Ведическая религия-reды 235 21 глава
Первые попытки систематич. исследования В. д. относятся к 18 в. (J. С. Lavater, Physiognomische Fragmente, 1775—78; J. W. Goethe, Physiognomische Fragmente, Goethes samtliche Werke, Bd 14, Lpz., [o. J.]; G. Ch. Lichtenberg, Ober Physiognomik, 1778; J. J. Engel, Ideen zur einen Mimik, Tl 1—2, 1785—86). В этих исследованиях даны подробные описания анатомич. особенностей В. д., характерных для различных душевных состояний. Наиболее значит, этап в развитии науки о В. д. связан с именем Ч. Белла (Ch. Bell, Essays on the anatomy and philosophy of expression as connected with fine arts, 1806, 7 ed., L., 1877). Особый интерес представляют взгляды Белла на роль дыхания в мимич. движениях (им установлен факт непроизвольного сокращения мышц вокруг глаз при усиленных выдыхат. движениях). Белл вскрыл роль идеомоторики в В. д. и показал связь между В. д. и функциями различных отделов нервной системы. Труды Белла оказали заметное влияние на изучение В. д. Следы этого влияния можно видеть в соч. Т. Пидерита (Th. Piderit, Mimik und Phisiognomik, 1858 — с дополнениями и изменениями в последующем изд. 1867), Дюшенна, к-рому принадлежит заслуга в создании метода искусств, воспроизведения разнообразных мимич. движений посредством электрич. раздражения определ. лицевых мышц (G. В. Duchenne, Мёса-nisme de la physionomie humaine, 1862), Грасиоле (L. P. Gratiolet, De la physionomie et des mouve-ments d'expression, 1865). Все же ни один из них не дал ответа на вопрос о происхождении В. д. и о причинах относительного их постоянства во все времена и у всех народов. Вопрос этот впервые поставлен был на строго науч. почву и освещен с эволюц. т. зр. Спенсером (Н. Spencer, Principles of psychology, 1855) и Сеченовым («Физиология нервной системы», 1866). Но только Ч. Дарвин, опираясь на богатейший фак-тич. материал, вскрыл со всей необходимой полнотой и глубиной генезис В. д. и дал научное объяснение связи между определ. эмоциональными состояниями и внешним их проявлением — в мимич. и иных движениях, в реакциях вегетативной нервной системы и т. п., найдя, т. о., новое подтверждение справедливости своего учения о происхождении человека. Дарвин выдвинул три принципа, объясняющих происхождение В. д.: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитезы, 3) принцип общего возбуждения нервной системы. В согласии с 1-м принципом многие В. д. представляют собой продукт унаследованных ассоциаций между определ. ощущениями и эмоциями, с одной стороны, и их внешним проявлением — с другой. Некогда эти внешние способы выражения были биологически полезны, закрепились наследств, путем и превратились в ассоциированные привычки, возникая при соответствующих эмоциях вне зависимости от их полезности. При противоположных эмоциях действует принцип антитезы (напр., напряженная поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином). 3-й принцип объясняет происхождение В. д., наблюдающихся гл. обр. при бурных эмоциях или вспышках аффекта (обилие жестов, неупорядоченность движений, учащенное дыхание, резкие сосудистые реакции и т. п.).
Со времени появления труда Дарвина эволюц. принцип в трактовке проблемы В. д. прочно утвердился в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как выдающееся событие в развитии учения об эмоциях и их выражении. Передовые рус. ученые встретили учение Дарвина не только сочувственно, но творчески его углубили. П. Ф. Лесгафт («О генетической связи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств», 1879) дополнил его новыми данными о развитии В. д. в онтогенезе, подчеркнув роль воспитания и среды в формировании.В. д. ребенка. Бехтерев («Основы учения о функциях мозга», вып. 5, 1905), основываясь на теории Дарвина и опираясь на собств. эксперименты (1883— 1884), дал новое освещение вопроса о локализации В. д. Л. Минор («Об изменениях физиономии в нервных и душевных болезнях», 1893) подкрепил правильность установленных Дарвином принципов выражения эмоций данными о В. д. душевнобольных. Зоопсихологич. исследования, особенно обезьян, принесли ценные факты в подтверждение и развитие идей Дарвина о происхождении В. д. (Н. Н. Ла-дыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях, 1935). Значительно расширился объект исследования В. д. (работы Лоренца, Тинбергена и др. о В. д. членистоногих, рыб, птиц). Воззрения Дарвина, в первую очередь принцип полезных ассоциированных привычек, органически входят в русло учения И. П. Павлова об условных рефлексах. 20 век принес в то же время много нового в понимание природы и происхождения В. д. Под давлением новых фактов и развития теоретич. мысли в области материалистич. философии и естествознания учение Дарвина о В. д. (особенно в той его части, к-рая касается В. д. человека) претерпело заметные
312 ВЫРУБОВ - ВЫСКАЗЫВАНИЕ изменения и получило дальнейшее развитие. Стало ясно, что концепция Дарвина, как чисто биологическая, вскрывает происхождение лишь огранич. группы В. д. Для понимания происхождения специфически человеч. эмоций со всем богатством их внешних проявлений учение Дарвина явно недостаточно, поскольку человеческие эмоции несут на себе печать социальной природы человека и творческого его труда на протяжении его многовековой истории. Принципы, установленные Дарвином, оказываются в этом смысле ограниченными в своем значении. Совр. психология, оснащенная тонкими методами изучения эмоций, накопляет богатый материал о В. д., их возникновении у детей, развитии в различных возрастах и в связи с условиями воспитания, о понимании языка В. д., многообразии оттенков выражения одних и тех же эмоций, о связи слова и жеста с мимикой, о воспитании способности выражения (в частности, у слепых и глухонемых), об управлении В. д. (см. сводку совр. состояния вопроса и соотв. литературу о В. д. в кн.: Р. Вудвортс, Экспериментальная психология, сокр. пер. с англ., М., 1950, и П. М. Якобсон, Психология чувств, 2 изд., М., 1958).
С. Геллерштейн, Москва. ВЫРУБОВ, Григорий Николаевич (31 окт. 1843— 30 ноября 1913) —рус философ-позитивист, химик-кристаллограф. Окончил Александровский лицей, слушал лекции на мед. и естеств. ф-тах Моск. ун-та. С 1864 жил в Париже, где издавал междунар. орган по-зишиеиама «La philosophic positive» (1867—83, до 1877 совместно с Литтре). После смерти П. Лаффита (1903) занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс. Вслед за К оптом В. пытался «преодолеть» материализм и идеализм, считая их метафизич. гипотезами («Материалистическая философия и позитивная философия»— «La philosophie materialiste et la philosophie positive», «La philos. positive», 1879, t. 22, № 4; «Замечания о критической философии в Германии»—«Remarques sur la philosophie critique en Aliemagne», там же, t. 22, № 6). Он резко отрицательно относился к диалектике, в т. ч. гегелевской («Революционные воспоминания», «Вестник Европы», 1913, № 1; рецензия на книгу Льюиса —G. H. Lewes, The study of psychology, its object and method, L., 1879, «Критическое обозрение», 1880, № 5). Высшей целью философии В. считал констатацию, изучение и классификацию всего, что происходит в интеллектуальной области, синтез выводов спец. наук. Не признавая гносеологию частью философии, В. растворял ее в совокупности частных методов исследования. В юности В. испытал нек-рое влияние Герцена, а с 1865 он поддерживал с ним личную связь. Он был первым издателем собр. соч. Герцена. Вместе с тем В. существенно расходился с ним по филос. и поли-тич. вопросам. Критич. отношение к взглядам В. выражено в ряде писем Герцена. Соч.: La sociologie et sa methode (Рецензия на кн.: Е. В о b e r t у, La sociologie, P., 1881), «Philos. positive», P., 1881, t. 26, JMi 4; Les modernes theories du neant..., там же, t. 26, № 5; Le certain et le probable, l'absolu et le relatif, там же, 1867, t. 1; Военные воспоминания, «Вестник Европы», 1911, январь. Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ВЫСКАЗЫВАНИЕ — термин современной логики, употребляемый обычно в смысле предложения (определенного языка — естественного или искусственного), рассматриваемого в связи с теми ила иными оценками его истинности (истинно, ложно) или модальности (вероятно, возможно, невозможно, необходимо и др.). Примерами В. могут быть: «Математика — наука», «Москва большой город и столица СССР», «5>3». Одно В. может быть частью другого; В.,
включающие в себя др. В., наз. сложными. Всякое-В. выражает нек-рую мысль, к-рая является его содержанием и называется смыслом В., а его истинность или ложность — истинностным значением [или значением истинности, см. Истинность, Значение (в математической логике и семантике) ]. При таком понимании понятие «В.» относится к логической семантике. Предложение как синтаксическое образование, рассматриваемое только по форме, независимо от смысла и оценок истинности или модальности, наз. часто грамматическим предложением. В., принадлежащие различным языкам и даже одному и тому же языку, могут выражать одну и ту же мысль. Если предложения, имеющие одинаковый смысл, но различающиеся как синтаксические образования, рассматриваются как одно и то же В., то их часто называют суждениями. Следует, однако, иметь в виду, что слова «В.», «предложение», «суждение» употребляются иногда просто как синонимы или за ними закрепляются значения, отличные от приведенных выше. С различением понятий «В.», «предложения» и «суждения» (подобного проведенному выше) в современной логической и философской литературе связан ряд дискуссий, особенно между представителями современного номинализма и их противниками. Различают утвердительное и неутвердительное употребление В. Высказывание употреблено утвердительно, если целью его употребления является выражение истинной мысли. Выражая свои мысли, люди обычно претендуют на их истинность. Но В. может употребляться просто как синтаксич. выражение. Так бывает, напр., во время диктанта: диктуемые В. не теряют своего осмысл. характера, но диктующий вовсе не утверждает (а пишущие не воспринимают) их как истинные. Такое употребление В. является неутвердительным. При построении логич. исчисления бывает целесообразно отличить В. как предложение, к-рое может быть истинным или ложным, от утверждения истинности В. На это впервые обратил внимание Фреге, к-рый предложил ставить перед утверждаемым В. знак н. Если VI есть к.-л. В., то н Я означает утверждение его истинности. Одним из способов употребления В. является их к о с в е н-н о е употребление. Оно имеет целью не утверждение истины, а лишь передачу мысли,содержащейся в В. Именно так, напр., употребляется В. «орбиты планет имеют форму окружности» в составе сложного В.: «Кеплер считал, что орбиты планет имеют форму окружности». Утверждая это сложное В., мы вовсе не хотим сказать, будто истинно, что орбиты планет имеют указанную форму, а лишь сообщаем, какую мысль высказал Кеплер; сама же эта мысль может быть как истинной, так и ложной (последнее на самом деле и имеет место). От различных видов употребления В. следует отличать их упоминание (цитирование). Упоминание В. имеет целью сообщить его точный текст (и только через посредство этого сообщения выразитьсодержащуюся в нем мысль). Поэтому упоминаемые В. (к-рые обычно входят в состав других В.) выделяются с помощью тех или иных средств, напр. с помощью кавычек. Косвенное употребление В. не встречается в наиболее употребительных логич. исчислениях, т. к. его допущение приводит к значит, трудностям (см. Экстенционалъные и неэкс-тенционалъные языки). В математич. логике упоминание В., как правило, производителе помощью спец. знаков, обозначающих В. (обычно буквы к.-л. алфавита, см. Знаки). Косвенное употребление языковых выражений первым подверг изучению Фреге; он же разъяснил логич. роль кавычек и знаков для В.
В естеств. языках оценка В. с т. зр. истинности ч icto зависит от того, кто, когда и где применил это В. Выражением этой зависимости являются включаемые в В. слова-индикаторы: «я», «ты», «теперь», «там» и т. д.; значение этих слов бывает различным в зависимости от ситуации. При построении искусств, языков — интерпретированных исчислений матем. логики или языков-посредников при переводе с одного естественного языка на другой (см. Формализованные языки. Лингвистика математическая) — отвлекаются от зависимости оценки В. от указанных обстоятельств, т. е. исключают из рассмотрения прагматику языка (см. также Семиотика), что позволяет сделать более точным понятие «В.». При построении наиболее элементарного логического исчисления — двузначного исчисления высказываний (см. Исчисления высказываний) — исходят только из расчленения В. на составляющие В. Те В., к-рые не подвергаются дальнейшему членению на составляющие В., наз. элементарными. Из них с помощью логич. союзов («и», «или», «если...то» и др.) составляются сложные В. При построении исчисления предикатов (см. Исчисления предикатов) исходят из более глубокого расчленения В. на отдельные термины (и др. языковые образования). В основу анализа В. (в т. ч. элементарных) математич. логика кладет понятие предиката, или логич. функции. ВЫСКАЗЫВАНИЕ-ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 313 т. е. функции, к-рая каждому предмету рассматриваемой облас^ш предметов относит либо истину, либо ложь. Логич. функции—это то, что в логич.исчиелении обычно соответствует понятиям содержательного человеческого мышления (см. Понятие). Напр., логич. функция, к-рая каждому из чисел 1 и 2 относит истину, а каждому из чисел 3, 4, 5,...— ложь, соответствует понятию «быть меньше 3» (область предметов — целые положит, числа). Выражения, представляющие в языке логич. функции, сами по себе не истинны и не ложны, т. е. не являются В. Такие выражения содержат переменные (см. Переменная) и превращаются в В. при подстановке вместо них имен предметов из данной области (см. Имя). Таково, напр., выражение «х < 3»; если в него вместо «х» подставить «1», мы получим истинное В., а если «5»— ложное. Др. способом образования В. из выражений, представляющих логич. функции, являются операции связывания переменных кванторами общности или существования, к-рым в языке соответствуют слова «все» («для всякого») и «существует» («некоторые»). Этим способом мы получим В. «для всякого х верно, что х < 3» и «существует такое х, к-рое меньше 3», первое из них ложно, а второе истинно. С В. в логич. исчислениях имеют дело гл. обр. при применении исчислений к конкретным областям науки. В формулах же самих исчислений фигурируют в основном т. н. переменные В. Переменное В. не есть В. в подлинном смысле, т. к. вопрос об его истинности или ложности не имеет смысла; это — переменная для В., т. е. символ, на место к-рого можно подставлять конкретные В. (или их имена). Чтобы подчеркнуть отличие переменных В. от настоящих В., последние часто называют постоянными В. Применение переменных В. служит для выражения всеобщности: оно позволяет формулировать законы исчисления для любых В. данного вида. В нек-рых исчислениях вводятся также постоянные В. Так, в исчислении Жегалкина фигурируют два элементарных постоянных В.: одно заведомо истинное, обозначаемое 1, а другое заведомо ложное, обозначаемое 0. При аксиоматич. построении логич. исчислений (см. Метод аксиоматический) до тех пор, пока не дана интерпретация исчисления, понятия постоянного и переменного В. не имеют того содержания, к-рое разъяснено выше, а рассматриваются просто как символы, вводимые спец. определениями. Однако эти определения подбираются так, чтобы при интерпретации исчисления формально определенные понятия совпали с содержат, понятиями о постоянном и переменном В. Ни одно исчисление не в состоянии отобразить все логич. свойства разнообразных видов выражений, применяемых в реальных языках. Всякое логич. исчисление исходит из нек-рых идеализированных представлений о формализуемом содержании. От В., напр., требуют, чтобы оно было либо истинным, либо ложным и притом обязательно одно из двух. Но существуют предложения, не удовлетворяющие непосредственно этому требованию. Они нуждаются в уточнении. Это прежде всего относится к выражениям, по форме являющимся грамматически правильными предложениями, но не имеющим смысла (как, напр., выражение «дважды два — стеариновая свеча»). Обычно в таких случаях бывает, правда, возможно так уточнить смысл терминов, чтобы рассматриваемое выражение стало истинным или ложным (напр., в данном случае можно, рассматривая числа как абстрактные предметы, сказать, что это выражение ложно, так как абстрактный предмет — число четыре — не есть материальный предмет, каковым является стеариновая свеча). В логич. исчислениях и дедуктивных теориях понятие осмысленного выражения определяется обычно независимо от понятия истинного (или ложного) выражения, и истинностные значения, истина и ложь, относятся лишь к осмысленным выражениям, к-рые в таких случаях и наз. В. Одним из направлений развития математич. логики является построение исчислений, формализующих те формы предложений обычных языков и те их свойства, к-рые ранее оставались вне поля зрения логики. В языках встречаются, напр., не только повест-воват.,нои вопросит, и побудит, предложения. Предложения последних двух видов также становятся предметом логич. изучения. Напр., предпринимаются попытки построения исчислений побудит, логики. В обычном исчислении В. и исчислении пре- дикатов мн. стороны языковых выражений, связанные со смыслом, не находят отражения; с т. зр. этого исчисления В. «если 2x2=4, то Москва — большой город» не менее осмысленно, чем В. «если по проводнику проходит электрич. ток, то проводник нагревается». Исчисления строгой импликации уточняют понятие В., вводя те или иные приближения к следованию по смыслу, в силу чего логика оказывается в состоянии выявить различие В., подобных вышеприведенным. В др. исчислениях формализации подвергаются предложения в сослагат. наклонении, предложения, выражающие естественнонауч. законы и др. (см. Номологические высказывания, Модальная логика. Многозначная логика). Т. о., понятие В. в математич. логике и логической семантике непрерывно развивается. Лит.: Ж е г а л к и н И. И., О технике вычислений пред ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — совокупность наиболее высоких и сложных форм деятельности больших полушарий головного мозга. Понятие В. н. д. введено в физиологию Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, неизвестной до этого формы нервной деятельности. Понятием В. н. д. выделяется такая деятельность целого организма, благодаря к-рой обеспечивается его успешное и изменчивое приспособление к окружающему миру через образования временных связей в коре больших полушарий голодного мозга. Такие связи образуются у животных и у человека в результате индивидуального жизненного опыта и прочно удерживаются благодаря постоянному подкреплению этих связей к.-л. жизненно важной функцией организма. Понятие В. н. д. противопоставлено Павловым понятию низшей нервной деятельности, в к-рую входят все приспособления рефлекторного типа, направленные в основном на регуляцию взаимодействия частей и органов самого организма в процессе поддержания его жизненно важных физиологич. констант. Нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма на уровне низшей нервной деятельности, объединены связями уже в процессе развития зародыша. Наоборот, нервные связи, обеспечивающие В. н. д., образуются заново в процессе жизненного опыта животных и человека в зависимости от складывающихся внешних обстоятельств. В связи с этим низшая нервная деятельность определяется еще как врожденная нервная деятельность, а В. н. д.— как приобретенная в индивидуальном опыте животного. Учение о В. н. д. представляет собой материалистич, фундамент для объективного изучения психич. деятельности человека. Учение о В. и. д. является прогрессивным физиологич. направлением, изучающим науч. методами самые высшие проявления мозга. Оно противопоставляется субъективным и идеалистич. направлениям в изучении психич. деятельности человека. Состояние физиологии головного мозга до возникновения учения о высшей нервной деятельности. До появления на физиологич. арене понятия условный рефлекс физиология мозга располагала весьма огра- 314 ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВЫШЕИСКИЙ нич. объемом знаний о работе этого органа. Было известно, что при раздражении нек-рых отделов мозга могут появиться те или иные двигательные проявления. При удалении же нек-рых областей мозга можно было заметить, что, напр., собака теряет какую-то часть своих способностей ориентироваться в окружающем мире («собака не видит, не слышит, не понимает, не помнит» и т. д.). В силу отсутствия конкретных знаний о работе мозга образовался нек-рый разрыв между точной физиологич. наукой и общепринятыми житейскими представлениями о психич. деятельности человека. В течение многих лет изучением работы мозга занималась субъективная психология, дававшая в основном идеалистич. трактовку психич. деятельности человека, особенно в ее высших проявлениях — мышлении; она широко распространила свое влияние на область зоологии, наделяя животных особенностями человеч. психики. Декартовское понятие рефлекса и его преобразование в учении о высшей нервной деятельности. Павлов отмечал, что в основе всей его работы по изучению условных рефлексов лежит декартовское понятие-рефлекса, считая его вполне научным, объективным, и полагал, что, руководствуясь им, можно приступать к разработке деятельности и высших отделов центральной нервной системы, т. е. в основном коры больших полушарий. Путь для материалистич. понимания работы мозга на основе рефлекторного принципа был проложен Сеченовым. Приняв от Декарта вполне научное представление о начальном толчке (стимул) к началу рефлекторного действия и о материальном развитии самого рефлекторного ответа, Павлов значительно расширил эту схему (дуга рефлекса), введя новый элемент— подкрепление возникшего рефлекторного действия. Для Декарта рефлекторный акт кончался ответным действием, в силу чего он не смог понять объективных причин целесообразности рефлекторного ответа. Это заставило его обратиться к «высшему разуму», на долю к-рого он и относил целесообразное приспособительное значение всех рефлекторных ответов. Введя подкрепление рефлекса пищей, Павлов тем самым подчеркнул, что рефлекторный акт становится целесообразным только потому, что организм всегда имеет афферентные сигнализации о том, в какой степени эффективно для организма в целом развернулось данное рефлекторное действие. Тем самым Павлов исключил всякую возможность объяснять целесообразность поведенческих актов животного на основе каких-то дополнительных нематериальных факторов. Сов. физиологами установлено, что любой рефлекторный акт целого организма только тогда закрепляется и становится составной частью приспособительной деятельности организма, когда с периферии в результате рефлекторного действия в центральную нервную систему направляется вполне определенная афферентная сигнализация о результатах действия (обратная афферентация). Если же рефлекторное действие не достигло необходимого приспособительного эффекта, то неадекватная сигнализация об этом с периферии толкает организм на новое рефлекторное действие. Принцип сигнализации и его физиологическое содержание. Центральным пунктом в учении о В. н. д. является принцип сигнализации. Именно благодаря «му были сформулированы все черты В. н. д. как спе-цифич. раздела общей физиологии. В допавловской физиологии исследователи имели дело только с теми приспособительными актами животных, к-рые являлись ответом на настоящий стимул и приспосабливали животное к настоящему моменту. Существо принципа сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы пгшспособления животного, когда последнее в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий. Если на условный раздражитель, напр. звонок, животное выделяет слюну, то это происходит отнюдь не потому, что слюна может «переваривать» звонок, а потому, что она по всем своим свойствам предназначена для переваривания пищи, к-рая появится только в будущем. Т. о.,с открытием условного рефлекса Павлов сделал возможным объективное научное исследование приспособления животного к будущим событиям. Это являлось новым для науки и открыло новый мир в деятельности коры больших полушарий головного мозга. Павлов считал возможным слитие объективного с субъективным или изучение всей психич. деятельности «без остатка» на основе методов, понятий и терминов физиологии В. н. д. Наряду с этим Павлов не отрицал наличия субъективного мира человека и необходимости его изучения. Однако в этом вопросе он держался строго объективных научных позиций, признавая, что наиболее успешное и наиболее приемлемое понимание психич. деятельности может прийти только от физиологии В. н. д. Последующее развитие В. н. д. именно в сторону наиболее сложных форм психич. деятельности человека показало справедливость и правильность этой позиции. Учение Павлова о второй сигнальной системе, т. е. о речевой деятельности как деятельности, основывающейся на принципе сигнализации, показало, что именно здесь в дальнейшем будет критич. момент для взаимопроникновения физиологии В. н. д. с областью психо-логич. построений и концепций. Учение о В. п. д. имеет важное значение для диа-лектич. материализма. Учение о В. н. д. закрыло пропасть между т. н. «душевной» деятельностью человека и материальными процессами тела, соединив то и другое строгими законами причинных взаимодействий. Учение о В. н. д. играет большую роль в естественнонауч. обосновании основного принципа материалистич. философии: материя первична, сознание вторично. К филос. значению учения о В. п. д. относится и тот факт, что условный рефлекс вскрывает одну из самых интимных сторон в развитии жизни на Земле — приспособление живых организмов к будущим событиям через механизмы временных связей и сигнальную деятельность больших полушарий. В настоящее время стало вполне достоверным то, что постоянная последовательность стимулов, жизненно важных для организма, может зафиксировать в его протоплазме определенные пути облегченного проведения возбуждения. Это правило относится, вероятно, и к простейшим организмам. Благодаря этому в поле зрения объективного исследования попала категория будущего, т. е. была объективно восполнена принадлежность организма прошлому, настоящему и будущему. Лит.: Павлов II. П., Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1—2— Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, 2 изд., М., 1951; т. 4— Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 2 изд., М., 1951; Анохин П. К.. Особенности афферентного аппарата условного рефленса и их значение для психологии, «Вопр. психологии», 1955, № 6. Я. Анохин. Москва. ВЫЧИСЛИМАЯ ФУНКЦИЯ — одно из основных понятий теории алгоритмов. См. Алгоритм. ВЫШЕНСКИЙ (Вишенський), Иван (р.между 1545—50— ум. ок. 1620)— укр. мыслитель и обществ, деятель. Монах. Участвовал в деятельности Львовского братства. Автор соч. «Писаше до всех обще в Лядской земли живущих», «Писаше к утекшим от православной веры епископам», «Обличеше д1явола миродержца», «Краткословный ответ Петру Скарге» (написаны в 90-х гг. 16 в., распространялись в списках, впервые частично напечатаны в 1865— см. «Памятники полемической литературы в Западной ВЭНС - ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА 315 Руси», 1882, кн. 2; «Архив Юго-Западной России», 1887, ч. 1, т. 7) и др. Критиковал феод.-крепостнич. порядки Польско-литовского гос-ва. Обличая «злое житие» дворян, их тунеядство, праздность, своекорыстие, В. пропагандировал идею равенства всех людей. Он являлся одним из первых поборников воссоединения Украины с Россией. Христианский теолог по филос. воззрениям, В. проповедовал аскетич. отречение, что было своеобразным протестом против распространения католицизма на Украине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|