Прокомментируйте следующий фрагмент из романа Ч. Айтматова «Плаха». Как Вы думаете: для чего писатель обращается к библейскому сюжету в романе, посвященном современности?
Человек сам судья и сам творец каждого дня нашего... – Постой, а как же Страшный суд, столь грозно провозглашаемый тобою? – Страшный суд... А ты не думал, правитель римский, что он давно уже свершается над нами? – Не хочешь ли ты сейчас сказать, что вся наша жизнь – Страшный суд? – Ты не далек от истины, правитель римский, пройти тем путем, что начинался в муках и терзаниях с проклятия Адаму, через злодеяния, чинимые из века в век одними людьми над другими людьми, порождающими зло от зла, неправду от неправды, – это, наверно, что-то значило для тех, кто пребывал и пребывает на белом свете. С тех пор как изгнаны родоначальники людей из Эдема, какая бездна зла разверзлась, каких только войн, жестокостей, убийств, гонений, несправедливостей, обид не узнали люди! А все страшные прегрешения земные против добра, против естества, совершенные от сотворения мира, – что все это, как не наказание почище Страшного суда? В чем изначальное назначение истории – приблизить разумных к божественным высотам любви и сострадания? Но сколько ужасных испытаний было в истории людей, а впереди не видно конца злодеяниям, бурлящим, как волны в океане. Жизнь в таком аду не хуже ли Страшного суда? – И ты, Иисус Назарянин, намерен остановить историю во зле? – Историю? Ее никто не остановит, а я хочу искоренить зло в деяниях и умах людей – вот о чем моя печаль. – Тогда не будет и истории. – Какой истории? Той, о которой ты печешься, наместник римский? Ту историю, к сожалению, не вычеркнешь из памяти, но если бы ее не было, мы оказались бы гораздо ближе к Богу. Я тебя понимаю, наместник. Но подлинная история, история расцвета человечности, еще не начиналась на земле.
– Постой, Иисус Назарянин, оставим меня пока в стороне. Но как же ты, Иисус, намерен привести к такой цели людей и народы? – Провозглашением Царства справедливости без власти кесарей, вот как! – И этого достаточно? 10. Притчи из Книги Притчей Соломоновых можно разделить на три группы: синонимические (вторая половина стиха повторяет мысль первой, только в несколько другой форме); антитетические (второе полустишие выражает обратную сторону данной в первой строке истины или ее прямую противоположность); параболические (соединяют в себе элементы притчей двух первых групп; часто первое полустишие такой притчи представляет аллегорическую картину, а второе является объяснительной подписью к ней).
Определите, к какой группе относятся следующие притчи. 1. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери (10:1). 2. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (11:22). 3. Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен (11:15). 4. Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (10:26). 5. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (10:4). 6. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время! (15:23). 7. Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично (25:11). 8. Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов (14:34). 9. На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти (12:28). 10. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть (15:17). Сопоставьте сцену пророческого призвания Исайи (гл. 6) и стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Какой смысл в него вкладывает великий поэт? Почему он обращается к библейской образности? «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! … И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их. И сказал я: на долго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (Исаи. 6:1-11).
Пророк
Согласны ли Вы со следующими высказываниями?
«Чтение Библии, само по себе, является образованием» (Лорд А. Теннисон). «Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука вглубь и вширь, пусть ум человека развивается сколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут» (И.В. Гëте).
«Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем находить всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности! Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть» (А.С. Пушкин).
Подготовьте сообщение о том, каким образом Библия повлияла на развитие европейской культуры и литературы. Как Вы понимаете смысл картины И. Крамского «Христос в пустыне»? «Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Он сел так, когда солнце было еще перед ним, сел усталый, измученный, сначала он проводил глазами солнце, затем не заметил ночи, и на заре … он все продолжал сидеть неподвижно … это – такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда ведут его животные наклонности. Кто это был? Я не знаю» (И.Н. Крамской).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|