Ведическая религия-reды 235 14 глава
Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что «необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела (см. также ст. Воля). Лит: Энгельс Ф.. Анти-Дюринг, м., 1957, с. 106—08; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»..., Соч., 4 изд., т 1, с. 142; его же, Материализм и эмпириокри- 284 ВОЛЯ тицизм, там же, т. 14, гл. 3, § В; К а н т И., Критика практи ВОЛЯ — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Подобно всем др. видам психич. явлений, В. представляет процесс, рефлекторный по физиологич. основе и по типу совершения. Это означает, что ее первая причина лежит в объективном мире, отражение к-рого в мозге образует внутр. фазу В., завершающуюся системой двигат. актов или их задержкой. В. человека качественно отличается от рефлекторных действий животных. У последних возникают лишь биологич. предпосылки В., так называемые произвольные движения (качественно отличающиеся от подлинно произвольных движений человека), механизм к-рых вскрыт в учении И. II. Павлова о высшей нервной деятельности (см. его Полное собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 317). В., так же как и сознание человека в целом, есть изначально историч. обществ, продукт, сложившийся в процессе труда. «Все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это смог сделать только человек» (Э н-г е л ь с Ф., Диалектика природы, 1955, с. 140). Обществ, процесс произ-ва и употребление орудий труда коренным образом преобразовали психику животных предков людей, создав совершенно новые мотивы и формы регулирования поведения. Своеобразие трудового процесса состоит в том, что его результат в виде осознанной цели направляет деятельность на всем ее протяжении. Эта структурная особенность человеч. поведения в труде стала основой и прототипом В. Обществ, произ-во предполагает выработку языка как средства общения и обмена мыслями между людьми. Человеч. мозг функционирует по принципу второй сигнальной системы, неразрывно связанной с первой сигнальной системой (см. Сигнальные системы), благодаря чему раздражителями становятся не только непосредственно действующие на органы чувств предметы, но и их отвлеченные и обобщенные образы, обозначенные словом (в форме внешней и внутр. речи). Тем самым создается возможность использовать прошлый опыт для постановки целей, выходящих за пределы чувств, восприятия. Поскольку эти цели иногда значительно отстоят от того, что непосредственно отражается, может возникнуть иллюзия их независимости от внешнего мира. «На деле цели человека порождены объективным миром и предполагают его,— находят его, как данное, наличное. Но кажется человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы...» (Л е н и н В. П., Философские тетради, 1947, с. 162—63).
Образ жизни людей как социальных существ определил господство новых побуждений, выражающих обществ, зависимость поступков, их обусловленность общественным бытием, а также политич. и моральными нормами. Исторически сложившиеся особенности В. (способность регулировать действия в соответствии с заранее намеченным планом, подчинять их моральным нормам, подавлять противоречащие ятим нормам побуждения, преодолевать препятствия на пути к цели) получили ложное объяснение в идеалистич. философии выдвинувшей идею о «свободной воле» как самостоят. силе, ставящей человека вне законов реального мира (см. Волюнтаризм). Выступившие против этой идеи материалисты (Гоббс, Спиноза, Ламетри, Гольбах и др.) настаивали на безусловной детерминированности В. естеств. причинами. Однако в рамках меха-
нистич. методологии проблема своеобразной структуры целенаправленных и сознательных человеч. действий не смогла получить удовлетворит, разрешения. Сторонники механистич. материализма, отождествив детерминацию явлений неорганич. природы с причинной обусловленностью В. у людей, полагали, будто действия людей так же предопределены, как орбита планеты или форма кристалла, и тем самым дали идеалистам повод утверждать, будто учение о детерминированности В. обрекает людей на пассивность и бездействие, а также снимает с них ответственность за поступки, лишая смысла понятия о заслуге и виновности. В борьбе с идеализмом материалистич. теория В. была разработана в 19 в. рус. философами — революц. демократами (Герцен, Чернышевский). Требуя де-терминистич. подхода к В. как к одному из звеньев в закономерной смене причин и следствий, они вместе с тем отвергли механистич. представления и выдвинули на передний план зависимость В. от интересов, от сознательно усваиваемых в результате жизненного воспитания этич. принципов. Главный из них — служение народу, к-рое, превращаясь в осн. потребность, приносит личности наибольшую пользу и наибольшее наслаждение. Такой взгляд на В., прогрессивный для того времени, носил ограниченный характер, т. к. не учитывал классово-историч. сущность сознания и В. человека. Марксизм, открыв действительные движущие силы человеч. поведения и исходя из диалектики соотношения между необходимостью и свободой, дал объяснение В., ее генезиса и развития. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 107) (см. Необходимость и свобода).
Конкретная разработка проблемы В. в психологии тесно связана с ее филос. концепциями. Для бурж. психологии характерно либо отрицание своеобразия В., по сравнению с др. проявлениями человеч. деятельности, либо выделение ее в совершенно особый класс психич. актов. Первая т. зр. широко представлена в ассоциативной психологии, сторонники к-рой полагают, что В. подчинена общим законам интеллектуальных процессов. Так, по мнению Мёймана (Е. Mcumann, Intelligenz und Wille, 1908), связь между мотивом и вызываемым им действием исчерпывающе объяснима законами ассоциации и репродукции представлений. Другая группа психологов-идеалистов видит в В. автономную спонтанную силу. Вундт, напр., понимал под В. способность самостоятельно регулировать течение представлений. Эта способность обусловлена аффектом, но сам аффект сводится к волевому акту (W. Wundt, Grundriss der Psychologic, 1896). Джемс полагал, что в основе В. лежит особое усилие («fiat» — «да будет!»), к-рое требуется для того, чтобы при наличии в сознании неск. идей одни из них затормозить и тем самым обеспечить переход в двигат. сферу желаемой идеи. Этот переход осуществляется по принципу идеомоторного акта (см. W. James, The Principles of Psychology, v. 2, 1890, p. 525). Другой сторонник волюнтаризма С. Линдворский считает В. первичной способностью, посредством к-рой самоутверждается личность. Сочетание идеалистич. подхода к В. с механистическим господствует и в совр. бурж. психологии. Бихевиоризм отрицает В. как специфически человеч. форму регулирования поведения и отождествляет ее с реакциями животных. Гешталътпсихология полагает, что при волевом действии создается структура ВООБРАЖЕНИЕ 285 будущей ситуации, к-рая автоматически приводит к выполнению решения (К. Lewin, Vorsatz, Wille und Bedurfnis, 1926). Сторонники фрейдизма видят двигатель В. в иррацион. влечениях, заложенных в «глубинах» бессознательного. Отвергая идеалистич. концепции В., Ленин писал: «Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю» (Соч., 4 изд., т. 1, с. 142) (см. Детерминизм),
Сов. психология изучает В., опираясь на философию диалектич. материализма и рефлекторную теорию Сеченова — Павлова. Сеченов, доказав, что «произвольные движения» суть движения, «заученные под влиянием жизненных потребностей» (Избр. филос. и психология, произв., 1947, с. 390), раскрыл психофизиология, механизм формирования В. Важную роль в этом механизме играет способность задерживать движения, благодаря к-рой создается барьер для непосредств. перехода импульса в движение, для скороспелых решений. Обдумывание предваряет действие, а при наличии веек, побуждений происходит борьба мотивов, из к-рой победителем выходит побуждение, приобретшее для данной личности наибольшую значимость. Поэтому В.— непростая сумма произвольных движений, за ними стоит личность с ее мировоззрением, направленностью, системой интересов и чувств. Исследования сов. психологов показывают, что развитие В., так же как и психич. деятельности в целом, происходит в процессе обществ, воспитания и обучения, под определяющим воздействием к-рого преобразуются первонач. инстинктивные стремления ребенка и возникают сознательные и общественно-значимые мотивы поведения. В классовом обществе В. человека обусловливается интересами данного класса, классовой борьбой. Сов. педагогика и психология исходят из того, что решающим фактором в развитии В. являются идейно-политич. воспитание молодежи, формирование у нее коммунистич. мировоззрения в неразрывной связи с обществ, трудом и преодолением трудностей, правильная постановка учебно-воспитательного процесса, предполагающая соответствующую организацию руководимого учителем детского коллектива. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 1 07—08;
ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия, греч. yaizazix, от <fa/xciC°"-cu —воображаю) — психич. деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Деятельность В. основана на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом В. служат образы памяти, а также образы наличных восприятий.. Отход от действительности, характерный для В., осуществляется за счет более или менее сложного преобразования этого материала в сознании. Источником В. является материальная действительность, к-рая выступает в результате деятельности человеч. В. в преобразованном виде, приобретаете сознании человека новые формы. В., следовательно, есть не что иное, как процесс преобразующего отражения действительности. С физиология, т. зр. В. объясняется возникновением в коре головного мозга новых сочетаний временных нервных связей, образованных под воздействием внешнего мира и отражающих действительные связи между вещами. Причиной возникновения таких новых сочетаний временных связей является выборочное оживление следов прежних раздражений, ранее не связанных между собой, под воздействием внешних раздражителей (непреднамеренное В.) или словесно сформулированной задачи (преднамеренное В.). В. является специфически человеч. формой психич. деятельности, возникшей в процессе труда и обществ, отношений. Преобразование природы человеком требует от него предварит, представления результата своих действий. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально» (М арке К., Капитал, т. 1, 1955, с. 185). Возникнув из потребностей практич. деятельности и развиваясь вместе с усложнением процесса труда и обществ, отношений, В. затем становится одним из осн. элементов эстетич. и теоретич. деятельности. Будучи существ, звеном целенаправленной человеч. деятельности, создающей новые продукты и преобразующей действительность, В. участвует во всех основных проявлениях сознания. Даже «в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее („стол" вообще) есть известный кусочек ф а н т а з и и» (Л е н и н В. II., Философские тетради, 1947, с. 308). Различают два осн. вида В.— воссоздающее (репродуцирующее) и творческое. Воссоздающее»В. заключается в создании образа объекта, ранее но воспринимавшегося, в соответствии с его описанием или условным изображением (топография, картой, чертежом и т. п.). Более активный характер носит творческое В., к-рое заключается в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты творч. деятельности. Сюда относятся художественное, научное, техническое творчество как самостоятельные виды деятельности и как элементы всякого творческого труда. Особый вид В. представляет собой мечта. Мечта— деятельность В., состоящая в создании образов желаемого будущего. Творч. характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой воображаемых замыслов. Специфика мечты состоит в том, что она не воплощается непосредственно в те или иные продукты. Однако идея, заключающаяся в творч. мечте, может впоследствии лечь в основу технич., науч. и обществ, преобразований. В жизни личности важная роль мечты заключается в том, что она стимулирует к деятельности, создает творческий тонус и определяет жизненные перспективы (см. о мечте у В. И. Ленина, Соч., 4 изд., т. 5, с. 476). В то же время существуют пассивные, бесплодные мечты, уводящие человека от действительности и вредно сказывающиеся на его участии в общественной жизни. В зависимости от задачи и характера деятельности, в к-рой участвует В., используются различные способы или приемы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий в новые образы. Механизм всех этих преобразований сводится к анализу и синтезу чувств, впечатлений, но конкретные формы деятельности В., направляемой потребностями и целью субъекта, имеют в каждом отдельном случае свою специфику. В более простых случаях процесс В. состоит в преувеличении или преуменьшении отд. сторон действительности, комбинировании разнородных элементов. В сложных случаях творч. В. 286 ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ требуются широкие мысленные сопоставления и обобщения, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, отражающих общие идеи и закономерности, к-рые нужно выразить или открыть (напр., показ типического через индивидуальное в художеств, творчестве; моделирование эксперимента для науч. исследования; открытие нового технич. принципа или физич. закона посредством наблюдения конкретных явлений). В. развивается в процессе деятельности под влиянием обществ, потребностей и организации творч. труда. Предпосылкой высокого развития В. у взрослого человека является воспитание В. начиная с детского возраста через игры, учебные занятия и др. виды творч. деятельности. Формирование В. в деятельности неразрывно связано с приобретением знаний. Идейное содержание знаний и убеждений личности является мощным стимулом развития В. Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, «Философские записки», М., 1950, т. 5, с. 59—98; Вундт В., Фантазия как основа искусства, пер. с нем., СПБ — М., 1914; Выготский Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк, М.—Л., 1930; Зальцман Б. Н., Фанта31Я та проль в д1яльност1 людини, Кий, 1958.Леонтьев А.Н., Психологические основы дошкольной игры, «Сов. педагогика», М., 1944, № 8—9; Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа, М., 1954; Психологические исследования представлений и воображения, «Изв. Акад. пед. наук РСФСР», 1956,вып. 76; Р и б о Т., Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Самарин Ю. А., Воспитание воображения школьника, Л., 1947; С у м б а е в И. С, Научное творчество, Иркутск, 1957; Т е п л о в Б. М., Психология музыкальных способностей, М.—Л., 1947; Ф е р с т е р Н. П., Творческая фантазия, М., 1924; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М.—Л., 1934; В о i г е 1 В.. L'in-vention, P., 1955; Henry W. E., The analysis of fantasy. The thematic apperception technique in the study of personality, N. Y., 1956; H e у m a n n K., Phantasie, Basel — N. Y., 1956; McKellar P., Imagination and thinking. A psychological analysis,L.,1957; MeyersonJ., Les images.в кн.: Nouveau traite de psychologie par Dumas, t. 2, P., 1932; О shorn A.F., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, N. Y., 1957; S a r t г e J. P., L'imaginaire. Psychologie phenomenologique de 1'imagination, 17 ed., P., 1948. Л. Гурова. Москва. ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ — открытое выступление нар. масс с оружием в руках против господств, классов; высшая степень выражения классовых антагонизмов; особый вид политич. борьбы, один из способов завоевания политич. власти. В. в. принципиально отличается от заговорщич., бланкистских способов «захвата» политич. власти. В. в. представляют собой выступления народных масс; они происходили в рабовладельч., феод, и капиталистич. эпохи. Историч. материализм рассматривает В. в. как закономерное явление в развитии антагонистич. формаций в эпоху революц. перехода от одной формации к другой. Центральным вопросом всякой революции является вопрос о власти. Как правило, во всех прежних революциях этот вопрос решался открытым выступлением вооруж. нар. масс и сопровождался более или менее длительной гражданской войной. В период перехода от феодализма к капитализму буржуазия с готовностью пускала в ход оружие против своих классовых противников, пытавшихся преградить ей дорогу, и открыто провозглашала право масс на насилие в борьбе за утверждение новых, более прогрессивных общественных порядков. Марксизм-ленинизм учит, что В. в.— не единственная форма перехода власти в руки восходящего класса: политич. переворот, совершенный при переходе власти из рук одного класса в руки дру гого класса, может иметь как немирный, так и мирный характер. Ленин подчеркивал, что «рабочий класс предпочел бы, конечно, м и р н о взять в свои руки власть...» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 4, с. 254). Необходимость В. в. как крайнего средства завоевания политич. власти вызывается тем, что господств, классы не сходят добровольно с обществ, арены. Опи- раясь на весь аппарат гос-ва, они силой подавляют малейшие попытки лишить их классовых привилегий и тем самым навязывают нар. массам самые острые, насильств. формы и методы борьбы. В. в. становятся неизбежными в тех условиях, когда господств, классы достаточно сильны и организованы, чтобы применить оружие в борьбе против революц. выступлений нар. масс; к числу объективных предпосылок, обусловливающих неизбежность В. в., относятся соотношение классовых сил, степень организованности революц. класса и его противников, острота революц. ситуации. Следует особо подчеркнуть, что в совр. условиях, когда каждая бурж. страна вплетена в мировую систему капитализма, выбор форм и методов борьбы рабочего класса, в частности обращение к такому крайнему средству, как В. в., зависит также и от соотношения сил на междунар. арене. Основы учения о В. в. разработали основоположники марксизма. Их точка зрения изложена в работе Энгельса «Революция и контрреволюция в Германии», вк-рой обобщен опыт европ. революций 1848—49: «Восстание есть искусство, точно так же как и война, как и другие виды искусства. Оно подчинено известным правилам, забвение которых ведет к гибели партии, оказавшейся виновной в их несоблюдении... Во-первых, никогда не следует играть с восстанием, если нет решимости идти до конца. Восстание есть уравнение с величинами в высшей степени неопределенными, ценность которых может изменяться каждый день. Боевые силы, против которых приходится действовать, имеют всецело на своей стороне преимущество организации, дисциплины и традиционного авторитета; если восставшие не могут собрать больших сил против своего противника, то их разобьют и уничтожат. Во-вторых, раз восстание начато, тогда надо действовать с величайшей решительностью и переходить в наступление. Оборона есть смерть всякого вооруженного восстания; при обороне оно гибнет, раньше еще чем померялось силами с неприятелем. Надо захватить противника врасплох, пока его войска еще разрознены; надо ежедневно добиваться новых, хотя бы и небольших, успехов; надо удерживать моральный перевес, который дало тебе первое успешное движение восстающих; надо привлекать к себе те колеблющиеся элементы, которые всегда идут за более сильным и всегда становятся на более надежную сторону; надо принудить неприятеля к отступлению, раньше чем он мог собрать свои войска против тебя; одним словом, действуй по словам величайшего из известных до сих пор мастера революционной тактики, Дантона: de l'audace, de l'audace, encore de l'audace!»1 (МарксК. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 100—101). Опыт Парижской Коммуны 1871 подтвердил положение о том, что оборонит, тактика гибельна для В. в. Рассматривая вопрос о В. в. во введении к работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», Энгельс отметил в 1895, что, несмотря на изменившиеся условия борьбы рабочего класса, В. в. остается одним из важней ших средств завоевания власти пролетариатом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. 1, 1955, с. 102—106). В новых историч. условиях учение о В. в. было развито В. И. Лениным. Подчеркивая, что В. в. «...есть лишь одно из важных, но вовсе не всегда обязательных средств завоевания свободного поля борьбы за социализм» (Соч., 4 изд., т. 9, с. 249), что для революц. партии коммунистов «восстание не абсолютный а конкретный лозунг» (там же, с. 247), Ленин разоблачил оппортунистов (Бернштейна и др.), искажав- 1 Смелость, смелость и еше раз смелость! ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ -«ВОПРОСЫ ЛЕНИНИЗМА» 287 ших марксистское учение о В. в. и утверждавших, что В. в. не является в силу изменения военной техники возможным средством борьбы пролетариата. Оппортунисты фальсифицировали точку зрения классиков марксизма-ленинизма на В. в. На историч. опыте первой рус. революции 1905—07 Ленин пришел к выводу, что В. в. может победить и при совр. условиях воен. организации и военной техники (см. Соч., 4 изд., т. 15, с. 45). Ленин разработал вопрос об условиях, необходимых для успешного проведения В. в., показал коренное отличие марксизма от бланкизма. «Восстание, чтобы быть успешным, должно опираться не па заговор, не на партию, а на передовой класс. Это во-первых. Восстание должно опираться на революционный подъем народа. Это во-вторых. Восстание должно опираться на такой переломный пункт в истории нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая, когда всего сильнее колебания в рядах врагов и в рядах слабых половинчатых нерешительных друзей революции. Это в-третъих. Вот этими тремя условиями постановки вопроса о восстании и отличается марксизм от бланкизма» (Соч., 4 изд., т. 26, с. 4—5). В. И. Ленин подчеркнул, что для победы восстания нужна материальная сила революц армии, к-рая состоит: «1) в вооруженном пролетариате и крестьянстве, 2) в организованных передовых отрядах из представителей этих классов, 3) в готовых перейти на сторону народа частях войска» (там же, т. 9, с. 337). Ленин подчеркнул громадную роль пролет, партии как вождя и руководителя революц. армии народа. Отмечая серьезность лозунга о В. в., важность для пролет, партии самого трезвого учета хода революц. движения, Ленин в то же время указывал на необходимость величайшей решительности и смелости для партии рабочего класса в выборе момента восстания (см. В. И. Ленин, там же, т. 26, с. 204). Победа В. в. в Петрограде в окт. 1917 является классическим образцом практич. претворения марксистско-ленинского учения о В. в. Рабочий класс в зависимости от конкретных условий каждой страны использует различные средства и формы борьбы за социализм. XX съезд КПСС и Совещание представителей ком-мунистич. и рабочих партий в Москве в 1957 отметили, что в совр. условиях в ряде капиталистич. стран рабочий класс во главе со своим передовым отрядом имеет возможность объединить большинство народа и завоевать гос. власть без В. в. и гражданской войны. Мирный переход к социализму имеет большие преимущества: он позволяет проделать коренное преобразование обществ, жизни с наименьшими жертвами со стороны трудящихся, с минимальными разрушениями производит, сил общества и остановками в производственном процессе. Изменяющееся соотношение сил двух мировых систем в пользу социализма будет все больше увеличивать возможности мирного перехода к социализму. В то же время в условиях, когда эксплуататорские классы прибегают к насилию над народом, необходимо иметь в виду другую возможность — немирного перехода к социализму. Точка зрения реформистов, отвергающих В. в. как один из возможных путей завоевания власти рабочим классом, является изменой делу рабочего класса, делу социализма. Отрицание реформистами и ревизионистами В. в. является следствием их отхода от марксистско-ленинского учения о пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Марксистско-ленинское учение о В. в. является важным теоретич. оружием рабочего класса, коммунистических и рабочих партий в борьбе за социализм. Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., в кн.: МарксК.иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7,М.,1956;егоже, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8, М., 1957; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5, с. 478, 481—82; его же, Революционная армия и революционное правительство, там же, т. 8; е г о же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9, с. 51—56; его же, Революция учит, там же, с. 129—32; его же, Встреча друзей, там же, с. 235—36; его же, Задачи отрядов революционной армии, там же; его же, Последнее слово «искровской.) тактики или потешные выборы, как новые побудительные мотивы для восстания, там же, с. 336—39; его же, Уроки московского восстания, там же, т. 11; е г о же, Марксизм и восстание, там же, т. 26; его же, Советы постороннего, там же; его же, Письмо к товарищам, там же, с. 166—84; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; е г о ж е, К истории вопроса о диктатуре, там же, с. 314-15; Резолюция XX съезда Коммунистической партии Советского Союза по отчетному докладу Центрального Комитета КПСС, М., 1956; Документы совещаний представителей Коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; К о н с т а н т и н о в Ф., Момджян X., Диалектика и современность, (.Коммунист», 1960, «N5 10. Б. Морозов. Москва. «ВОПРОСЫ ЛЕНИНИЗМА»— сборник важнейших произведений И. В. Сталина, посвященных основным проблемам теории социалистической резолюции и диктатуры пролетариата, теории и практики социалистич. строительства в СССР, защите генеральной линии Ком-мунистич. партии и борьбе с антиленинскими уклонами как внутри партии, так и в рядах Коминтерна. В этой книге И. В. Сталин сжато изложил то главное, что, Ленин внес в сокровищницу марксизма, причем ос еще-ние ленинизма им дано в связи с критикой бурж. идеологии и оппортунистич. течений. В 1-е изд. «В. л.» (янв. 1926) входило 10 различных работ автора, написанных в 1924—26. Всего в свет вышло 11 изд. книги, при этом в новых изданиях часть менее актуальных работ заменялась другими. Изменения в содержание сборника вносились в 4-м (1928), 6-м (1929), 7-м (1931), 10-м (1934) и 11-м (1939) изданиях. В приложении к 4-му изд. были помещены 3 статьи И. В. Сталина по крестьянскому вопросу. В 6-е изд. вместо «Политического отчета ЦК XIV съезду ВКП(б)» вошли две беседы И. В. Сталина с иностранными рабочими делегациями, «Политический отчет ЦК XV съезду ВКП(б)», а также работы, посвященные осн. вопросам политики индустриализации страны и борьбе с правой опасностью в коммунистич. движении. 7-е изд. сборника было просмотрено и отредактировано автором, материал расположен в хронологич. порядке. В него вошли новые работы о политике партии в деревне и борьбе с правым уклоном. В 9-е изд. было включено несколько работ, посвященных задачам хозяйственного строительства. Из 10-го изд. были исключены работы по нац. вопросу, доклад «К итогам работ XIV конференции РКП(б)» и др. Вместо них вошел ряд работ, ранее изданных как приложение к 9-му изд., а также статья «Международный характер Октябрьской революции», «Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом» и др. В последнее, 11-е, изд. «В. л.» вошли работы И. В. Сталина за период с апр. 1924 по март 1939. Ядро книги составляют лекции «Об основах ленинизма», прочитанные в апр. 1924 в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова, примыкающая к ним работа «К вопросам ленинизма» (1926) и предисловие автора к своей книге «На путях к Октябрю» — «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов» (1924). Эти работы входили во все 11 изданий сборника. В них И. В. Сталин выступил с изложением и защитой многих положений ленинизма. В книге ленинизм определяется как «марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точное: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» («Вопро-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|