Вопросы для самоконтроля. Список рекомендуемой литературы. 2.3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «психологическое консультирование». 2. В чем особенности консультирования подростков? 3. Опишите общую схему консультирования. 4. Охарактеризуйте каждый этап консультирования. 5. Дайте определение понятию «кризис». 6. В чем особенности работы с клиентом в кризисном состоянии? 7. В чем особенности метода кризисной интервенции? 8. Охарактеризуйте этапы кризисной интервенции. 9. Какова роль диалога в развитии подростка? 10. Перечислите виды диалога. 11. К каким последствиям приводит нарушение внутренней диалогичности? 12. Что собой представляет диалогический подход к консультированию? 13. В чем особенности диалогического подхода к консультированию подростков с психотравмирующим опытом? Список рекомендуемой литературы 1. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2001. — 208 с. 2. Барцалкина, В. Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте / В. Н. Барцалкина // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева. — М. : изд-во АПН СССР, 1987. — С. 133—139. 3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — М. : Прогресс, 1994. — 482 с. 4. Assagiolli, R. Psychosynthesis / R. Assagiolli. — New York: Viking, 1965. — Р. 162. 5. Соколова, Е. Т. К обоснованию метода диалогического анализа случая / 6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. — 424 с.
2. 3. Программы психологической помощи детям и подросткам, имеющим психотравмирующий опыт Этот раздел пособия посвящен описанию авторских психологических программ, направленных на коррекцию негативных психоэмоциональных состояний, возникающих как следствие переживания психотравмирующих событий прошлого. Представленные психологические программы нацелены на помощь ребенку или подростку в совладании с травмой. Описанные методы психологической помощи детям и подросткам — арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, метод активного воображения, сочинение историй и др. — обращаются к бессознательному клиента, позволяют проанализировать внутриличностные процессы, что особенно важно при работе с диссоциациями — прямым следствием травматического стресса. Данные методы позволяют реализовать диалогический подход к оказанию психологической помощи психотравмированной личности — понять и принять себя и свои переживания через развитие внутренней диалогичности. Предложенные психологические программы имеют методические рекомендации по применению описанных в них методов и предназначены для практикующих психологов. Они дают специалистам возможность широкого выбора наиболее оптимальных средств оказания психологической помощи психотравмированному ребенку. 2. 3. 1. Психологическая программа «Арт-терапия как метод развития способности к самопознанию и самовыражению подростков» Актуальность. Согласно данным многочисленных исследований (Галигузова Л. Н., 1996; Пашина А. Х., 1993; Прихожан А. М., 2005; Рязанова Е. П., 1993; Толстых Н. Н., 2005 и др. ), полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии ребенка и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение ребенка к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и пр. Как следствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций в семье и школе возникает дезадаптация. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению.
Данная программа нацелена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций — гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков. Предлагаемый тренинг оказывает положительное влияние и на развитие способности к социальной адаптации. В основе программы лежат методы арт-терапии. Занятия проводятся в групповой форме, но многие упражнения могут быть использованы для индивидуальной работы. В арт-терапевтических занятиях используются в основном средства изобразительного творчества. В целях профилактики психического пресыщения рисуночные упражнения желательно сочетать с использованием музыки, двигательных упражнений, психогимнастики[1], с сочинением историй, методом образной визуализации и пр. Кроме того, данные методы способствуют выявлению, осознанию и проработке трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем). По мере осознания своих внутрипсихических проблем и конфликтов дети и подростки постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению. Теоретические основы программы. Впервые термин «арт-терапия» (буквально — терапия искусством) был введен А. Хиллом при описании собственной работы в качестве арт-педагога с туберкулезными больными. Первоначально арт-терапия разрабатывалась в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Дальнейшее становление и развитие этого психотерапевтического направления связано с именами Д. Винникотта, В. Оклендер и др. Арт-терапия возникла на стыке науки и искусства и объединила достижения не только разных направлений психотерапии, но и педагогики, культурологии, социологии. Поэтому некоторые специалисты рассматривают это направление как разновидность творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом. Неклиническое определение, согласно А. И. Копытину, рассматривает арт-терапию как инструмент прогрессивной педагогики, развития потенциала психического здоровья и формирования полноценной творческой личности.
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтное травмирующее событие и найти его разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. Доказаны преимущества арт-терапевтической работы с детьми и взрослыми, подвергавшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт. По утверждению многих авторов, из-за диссоциации травмирующих воспоминаний у пострадавшего нарушается способность к словесному выражению чувств, в силу мощной психологической защиты и особенностей нервных процессов, связанных с впечатлениями от драматических событий. При этом, отмечает автор, образы запечатлеваются как «вспышки», передающие, словно фотография, все мельчайшие подробности. Именно потому они могут быть воспроизведены лишь посредством визуализации. Изобразительные средства, в данном случае, предоставляют уникальную возможность для отражения, осознания и переработки травматических воспоминаний. А в процессе рисования удается наблюдать драматические события как бы со стороны, отвлеченно. Для этого используются техники графического моделирования ситуаций, рассказы в картинках, ретроспективный обзор работ, сочинение историй
Задача арт-терапевтической работы — побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений Иными словами, в спонтанном рисунке бессознательное, скрываемое внутренней цензурой, не только проявляется, но и осознается. Узнавая что-то новое о себе, человек развивается интеллектуально и эмоционально. Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевти-ческой работы с детьми, подростками и взрослыми. Среди них: — негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия; — трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; — переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия; — неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно назвать наиболее значимые. Арт-терапия: — Создает положительный эмоциональный настрой в группе. — Облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии. — Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах. — Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально. — Дает возможность на символическом уровне экспериментировать
— Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими — Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. — Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. — Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. — Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви Один рисунок стоит тысячу слов — гласит восточная мудрость. Действительно, графические методы дают человеку возможность самому Использование графических методов при работе с бессознательным клиента имеет свои особенности. Вработах психотерапевта В. Оклендер содержатся простые инструкции, отражающие самую суть арт-терапев-тического обсуждения изобразительного материала, по оценке Р. Гудман, «золотые правила». — Дайте клиенту рассказать о своей работе так, как он этого хочет. — Попросите прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы или персонажи. Это поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы. — Попросите клиента описать работу от первого лица, желательно для каждого из элементов изображения. Клиент может построить диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. — Побуждайте клиента фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Фокусируясь на цвете, он может что-то осознать. Следует учесть, что цвета могут использоваться в разное время по-разному: в одних случаях они отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам. — Старайтесь фиксировать особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания клиента. Используйте эти наблюдения для дальнейшего расспроса либо, в случае сильного напряжения клиента, для переключения на другую тему. Поскольку изобразительный процесс сопряжен с выраженными физическими и эмоциональными реакциями, все они должны быть предметом для наблюдения со стороны арт-терапевта. — Помогайте клиенту осознать связь между собственными высказываниями о творческой работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая вопросы о том, что и как из реальной жизни может отражать созданный им изобразительный продукт. Следует понимать, насколько клиент способен интегрировать интерпретации. Даже если ваши объяснения справедливы, они могут вызывать сопротивление. Но если вы правы, — Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения — Помните, что иногда следует принимать изображение буквально, иногда искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Часто дети стремятся отразить в рисунке идеальный, нереалистический образ «Я», в результате чего они всякий раз болезненно переживают крушение этого идеала. — Просите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. — Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отражать те состояния, к исследованию которых готов. Независимо от степени директивности подхода, мы должны давать клиенту возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты. — Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы. С течением времени, по мере того как будут определяться смысловые связи, в них многое может проясниться и «заговорить». Со временем клиент будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы. Особенности реализации программы. Структура занятий по предлагаемой программе такова, что каждое занятие начинается с создания Следующий этап групповой работы — создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ работы Цель данной программы — гармонизация эмоциональной сферы Задачи: 1. Развитие способности к самовыражению личности. 2. Развитие потребности в самопознании. 3. Стимулирование социально приемлемого выхода подавляемых эмоций. 4. Эмоциональное отреагирование травмирующих переживаний. 5. Укрепление собственной личной ценности. Расчетное время: 26 часов. Материал: бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, лист ватмана и др. Особенности организации работы группы: ü На занятиях используют только краски, исключение составляет первое занятие, где участникам предлагается выбор между красками, карандашами и фломастерами. Это обусловлено тем, что многие подростки опасаются использовать краски как инструмент самовыражения на первых занятиях, мотивируя это тем, что не умеют «аккуратно» рисовать, ü Занятия сопровождаются спокойной музыкой, что способствует ü Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей. ü Арт-терапия эффективна в малых группах, численностью от 5 до 10 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы. Кроме того, позволяет уделить больше внимания каждому участнику группы, что очень важно для подростков в процессе самопознания. ü Для проведения занятий желательна группа детей с разницей в возрасте не более 1—2 лет. Программа предназначена для подростков в возрасте 14—16 лет. ü Максимальная длительность каждого занятия 2—2, 5 часа, при
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|