Разминка. «Слушай внимательно». Игра «Хитрые слова». Физкультминутка. СЫ, РЭ, ПИ. Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т.д.
Разминка. «Слушай внимательно» Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д. ), то дети должны махать руками, как птицы. Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных; Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д. ) дети должны ползать по комнате. Воспитатель: (На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте. Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами. Игра «Хитрые слова». Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить. Скажу я слово «высоко», А ты ответишь — … («низко»), Скажу я слово «далеко», А ты ответишь — … («близко»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты — … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай — … («конец»). Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют з амком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают такие слова и назвать их. ) Самолет — аэроплан, аэробус. Родник — ключ, источник Камень — булыжник.
Гора — скала. И т. д. Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, « ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка », которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово « завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово « брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной. А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке, Может, норка возле норки? Нет нигде, пропал и след. Норка здесь, а норки нет. Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:
Физкультминутка Игра «Что делает предмет? » (проводится на ковре) Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет. Например: нож, ножницы — режут; карандаш, фломастер, ручка — рисуют; мыло — мылит; молоток — стучит. топор – рубит пила - пилит и т. д Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что если звуки подружились и буквы, которые обозначают эти звуки, встали рядом, то они образуют слог, а слоги сливаются в слова. Сейчас и мы с вами попробуем из слогов образовать слова.
Вот перед вами на доске слоги. Выложите у себя такие же слоги. (работа ведется по строчкам). Давайте прочитаем их: УК, ОМ, АМ, СЫ, РЭ, ПИ Молодцы, а теперь давайте из этих слогов попробуем образовать слова. А для этого нужно к ним подставить согласные буквы или в начале, или в конце. (дети, при помощи воспитателя образовывают новые слова и читают, что получилось). Варианты: ЖУК, БУК, ДОМ, СОМ, САМ, ДАМ, СЫР РЭП, ПИР и т. д. Игра «Буква заблудилась» Воспитатель еще раз напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение: Неизвестно, как случилось, Только буква заблудилась, Забежала в чей-то дом И хозяйничает в нем. Воспитатель: Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово. 1. Синеет море перед нами. Летают майки над волнами. 2. На виду у детворы Крысу красят маляры. 3. Сели в ложку и айда, Плаваем туда-сюда Воспитатель:
смыслу, слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же, слова, которые звучат одинаково, а обозначают разное). Воспитатель: Молодцы, ребята. Королева Азбука и ее жители Умники и Умницы очень нами довольны и приготовили небольшие подарки. (блокноты). Наше путешествие на сегодня заканчивается. В следующий раз мы с вами отправимся на поляну ребусов. Научимся их разгадывать. Будет очень интересно. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев горы Умников за новые знания, которые мы получили в их замечательном замке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|