Характеристика жизненного цикла стройматериалов
Глава 5 ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Ценообразование строительной продукции
Исходя из особенностей ценообразования, выделим в строительной продукции следующие две укрупненные группы: 1. Строительная продукция, которая предстает на рынке товаром в материальном исполнении (к ней относятся строительные материалы, строительные конструкции и изделия). 2. Строительная продукция, которая предстает на рынке не реальным товаром, а в виде строительных услуг, предлагаемых подрядной организацией (результатом осуществления этих услуг могут быть законченные комплекс строительных работ, здания или сооружения).
Строительные материалы и конструкции с точки зрения маркетинга можно отнести к массовым товарам промышленного назначения. Они могут приобретаться для личного некоммерческого потребления, и в этом случае их продажная цена формируется под влиянием конъюнктуры рынка; основными соображениями при закупке являются цена товара и качество. Наибольший объем строительных материалов и конструкций потребляется предприятиями и организациями для целей производства, а также для перепродажи. На строительном рынке покупателей меньше, но они крупней; покупатель профессионален, возможны весьма крупные по объему сделки, а иногда и долговременные контракты. Здесь помимо углубленного анализа обычных факторов купли-продажи товара приходится рассматривать и ряд дополнительных соображений — объем заказа, условия платежа, время и условия поставки, условия технического обслуживания, надежность поставщика и стабильность качества. Участники конкретной сделки могут предпочесть сиюминутным выигрышам преимущества в перспективе. Таким образом, Установление конечной цены здесь связано с серьезными маркетинговыми исследованиями. Для всех стран сейчас характерен рост сферы услуг. Ф. Кот-лер определяет услугу следующим образом: «Услуга — любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо...». Строительные услуги, напротив, характеризуются тем, что их конечный результат — комплекс работ, здания, сооружения — вполне материален. Реализация сделки имеет здесь не одномоментный характер, а растянута во времени на весь период выполнения подрядчиком контракта, стоимость которого может быть очень велика.
Рыночные отношения в сфере строительных услуг проявляются в особой форме установления цены строительной продукции — свободной договорной цены, формируемой подрядчиком и заказчиком на равноправной основе, а также при проведении подрядных торгов в конкурсной, конкурентной форме размещения контрактов. Законченные строительством здания и сооружения могут являться товаром на рынке недвижимости. Особый случай товарной строительной продукции — возведение подрядчиком объекта без заказчика (чаще всего это жилое здание, офис) непосредственно для реализации на рынке. Для этой продукции особо сложен вопрос установления продажной цены, обеспечивающей и ее сбыт, и нормальное экономическое существование подрядчика. Дело в том, что покупатель готового жилья приобретает не только определенную жилую площадь в доме определенной конструкции и планировки (это все учитывается в производственной составляющей стоимости), но одновременно и район своего будущего местожительства. Количественная оценка рыночной составляющей продажной цены жилья требует учета тонких и многочисленных нюансов спроса на этот специфический товар. Проведение необходимых маркетинговых исследований в этом случае — не дань моде, а вопрос выживаемости строительной фирмы. В целом ценообразование большей части строительной продукции, как видно, имеет свои особенности в сравнении с массовыми потребительскими товарами и требует несколько иных подходов к этой проблеме.
Факторы, влияющие на цены
Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не только в сфере производства, но и в сфере реализации продукции, т.е. на рынке. Принципиальное отличие нынешнего рыночного ценообразования от ранее действовавшего порядка заключается также в том, что цены на товары должны определяться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяйствования, а не директивными органами того или иного уровня (хотя государственное регулирование цен на отдельные группы товаров, определяющих жизненный уровень значительных групп населения, неизбежно). В целом ценообразование — весьма сложный процесс ввиду обилия факторов, влияющих на него. Ниже рассмотрены наиболее существенные из них.
Издержки производства. Спрос, рынок, как правило, определяет максимальную цену, которую можно запросить за свой товар. Минимальная цена всегда определяется издержками. Производитель стремится назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки фирмы по его производству, распределению и сбыту, включая «справедливую норму прибыли». Издержки фирмы бывают двух видов — постоянные и переменные. Постоянные издержки (называемые также накладными расходами) — это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим и т.д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства. Переменные издержки (называемые также прямыми затратами) меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчете на единицу продукции эти издержки, как правило, остаются неизменными, а переменными их называют потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единицы товара. Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства. Типы рынка. Ценовая политика продавца в значительной мере зависит от рынка и его конкурентной структуры. Экономисты выделяют четыре типа рынка. 1. Рынок свободной конкуренции характеризуется большим количеством и продавцов, и покупателей, а также схожими вза- имозаменяемыми товарами. Ни у кого нет «контрольного пакета», ни один производитель не может оказать долговременного влияния на уровень цен, которые в этой ситуации формируются спросом и предложением. Участники рынка довольствуются сложившимся уровнем цен, роль маркетинговых исследований сведена до минимума.
2. Рынок монополистической конкуренции также характеризуется большим количеством продавцов и покупателей, но рынку здесь предложены товары, отличающиеся теми или иными свойствами (качеством, внешним оформлением, сопутствующими услугами). Разница в свойствах товаров влечет разницу в ценах. Рынку свойственна высокая конкуренция, относительная легкость проникновения на него. Зона маркетинга — разработка разных предложений для потребителей разных сегментов рынка. 3. Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, и поэтому они весьма чувствительны к политике ценообразования друг друга; ограниченность числа продавцов связана с тем, что новым претендентам трудно найти свободную «нишу» рынке. Преобладающая цель маркетинговых исследований — непрерывный анализ цен и товаров конкурентов. 4. Рынок чистой монополии — на рынке всего один продавец. В наших условиях это может быть один из так называемых естественных монополистов, например, Министерство путей сообщения, «Газпром». Ценообразование здесь может складываться по-разному, но в норме почти всегда не без влияния в той или иной степени государственной политики цен. В этом случае государство может разрешить монополии устанавливать цены, обеспечивающие для нее получение «справедливой нормы прибыли», а может на какой-то период установить цены ниже себестоимости. Но даже в случае нерегулируемой государством монополии она не обязательно стремится устанавливать максимальную цену, поскольку это может иметь и отрицательные последствия (резкое увеличение числа потенциальных конкурентов, боязнь введения государственного регулирования).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|