Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Cоциально-исторические, философские и эстетические предпосылки становления театра в Древней Греции




Предисловие

За тысячи лет своего существования мировая литература накопила огромный духовный багаж, который передавался из поколения в поколение. Великие творения Софокла, Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Байрона, Диккенса, Флобера, Золя, Пушкина, Тургенева и других выдающихся мастеров слова становились не только предметом оживленных споров читателей, но и событием общественной жизни. Имена многих литературных героев и явлений, которые они символизировали, стали нарицательными. Книги воспитывали человека, способного чувствовать и сочувствовать, думать и рассуждать. Литература всегда была важной частью воспитания личности, и потому ей отводилось центральное место в учебных программах школ и университетов. Достаточно сослаться на программы российских гимназий, где одновременно с курсом литературы преподавались словесность, риторика, современные и классические языки, во многом благодаря чему сформировался особый культурный слой – интеллигенция.

К сожалению, в сегодняшнем техногенном обществе литература во многом потеряла свое значение и вытеснена на обочину. Даже вузовские программы гуманитарной подготовки специалистов отводят курсу литературы лишь небольшое количество часов, которое явно не соответствует вызовам времени, когда все больше и больше усилий требуется для того, чтобы не допустить примитивизации человека и его деиндивидуализации, а это чревато дегуманизацией общества. Многочисленные социологические исследования показывают, что чтение занимает незначительное место в жизни современного человека. Он все больше становится винтиком второй реальности, создаваемой и режиссируемой средствами массовой информации, и все менее способен к адекватному восприятию происходящего. Теряется образное мышление, исчезает способность личности к сопереживанию, человек низводится до уровня объекта. Происходит манипулирование сознанием, навязывание определенных стереотипов поведения и в целом образа жизни, направленного на потребление. iPOD, 3D и прочие технологические изыски помогают человеку освоиться в новой действительности, но не могут дать ответов на вопросы, которые не может не задавать себе думающий человек: кто есть я в этом бушующем мире, для чего я появился на свет, куда движется человечество?

Искусство все больше превращается в аттракцион, призванный развлекать скучающую публику; гламур вытесняет серьезные издания; флакон «3 в 1» преподносит пресыщенному зрителю в одной упаковке известный роман в виде мюзикла, майку, кружку и DVD. И что там до страданий Козетты, Эсмеральды, знаменитых литературных героев? «Сделайте нам красиво!» Российский режиссер А.Н. Сокуров с горечью констатирует: «Что кинематографист значит в сравнении с Достоевским, Ремарком, Толстым? Большая литература, на мой взгляд, куда важнее. Но сегодня в жизни людей чтение занимает ничтожно малое место. Современная цивилизация – это цивилизация не гуманитарная, а технологическая и техническая, это по всему видно» (Известия. 2011, 14 июня).

Настоящая книга создавалась неравнодушными наставниками, и хотелось бы, чтобы студенты, которым предстоит прослушать курс мировой литературы, не остались равнодушными. Мы надеемся, что при этом они задумаются о сложнейших вопросах человеческого бытия и увидят в судьбах героев книг те знаки, которые помогают ориентироваться в жизни. Будем рады, если студенты проявят свой творческий потенциал и помогут сделать занятия действительно увлекательными и интересными. Приглашаем к сотворчеству.

Практикум соответствует учебной программе по курсу «Мировая литература» (базовая) по специальности 1-23 01 02 – «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации» для студентов 2 курса факультета межкультурных коммуникаций. Цель практикума состоит в овладении студентами практическими знаниями мировой литературы и формировании у них коммуникативной, литературоведческой и учебной компетенции.

Книга знакомит студентов с развитием мировой литературы от античности до современности. Каждый раздел дает представление о социально-исторических, философских и эстетических предпосылках развития литературы соответствующего периода, знакомит с требуемыми литературоведческими понятиями, биографией и основными этапами творчества крупнейших писателей. Изучение конкретных произведений включает тест по его содержанию, ответы на вопросы, комментарий наиболее важных фрагментов текста, анализ композиции и системы персонажей произведений. Завершается раздел заданиями по написанию эссе на одну из предлагаемых тем.

Материал для практикума подготовили: Ю.В. Стулов (предисловие, «Древнегреческая драма. Софокл. “Антигона”», «Эпоха Возрождения. Уильям Шекспир»); Э.В. Ломако («Библия»); Н.Э. Жлобо («Средневековая литература. Данте Алигьери. “Божественная комедия”», «Литература XVII века. Классицизм. Жан Расин. “Федра”»); Н.В. Колядко («Мигель де Сервантес Сааведра. “Дон Кихот”»); Л.В. Первушина («Эпоха Просвещения. И.В. Гёте. “Страдания юного Вертера”»); Е.Ю. Садовская («Романтизм. Виктор Гюго. “Собор Парижской Богоматери”»); В.Л. Зуенок («Становление реализма в европейской литературе. Чарлз Диккенс. “Приключения Оливера Твиста”»); И.К. Кудрявцева («Гюстав Флобер. “Госпожа Бовари”»); М.С. Рогачевская («Модернизм. Дэвид Герберт Лоуренс. “Сыновья и любовники”», «Магический реализм. Габриель Гарсия Маркес. “Сто лет одиночества”»); М.В. Кузнецов («Альбер Камю. “Чума”»).

 

Юрий Стулов

 

Древнегреческая драма.

Софокл. «Антигона»

Развитие древнегреческого театра (VI–V вв. до н.э.)

Cоциально-исторические, философские и эстетические предпосылки становления театра в Древней Греции

 

· Зачатки древнегреческого театра восходят к празднествам в честь бога Диониса, покровителя скотоводства, земледелия и виноградарства, частью которых были сценические игры. Как правило, они длились несколько дней и представляли собой торжественные процессии, мистерии, в которых так называемые дифирамбы (гимны или песни в честь Диониса) и фаллические песни исполнялись хором, зачастую переодетым сатирами, и запевалой и сопровождались танцами. Уже Аристотель выделяет в дифирамбе две части: «зачин» запевалы, побуждавшего своими репликами и действиями хор к диалогу, и последующую партию хора. Во второй половине VI в. до н.э. появился особый исполнитель – первый актер (протагонист), декламатор, которым был сам драматург, а вместо импровизации стал использоваться фиксированный текст.

· Становление основных жанров древнегреческой драматургии, заложившей основу современного театра, происходит в эпоху наивысшего расцвета древнегреческих городов во главе с демократическими Афинами, особенно в период правления Перикла, когда был создан союз независимых городов-государств после победоносной многолетней войны с персами и выросла роль демоса в жизни государства. В мощных символико-мифологических образах древнегреческая драматургия отразила сложность глубоких перемен и конфликтов, охвативших общество.

· Для исполнения драматических произведений создаются специальные амфитеатры, которые могли вместить от десяти до двадцати тысяч зрителей. В Афинах рядом с храмами в честь Диониса сооружается дионисовский театр, бывший в то время самым большим в городе. Три соревнующихся драматурга выступали каждый с тетралогией, состоявшей из трех трагедий и одной сатировской драмы. Но если на раннем этапе все они были связаны единством содержания, то в дальнейшем это требование не соблюдалось.

· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы Древней Греции. Жанр трагедии развивается из диалога между протагонистом и хором, который выражал реакцию на повествование актера. На ранней стадии хор играл главенствующую роль, о чем свидетельствуют произведения Феспида и раннее творчество Эсхила. В композиционном плане трагедия состояла из пролога, т.е. своеобразной сюжетной экспозиции, парода – вступительной песни хора – и речевых сцен-эписодий, чередовавшихся с хоровыми песнями-стасимами, которые составлялись из симметричных строф, иногда замыкаемых эподом. Заканчивалась трагедия эксодом, представлявшим собой хоровую партию.

· В центре внимания драматургов – нравственный конфликт между обществом и отдельной личностью, которая берет на себя ответственность за свои поступки, прославление патриотического долга и утверждение божественной справедливости. По мере развития жанра происходит углубление характеров трагедии. Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) вводит второго актера, что позволяет усилить драматический конфликт. Драматург подчеркивает самостоятельность человека и необходимость нравственного выбора. Важнейшей для него является проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством. В творчестве Софокла (497/496–406 до н. э.) на передний план выступает противоречие между действиями человека, стремящегося исполнить свой моральный долг, и внешней, нередко непознанной таинственной силой. В его трагедиях особое место уделяется внутреннему миру героев, которые отличаются высокими моральными качествами: свободолюбием, благородством, честностью, верностью долгу, самопожертвованием. Он вводит третьего актера, что значительно усложняет конструкцию трагедии и развивает принципы художественного изображения человека и в то же время уменьшает роль хора, который обычно завершает трагедию назидательными стихами. С еще большей силой погружается в душу своих героев Еврипид (ок. 480–406 до н. э.), который сосредоточил внимание на страстях, обуревающих человека, и их пагубных последствиях. Любовь, ревность, месть разрушают личность и становятся причиной человеческих трагедий. Еврипид показывает живых людей с присущими им недостатками и достоинствами, увлечениями и страстями, которые могут толкнуть человека на преступление. Для раскрытия сложности человеческого характера Еврипид использует интригу, что ведет к усилению психологического начала в обрисовке характеров. В его трагедиях появляются бытовые элементы.

· Комедия родилась из фаллических песен, прославлявших животворящие силы природы и обличавших людей, которые нарушали моральные нормы общества, и из шуточных бытовых сценок. В 5-й главе «Поэтики» Аристотель утверждал, что смешное – часть безобразного: смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное. Комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания. Важной частью комедии был агон, т.е. словесное состязание главных действующих лиц, и парабаса – непосредственное обращение хора к зрителям. Появляются определенные типы комических персонажей-масок: глупого богача, хвастуна, плута, рабов, стариков, старух и т.д. Особенностью древней аттической комедии была ее политическая актуальность, что с особой силой проявилось в комедиях Аристофана (ок. 446–385 до н. э.). В своих произведениях он обличает аристократическую верхушку, выступает против междоусобных войн греческих государств, высмеивает человеческие слабости и пороки, в карикатурном виде показывает представителей власти, поэтов, философов. Его комедии имеют форму яркого народного зрелища, наполненного юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами, а нередко непристойными остротами и эротикой.

· Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие европейского и американского театра. Образы, мотивы и сюжеты древнегреческих авторов можно найти в творчестве авторов эпохи Возрождения, классицистов, романтиков, модернистов, постмодернистов (Г. Сакс, П. Корнель, Ж. Расин, В. Альфьери, И.В. Гёте, И.Г. Готшед, К.М. Виланд, И.Г. Гердер, Л. Тик, Х. Гофмансталь, Г. Гауптман, Ж. Кокто, Ж.П. Сартр, Ж. Ануй, Ю. О’Нил).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...