Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 19 глава




ВУДЕРИДЖ (Woodbridge), Фредерик (26 марта 1867—1 июня 1940) — амер. бурж. философ и педа­гог; представитель неореализма. Проф. философии Колумбийского и Мичиганского ун-тов (США), ос­нователь и гл. ред. (1923) филос. журн. «Journal of Philosophy». В. — автор работ по истории философии нового времени и проблемам воспитания. Находился под влиянием Сантаяны. Мир, по В., имеет логич. структуру, к-рая раскрывается в процессе мышле­ния и потому является сферой разума. Отказываясь решить вопрос о том, какую природу имеет эта сфера — материальную или идеальную, В. утверждает, что она представляет собой организацию, или систе­му, того и другого. Постижение этой сферы, по В., осуществляется посредством идей, к-рые дают нам не копии вещей, а только их логич. смысл. Ориен­тироваться при помощи этих идей в мире вещей


человек может по той причине, что порядок идей тождествен порядку вещей. В конечном счете этот порядок у В. сводится к высшему существу — источ­нику и гаранту всех ценностей.

Соч.: The philosophy of Hobbes in extracts and notes col
lated from his writing, Minneapolis, 1903; The purpose of his­
tory, N. Y., 1919; The realm of mind, N. Y., 1926; Contrasts
in education, N. Y., 1929; The son of Apollo. Themes of Plato,
Boston —N. Y, 1929; Hobbes selection, N. Y., 1930; Nature
and mind, N. Y., 1937. А. Ушков. Москва.

ВУЛГАРИС (Вобл-faptc), Евгениос (Евгений Булгар) (1716—1806) — греч. философ-идеалист, богослов. Преподавал в Константинополе, но, обвиненный в вольнодумстве, уехал в Германию. В 1771— биб­лиотекарь Екатерины П. С конца 70-х гг.— член Российской АН, архиепископ Славенский и Херсон­ский. Последние годы провел в Александро-Невской лавре. В своих философских трудах «Логике» (Ао-yixYj, 1766), «Метафизике» (Метауилха, 1805) излагал учения Локка, Лейбница, Вольфа. Известен также как автор ряда теологич. трактатов (на греч. и рус. яз.) и историч. сочинений. Переводчик Вергилия.

Соч.: Та apsaxov^a toi; ^iXoaocpote;, 1805.

Лит.: Стурдза А. С, Евгений Булгарис..., «Мос­квитянин», 1844, № 2; Л е б е д е в А. П., История греко-восточной церкви под властью турок, 2 изд., СПБ, 1904.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgaris— обыкновенный, простой)— течение в бурж. филосо­фии сер. 19 в. Возникло на почве капиталистич. развития в условиях позитивистского отрицания фи­лософии и развития естествознания, к-рое все явствен­нее обнаруживало несостоятельность идеализма. Тео-ретич. предшественником В. м. был франц. материа­лист Кабанис, гл. представителями — нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 313), поскольку они упрощали положения ста­рого материализма, не преодолевая его метафизич. и механистич. ограниченности, отворачивались от диа­лектики. Представители В. м. популяризовали дости­жения естествознания (закон сохранения материи, за­кон превращения энергии, дарвинизм, данные физио­логии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них. Наиболее ярко существо В. м. проявилось в отрицании специфики сознания, к-рое непосред­ственно сводилось к веществу (см. Бюхнер, Сила и материя, 1855, рус. пер. 1907) и деятельность к-рого связывалась с питанием, составом употреб­ляемой пищи. Не понимая того, что сознание лю­дей отражает их обществ, бытие, сторонники *-В. м. утверждали, напр., будто главной причиной колони­ального рабства являются естеств. условия, в к-рых живут колониальные народы, употребляемая ими пища и т. п. Бюхнер пытался «природой» наслед­ственности объяснить различие между классами, примыкая тем самым к реакц. социологич. концепции «социального дарвинизма». В. м. в ряде отношений приближался к позитивизму и открытому идеализму; Бюхнер, напр., утверждал, что материя, сила и дух представляют собой «различные проявления одного и того же первичного или основного принципа» («Сила и материя», СПБ, 1907, с. 41). Выступая про­тив идеалистич. натурфилософии, противопоставляе­мой наукам о природе, третируя классич. нем. философию как шарлатанство, В. м., подобно позити­визму, не понимал необходимости разработки фило­софии как науки, имеющей свой предмет познания. Особенно упрощенными были гносеологич. представ­ления В. м., не выходившие за пределы крайне ог-ранич. эмпиризма, совершенно чуждого диалектике В нек-рых странах благодаря атеистич. направлен­ности В. м., переплетаясь с позитивизмом, играл прогрессивную роль, способствуя разоблачению религии и идеализма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В Рос-


ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ 305


сии 19 в. В. м., сыгравший известную положит. роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут критике революц. демократами (см. Н. А. Добролю­бов, Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 92; М. А. Анто­нович, «Современник», 1863, т. 95, с.50). Вульгарно-материалистич. тенденции были в СССР свойственны механистам (см. также Вульгарный социологизм).

Лит.: Маркс К., Господин Фогт, в кн.: Маркс К-и ЭнгельсФ., Соч., т. 12, ч. 1, М., 1935; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25—26, 161, 163; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. IV, § 7, гл. VI, §4; Таганский Т., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в кн.: Из истории философии XIX века. Сб. статей, [М. ], 1933, с. 79—123; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333-37.

Т. Рйзерман. Москва.

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ — одностороннее и прямолинейное истолкование положения о классо­вой обусловленности идеологии, форм обществен­ного сознания, возникающее в результате упроще­ния и схематизации марксистско-ленинской теории классовой борьбы. В. с. чаще всего выступает в связи с экономическим материализмом, но отличается от него, поскольку для экономич. материализма харак­терно непосредственное выведение идеологич. явле­ний из состояния производит, сил или из состояния техники. В. с. нередко представляет собой эклектич. смесь марксистских положений с идеями, совершенно чуждыми марксизму, отражающими влияние бурж. социологии (Ж. Гюйо, И. Тэн). Сторонники В. с. уп­рощают важнейшие понятия историч. материализма, приходят к отрицанию теории отражения и социаль­ному агностицизму. Крайне отвлеченное представле­ние об историч. процессе в целом характеризует В. с. Вместо конкретно-историч. понятия общественно-эко­номической формации, В. с. выдвигает понятия «эпо­хи», «стадии», «тина социальной структуры» и пр. Так, рус. историк Н. Рожков, искусственно расчленив историч. процесс на разрозненные части, пытался изу­чать их в их «статическом состоянии», в виде изоли­рованных друг от друга «этапов», как смену т. н. «кри­тических» эпох «органическими» и наоборот. О схема­тизме и произвольности построения Рожкова свиде­тельствует, напр., утверждение, будто «критическая» эпоха «дворянской революции» имела место в Древ­нем Египте, в Древней Греции и Древнем Риме. [Н. Рожков, Русская история в сравнительно-исто­рическом освещении (основы социальной динамики), т. 6, М.—П., 1923).

Сообразно вульгарному механич. представлению об общественно-историч. процессе, В. с. упрощает, схе­матизирует и марксистско-ленинскую теорию клас­совой борьбы, выдвигая абстрактное представление об обществ, классах, как о чем-то замкнутом, автоном­ном, имеющем неизменные, раз навсегда данные при­знаки. Вместо того чтобы с позиции теории отражения вывести идеологич. явления из экономич. основания, из условий борьбы всех обществ, классов, сторонники В. с. «сводят» содержание этих явлений только к вы­ражению «классового интереса» и к «психоидео­логии» социальных «прослоек». В. с. приходит к субъективизму, к отрицанию объективной истины.

Не замечая связи объективной истины с отражением нар. интересов, В. с. игнорирует проблему народности духовной культуры классового общества, закрывая тем самым путь для правильного понимания преем­ственности в развитии человеч. культуры.

Отдельные элементы В. с. проявились еще в 70— 80-х гг. у молодых «марксистов» западноевропейского с.-д. движения, к-рым непреодоленное влияние бурж. социологии мешало понять марксизм во всей его цель­ности и глубине (см. Ф. Энгельс, Письмо к Бло­ху от 21—22 сент. 1890, в кн.: К. Маркс и Ф. Эн­гельс, Избр. произведения, т. 2, 1955, с. 467—70).


Значит, распространение в зап.-европ. с.-д. лит-ре В. с. получил в конце 19—первой четверти 20 ав., он был выражением опошления марксизма в связи с проникновением бурж. идеологии в рабочее движение, оппортунизмом и падением уровня марксистской тео­рии во 2-м Интернационале. Вульгарно-социологич. извращения марксизма в капиталистич. странах воз­никают ныне на основе эклектич. сочетания отд. марк­систских положений с теориями, заимствованными у школ совр. бурж. социологии: у т. н. «социологии культуры», «социологии права», «социологии позна­ния», «социологии искусства», «эмпирич. социологии» и пр. Порой В. с. выступает как одна из форм реви­зии марксизма.

В России В. с. появился в нач. 20 в. (А. Богданов, Авторитарное мышление, в сб.: «Из психологии об­щества», 1906; его же, Эмпириомонизм, кн. 3, 1906) и сохранил известное влияние после Октябрьской ре­волюции 1917 вплоть до середины 30-х гг.

В области философии типичным примером В. с. яв­ляется книга В. Шулятикова «Оправдание капитали­зма в западноевропейской философии. От Декарта до Э. Маха» (1908), подвергнутая острой критике Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 486—502). Отправляясь от работы А. Богданова «Авторитарное мышление», к-рая, по его мнению, открывает «новую эру в истории философии», Шулятиков утверждает, что «все без остат­ка философские термины и формулы» служат филосо­фам «для обозначения общественных классов, групп, ячеек и их взаимоотношений» (указ. соч. Шулятикова, с. 6). Он считает, что во всякой филос. системе «мы име­ем дело с картиной классового строения общества, на­рисованной с помощью условных знаков» и воспроизво­дящей социальное положение определенной обществ, группы (там же). Отсюда следуют категорич. утвер­ждения Шулятикова, что, напр., «мир, в системе Де­карта, организован по типу мануфактурного пред­приятия» (указ. соч., с. 27) или «спинозовское миро­понимание—песнь торжествующего капитала... все по­глощающего, все централизующего» (указ. соч., с. 42). Такого рода утверждения Ленин охарактеризовал как вздор и ребячество (см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 492—93). Точно таким же образом Шулятиков подходит к произведениям искусства и ко всем прочим идеологич. явлениям. Как показал Луначарский, критиковавший Шулятикова в работе «Ещё о театре и социализме» (см. кн. «Театр и революция», М., 1924, с. 263—91), последний каждое идеологич. явление рассматривает либо как «заведомую ложь», либо как «скрытую апо­логию» узкокорыстного экономич. интереса опреде­ленного обществ, класса (указ. соч., с. 265—66). Опре­делителем идеологии в каждую данную эпоху яв­ляется для него исключительно господствующий класс, все другие обществ, классы игнорируются. Продол­жая традиции Плеханова в борьбе с идеалистич. эсте­тикой и бурж. декадентским искусствознанием в за­щиту материалистич. тезиса о зависимости сознания от обществ, бытия, искусствоведы и литературоведы, допускавшие вульгарно-социологич. ошибки (Фриче, Переверзев и др.) проявили однобокое, а подчас и субъективистское понимание классовой обусловлен­ности искусства и литературы. По мнению Фриче, напр., «господство в живописи линии или краски» фатально предопределяется «психологией класса» («Со­циология искусства», 3 изд., М., 1930, с. 93). Подоб­ные же формулировки (применительно к литературо­ведению) нашли отражение в работах Переверзева («Творчество Гоголя», 1914, и др.), И. Нусинова (см. его статьи «Каин», «Литература», «Вековые образы» и др., опубликованные в «Литературной энциклопедии») и др. Недооценка значения ленин­ского этапа в развитии марксистской философии рассмотрение проблемы партийности в отрыве от во


306 ВУНДТ - ВЧУВСТВО.ВАНИЕ


проса об объективной истине приводили сторонников В. с. к целому ряду неверных положений.

В борьбе против буржуазно-дворянской историо­графии историк М. Н. Покровский допустил ошибку субъективистского характера, определив история, науку как политику, опрокинутую в прошлое. Эта фор­мулировка Покровского свидетельствовала об отрыве' им вопроса о партийности историч. науки от проблемы ее истинности, тогда как в марксизме партийный, клас­совый подход и объективность рассмотрения совпа­дают.

В 30-х гг. В. с. был подвергнут резкой критике со стороны науч. и лит. общественности. Этой критике предшествовала (в конце 20-х гг.) дискуссия в литера­туроведении по вопросу о механистич. и вульгарно-социологич. ошибках Переверзева. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 «О препода­вании гражданской истории в школах СССР» спо­собствовало широкому критическому обсуждению ис­торич. концепции Покровского. В середине и во 2-й пол. 30-х гг. была проведена дискуссия по вопросу о В. с. в лит-ре я исх-ве. В ходе этих обсуждений были вскрыты и подвергнуты глубокой критике осн. поло­жения В. с. и его теоретич. источники.

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г.,
в ки.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. соч., т. 2.. М..
1955; его же, [Письмо] К. Шмидту 27 окт. 1890 г., там
же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893 г., там же;
его же, [Письмо] Г. Штаркенбургу 25 яив. 1894 г., там
же; Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию кн.
«Материализм и эмпириокритицизм», Соч., 4 изд.,т. 14, с. 9;
его же. Аграрный вопрос и современное положение Рос­
сии, там же, т. 19; е г о ж е, О пролетарской культуре, там
же, т. 31; К изучению истории, М., 1937; Литературные
дискуссии (Библиографический выпуск № 1), М., 1931;
Шиллер Ф. П., Социологические течения в немецкой ли­
тературе, в его кн.: Литературоведение в Германии, [М.],
1934; Верцман И., Марксо-ленинская теория искус­
ства и ее социологическое извращение, «Вести. Коммунисти­
ческой акад.», 1934; Розенталь М., Против вульгарной
социологии в литературной теории, М., 1936; Лифшиц
Мих.. Ленин и вопросы литературы, в его кн.: Вопросы
философии и искусства, М., 1935; Д е н и с о в а Л., Энци­
клопедия вульгарного социологизма, «Литературный кри­
тик», 1937, № 5; Ф а д е е в А. [А.], Литература и жизнь,
в его кн.: За тридцать лет, М., 1957; Против исторической
концепции М. Н. Покровского. Сб. статей, ч. 1, М.—Л.. 1939;
Против антимарксистской концепции М. Н. Покровского.
Сб. статей, ч. 2, М.—Л., 1940. Ю. Давыдов. Москва.

ВУНДТ (Wundt), Вильгельм (16 авг. 1832—31 авг. 1920) — нем. философ-идеалист, физиолог, фолькло­рист и психолог, один из основателей эксперимент. психологии. Проф. физиологии в Гейдельберге (с 1864), философии в Цюрихе (с 1874) и Лейпциге (с 1875). В философии В., синтези­руя позитивистские и лейб-ницо-кантовские традиции, исходил из разделения по­знания на три ступени — непосредств. восприятие, рас­судочное познание (область спец. наук) и разумное по­знание (философия). Послед­нее снимает дуализм естеств.-науч. и психологич. методов, свойственный рассудочному познанию, и разрабатывает метафизику, к-рая должна объединить идеализм и материализм. Метафизика, по В., достигает этого, рассматривая бытие как систему духовных существ, наделенных волей, а ма­териальный мир — как внешнее условие духовной активности.

Жизнь личности, обусловленная жизнью коллек­тива, проявляется, по В., в языке, религии, быте. За­коны истории непознаваемы, поскольку история дви­жется в силу стремления индивида к личным целям, к-рые у различных людей различны, и противоре-


чивость интересов людей ие дает возможности до­стигать этих целей.

В своей «Логике» («Logik...», 1880—83) В. не толь­
ко анализировал формы мышления, но пытался изло­
жить методы различных наук, основы математич. ло­
гики (алгоритмы суждений и выводов), а также рас­
сматривал категории времени, пространства, числа,
движения, субстанции. Характеризуя филос. идеи В.,
Ленин называл его «идеалистом и фидеистом» (Соч.,
4 изд., т. 14, с. 50). в. Асмус. Москва.

Деятельности В. в области психологии пред­
шествовали работы по физиологии. Его первые психо­
логич. соч. «К теории чувственного восприятия» («Bci-
trage zur Theorie der Sinneswahrnehmung», Abhand-
lung 1—6, 1858—62), «Лекции о душе человека и
животных» («Vorlesungen uber die Menschen und
Tierseele», Bd 1—2, 1863, рус. пер. 1865—66 и 1894)
сложились под влиянием естеств.-науч. изучения нерв-
но-психич. деятельности. Использовав методики ла­
бораторного физиология, исследования органов чувств
и мышечных реакций, В. внес в психологию экспе­
римент, что явилось одним из решающих пометов
в формировании ее как самостоят, науки. Первым
крупным сводом эксперимент, работ В. в области
психологии были «Основания физиологической пси­
хологии» («Grundziige der physiologischen Psycholo-
gie», 1874, рус. пер., т. 1—2, 1880—81). Широкая
эксперимент, разработка вслед за Вебером, Гельм-
гольцем, Фехнером психологич. проблем ощущения,
восприятия, представления, внимания, времени ре­
акции и др. составляет важную заслугу В. Его
научно-организаторская деятельность способствовала
успешному развитию эксперимент, психологии, объ­
ективно подрывавшей идеалистич. взгляд на пси­
хику, как особую сущность, будто бы недоступную
для опытного исследования. Однако в своих теоре­
тич. построениях В. и его школа стремились всяче­
ски укрепить идеализм. За исходный пункт В. брал
не материальный мир, отражаемый сознанием чело­
века, а психическое — опыт, понимаемый как сово­
купность сменяющих друг друга субъективных
состояний (процессов), изучаемых путем гл. обр. само­
наблюдения. Эксперимент, по В., способствует рас­
крытию течения элементарных психич. процессов,
но неприменим к сложным проявлениям психич.
жизни, таким, например, как речь, мышление.
Считая, что эти проявления должны быть объектом
«психологии народов», изучающей психику по про­
дуктам культуры, В. собрал огромный материал, от­
носящийся к области истории языка, мифов, обычаев
(«Психология народов»— «Volkerpsychologie», Bdl —
10,1900—20). В области сознания, по В., действует осо­
бая «психическая причинность». Конечным, детерми­
нирующим поведение фактором В. объявил внутрен­
нюю психич. силу — апперцепцию. Коренной порок
психологии В.—отрицание зависимости психики от за­
конов материального мира. М. Ярошевский. Куляб.

Соч.: Очерки психологии, [М., 1912]; Система филосо­фии, СПБ, 1902; Введение в психологию, М., 1912; Есте­ствознание и психология, [СПБ, 1914]; Мировая ката­строфа и немецкая философия, СПБ, 1922.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 364—66; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психо­логии, М., 1959, с. 257—59; Кениг Э., В. Вундт. Его философия и психология, СПБ, 1902; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, М., [1924], с. 230—33; Heussner A., Einfiihrung in Wilhelm Wundts Philoso­phic und Psychologie, Gottingen, 1920; Net W., Die Philo-sophie Wilhelm Wundts, Lpz., 1923; F 1 u g el J. C, A hun­dred years of psychology 1833—1933, L., [1953], Подробную библиогр. см. в БСЭ, 1 изд., т. 13, с. 639—40.

ВЧУВСТВОВАНИЕ — термин субъективпо-идеа-листич. эстетики, к-рым выражается субъективист­ское «внесение» мыслей, чувств человека в предметы и явления объективного мира. Впервые теория В. изло­жена в работах Ф. Т. Фишера (F. Th. Vischer, Symbol, в


ВЫВОД 307


кн.: Philosophische Aufsatze, 1887, я др.), к-рый за­имствовал термин «В.» у своего сына— историка и тео­ретика иск-ва Р. Фишера. В., понимаемое как «внесе­ние» мыслей и чувств в явления реального мира, стано­вится осн. принципом психологической эстетики Лип-пса (Т. Lipps, Asthetik. Psychologie des Schonen unci der Kunst, Tl 1—2, 1903—06). «Форма объекта всегда есть результат формирования мною»,—пишет Липпс. Теория В. получила распространение в нач. 20 в. (в работах Верной Ли, Воррингера и др.) и послу­жила в качестве теоретич. оправдания разных тече­ний формализма в иск-ве и в первую очередь экспрес­сионизма. Она близка «теории сопереживания»—идеа-листич. «растворения» эстетич. объекта и субъекта (Мёйман и др.).

Лит.: Лапшин И., Проблема «чужого я» в новейшей философии, СПБ, 1910; С а м с о н о в Н. В., История эстети­ческих учений, ч.1—3,М.,1915; М е й м а н Э., Введение в со­временную эстетику, пер. с нем., M.,1909;WorringerW., Abstr^ktion und Einfuhlung, ю Aufl., Munch., 1921; e г о ж е, Formprobleme der Gotik, 3Aufl., Munch., 1927; Lee Ver­non, Beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Cambr., 1914; UtitzE., Geschichte der Asthetik, В., 1Э32.

И. Маца. Москва.

ВЫВОД — рассуждение, в ходе к-рого из к.-л. мыслей, исходных в данном В., получается мысль, логически вытекающая из. исходных. Всякий В. есть последовательность связанных друг с другом суждений. Связь эта осуществляется в форме умозаклю­чений, с помощью к-рых из одних суждений, входя­щих в данный В., выводятся др. суждения. В част­ном случае В. может состоять из одного умозаключе­ния. Исходные суждения данного В. наз. посылками В. (см. Посылка). Часто В. представляют в виде цепочки суждений, каждое из к-рых есть либо посыл­ка, либо суждение, выражающее к.-л. закон логики, либо полученное из предшествующих в данном В. суждений с помощью к.-л. умозаключения (иначе чаз. правилом В.). При этом каждое умозаключение должно удовлетворять необходимому условию, состо­ящему в том, что из истинных суждений оно должно порождать обязательно истинное суждение. Послед­нее суждение в цепочке В.— результат В.—наз. след­ствием из данных посылок, или заключением В.

Всякий В. выражает отношение логич. следования. Он не предполагает, что посылки обязательно истин­ны, а только означает (если он правильный) наличие следующего условия: если посылки В. истинны, то истинно и заключение. Поэтому можно говорить о логич. последовательном В. независимо от информа­ции об истинности или ложности посылок. Иначе об­стоит дело с особым родом В., наз. доказательствами. Доказательство есть В., обосновывающий истинность заключения истинностью посылок. Посылки такого В. называются аргументами, или основаниями доказа­тельства, а заключение В.— тезисом доказательства. Истинность аргументов доказательства должна быть в свою очередь обоснована, причем это обоснование должно быть независимо от истинности тезиса. В де­дуктивных науч. теориях аргументы могут принимать­ся в качестве постулатов, т. е. суждений, непосред­ственно принятых (в пределах данной науч. теории) за доказанные. Если при обосновании к.-л. аргумента доказательства опираются на истинность тезиса этого же доказательства, то получается ошибка, называемая кругом в доказательстве; тезис в этом случае ока­зывается недоказанным. Поучительные примеры кру­га в доказательстве могут быть извлечены из исто­рии попыток доказательства постулата Эвклида о параллельных. Этот постулат не представлялся ма­тематикам достаточно очевидным, и они упорно пытались вывести его из др. постулатов геометрии. Известно большое число таких мнимых доказательств постулата о параллельных, в к-рых в процессе рас­суждения (обычно в неявной форме) использовалась


к.-л. посылка, равносильная доказываемому посту­лату, т. е. такая, из к-рой (вместе с остальными пос­тулатами геометрии Эвклида) выводится постулат о параллельных и к-рая в свою очередь выводится из этого постулата. Ошибка в таких доказательствах состояла, т. о., в том, что в них использовались недо­казанные и не принятые явно за доказанные осно­вания.

Хотя всякое основание, используемое в доказатель­стве, должно быть в свою очередь доказано (сужде­ния, принятые в дедуктивной науч. теории в качестве постулатов считаются доказанными в ней), известны, однако, случаи, когда в ходе доказательства исполь­зуются как будто даже заведомо ложные суждения. Так обстоит дело, напр., в доказательствах от про­тивного. Однако недоказанные суждения вводятся в доказательство лишь на время; в ходе доказатель­ства они обязательно устраняются. Во ми. дедуктив­ных теориях такого рода посылки могут быть устра­нены с помощью т. н. теоремы о дедукции, согласно к-рой если в к.-л. доказательство из суждения а выве­дено согласно правилам логики заключение в, то без использования суждения а может быть выведено условное заключение: «если верно а, то верно в».

Так как процесс доказывания не может быть бес­конечным, существуют такие основания, истинность к-рых (в пределах данной науки) уже не обосновывает­ся с помощью доказательств. Нек-рые из таких ос­нований доказываются в к.-л. др. науке, другие непосредственно удостоверяются практикой. В дедук­тивной теории основаниями, не обосновываемыми с помощью логич. доказательств, являются постулаты (иначе наз. аксиомами, см. Аксиома); их соответствие действительности подтверждается проверкой на прак­тике всей построенной теории (о видах оснований и о роли практики в их проверке, см. Основание). В ко­нечном счете вся совокупность доказательств науки — как правила В., так и основания доказательства — проверяются критерием материальной практики.

Для того чтобы В. действительно обеспечивал по­лучение логически вытекающего из посылок заклю­чения, он должен быть правильным по своей форме. Форма В. (в частности, доказательства) правильна, если в нем не нарушено ни одно правило логики. Ло­гика точно формулирует правила и законы, по к-рым в ходе рассуждения совершается переход от одних суждений к другим. Она также формулирует явно те из посылок в В., к-рые люди часто не указывают в своих рассуждениях (иногда даже и не подозре­вая о том, что эти посылки фактически предпола­гаются в их В.). В качестве примера возьмем В.:

1) Иванов никогда не выезжал из Москвы,

2) Петров никогда не был в Москве,

3) Иванов и Петров никогда не встречались.

В этом В. подразумевается — и потому должна быть, выявлена — следующая посылка:

4) Если на земном шаре существует такой район,
что одно лицо никогда не выезжало за его пределы,
а другое никогда в его пределах не было, то указан^
ные лица никогда не встречались.

Наш В. имеет следующий вид: из посылки 4) мож­но заключить, что

5) Если на земном шаре существует такой район,
что Иванов никогда не выезжал из него, а Петров ни­
когда в нем не был, то Иванов и Петров никогда не
встречались.

Из посылок 1) и 2) следует, что

6) На земном шаре существует такой район, что
Иванов никогда не выезжал из него, а Петров никог­
да в нем не бывал.

Наконец, из суждений 5) и 6) получается заклю­чение 3). Каждый шаг в этом В. совершается с по­мощью правильных умозаключений (характеристика


308 ВЫВОД


к-рых дастся в теории умозаключений форм, ло­гики). Чтобы полностью выявить логич. строение лю­бого В., надо указать какие умозаключения приме­няются на каждом его шаге. (Напр., последний шаг рассмотренного В. представлял собой т. н. modus ponens условно-категорического силлогизма). Данный В. имеет вполне определ. содержание. Однако нек-рые части этого содержания отличаются тем, что они могут быть изменены без нарушения логич. правиль­ности В. Так, если имена «Иванов» и «Петров» заме­нять именами любых др. людей, то логич. правомер­ность В. сохранится.

Возможность в данных В. замещать друг другом мысли различного содержания (без нарушения пра­вильности В.) свидетельствует об общности логич. формы этих В. (см. Логическая форма).

Особую разновидность В. составляют В., к-рые при истинности посылок дают не достоверно истин­ное, а лишь вероятное заключение. Такие В. наз. вероятными (см. Вероятность, Вероятностная логи­ка, Модальность).

Термин «В.» употребляется в логике также как си­ноним «умозаключения». В др. случаях В. называют результат умозаключения или доказательства, т. е. его заключение. Часто говорят о «В. из такого-то события (факта, явления)». Здесь «В.» означают со­вокупность заключений, следующих (или представ­ляющихся следующими) из суждений, выражающих обстоятельства данного события, причем с логич. т. зр. это следование (кажущееся или действитель­ное) можно представлять в виде неск. различных цепочек рассуждений.

См. также Доказательство, Вывод (в математиче­ской логике), Логический синтаксис, Круг в дока­зательстве, Формализация, Метод аксиоматический.

Лит.: Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 33—34, 317; е г о ж е, Диалектика природы, М., 1955, с. 178; Л е н и н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 79, 168, 171, 172,181 — 82, 209; Асмус В. Ф., Логика, М.,1947,с. 22—26, 147—54, 344—83; его же, Учение логики о доказательстве II опровержении, М., 1954; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 233—39, 435—49; Логика, [Под ред. Д. П. Горского и П. В. Таванца], М., 1956, с. 227—65; Новиков П. С, Элементы математической логики, М., 1959; Гильберт Д. и Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947 (см. гл. 1—3 и комментарии С. А. Яновской к указ. главам); Т а р с к и й А., Введение в логику и мето­дологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 163—206.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...