«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие №9 Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги». Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом. Задачи: Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Формирование умения делить слова на слоги, определять ударный слог. Развивающая задача: Развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, внимание, память, мышление. Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку. Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», мяч, кроссворд, изображение королевы Азбуки и маленьких человечков, разрезная азбука для демонстрации на доске и индивидуальной работы детей, блокноты для детей. Ход занятия Воспитатель: Игра: " Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся). Воспитатель: Ребята, наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Дорога нас привела на гору «Умников», на которой в красивом замке живет маленький народ Умники и Умницы во главе со своей королевой. Ее имя мы узнаем, если отгадаем кроссворд, который подготовили для нас жители замка.
Если ты его отточишь, Если ей работу дашь, Черные, кривые, от рожденья все немые. На ноге стоит одной, Не куст, а с листочками, До чего же скучно, братцы, Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же зовут королеву народа Умники и Умницы? (читающие дети узнают имя королевы).
Разминка. «Слушай внимательно» Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д. ), то дети должны махать руками, как птицы. Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц), то детям нужно имитировать движения этих животных; Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д. ) дети должны ползать по комнате. Воспитатель: (На карте появляются королева Азбука и маленькие человечки: девочка и мальчик, жители замка на горе «Умников»). Жители замка приготовили для нас интересные задания и хотят поделиться интересными историями про «хитрые» слова. Хотите узнать про такие «хитрые слова»? (Да). Тогда слушайте.
Среди множества слов, которыми мы пользуемся в жизни, есть очень много «хитрых». Например, есть слова, противоположные по значению:
Воспитатель: Давайте попробуем поиграть с «хитрыми» словами. Игра «Хитрые слова». Я вам буду читать стихи, а вы, помня это правило, должны их закончить. Скажу я слово «высоко», А ты ответишь — … («низко»), Скажу я слово «далеко», А ты ответишь — … («близко»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты — … («храбрец»). Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай — … («конец»). Воспитатель: А есть еще одни «хитрые» слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Например, бегемот еще называется гиппопотамом, дворец называют з амком, лошадь можно называть кобылой. (Воспитатель вместе с детьми вспоминают такие слова и назвать их. ) Самолет — аэроплан, аэробус. Родник — ключ, источник Камень — булыжник. Гора — скала. И т. д. Воспитатель: Но и это еще не все «хитрые» слова. Есть слова, которые пишутся одинаково, но ударение падает на разные слоги и от этого меняется значение слова – зАмок - замОк, Атлас - атлАс. Есть еще один вид «хитрых» слов, которые звучат и пишутся одинаково, а обозначают разное. Например, « ключ». Это может быть ключ для открывания дверей, а может быть — родничок. Или слово «ручка », которое может обозначать и руку, и ручку, которая пишет или дверная ручка. Слово « завод». Это может быть здание, учреждение и завод часов. Слово « брак» - может означать плохо сделанное изделие и брак между мужчиной и женщиной. А есть еще слово «норка». Какое значение этого слово представляете вы себе? (ответы детей). Вот послушайте стихотворение и попробуйте рассказать о чем в нем идет речь. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке, Может, норка возле норки? Нет нигде, пропал и след. Норка здесь, а норки нет. Воспитатель: Вот, сколько, много в русском языке «хитрых» слов. Давайте еще раз вспомним группы таких слов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|