Ведическая религия-reды 235 15 глава
283 «ВОПРОСЫ ЛЕНИНИЗМА»-«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
Осн. вопросом, к-рый затрагивается почти во всех работах сборника, является вопрос о судьбах со-циалистнч. революции в СССР. Решая его, Коммунис-тич. партия вела борьбу на два фронта: против «левого», троцкистского уклона и против капитулянтских взглядов правых. В этой борьбе большое значение имела защита партиен и ее ЦК ленинской теории о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Раскрывая ее смысл, партия доказала, что даже в такой экономически отсталой стране, какой была тогда Сов. Россия, рабочий класс в союзе с крестьянством, опираясь на поддержку мирового пролетариата, может организовать социалистическое производство, обеспечить победу социализма. В целом ряде работ сборника нашла отражение борьба Коммунистнч. партии за указанные В. И. Лениным пути построения социалистам, общества— индустриализацию страны н коллективизацию с. х-ва [«Ленин и вопрос о союзе с середняком» (1928), «К вопросам аграрной политики в СССР» (1929), «О задачах хозяйственников» (1931), «Итоги первой пятилетки» (1933) и др.]. В докладе на VIII Чрезвычайном съезде Советов «О проекте конституции Союза ССР» (1936) и «Отчетном докладе па XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б)» (1939) И. В. Сталин показал изменения классовой структуры сов. общества, природы и функций Советского государства. Вместе с тем Сталин выдвинул в корне ошибочный тезис о том, что будто бы, чем ближе страна, совершившая социалистическую революцию, подходит к социализму, тем острее в ней разгорается классовая борьба. Это ошибочное положение служило оправданием необоснованных репрессий в отношении невинных граждан, а также партийных и советских кадров. В 11-е изд. «В. л.» была включена работа «О диалектическом и историческом материализме» (1938), написанная для «Краткого курса истории ВКП(б)». В ней дана сжатая характеристика марксистской философии, показана связь ее положений с практич. деятельностью рабочего класса, марксистской партии.
В этой работе наряду с правильными положениями содержались и иек-рые ошибочные. Напр., было выдвинуто педналоктнч. положение о полном соответствии производит, сил и производств, отношений при социализме. В целом книга «В. л.» представляет собой результат применения марксистско-ленинской теории к решению задач, поставленных обществ, развитием в период перехода от капитализма к социализму. Проблемы теории и практики социалистич. строительства, получившие освещение в книге «В. л.», разрабатывались также в произведениях таких выдающихся деятелей Коммунистнч. партии и Советского гос-ва, как Дзержинский, Киров, Калинин, Орджоникидзе. Выдающееся место в разработке проблем строительства социализма и коммунизма занимают работы Н.С. Хрущева, его доклады на XX и XXI съездах КПСС, на пленумах ЦК КПСС. Результаты коллективной работы партии по обобщению опыта социалистич. строителтетга были воплощены в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Коммунистнч. партии Советского Союза. Вопросы кодшунистнческого и рабочего, а также национально-освободительного движения и строительства социализма получили освещение н творческое обобщение в решениях всех братских партий и в трудах их руководителей.
«ВОПГОСЫ ПСИХОЛОГИИ»— науч. журнал сов. пенхологои, орган АПН РСФСР. Первый номер «В. п.» вышел в февр. 1955. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номера. Гл. редактором «В. п.» был Л. А. Смирнов (с 1955, № 1). В августе 1958 главным редактором назначен Б. М. Теплов. Периодичность журнала: 6 номеров в год при объеме номера — сначала 8, а с 1956 (№ 4) — 12 печатных листов. Журнал посвящен науч. разработке вопросов мате-рпалистнч. психологии, строящейся на основе филос. принципов марксизма-ленинизма. В нем публикуются теоретич. и экспериментальные исследования по проблемам общей и детской психологии; результаты изу-чеипя познават. процессов — ощущений и восприятий, памяти и воображения, мышления и речи; вопросы психологии личности — воспитание потребностей, развитие способностей и интересов, формирование чу1ств, воли, темперамента и характера; разрабатываются вопросы психологии труда и производств, обучения, психологии спорта, психологии искусства, патопсихологии, истории психологин. «В. п.» проводят обмен опытом преподавания психологии, критически разбирают выходящие труды по психологин, информируют читателей о достижениях в области технич. оснащения психологич. исследований. Журнал знакомит с работой зарубежных прогрессивных психологов и подвергает критике реакционные направления в современной буржуазной психологии. Журнал имеет отделы: теоретич. и эксперименталь «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ» — науч. журнал сов. философов, орган Ин-та философии АН СССР. Издается с авг. 1947. В первом номере «В. ф.» был опубликован стенографич. отчет философской дискуссии 1947. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номера. Гл. редакторами «В. ф.» были Б. М. Кедров (с 1947, № 1), Д. И. Чесиоков (с 1948, № 3), Ф. В. Константинов (с 1952, № 5), М. Д. Каммари (с 1954, № 5), А. Ф. Окулов (с 1959, № 8), М. Б. Митин (с 1960, № 6). Периодичность журнала: сначала 3 раза в год, при объеме номера 20 печатных листов; с 1951—6 раз в год, по 15 печатных листов в номере; с 1958— 12 раз в год, по 12 печатных листов в номере. С конца 1959 статьи «В. ф.» резюмируются на английском языке.
Посвящая осн. массу материалов разработке различных проблем марксистской философии, в частности анализу закономерностей развития социалистич. общества, «В. ф.» выступает с критикой совр. «дипломированных лакеев поповщины» — бурж. идеалистов, ведет атеистич. пропаганду. Всесторонняя разработка марксистской диалектики сочетается на страницах журнала с филос. анализом новейших открытий естествознания. «В. ф.» информирует читателя о ходе борьбы прогрессивных мыслителей в бурж. странах против пдеалистич. школ и течений, освещает филос. жизнь во всех странах мира, критически разбирает выходящие из печати филос. труды, освещает педагогическую н науч.-исследовательскую работу философских кафедр вузов, науч. жизнь философских учреждений. В журнале имеются след. отделы: историч. материализм; диалектич. материализм и логика; филос. во- ВОРМС - БОРОВСКИЙ 289
Журнал провел дискуссии о соотношении формаль
Соч.: Kantova filosofie ve svych vztazich k vedam exak-
ВОРОВСКИИ, Вацлав Вацлавович (псевдонимы— П. Орловский, Ю. Адамович, Фавн и др.) [15 (27) окт. 1871 —10 мая 1923]—теоретик и пропагандист марксистско - ленинской философии, лит. критик, разрабатывавший вопросы эстетики, сов. дипломат. Род. в Москве в семье инженера. Вступив в нач. 90-х гг. 19 в. в рус. освободит, движение, В. вскоре примкнул к революц. социал-демократии. После II съезда РСДРП В. становится на сторону большевиков, сотрудничает в «Искре» и затем в большевистской прессе. Был членом редколлегии газ. «Вперед» и «Пролетарий» (1905). Участник III и IV съездов РСДРП, V съезда социал-демократии Польши и Литвы. В период 1904—12 В.работал в парт, организациях Украины; долгое время стоял во главе Одесской организации большевиков. За революц. деятельность неоднократно подвергался тюремному заключению (1897—99, 1910, 1912) и ссылке (1899—1902, 1912 —13). После победы Великой Окт. социалистам, революции В.— представитель РСФСР в скандинавских странах (1917—19); в 1919—20 В. заведовал Госиздатом, затем был полпредом в Италии (1921— 1923). Погиб в Лозанне от руки белогвардейца. Первые же печатные работы В. свидетельствуют о глубоком понимании им марксистской философии. В «Письме в редакцию журнала „Жизнь"» (1901) В. писал, что Маркс и Энгельс, критически переработав гегелевскую диалектику, обогатили материализм учением о развитии (см. Соч., т. 1, 1933, с. 161). В «Письме из Берлина» (1908) В. подчеркивал, что «именно метод диалектического материализма и является самой осью учения Маркса», что этот метод «обеспечен от застойности и притупления, ибо прилагает также и к самому себе мерило неуклонного развития...» (там же, с. 44). В ряде работ В. отмечал, что диалектич. мышление свойственно только восходящему классу: «Там, где нет еще сложившихся классов, которым выгодно и необходимо диалектическое мышление, там не может зародиться и само это мышление» (там же, с. 178). «... Относительное, конкретное, диалектическое мышление доступно только классу, который сам развивается» (Соч., т. 2, 1931, с. 231). Настаивая на необходимости диалектики как методологии любого исследования и умело проводя этот принцип в многочисл. литературоведч., историч. и партийно-публицистич. работах, В. отмечал, что «правильная методологическая схема не исключает, а, напротив, требует детального изучения конкретной действительности» (Соч., т. 3, 1933, с. 91). В ст. «В. И. Ульянов-Ленин» (1920) В. писал, что теория для Ленина «никогда не представляла самодовлеющей ценности», а была способом иознания обществ, жизни, к перестройке которой стремится пролетариат (см. там же, с. 355—56).
Нек-рые работы В. («Письмо в редакцию журнала „Жизнь"», 1901; «Мятущиеся и мечущиеся», 1906. и др.) были посвящены борьбе с философской — неокантианской и махистской — ревизией марксизма. В рецензии на кн. М. Ферворна «Естествознание и миросозерцание» (в газ. «Одесское обозрение», 1909, 5 июня — см. «Вопр. философии», 1957, № 3) В. выступил с поддержкой кн. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В области историч. материализма В. особое внимание уделял проблемам обществ, бытия и обществ, сознания, закономерностям развития производит, сил и производств, отношений, базиса и надстройки и др. («Представляет ли интеллигенция общественный класс?», 1904; «Народно-социалистическая партия и человеческая личность», 1906; «Мелкобуржуазная утопия», 1906; «Социал-демократия и буржуазные партии», 1907; «Социал-демократия и рабочая масса», 1907; «Коммунистический манифест», 1908; «Письмо из Берлина», 1908; «Карл Маркс», 1917, и др.). Пропагандируя материалистич. понимание истории, В. указывал: чем дальше уходят производит, силы от той ступени своего развития, на к-рой создались данные производств, отношения, тем больше становится разлад между ними и этими отношениями. Производит, силы сбрасывают устаревшие производств, отношения и создают новые. В этом, писал В., причина гибели всех предшествующих капитализму обществ.-экономич. формаций. «Точно так же погибнут и производственные отношения буржуазного общества, когда производительные силы разовьются до того, что станут возможны и необходимы коллективистические (социалистические) производственные отношения» 290 БОРОВСКИЙ - ВОРЦЕЛЬ
В трудах «„Коммунистический манифест" и его судьба в России» (1907), «К истории марксизма в России» (1908, 3 изд., 1919) и др. В. осветил историю распространения марксизма в России. В. отмечал знакомство рус. революц. демократов с нек-рыми работами Маркса, положительно оценивал работы Зибера, распространявшего экономич. теорию марксизма, и рецензию Кауфмана на «Капитал». Однако В. писал, что даже в 70—80-х гг. в России «не было социальных основ для восприятия учения Маркса как классового учения. Оно было кастрировано. Из него удалили всю его социологическую часть — его живую душу, оставив только экономическое учение, которое рассматривалось, оценивалось и принималось (или отвергалось) исключительно как „система политической экономии", независимо от ее связи со всем мировоззрением автора» (Соч., т. 1, с. 120). По мере развития рабочего движения, в борьбе с народниками, «легальными» марксистами, экономистами и меньшевиками развивалась и двигалась марксистская мысль в России. Только революц. социал-демократия соединила рабочее движение с социализмом. «История марксизма в России,— писал В.,— является блестящей иллюстрацией его теории. Она показывает, какой неразрывной связью соединена идеология данного класса с его бытием, с его повседневной борьбой. Законченное пролетарское мировоззрение, разработанное на Западе в живой связи с классовой борьбой рабочих, остается пустоцветом на русской почве, пока не назревает движение масс, оживляющее эту до тех пор мертвую догму. Лишь по мере развития рабочего движения формальный русский марксизм наполняется реальным содержанием» (там же, с. 157). В. перевел «Манифест Коммунистической партии», а также работу Маркса «К критике гегелевской философии права». Развивая материалистич. традицию рус. революц. демократов в эстетике, В. с марксистских позиций боролся за упрочение связи прогрессивной лит-ры с жизнью народа. После революции 1905—07 он выступил с рядом статей о Белинском, Добролюбове, Писареве, Некрасове, Тургеневе, М. Горьком и др., а также со статьями против декадентства, в к-рых вскрыл социально-экономич. корни и идейные основы упадочнической лит-ры, ее связь с контрреволюцией («О буржуазности модернистов», 1908, и др.). В ст. «„Правда" или „ложь"» (1908), «В ночь после битвы» (1908), «Леонид Андреев» (1910) В. охарактеризовал Л. Андреева, Ф. Сологуба, М. Арцыбашева как реакц. писателей — проповедников философии пессимизма, отступников от традиций передовой демократич. лит-ры. Необычайная сила Горького как величайшего писателя современности объясняется В. прежде всего его тесной связью с борьбой рабочего класса (см. Соч., Т. 2, с. 200). В то же время В. решительно осудил временное увлечение Горького идеями богостроительства. Писатель, подчеркивал В., имея «дело с независящей от его воли действительностью» (там же, с. 335), должен в своих художеств, произведениях отражать жизнь в образной форме. В. разрабатывал вопросы о партийности лит-ры, о значении мировоззрения в процессе типизации, о критерии художественности и др. В. И. Ленин высоко ценил В. как одного из талантливых большевистских публицистов. Соч.: Соч., т. 1—3 (т. 1—вступ. ст. Н. Л. Мещерякова, т. 2 —А. В. Луначарского), М., 1931—33; Избр. произв. о первой русской революции, М., 1955; Литературно-критические статьи (вступ. ст. И. С. Черноуцана), М., 1956. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 487; т. 8, с 22. 75, 199, 281, 302; т. 34, с. 231, 262, 345; Ганец- к и й Я., В. В. Боровский, St.— Л., 1925; Кривцов С, В. В. Боровский, «Под знаменем марксизма», 1923, № 4—5; Емельяненко Г. Г., Поширення марксистсько-ленш-ських ф^ософських щей на Укранп, в кн.: 3 icTopii' еусшль-но-пол1тично'1 та фшософсько! думки на УкраУш, КиУв, 1956; Морозова Э., В.. В. Боровский в борьбе за пролетарскую литературу, [Львов], 1957; Верховцев И. П., Жизнь, отданная великому делу, М., 1959; Пи я ш ев Н. Ф., Боровский, М., 1959 (имеется библиография). Г. Емельяненко. Киев. ВОРОНЦОВ (псевд.— «В. В.»), Василий Павлович (1847 —1918) — рус. экономист, представитель субъективной школы в социологии, идеолог либерального народничества. Сотрудничал в журн. «Отечественные записки», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Новое слово» и др., а также в заграничном журн. Лаврова «Вперед». Задачу социальной науки В. видел в объяснении «происхождения сложных общественных отношений из более простых психологических...» («Наши направления», 1893, с. 13). Идеализируя «народное производство», в особенности крестьянскую общину(«Кресть-янская община», 1892), В. считал, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистич. стадию (см. «Судьбы капитализма в России», 1882), путем реформ, осуществляемых пр-вом в содружестве с «образованным обществом». Интеллигенция как внеклассовая сила является, по В., гл. движущей силой истории. Ленин, Плеханов и др. марксисты подвергли критике ненауч. субъективную социологию В. Соч.: Очерки теоретической экономии, СПБ, 1895; Артельные начинания русского общества, СПБ 1895; От семидесятых годов к девятисотым, Сб. статей, СПБ, 1907. Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как ВОРЦЕЛЬ (Worcell), Станислав Габриель (1799— 1857) — польский революционный демократ и социалист-утопист. До 1831 В. придерживался умеренных политич. взглядов, однако после участия в польском освободит, восстании 1830—31 его взгляды радикализировались, приближаясь к революц. демократизму и утопич. социализму. Эмигрировав во Францию (в 1831), работал вместе с Лелевелем, был связан с франц. революц. движением, являлся членом «Общества прав человека и гражданина» («So-ciete des Droits de l'Homme et du Citoyen»), принимал участие в движении карбонариев. В 1833 за революц. деятельность был выслан из Франции. Переехав в Бельгию, вел пропаганду революц. идей на страницах журн. «Голос народа» («La Voix du Peuple»), После высылки из Бельгии переехал в Англию, где связался с крест.-плебейской секцией Польского демократич. об-ва в Портсмуте (1835) и содействовал ев превращению в первую польскую революц.-демократич. организацию — «Люд польски». После 1846 вступил в Польское демократич. об-во и стал одним из его вождей. Теоретич. взгляды В. гл. обр. сложились под влиянием идей сен-симонизма. В написанном в 1836 реферате «О собственности» («О vlasnosci», см. «Lud Polski, Wybor dokumentow», Warsz., 1957, в рус, пер.— «Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей», т. 2, М., 1956) В. рассматривал собственность как историч. и социальную категорию. Исходя из положения, что собственность составляет основу обществ, порядка, В. исследовал историч. изменяемость ее форм, происходящую по законам прогресса. Это изменение реализует идею справедливости, по к-рой эксплуататорская собственность должна быть заменена собственностью коллективной, В. был со- «ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА» 291
Соч.: О zwiEizkach przyrodzonych i spotecznych, в кн.: Limanowski В., Stanistaw Worcell, Warsz., 1948; hewolucyjna propaganda rosyjska, в кн.: Towarzystwo demo-kratyczne Polskie. Dokumenty i pisma, Warsz., 1954; Polska i W?gry, «Demokrata polski», 1849), 23 czerwca, 13 и 28 lipca. Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, М.,1956; Герцен «ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУЙ БОНАПАРТА» — произведение Маркса, в к-ром он, применяя метод диалектич. материализма к анализу исто-рич. событий 1848—51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ, развития. Сочинение написано в период с дек. 1851 по март 1852 в форме статей для еженедельного журнала, подготовлявшегося к изданию в США Вейдемейером. Из-за денежных затруднений издание журнала было прекращено и статьи не были опубликованы. По предложению Маркса они были изданы Вейдемейером в мае 1852 отд. книгой в виде первого и единств, выпуска «непериодического журнала» «Die Revolution» под назв., данным Вейдемейером: «Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона» (вместо Луи Бонапарта). Попытки переиздать книгу в Германии или в Англии оказались безрезультатными. 2-е изд. книги, текст которой Маркс пересмотрел заново, вышло только в 1869. В 1885 вышло 3-е издание книги под редакцией Энгельса. Франц. перевод книги был впервые опубликован в газете «Le Socialiste» — органе Рабочей партии Франции — в январе — ноябре 1891. В том же году в Лилле работа вышла отдельной книгой. На рус. языке впервые эта книга была издана в 1894 в Женеве. В Советском Союзе с 1918 по 1958 тираж лишь отдельных изданий книги достиг 1 млн. экз. После гос. переворота 2 дек. 1851, уничтожившего во Франции республику и давшего, казалось, совершенно неожиданно, всю полноту власти авантюристу Луи Бонапарту, «... Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил в его внутренней связи весь ход французской истории со времени февральских дней и раскрыл в чуде 2.декабря естественный, необходимый результат этой связи...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 210). Превосходное понимание и проникновение в смысл совр. событий оказалось возможным потому, что Маркс проанализировал живую историю целого периода с т. зр. борьбы классов. Он обнажил политич. и материальные интересы всех классов Франции, их место и роль в революции. Ключом к пониманию истории второй франц. республики послужил Марксу открытый им же закон историч. развития, согласно к-рому всякая историч. борьба, совершающаяся в политической, религиозной, философской и любой др. идеологич. области, есть выражение классовой борьбы, к-рая, в свою очередь, обусловливается эконо-мич. строем общества. Подытожив опыт классовой борьбы 1848—51, Маркс развил и конкретизировал идею диктатуры пролетариата, сделав важнейший теоретич. и политич. вывод о том, что пролетариату необходимо не просто завоевать бурж. гос. машину, а сломать это орудие подавления и угнетения пролетариата и трудящихся масс. «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 206). Ленин, отмечая, что Маркс сделал громадный шаг вперед по сравнению с «Коммунистическим манифестом», назвал этот вывод главным, основным в учении марксизма о государстве (см. Соч., 4 изд., т. 25, с. 378). Особенно важна данная в работе характеристика социальной сущности крестьянства. Маркс раскрыл двойственную природу крестьянства и показал тен- денцшо его_ экономим, и политич. развития. Маркс сделал" "чрезвычайно важный и сыгравший" впоследствии огромную роль вывод о неизбежности для крестьянства и необходимости для пролетариата союза между ними под руководством пролетариата в борьбе за пролет, революцию. Маркс показал, что «..._ин^, тересы крестьян находятся уже не в гармонии с интересами буржуазии, с капиталом..., а в непримиримом противоречии с ними. Крестьяне поэтому находят" своего естественного союзника й-в6ждя~в' г,о-р О Д с к о м п р о л е та р и а т е, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (Марк с "К." и Энгельс Ф., Соч.; 2 изд., т. 8, с. 211). Маркс сопоставил особенности развития бурж. и Пролет, революций, подчеркнув присущие пролет, революции последовательность в разрешении всех стоящих перед ней задач и революц. закон самокритики. Маркс отметил, что буржуазия в период революций 17—18 вв. нуждалась в идеалах, художеств, формах и иллюзиях прошлого, чтобы скрыть истинное содержание своей борьбы. Напротив, пролет, революции могут черпать свои идеалы только из будущего, а не из прошлого. Произведение содержит ряд важных мыслей Маркса о восстании как искусстве, о сущности бурж. демократии, об отношении пролетариата к мелкой буржуазии и др. В этрй работе Маркс, по словам Энгельса, проверил правильность открытого им закона историч. материализма, и «это испытание дало блестящие результаты» (М арке К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 211). В этом произведении Маркс характеризует отношение между формами собственности и различными идейными течениями, как отношение между базисом и надстройкой: «Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 145). Лит.: Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу от 2 септ. 1852, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 21; Энгельс Ф., [Письмо] К. Марксу от 23 сент. 1852 г., там же; е г о же, Предисловие к третьему немецкому изданию [работы К. Маркса] «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Л е н и н В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Дуде ль С, Исторические работы Карла Маркса, «Книга и пролетарская революция», 1940, № 7; Рубинштейн Е., Гениальное произведение основоположника коммунизма, «Марксистско-ленинская лит.». Библиогр. бюл., 1938, № 3; Селезнев. К., Работа Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Историч. ж.», 1941, № 6; Ф л о-р и м о н Б о н т, Столетие книги К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в сб.: Французские коммунисты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|