Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокомментируйте следующие фрагменты из трагедии.




 

1. И с м е н а

Увы, сестра, подумай: наш отец

Погиб, отвержен, презираем всеми,

Свои разоблачивши преступленья 50

И очи вырвав сам, своей рукой.

И мать-жена – два имени единой! –

С позором в петле кончила свой век.

И оба наших брата злополучных,

Кровь братскую пролив своей рукой,

Друг друга одновременно убили.

Теперь – подумай – как, одни оставшись

Погибнем бедственно и мы с тобой,

Закон нарушив и царя веленье?

Мы женщинами рождены, и нам 60

С мужчинами не спорить, – помни это.

Над нами сильный властвует всегда,

Во всем – и в худшем – мы ему покорны.

И потому Подземных умоляю

Я, подневольная, о снисхожденье.

Я буду подчиняться тем, кто властен:

Нет смысла совершать, что выше сил.

 

2. К р е о н т

Правителю повиноваться должно

Во всем – законном, как и незаконном.

Тот, кто властям покорен, – я уверен, 680

Во власти так же тверд, как в подчиненье.

Он в буре битвы встанет близ тебя

Товарищем надежным и достойным,

А безначалье – худшее из зол.

Оно и грады губит, и дома

Ввергает в разоренье, и бойцов,

Сражающихся рядом, разлучает.

Порядок утвержден повиновеньем;

Нам следует поддерживать законы,

И женщине не должно уступать. 690

Уж лучше мужем буду я повергнут,

Но слыть не стану женщины рабом.

 

3. Г е м о н

И вправду:

Что для детей отцовской славы краше?

Что славы сына краше для отца?

Но не считай, что правильны одни

Твои слова и, кроме них, ничто.

Кто возомнит, что он один умен,

Красноречивей всех и даровитей, 720

Коль разобрать, окажется ничем.

И самым мудрым людям не зазорно

Внимать другим и быть упорным в меру.

Ты знаешь: дерева при зимних ливнях,

Склоняясь долу, сохраняют ветви,

Упорные же вырваны с корнями.

Тот, кто натянет парус слишком туго

И не ослабит, будет опрокинут,

И поплывет ладья его вверх дном.

Так уступи же и умерь свой гнев; 730

Затем, что, если мнение мое,

Хоть молод я, внимания достойно,

Скажу: всего ценней, когда с рожденья

Разумен муж, а если нет – что часто

Случается, – пусть слушает разумных.

 

4. К р е о н т

Горе мне! Вижу я новое бедствие!..

Чем еще после всего, что я пережил,

Может Судьба мне грозить?

Здесь, на руках моих, Гемон возлюбленный,

Там, во дворце, – его мать. О дитя мое

Бедное! Бедная мать!

 

С л у г а

Детей своих оплакав, Мегарея

И Гемона, – когда уж не могла

Поднять очей, покрытых тенью смертной,

Она припала к алтарю, молясь

О том, чтоб месть за гибель сына боги

Обрушили на голову твою.

 

К р е о н т

Горе, о, горе мне!

Я содрогаюсь от ужаса.

Лучше бы кто-нибудь, сжалившись,

Сердце пронзил мне мечом!

Нет исцеления

Мукам моим!

 

 

С л у г а

Она тебя винила в смерти сына

И в гибели своей.

 

К р е о н т

Но как, скажи,

Несчастная себя лишила жизни?

 

С л у г а

Вонзила в грудь себе двуострый меч,

Узнав про смерть возлюбленного сына.

 

К р е о н т

Сам я убил ее, граждане,

Слышите ль? Сам я – убийца,

Некого больше винить.

Слуги, возьмите несчастного,

Прочь поскорей уведите:

Кончена, кончена жизнь!

 

Х о р

Ты прав: уйти скорей и позабыть –

Последняя отрада для несчастных.

 

К р е о н т

Где ты, желанная?

Смерть, я зову тебя! Где же ты?

День бесконечного отдыха,

День мой последний, приди!

Пусть не увижу я

Солнца вовек!

 

Х о р

Но смерть сама придет, а мы подумать

Должны о том, что ближе к нам; и пусть

Заботятся о смерти нашей боги.

 

К р е о н т

О милости последней я молю!

 

Х о р

Оставь мольбы и знай: спасенья нет –

Для смертного судьба неотвратима.

 

 

К р е о н т

Сына убийцу и матери

Прочь уведите скорее,

Прочь!.. Но куда мне идти?

Все, что любил я, потеряно,

И на главу мою пала

Страшная кара богов!..

 

Слуги уводят Креонта.

 

Х о р

Стремишься ли к счастью ты, – прежде всего

Будь мудрым и воли бессмертных,

О смертный, вовек не дерзай преступать;

И верь, что за дерзкие речи

Постигнет безумца великая скорбь

И мудрости поздней научит.

 

3.6. Определите значимость следующих эпизодов для понимания проблематики трагедии: разговор Антигоны и Исмены, хор во втором стасиме, спор Антигоны и Креонта, ссора между Креонтом и его сыном, беседа Креонта и Тиресия, финал трагедии.

 

Определите особенности композиции трагедии.

Какие события происходят на глазах зрителя, а о каких зритель узнает из реплик персонажей? С чем это связано? Выделите такие элементы сюжетосложения, как завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка. Каким образом создается напряжение? Какова роль хора в развитии действия? В чем заключается новаторство Софокла?

Рассмотрите систему персонажей трагедии.

· Насколько происходящее в трагедии связано с Эдипом – отцом Полиника, Этеокла, Антигоны и Исмены? Несут ли они на себе его трагическую вину?

· Кто, на Ваш взгляд, является трагической фигурой пьесы? Почему Креонт столь непреклонен в стремлении осуществить свою волю? Можно ли считать его взбесившимся тираном? Не напоминает ли судьба Креонта судьбу Эдипа?

· Является ли Исмена второстепенным персонажем трагедии?

· Какую роль в пьесе выполняет Тиресий?

· Каковы факторы, влекущие персонажей пьесы к их трагическому концу?

· Как Вы понимаете последний стих хора, которым завершается трагедия: «Мудрость – высшее благо, гордыня – худший грех, спесь – спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит»?

· Охарактеризуйте лексический и синтаксический строй речи персонажей и хора. Как создаются характеры персонажей?

 

3.9. Объясните сравнение Антигоны с птицей (второй стасим), аллюзии к Дионису (первый и пятый стасимы), значения слова любовь в понимании древних греков и аллюзию на «свадебную палату» (четвертый стасим), сравнение Антигоны с «невестой Аида».

 

3.10. Определите основные проблемно-тематические узлы трагедии: любовь и долг, долг и право, человеческие законы и «неписанные законами» религии и морали, государство и личность, суровые (Антигона) и мягкие (Исмена) характеры, отцы и дети, женская доля и женский выбор, царский суд – божий суд.

 

3.11. Обозначьте основной конфликт трагедии. Прокомментируйте высказывание проф. В.А. Пронина о конфликте трагедии: «Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок» [8].

 

3.12. Обсудите высказывание А. Лосева о трагедии Софокла: «Великий трагик хотел сказать своим произведением, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделенного также и чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение государственного деятеля подобного рода сказывается в конце трагедии также и в раскаяньи Креонта и в его самобичевании» [4].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...