени своего развития, на к-рой создались дан­ные производств, отношения, тем больше становится разлад между ними и этими отношениями. Произво­дит, силы сбрасывают устаревшие производств, от­ношения и создают новые. В этом, писал В., причина гибели всех предшествующих капитализму обществ.-экономич. формаций. «Точно так же погибнут и про­изводственные отношения буржуазного общества, когда производительные силы разовьются до того, что станут возможны и необходимы коллективистические (социалистические) производственные отношения»


290 БОРОВСКИЙ - ВОРЦЕЛЬ


(Соч., т. 1, с. 10). Отмечая решающую роль экономим, отношений классов, В. вместе с тем подчеркивал ак­тивный характер всех элементов обществ, надстройки.

В трудах «„Коммунистический манифест" и его судь­ба в России» (1907), «К истории марксизма в Рос­сии» (1908, 3 изд., 1919) и др. В. осветил историю рас­пространения марксизма в России. В. отмечал зна­комство рус. революц. демократов с нек-рыми работами Маркса, положительно оценивал работы Зибера, распространявшего экономич. теорию мар­ксизма, и рецензию Кауфмана на «Капитал». Одна­ко В. писал, что даже в 70—80-х гг. в России «не было социальных основ для восприятия учения Маркса как классового учения. Оно бы­ло кастрировано. Из него удалили всю его социоло­гическую часть — его живую душу, оставив только экономическое учение, которое рассматривалось, оце­нивалось и принималось (или отвергалось) исключи­тельно как „система политической экономии", неза­висимо от ее связи со всем мировоззрением автора» (Соч., т. 1, с. 120). По мере развития рабочего движе­ния, в борьбе с народниками, «легальными» маркси­стами, экономистами и меньшевиками развивалась и двигалась марксистская мысль в России. Только революц. социал-демократия соединила рабочее дви­жение с социализмом. «История марксизма в Рос­сии,— писал В.,— является блестящей иллюстра­цией его теории. Она показывает, какой неразрывной связью соединена идеология данного класса с его бы­тием, с его повседневной борьбой. Законченное про­летарское мировоззрение, разработанное на Западе в живой связи с классовой борьбой рабочих, остается пустоцветом на русской почве, пока не назревает движение масс, оживляющее эту до тех пор мертвую догму. Лишь по мере развития рабочего движения формальный русский марксизм наполняется реаль­ным содержанием» (там же, с. 157). В. перевел «Мани­фест Коммунистической партии», а также работу Маркса «К критике гегелевской философии права».

Развивая материалистич. традицию рус. революц. демократов в эстетике, В. с марксистских позиций бо­ролся за упрочение связи прогрессивной лит-ры с жизнью народа. После революции 1905—07 он вы­ступил с рядом статей о Белинском, Добролюбове, Писареве, Некрасове, Тургеневе, М. Горьком и др., а также со статьями против декадентства, в к-рых вскрыл социально-экономич. корни и идейные основы упа­дочнической лит-ры, ее связь с контрреволюцией («О буржуазности модернистов», 1908, и др.). В ст. «„Правда" или „ложь"» (1908), «В ночь после битвы» (1908), «Леонид Андреев» (1910) В. охарактеризовал Л. Андреева, Ф. Сологуба, М. Арцыбашева как реакц. писателей — проповедников философии пессимизма, отступников от традиций передовой демократич. лит-ры. Необычайная сила Горького как величайшего писателя современности объясняется В. прежде все­го его тесной связью с борьбой рабочего класса (см. Соч., Т. 2, с. 200). В то же время В. решительно осу­дил временное увлечение Горького идеями богострои­тельства. Писатель, подчеркивал В., имея «дело с независящей от его воли действительностью» (там же, с. 335), должен в своих художеств, произ­ведениях отражать жизнь в образной форме. В. раз­рабатывал вопросы о партийности лит-ры, о значении мировоззрения в процессе типизации, о критерии ху­дожественности и др.

В. И. Ленин высоко ценил В. как одного из талант­ливых большевистских публицистов.

Соч.: Соч., т. 1—3 (т. 1—вступ. ст. Н. Л. Мещерякова, т. 2 —А. В. Луначарского), М., 1931—33; Избр. произв. о пер­вой русской революции, М., 1955; Литературно-критические статьи (вступ. ст. И. С. Черноуцана), М., 1956.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 487; т. 8, с 22. 75, 199, 281, 302; т. 34, с. 231, 262, 345; Ганец-


к и й Я., В. В. Боровский, St.— Л., 1925; Кривцов С, В. В. Боровский, «Под знаменем марксизма», 1923, № 4—5; Емельяненко Г. Г., Поширення марксистсько-ленш-ських ф^ософських щей на Укранп, в кн.: 3 icTopii' еусшль-но-пол1тично'1 та фшософсько! думки на УкраУш, КиУв, 1956; Морозова Э., В.. В. Боровский в борьбе за проле­тарскую литературу, [Львов], 1957; Верховцев И. П., Жизнь, отданная великому делу, М., 1959; Пи я ш ев Н. Ф., Боровский, М., 1959 (имеется библиография).

Г. Емельяненко. Киев.

ВОРОНЦОВ (псевд.— «В. В.»), Василий Пав­лович (1847 —1918) — рус. экономист, представитель субъективной школы в социологии, идеолог либе­рального народничества. Сотрудничал в журн. «Оте­чественные записки», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Новое слово» и др., а также в заграничном журн. Лаврова «Вперед». За­дачу социальной науки В. видел в объяснении «про­исхождения сложных общественных отношений из более простых психологических...» («Наши направ­ления», 1893, с. 13). Идеализируя «народное произ­водство», в особенности крестьянскую общину(«Кресть-янская община», 1892), В. считал, что Россия пе­рейдет к социализму, минуя капиталистич. стадию (см. «Судьбы капитализма в России», 1882), путем реформ, осуществляемых пр-вом в содружестве с «образованным обществом». Интеллигенция как вне­классовая сила является, по В., гл. движущей силой истории.

Ленин, Плеханов и др. марксисты подвергли кри­тике ненауч. субъективную социологию В.

Соч.: Очерки теоретической экономии, СПБ, 1895; Артель­ные начинания русского общества, СПБ 1895; От семидесятых годов к девятисотым, Сб. статей, СПБ, 1907.

Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как
они воюют против социал-демократов?. Соч., 4 изд., т. 1;
его же, Экономическое содержание народничества и критика
его в книге г. Струве, там же; его ж е, К характеристике
экономического романтизма, там же, т. 2; е г о же, Развитие
капитализма в России, там же, т. 3; его ж е, О народничестве,
там же, т. 18; Плеханов Г. В.. Обоснование народни­
чества в трудах г-на Воронцова (В. В.), Соч., 2 изд.. т. 9,
М., [1925]. Г. Арефьева. Москва,

ВОРЦЕЛЬ (Worcell), Станислав Габриель (1799— 1857) — польский революционный демократ и со­циалист-утопист. До 1831 В. придерживался уме­ренных политич. взглядов, однако после участия в польском освободит, восстании 1830—31 его взгляды радикализировались, приближаясь к революц. де­мократизму и утопич. социализму. Эмигрировав во Францию (в 1831), работал вместе с Лелевелем, был связан с франц. революц. движением, являлся чле­ном «Общества прав человека и гражданина» («So-ciete des Droits de l'Homme et du Citoyen»), прини­мал участие в движении карбонариев. В 1833 за ре­волюц. деятельность был выслан из Франции. Пере­ехав в Бельгию, вел пропаганду революц. идей на страницах журн. «Голос народа» («La Voix du Peuple»), После высылки из Бельгии переехал в Англию, где связался с крест.-плебейской секцией Польского де­мократич. об-ва в Портсмуте (1835) и содействовал ев превращению в первую польскую революц.-демо­кратич. организацию — «Люд польски». После 1846 вступил в Польское демократич. об-во и стал одним из его вождей.

Теоретич. взгляды В. гл. обр. сложились под вли­янием идей сен-симонизма. В написанном в 1836 ре­ферате «О собственности» («О vlasnosci», см. «Lud Polski, Wybor dokumentow», Warsz., 1957, в рус, пер.— «Избр. произв. прогрессивных польских мысли­телей», т. 2, М., 1956) В. рассматривал собствен­ность как историч. и социальную категорию. Исходя из положения, что собственность составляет основу обществ, порядка, В. исследовал историч. изменяе­мость ее форм, происходящую по законам прогрес­са. Это изменение реализует идею справедливости, по к-рой эксплуататорская собственность должна быть заменена собственностью коллективной, В. был со-


«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» 291


автором ряда программных документов союза «Люд польски», выступал с требованиями ликвидации фео­дализма, национализации земли и уничтожения ча­стной собственности в Польше. Идеалом В. было об­щество «уравненных социальных условий», создан­ное путем крест.-плебейской революции. Однако утопич. социализм В. сильно окрашен мистицизмом. По его мнению, новый обществ, порядок означает реализацию заветов христианства. Эту религиоз­ность воззрений В. критиковал Герцен, с к-рымВ. сотрудничал в последний период своей деятельности. В соч. «Былое и думы» Герцен указывал, что В. «ве­рил в какой-то духовный мир, неопределенный, не­нужный, невозможный, но отдельный от мира ма­териального» (Собр. соч., т. 11, 1957, с. 148). Отход от религ. фразеологии и углубление интернациона­лизма содержится в обнаруженной посмертно руко­писи В. «О союзах естественных и общественных...». В. выступал за солидарность польск. и рус. революц. движения.

Соч.: О zwiEizkach przyrodzonych i spotecznych, в кн.: Limanowski В., Stanistaw Worcell, Warsz., 1948; hewolucyjna propaganda rosyjska, в кн.: Towarzystwo demo-kratyczne Polskie. Dokumenty i pisma, Warsz., 1954; Polska i W?gry, «Demokrata polski», 1849), 23 czerwca, 13 и 28 lipca.

Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, М.,1956; Герцен
А. И., Былое и думы, Собр. соч., т. 11, М., 1957, с. 124-49;
Limanowski В., Stanislaw Worcell, Warsz., 1948; Mil-
kowski Z., Stanislaw Worcell, «Biblioteka Warszawska»,
1910, t. 4; L u л a s z e w i с z W., Stanislaw Gabriel Wor­
cell, Warsz., 1951. X. Темкинова. Польша.

«ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУЙ БОНА­ПАРТА» — произведение Маркса, в к-ром он, приме­няя метод диалектич. материализма к анализу исто-рич. событий 1848—51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ, развития. Сочинение написано в период с дек. 1851 по март 1852 в форме статей для еженедельного журнала, подготовлявшегося к изданию в США Вейдемейером. Из-за денежных затруднений издание журнала было прекращено и статьи не были опубликованы. По предложению Маркса они были изданы Вейдемейером в мае 1852 отд. книгой в виде первого и единств, выпуска «непериодического журнала» «Die Revolution» под назв., данным Вейдемейером: «Восемнадцатое брю­мера Луи-Наполеона» (вместо Луи Бонапарта). По­пытки переиздать книгу в Германии или в Англии оказались безрезультатными. 2-е изд. книги, текст которой Маркс пересмотрел заново, вышло только в 1869. В 1885 вышло 3-е издание книги под редакцией Энгельса. Франц. перевод книги был впервые опуб­ликован в газете «Le Socialiste» — органе Рабочей партии Франции — в январе — ноябре 1891. В том же году в Лилле работа вышла отдельной книгой. На рус. языке впервые эта книга была издана в 1894 в Женеве. В Советском Союзе с 1918 по 1958 тираж лишь отдельных изданий книги достиг 1 млн. экз.

После гос. переворота 2 дек. 1851, уничтожившего во Франции республику и давшего, казалось, совер­шенно неожиданно, всю полноту власти авантюристу Луи Бонапарту, «... Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изло­жил в его внутренней связи весь ход французской ис­тории со времени февральских дней и раскрыл в чуде 2.декабря естественный, необходимый резуль­тат этой связи...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 210). Превосходное понимание и проникновение в смысл совр. событий оказалось возможным потому, что Маркс проанализировал живую историю целого пе­риода с т. зр. борьбы классов. Он обнажил политич. и материальные интересы всех классов Франции, их место и роль в революции. Ключом к пониманию истории второй франц. республики послужил Марксу открытый им же закон историч. развития, согласно


к-рому всякая историч. борьба, совершающаяся в политической, религиозной, философской и любой др. идеологич. области, есть выражение классовой борьбы, к-рая, в свою очередь, обусловливается эконо-мич. строем общества.

Подытожив опыт классовой борьбы 1848—51, Маркс развил и конкретизировал идею диктатуры пролетариата, сделав важнейший теоретич. и политич. вывод о том, что пролетариату необходимо не просто завоевать бурж. гос. машину, а сломать это орудие подавления и угнетения пролетариата и трудящихся масс. «Все перевороты усовершенствовали эту ма­шину вместо того, чтобы сломать ее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 206). Ленин, отмечая, что Маркс сделал громадный шаг вперед по сравнению с «Коммунистическим манифестом», назвал этот вывод главным, основным в учении марк­сизма о государстве (см. Соч., 4 изд., т. 25, с. 378).

Особенно важна данная в работе характеристика социальной сущности крестьянства. Маркс раскрыл двойственную природу крестьянства и показал тен- денцшо его_ экономим, и политич. развития. Маркс сделал" "чрезвычайно важный и сыгравший" впослед­ствии огромную роль вывод о неизбежности для кре­стьянства и необходимости для пролетариата союза между ними под руководством пролетариата в борь­бе за пролет, революцию. Маркс показал, что «..._ин^, тересы крестьян находятся уже не в гармонии с ин­тересами буржуазии, с капиталом..., а в непримири­мом противоречии с ними. Крестьяне поэтому нахо­дят" своего естественного союзника й-в6ждя~в' г,о-р О Д с к о м п р о л е та р и а т е, призванном нис­провергнуть буржуазный порядок» (Марк с "К." и Энгельс Ф., Соч.; 2 изд., т. 8, с. 211).

Маркс сопоставил особенности развития бурж. и Пролет, революций, подчеркнув присущие пролет, революции последовательность в разрешении всех стоящих перед ней задач и революц. закон самокри­тики. Маркс отметил, что буржуазия в период рево­люций 17—18 вв. нуждалась в идеалах, художеств, формах и иллюзиях прошлого, чтобы скрыть истин­ное содержание своей борьбы. Напротив, пролет, революции могут черпать свои идеалы только из бу­дущего, а не из прошлого. Произведение содержит ряд важных мыслей Маркса о восстании как искус­стве, о сущности бурж. демократии, об отношении пролетариата к мелкой буржуазии и др. В этрй ра­боте Маркс, по словам Энгельса, проверил правиль­ность открытого им закона историч. материализма, и «это испытание дало блестящие результаты» (М арке К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 211). В этом произведении Маркс характеризует отношение между формами собственности и различ­ными идейными течениями, как отношение между базисом и надстройкой: «Над различными формами собственности, над социальными условиями сущест­вования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответ­ственных общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 145).

Лит.: Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу от 2 септ. 1852, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Энгельс Ф., [Письмо] К. Марксу от 23 сент. 1852 г., там же; е г о же, Предисловие к третьему немецкому изданию [работы К. Маркса] «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Л е н и н В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Дуде ль С, Исторические работы Карла Маркса, «Книга и пролетарская революция», 1940, № 7; Рубин­штейн Е., Гениальное произведение основоположника коммунизма, «Марксистско-ленинская лит.». Библиогр. бюл., 1938, № 3; Селезнев. К., Работа Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Историч. ж.», 1941, № 6; Ф л о-р и м о н Б о н т, Столетие книги К. Маркса «Восемнадца­тое брюмера Луи Бонапарта», в сб.: Французские коммунисты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...