Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 21 глава




Первые попытки систематич. исследования В. д. относятся к 18 в. (J. С. Lavater, Physiognomische Fragmente, 1775—78; J. W. Goethe, Physiognomische Fragmente, Goethes samtliche Werke, Bd 14, Lpz., [o. J.]; G. Ch. Lichtenberg, Ober Physiognomik, 1778; J. J. Engel, Ideen zur einen Mimik, Tl 1—2, 1785—86). В этих исследованиях даны подробные описания анатомич. особенностей В. д., характер­ных для различных душевных состояний. Наиболее значит, этап в развитии науки о В. д. связан с именем Ч. Белла (Ch. Bell, Essays on the anatomy and phi­losophy of expression as connected with fine arts, 1806, 7 ed., L., 1877). Особый интерес представляют взгляды Белла на роль дыхания в мимич. движениях (им установлен факт непроизвольного сокращения мышц вокруг глаз при усиленных выдыхат. движе­ниях). Белл вскрыл роль идеомоторики в В. д. и показал связь между В. д. и функциями различных отделов нервной системы. Труды Белла оказали за­метное влияние на изучение В. д. Следы этого влия­ния можно видеть в соч. Т. Пидерита (Th. Piderit, Mimik und Phisiognomik, 1858 — с дополнениями и изменениями в последующем изд. 1867), Дюшенна, к-рому принадлежит заслуга в создании метода искусств, воспроизведения разнообразных мимич. движений посредством электрич. раздраже­ния определ. лицевых мышц (G. В. Duchenne, Мёса-nisme de la physionomie humaine, 1862), Грасиоле


(L. P. Gratiolet, De la physionomie et des mouve-ments d'expression, 1865). Все же ни один из них не дал ответа на вопрос о происхождении В. д. и о при­чинах относительного их постоянства во все времена и у всех народов. Вопрос этот впервые поставлен был на строго науч. почву и освещен с эволюц. т. зр. Спенсером (Н. Spencer, Principles of psychology, 1855) и Сеченовым («Физиология нервной системы», 1866). Но только Ч. Дарвин, опираясь на богатейший фак-тич. материал, вскрыл со всей необходимой полнотой и глубиной генезис В. д. и дал научное объяснение связи между определ. эмоциональными состояниями и внешним их проявлением — в мимич. и иных дви­жениях, в реакциях вегетативной нервной системы и т. п., найдя, т. о., новое подтверждение справед­ливости своего учения о происхождении человека. Дарвин выдвинул три принципа, объясняющих про­исхождение В. д.: 1) принцип полезных ассоцииро­ванных привычек, 2) принцип антитезы, 3) принцип общего возбуждения нервной системы. В согласии с 1-м принципом многие В. д. представляют собой продукт унаследованных ассоциаций между определ. ощущениями и эмоциями, с одной стороны, и их внеш­ним проявлением — с другой. Некогда эти внешние способы выражения были биологически полезны, закрепились наследств, путем и превратились в ас­социированные привычки, возникая при соответст­вующих эмоциях вне зависимости от их полезности. При противоположных эмоциях действует принцип антитезы (напр., напряженная поза разгневанной собаки сменяется позой покорности и расслаблением мышц при встрече с хозяином). 3-й принцип объяс­няет происхождение В. д., наблюдающихся гл. обр. при бурных эмоциях или вспышках аффекта (обилие жестов, неупорядоченность движений, учащенное ды­хание, резкие сосудистые реакции и т. п.).

Со времени появления труда Дарвина эволюц. прин­цип в трактовке проблемы В. д. прочно утвердился в психофизиологии. Видные психологи (Вундт, Рибо, Джемс, Болдуин и др.) оценили этот труд как вы­дающееся событие в развитии учения об эмоциях и их выражении. Передовые рус. ученые встретили уче­ние Дарвина не только сочувственно, но творчески его углубили. П. Ф. Лесгафт («О генетической свя­зи между выражением лица и деятельностью мышц, окружающих органы высших чувств», 1879) допол­нил его новыми данными о развитии В. д. в онтогене­зе, подчеркнув роль воспитания и среды в формирова­нии.В. д. ребенка. Бехтерев («Основы учения о фун­кциях мозга», вып. 5, 1905), основываясь на теории Дарвина и опираясь на собств. эксперименты (1883— 1884), дал новое освещение вопроса о локализации В. д. Л. Минор («Об изменениях физиономии в нерв­ных и душевных болезнях», 1893) подкрепил пра­вильность установленных Дарвином принципов выра­жения эмоций данными о В. д. душевнобольных. Зоопсихологич. исследования, особенно обезьян, при­несли ценные факты в подтверждение и развитие идей Дарвина о происхождении В. д. (Н. Н. Ла-дыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выра­зительных движениях, 1935). Значительно расши­рился объект исследования В. д. (работы Лоренца, Тинбергена и др. о В. д. членистоногих, рыб, птиц). Воззрения Дарвина, в первую очередь принцип по­лезных ассоциированных привычек, органически вхо­дят в русло учения И. П. Павлова об условных реф­лексах. 20 век принес в то же время много нового в понимание природы и происхождения В. д. Под давле­нием новых фактов и развития теоретич. мысли в об­ласти материалистич. философии и естествознания учение Дарвина о В. д. (особенно в той его части, к-рая касается В. д. человека) претерпело заметные


312 ВЫРУБОВ - ВЫСКАЗЫВАНИЕ


изменения и получило дальнейшее развитие. Стало ясно, что концепция Дарвина, как чисто биологиче­ская, вскрывает происхождение лишь огранич. груп­пы В. д. Для понимания происхождения специфи­чески человеч. эмоций со всем богатством их внешних проявлений учение Дарвина явно недостаточно, по­скольку человеческие эмоции несут на себе печать со­циальной природы человека и творческого его труда на протяжении его многовековой истории. Принци­пы, установленные Дарвином, оказываются в этом смысле ограниченными в своем значении. Совр. пси­хология, оснащенная тонкими методами изучения эмоций, накопляет богатый материал о В. д., их воз­никновении у детей, развитии в различных возрастах и в связи с условиями воспитания, о понимании язы­ка В. д., многообразии оттенков выражения одних и тех же эмоций, о связи слова и жеста с мимикой, о воспитании способности выражения (в частности, у слепых и глухонемых), об управлении В. д. (см. сводку совр. состояния вопроса и соотв. литературу о В. д. в кн.: Р. Вудвортс, Экспериментальная психология, сокр. пер. с англ., М., 1950, и П. М. Якобсон, Психология чувств, 2 изд., М., 1958).

С. Геллерштейн, Москва.

ВЫРУБОВ, Григорий Николаевич (31 окт. 1843— 30 ноября 1913) —рус философ-позитивист, химик-кристаллограф. Окончил Александровский лицей, слу­шал лекции на мед. и естеств. ф-тах Моск. ун-та. С 1864 жил в Париже, где издавал междунар. орган по-зишиеиама «La philosophic positive» (1867—83, до 1877 совместно с Литтре). После смерти П. Лаффита (1903) занимал кафедру истории науки в Коллеж де Франс. Вслед за К оптом В. пытался «преодолеть» материализм и идеализм, считая их метафизич. ги­потезами («Материалистическая философия и пози­тивная философия»— «La philosophie materialiste et la philosophie positive», «La philos. positive», 1879, t. 22, № 4; «Замечания о критической философии в Германии»—«Remarques sur la philosophie critique en Aliemagne», там же, t. 22, № 6). Он резко отрицательно относился к диалектике, в т. ч. гегелевской («Рево­люционные воспоминания», «Вестник Европы», 1913, № 1; рецензия на книгу Льюиса —G. H. Lewes, The study of psychology, its object and method, L., 1879, «Критическое обозрение», 1880, № 5). Высшей целью философии В. считал констатацию, изучение и клас­сификацию всего, что происходит в интеллектуальной области, синтез выводов спец. наук. Не призна­вая гносеологию частью философии, В. растворял ее в совокупности частных методов исследования.

В юности В. испытал нек-рое влияние Герцена, а с 1865 он поддерживал с ним личную связь. Он был первым издателем собр. соч. Герцена. Вместе с тем В. существенно расходился с ним по филос. и поли-тич. вопросам. Критич. отношение к взглядам В. вы­ражено в ряде писем Герцена.

Соч.: La sociologie et sa methode (Рецензия на кн.: Е. В о b e r t у, La sociologie, P., 1881), «Philos. positive», P., 1881, t. 26, JMi 4; Les modernes theories du neant..., там же, t. 26, № 5; Le certain et le probable, l'absolu et le relatif, там же, 1867, t. 1; Военные воспоминания, «Вестник Европы», 1911, январь.

Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под
ред. М. К. Лемке, т. 22, Л.—М.,1925 (см. алф. указатель имен);
Тимирязев К. А., Григорий Николаевич Вырубов,
Соч., т. 9, [М. ], 1939, с. 81—97. Л. Коган. Москва.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ — термин современной логи­ки, употребляемый обычно в смысле предложения (определенного языка — естественного или искусст­венного), рассматриваемого в связи с теми ила иными оценками его истинности (истинно, ложно) или модаль­ности (вероятно, возможно, невозможно, необходи­мо и др.). Примерами В. могут быть: «Математика — наука», «Москва большой город и столица СССР», «5>3». Одно В. может быть частью другого; В.,


включающие в себя др. В., наз. сложными. Всякое-В. выражает нек-рую мысль, к-рая является его содержанием и называется смыслом В., а его истин­ность или ложность — истинностным значением [или значением истинности, см. Истинность, Значение (в математической логике и семантике) ]. При та­ком понимании понятие «В.» относится к логической семантике. Предложение как синтаксическое обра­зование, рассматриваемое только по форме, неза­висимо от смысла и оценок истинности или модаль­ности, наз. часто грамматическим пред­ложением. В., принадлежащие различным языкам и даже одному и тому же языку, могут выра­жать одну и ту же мысль. Если предложения, имею­щие одинаковый смысл, но различающиеся как син­таксические образования, рассматриваются как одно и то же В., то их часто называют суждениями. Сле­дует, однако, иметь в виду, что слова «В.», «пред­ложение», «суждение» употребляются иногда просто как синонимы или за ними закрепляются зна­чения, отличные от приведенных выше. С различением понятий «В.», «предложения» и «суждения» (подобного проведенному выше) в современной логической и философской литературе связан ряд дискуссий, особенно между представителями современного но­минализма и их противниками.

Различают утвердительное и неутвердитель­ное употребление В. Высказывание употреблено утверди­тельно, если целью его употребления является выражение истинной мысли. Выражая свои мысли, люди обычно пре­тендуют на их истинность. Но В. может употребляться просто как синтаксич. выражение. Так бывает, напр., во время дик­танта: диктуемые В. не теряют своего осмысл. характера, но диктующий вовсе не утверждает (а пишущие не воспринима­ют) их как истинные. Такое употребление В. является не­утвердительным. При построении логич. исчисления бывает целесообразно отличить В. как предложение, к-рое может быть истинным или ложным, от утверждения истинности В. На это впервые обратил внимание Фреге, к-рый предложил ставить перед утверждаемым В. знак н. Если VI есть к.-л. В., то н Я означает утверждение его истинности.

Одним из способов употребления В. является их к о с в е н-н о е употребление. Оно имеет целью не утверждение истины, а лишь передачу мысли,содержащейся в В. Именно так, напр., употребляется В. «орбиты планет имеют форму окружности» в составе сложного В.: «Кеплер считал, что орбиты планет имеют форму окружности». Утверждая это сложное В., мы вовсе не хотим сказать, будто истинно, что орбиты планет имеют указанную форму, а лишь сообщаем, какую мысль высказал Кеплер; сама же эта мысль может быть как истинной, так и ложной (последнее на самом деле и имеет место). От различных видов употребления В. следует отличать их упоминание (цитирование). Упоминание В. имеет целью сообщить его точный текст (и только через посредство этого со­общения выразитьсодержащуюся в нем мысль). Поэтому упоми­наемые В. (к-рые обычно входят в состав других В.) выделя­ются с помощью тех или иных средств, напр. с помощью кавычек. Косвенное употребление В. не встречается в наиболее употребительных логич. исчислениях, т. к. его допущение приводит к значит, трудностям (см. Экстенционалъные и неэкс-тенционалъные языки). В математич. логике упоминание В., как правило, производителе помощью спец. знаков, обозначаю­щих В. (обычно буквы к.-л. алфавита, см. Знаки). Косвенное употребление языковых выражений первым подверг изучению Фреге; он же разъяснил логич. роль кавычек и знаков для В.

В естеств. языках оценка В. с т. зр. истинности ч icto за­висит от того, кто, когда и где применил это В. Выражением этой зависимости являются включаемые в В. слова-индикато­ры: «я», «ты», «теперь», «там» и т. д.; значение этих слов бы­вает различным в зависимости от ситуации. При построении искусств, языков — интерпретированных исчислений матем. логики или языков-посредников при переводе с одного есте­ственного языка на другой (см. Формализованные языки. Лингвистика математическая) — отвлекаются от зависимо­сти оценки В. от указанных обстоятельств, т. е. исключают из рассмотрения прагматику языка (см. также Семиотика), что позволяет сделать более точным понятие «В.».

При построении наиболее элементарного логического исчисления — двузначного исчисления высказываний (см. Исчисления высказываний) — исходят только из расчленения В. на составляющие В. Те В., к-рые не подвергаются даль­нейшему членению на составляющие В., наз. элементарными. Из них с помощью логич. союзов («и», «или», «если...то» и др.) составляются сложные В. При построении исчисления преди­катов (см. Исчисления предикатов) исходят из более глубокого расчленения В. на отдельные термины (и др. языковые образо­вания). В основу анализа В. (в т. ч. элементарных) матема­тич. логика кладет понятие предиката, или логич. функции.


ВЫСКАЗЫВАНИЕ-ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 313


т. е. функции, к-рая каждому предмету рассматриваемой облас^ш предметов относит либо истину, либо ложь. Логич. функции—это то, что в логич.исчиелении обычно соответству­ет понятиям содержательного человеческого мышления (см. Понятие). Напр., логич. функция, к-рая каждому из чисел 1 и 2 относит истину, а каждому из чисел 3, 4, 5,...— ложь, соответствует понятию «быть меньше 3» (область предметов — целые положит, числа). Выражения, представляющие в языке логич. функции, сами по себе не истинны и не ложны, т. е. не являются В. Такие выражения содержат переменные (см. Переменная) и превращаются в В. при подстановке вместо них имен предметов из данной области (см. Имя). Таково, напр., выражение «х < 3»; если в него вместо «х» подставить «1», мы получим истинное В., а если «5»— ложное. Др. спо­собом образования В. из выражений, представляющих ло­гич. функции, являются операции связывания переменных кванторами общности или существования, к-рым в языке соответствуют слова «все» («для всякого») и «существует» («некоторые»). Этим способом мы получим В. «для всякого х верно, что х < 3» и «существует такое х, к-рое меньше 3», первое из них ложно, а второе истинно.

С В. в логич. исчислениях имеют дело гл. обр. при при­менении исчислений к конкретным областям науки. В фор­мулах же самих исчислений фигурируют в основном т. н. переменные В. Переменное В. не есть В. в подлинном смысле, т. к. вопрос об его истинности или ложности не имеет смысла; это — переменная для В., т. е. символ, на место к-рого можно подставлять конкретные В. (или их имена). Чтобы подчеркнуть отличие переменных В. от на­стоящих В., последние часто называют постоянными В. При­менение переменных В. служит для выражения всеобщности: оно позволяет формулировать законы исчисления для любых В. данного вида. В нек-рых исчислениях вводятся также постоянные В. Так, в исчислении Жегалкина фигурируют два элементарных постоянных В.: одно заведомо истинное, обозначаемое 1, а другое заведомо ложное, обозначаемое 0.

При аксиоматич. построении логич. исчислений (см. Метод аксиоматический) до тех пор, пока не дана интерпретация исчисления, понятия постоян­ного и переменного В. не имеют того содержания, к-рое разъяснено выше, а рассматриваются просто как символы, вводимые спец. определениями. Однако эти определения подбираются так, чтобы при интер­претации исчисления формально определенные поня­тия совпали с содержат, понятиями о постоянном и переменном В.

Ни одно исчисление не в состоянии отобразить все логич. свойства разнообразных видов выражений, применяемых в реальных языках. Всякое логич. ис­числение исходит из нек-рых идеализированных пред­ставлений о формализуемом содержании. От В., напр., требуют, чтобы оно было либо истинным, либо лож­ным и притом обязательно одно из двух. Но сущест­вуют предложения, не удовлетворяющие непосредст­венно этому требованию. Они нуждаются в уточнении. Это прежде всего относится к выражениям, по форме являющимся грамматически правильными предложе­ниями, но не имеющим смысла (как, напр., выражение «дважды два — стеариновая свеча»). Обычно в таких случаях бывает, правда, возможно так уточнить смысл терминов, чтобы рассматриваемое выражение стало ис­тинным или ложным (напр., в данном случае можно, рассматривая числа как абстрактные предметы, ска­зать, что это выражение ложно, так как абстрактный предмет — число четыре — не есть материальный пред­мет, каковым является стеариновая свеча). В логич. исчислениях и дедуктивных теориях понятие осмыс­ленного выражения определяется обычно независимо от понятия истинного (или ложного) выражения, и истинностные значения, истина и ложь, относятся лишь к осмысленным выражениям, к-рые в таких случаях и наз. В.

Одним из направлений развития математич. логики является построение исчислений, формализующих те формы предложений обычных языков и те их свой­ства, к-рые ранее оставались вне поля зрения логи­ки. В языках встречаются, напр., не только повест-воват.,нои вопросит, и побудит, предложения. Пред­ложения последних двух видов также становятся предметом логич. изучения. Напр., предприни­маются попытки построения исчислений побудит, ло­гики. В обычном исчислении В. и исчислении пре-


дикатов мн. стороны языковых выражений, связан­ные со смыслом, не находят отражения; с т. зр. этого исчисления В. «если 2x2=4, то Москва — большой город» не менее осмысленно, чем В. «если по проводнику проходит электрич. ток, то проводник нагревается». Исчисления строгой импликации уточ­няют понятие В., вводя те или иные приближения к следованию по смыслу, в силу чего логика оказы­вается в состоянии выявить различие В., подобных вышеприведенным. В др. исчислениях формализации подвергаются предложения в сослагат. наклонении, предложения, выражающие естественнонауч. законы и др. (см. Номологические высказывания, Модальная ло­гика. Многозначная логика). Т. о., понятие В. в ма­тематич. логике и логической семантике непрерывно развивается.

Лит.: Ж е г а л к и н И. И., О технике вычислений пред­
ложений в символической логике, «Матем. сб.», 1927, т. 34,
вып. 1, с. 9—26; его же, Арифметизация символической
логики, там же 1928, т. 35, вып. 3—4, с. 311—69; Гиль­
берт Д.иАккерман В., Основы теоретической логики,
пер. с нем., ред., вступ. ст. и комментарии С. А. Яновской,
М., 1947; Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию
дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, с. 31 —106; Нови­
ков П. С, Элементы математической логики, М., 1959,
гл. 1—2; F г е g e G., Funktion und Begriff, Jena, 1891;
его же, (jber Sinn und Bedeutung, «Z. Philos. und philo-
sophische Kritik», Lpz., 1892, Bd 100, H. 1, S. 25—50; его
ж е, Grundgesetze der Arithmetik, begriffschriftlich abgelei-
tet, Bd 1, Jena, 1893, S. 5—10; Stegmuller W., Das
Wahrheitsproblem und die Idee der Semantik, W., 1957;
Church A., Introduction to mathematical logic, v. 1, Prin­
ceton, 1956 (cm. Introduction). Б. Бирюков. Москва.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — сово­купность наиболее высоких и сложных форм деятель­ности больших полушарий головного мозга. Поня­тие В. н. д. введено в физиологию Павловым в свя­зи с открытием условного рефлекса как новой, неиз­вестной до этого формы нервной деятельности. По­нятием В. н. д. выделяется такая деятельность це­лого организма, благодаря к-рой обеспечивается его успешное и изменчивое приспособление к окружаю­щему миру через образования временных связей в коре больших полушарий голодного мозга. Такие свя­зи образуются у животных и у человека в результа­те индивидуального жизненного опыта и прочно удер­живаются благодаря постоянному подкреплению этих связей к.-л. жизненно важной функцией организма.

Понятие В. н. д. противопоставлено Павловым по­нятию низшей нервной деятельности, в к-рую входят все приспособления рефлекторного типа, направлен­ные в основном на регуляцию взаимодействия ча­стей и органов самого организма в процессе поддер­жания его жизненно важных физиологич. констант. Нервные элементы, осуществляющие взаимодей­ствие внутри организма на уровне низшей нервной деятельности, объединены связями уже в процессе развития зародыша. Наоборот, нервные связи, обес­печивающие В. н. д., образуются заново в процессе жизненного опыта животных и человека в зависи­мости от складывающихся внешних обстоятельств. В связи с этим низшая нервная деятельность опреде­ляется еще как врожденная нервная деятельность, а В. н. д.— как приобретенная в индивидуальном опы­те животного.

Учение о В. н. д. представляет собой материалистич, фундамент для объективного изучения психич. дея­тельности человека. Учение о В. и. д. является про­грессивным физиологич. направлением, изучающим науч. методами самые высшие проявления мозга. Оно противопоставляется субъективным и идеалистич. направлениям в изучении психич. деятельности че­ловека.

Состояние физиологии головного мозга до возник­новения учения о высшей нервной деятельности. До появления на физиологич. арене понятия условный рефлекс физиология мозга располагала весьма огра-


314 ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ВЫШЕИСКИЙ


нич. объемом знаний о работе этого органа. Было известно, что при раздражении нек-рых отделов моз­га могут появиться те или иные двигательные прояв­ления. При удалении же нек-рых областей мозга можно было заметить, что, напр., собака теряет ка­кую-то часть своих способностей ориентироваться в окружающем мире («собака не видит, не слышит, не понимает, не помнит» и т. д.). В силу отсутствия кон­кретных знаний о работе мозга образовался нек-рый разрыв между точной физиологич. наукой и обще­принятыми житейскими представлениями о психич. деятельности человека. В течение многих лет изуче­нием работы мозга занималась субъективная психо­логия, дававшая в основном идеалистич. трактовку психич. деятельности человека, особенно в ее высших проявлениях — мышлении; она широко распростра­нила свое влияние на область зоологии, наделяя жи­вотных особенностями человеч. психики.

Декартовское понятие рефлекса и его преобразова­ние в учении о высшей нервной деятельности. Павлов отмечал, что в основе всей его работы по изучению условных рефлексов лежит декартовское понятие-рефлекса, считая его вполне научным, объективным, и полагал, что, руководствуясь им, можно приступать к разработке деятельности и высших отделов цен­тральной нервной системы, т. е. в основном коры больших полушарий. Путь для материалистич. пони­мания работы мозга на основе рефлекторного прин­ципа был проложен Сеченовым.

Приняв от Декарта вполне научное представление о начальном толчке (стимул) к началу рефлектор­ного действия и о материальном развитии самого рефлекторного ответа, Павлов значительно расширил эту схему (дуга рефлекса), введя новый элемент— подкрепление возникшего рефлекторного действия. Для Декарта рефлекторный акт кончался ответным действием, в силу чего он не смог понять объективных причин целесообразности рефлекторного ответа. Это заставило его обратиться к «высшему разуму», на долю к-рого он и относил целесообразное приспособи­тельное значение всех рефлекторных ответов.

Введя подкрепление рефлекса пищей, Павлов тем самым подчеркнул, что рефлекторный акт становится целесообразным только потому, что организм всегда имеет афферентные сигнализации о том, в какой сте­пени эффективно для организма в целом развернулось данное рефлекторное действие. Тем самым Павлов исключил всякую возможность объяснять целесообраз­ность поведенческих актов животного на основе каких-то дополнительных нематериальных факторов.

Сов. физиологами установлено, что любой рефлек­торный акт целого организма только тогда закрепляет­ся и становится составной частью приспособительной деятельности организма, когда с периферии в резуль­тате рефлекторного действия в центральную нервную систему направляется вполне определенная аф­ферентная сигнализация о результатах действия (об­ратная афферентация). Если же рефлекторное дейст­вие не достигло необходимого приспособительного эффекта, то неадекватная сигнализация об этом с периферии толкает организм на новое рефлекторное действие.

Принцип сигнализации и его физиологическое содержание. Центральным пунктом в учении о В. н. д. является принцип сигнализации. Именно благодаря «му были сформулированы все черты В. н. д. как спе-цифич. раздела общей физиологии. В допавловской физиологии исследователи имели дело только с теми приспособительными актами животных, к-рые яв­лялись ответом на настоящий стимул и приспосабли­вали животное к настоящему моменту. Существо принципа сигнализации состоит в том, что он опре­деляет такие формы пгшспособления животного, когда


последнее в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий. Если на условный раз­дражитель, напр. звонок, животное выделяет слюну, то это происходит отнюдь не потому, что слюна может «переваривать» звонок, а потому, что она по всем своим свойствам предназначена для переваривания пищи, к-рая появится только в будущем. Т. о.,с откры­тием условного рефлекса Павлов сделал возможным объективное научное исследование приспособления животного к будущим событиям. Это являлось новым для науки и открыло новый мир в деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Павлов считал возможным слитие объективного с субъективным или изучение всей психич. деятельно­сти «без остатка» на основе методов, понятий и тер­минов физиологии В. н. д. Наряду с этим Павлов не отрицал наличия субъективного мира человека и необходимости его изучения. Однако в этом вопросе он держался строго объективных научных позиций, при­знавая, что наиболее успешное и наиболее приемлемое понимание психич. деятельности может прийти только от физиологии В. н. д. Последующее развитие В. н. д. именно в сторону наиболее сложных форм психич. деятельности человека показало справедли­вость и правильность этой позиции. Учение Павлова о второй сигнальной системе, т. е. о речевой дея­тельности как деятельности, основывающейся на принципе сигнализации, показало, что именно здесь в дальнейшем будет критич. момент для взаимо­проникновения физиологии В. н. д. с областью психо-логич. построений и концепций.

Учение о В. п. д. имеет важное значение для диа-лектич. материализма. Учение о В. н. д. закрыло пропасть между т. н. «душевной» деятельностью человека и материальными процессами тела, соединив то и другое строгими законами причинных взаимо­действий. Учение о В. н. д. играет большую роль в естественнонауч. обосновании основного принципа материалистич. философии: материя первична, созна­ние вторично. К филос. значению учения о В. п. д. относится и тот факт, что условный рефлекс вскрывает одну из самых интимных сторон в развитии жизни на Земле — приспособление живых организмов к бу­дущим событиям через механизмы временных связей и сигнальную деятельность больших полушарий. В настоящее время стало вполне достоверным то, что постоянная последовательность стимулов, жизненно важных для организма, может зафиксировать в его протоплазме определенные пути облегченного прове­дения возбуждения. Это правило относится, вероятно, и к простейшим организмам. Благодаря этому в поле зрения объективного исследования попала категория будущего, т. е. была объективно восполнена принад­лежность организма прошлому, настоящему и буду­щему.

Лит.: Павлов II. П., Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1—2— Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, 2 изд., М., 1951; т. 4— Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 2 изд., М., 1951; Анохин П. К.. Особенности афферент­ного аппарата условного рефленса и их значение для психо­логии, «Вопр. психологии», 1955, № 6. Я. Анохин. Москва.

ВЫЧИСЛИМАЯ ФУНКЦИЯ — одно из основных понятий теории алгоритмов. См. Алгоритм.

ВЫШЕНСКИЙ (Вишенський), Иван (р.между 1545—50— ум. ок. 1620)— укр. мыслитель и обществ, деятель. Монах. Участвовал в деятельности Львов­ского братства. Автор соч. «Писаше до всех обще в Лядской земли живущих», «Писаше к утекшим от православной веры епископам», «Обличеше д1явола миродержца», «Краткословный ответ Петру Скарге» (написаны в 90-х гг. 16 в., распространялись в спи­сках, впервые частично напечатаны в 1865— см. «Памятники полемической литературы в Западной


ВЭНС - ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА 315


Руси», 1882, кн. 2; «Архив Юго-Западной России», 1887, ч. 1, т. 7) и др. Критиковал феод.-крепостнич. порядки Польско-литовского гос-ва. Обличая «злое житие» дворян, их тунеядство, праздность, своекоры­стие, В. пропагандировал идею равенства всех людей. Он являлся одним из первых поборников воссоедине­ния Украины с Россией. Христианский теолог по филос. воззрениям, В. проповедовал аскетич. отрече­ние, что было своеобразным протестом против распро­странения католицизма на Украине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...