Маркетинг в строительной индустрии и его особенности
Предприятия строительной индустрии входят в строительный комплекс наряду с проектными и научно-исследовательскими организациями, подрядными строительно-монтажными и транспортными предприятиями, поставщиками машин, механизмов, оборудования и необходимых материальных ресурсов, в том числе цемента, металлопроката, арматурной стали, кровельных материалов, пиломатериалов и др. Они являются основными поставщиками строительных материалов, изделий, конструкций и комплектующих для строительного комплекса. В связи с этим мы считаем целесообразным рассмотреть некоторые аспекты, связанные с маркетингом на предприятии строительной индустрии. К предприятиям строительной индустрии, входящим в состав материально-технической базы строительства, относятся заводы и полигоны по производству сборных бетонных и железобетонных конструкций; заводы и цеха строительных и технологических металлоконструкций, электро- и санитарно-технического оборудования, узлов и заготовок, арматуры и закладных деталей для монолитного железобетона; заводы и цеха товарных смесей (бетона, раствора, асфальтобетона), столярных изделий, инвентарной опалубки и инвентаря; заводы по ремонту строительной техники; парк строительных машин, механизмов и транспортных средств; энергетическое и складское хозяйство и т.п. В зависимости от того, насколько конкретные строительные организации (с определенным видом собственности и организационно-правовой формой) связаны с предприятиями стройиндустрии, их можно разделить на две группы: предприятия строительных материалов, производящих продукцию на склад или в магазин, где она приобретается строительными организациями; предприятия строительных изделий, конструкций и заготовок, которые выпускают продукцию ограниченными партиями на заказ, поступивший от конкретных строительных организаций. В процессе возведения, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, предприятия стройиндустрии находятся и функционируют между субъектами, которые обеспечивают их необходимыми ресурсами и строительно-монтажными организациями.
Эти и другие особенности предприятий строительной индустрии требуют от субъектов экономических взаимоотношений, связанных между собой, проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и качественное удовлетворение своих потребительских требований. Чтобы принять оптимальные управленческие решения в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию нужно располагать большими объемами коммерческой информации. Необходима серьезная проработка рынков выпускаемой и намеченной к производству продукции и технико-экономическое обоснование планируемых изменений на предприятиях, что совершенно невозможно без маркетинговых исследований. На предприятиях строительной индустрии создают соответствующую службу маркетинга, которая способствует проведению маркетинговой работы в полном объеме, включая планирование. Эта служба (отдел маркетинга) может быть организована в зависимости от номенклатуры выпускаемой продукции. Служба маркетинга, созданная по такому принципу, называется организацией по товарному производству или товарно-марочному производству. Она не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления. Всем товарным производством руководит управляющий по товарной номенклатуре, которому подчиняются несколько управляющих по группам товаров, а им, в свою очередь, подчиняются менеджеры по товару, ответственные за его производство и реализацию. Каждый менеджер по товару (строительному материалу) разрабатывает собственные производственные планы, следит за их выполнением, контролирует результаты и при необходимости корректирует эти планы.
Организация по товарному производству экономически оправдывает себя на предприятиях строительной индустрии, так как они выпускают строительные материалы, конструкции и другую продукцию, которые отличаются по своим параметрам и назначению. У организаций по товарному производству есть ряд преимуществ. Во-первых, управляющий по товару координирует все маркетинговые мероприятия по этому изделию. Во-вторых, он может быстрее других специалистов реагировать на проблемы, возникающие на рынке. В-третьих, не упускаются из виду более мелкие, второстепенные по значению марки товаров, поскольку производством каждого из них может руководить отдельный менеджер. В-четвертых, управление производством товара — это практическая школа для молодых руководителей. На этой работе они вовлечены почти во все сферы оперативной деятельности предприятия. В связи с тем, что предприятия строительной индустрии в процессе производства строительных материалов и комплектующих не обеспечивают себя необходимыми ресурсами, им приходится сотрудничать с другими организациями (фирмами). Например, предприятиям, выпускающим железобетонные стеновые панели, требуются закладные детали. При отсутствии в составе данного предприятия производства по их изготовлению возникает необходимость их приобретения у специализированных организаций (фирм). Фирмы, которые продают товар другим организациям-производителям (предприятиям строительной индустрии), торговцам и государственным организациям, должны учитывать следующие особенности, не встречающиеся на потребительском рынке: 1. Предприятия приобретают товары, услуги с целью извлечения прибыли, сокращения издержек, удовлетворения нужд своей внутренней клиентуры, выполнения каких-либо общественных или правовых обязательств. 2. Решения о закупках для нужд предприятия принимаются при участии большего числа лиц, чем в случае потребительских покупок. Как правило, участники принятия решения выполняют разные обязанности в рамках предприятия и подходят к решению о закупке с различных позиций.
3. Агенты по снабжению и закупкам должны следовать официальным установкам сообразно с решениями и прочими требованиями своих предприятий. 4. Предприятия запрашивают у поставщиков предложения, составляют контракты на закупки. Закупка для нужд предприятий — это процесс принятия решения, в котором предприятия констатируют потребность в закупаемых со стороны строительных материалах, конструкциях, полуфабрикатах и услугах. При этом выявляются, оцениваются и отбираются конкретные строительные материалы и изделия у существующих поставщиков из числа имеющихся на рынке. Существуют несколько разновидностей рынка предприятий. Совокупность лиц и предприятий строительной индустрии, закупающих строительные материалы, изделия и детали, которые используются в производстве другой продукции и услуг, продаваемых и сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям является первой разновидностью рынка предприятий — рынком товаров промышленного назначения. По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота этот рынок превосходит рынок товаров широкого потребления. По сравнению с потребительским рынком он имеет ряд особенностей: 1. На этом рынке меньше покупателей, и продавец товаров промышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо меньшим числом покупателей. Например, фирма может продавать краску предприятиям и широкому потребителю. На рынке товаров для нужд промышленности она может получить заказ из нескольких строительных и отделочных организаций. А при продаже красок широкому потребителю потенциальный рынок фирмы — владельцы квартир и дач в регионе, где расположена эта фирма. 2. Малое число покупателей, которые являются крупными потребителями. В строительном комплексе предприятия строительной индустрии являются изготовителями основной доли строительных материалов, конструкций, полуфабрикатов и изделий. Именно они закупают основную массу необходимых им сырьевых и материальных ресурсов.
3. Большое число покупателей сконцентрировано в регионе. Значительная часть всех покупателей сырьевых и других ресурсов (товаров промышленного назначения) сконцентрирована в городах и больших населенных пунктах. Концентрация производства способствует снижению издержек, поэтому необходимо следить за тенденциями изменения географической концентрации. 4. Спрос на товары предприятий строительной индустрии определяется спросом на товары широкого потребления. Многочисленные наблюдения подтверждают: если спрос на товары широкого потребления ослабевает, снижается и спрос на все товары предприятий строительной индустрии (промышленного назначения), используемые в процессе строительного производства. 5. Покупателями продукции предприятий строительной индустрии являются профессионалы. Они постоянно учатся тому, как совершать закупки более эффективным образом. Широкий потребитель меньше разбирается в процедуре совершения покупок. Чем сложнее характер закупки для нужд предприятия, тем больше вероятность участия в процессе решения этой проблемы целого ряда лиц. Приобретением наиболее важных товаров обычно занимаются специальные закупочные комиссии, в состав которых входят технические эксперты и представители высшего руководства. В процессе закупок предприятия строительной индустрии сталкиваются с необходимостью принятия целого ряда решений, количество которых зависит от ситуации совершения закупки. Наиболее распространенной ситуацией является повторная закупка без изменений, при которой покупатель выдает повторный заказ на определенные полуфабрикаты и материалы, не внося никаких изменений. Нередко возникает ситуация, при которой покупатель хочет при выдаче повторного заказа внести в него изменения (повторная закупка с изменениями), касающиеся технических характеристик сырья и деталей, цен и прочих условий поставки, или заменить часть поставщиков. Так, часто выдают повторные заказы на новые виды сырья, комплектующих изделий и современного оборудования. Такая закупка обычно требует расширения круга лиц, принимающих решение о ней. Поставщики начинают нервничать и вынуждены стараться удержать заказчика. Новые поставщики рассматривают подобную ситуацию как возможность сделать более выгодное предложение, завязать деловые контакты. Нередко перед предприятиями строительной индустрии встают новые задачи. В подобных ситуациях, например, оказываются предприятия, начинающие строительство нового цеха, линии и т.п. Чем выше издержки и степень риска, тем больше участвующих в принятии решения. При этом участникам требуется большой объем информации о возникшей ситуации. Эта ситуация с закупками для решения новых задач открывает для поставщика огромные возможности. Он не только пытается вступить в контакт с возможно большим числом лиц, которые влияют на принятие решения, но и сам представляет информацию и оказывает им содействие. Закупка для решения новых задач связана со сложными переговорами, для их ведения фирма формирует из своих лучших продавцов специальные бригады.
Наименьшее число решений приходится на долю покупателя (предприятия), совершающего повторную закупку без изменений, наибольшее — в ситуациях закупок для решения новых задач. При этом покупателю предстоит определить технические характеристики материальных ресурсов, пределы цен, время и условия поставки, условия технического обслуживания, условия платежа, размер заказа, приемлемого поставщика. Многие покупатели предпочитают решать свою проблему комплексно и разом, не принимая множества отдельных решений. Такой подход называется комплексной закупкой. Продавцы все больше осознают стремление покупателя именно к таким закупкам и со своей стороны освоили в качестве одного из приемов маркетинга правило комплексных продаж. Оно имеет две формы: — поставщик продает группу взаимосвязанных товаров (например, продается не только краска, но и приспособления для ее нанесения на поверхность); — поставщик продает линию по изготовлению конструкций «под ключ». Закупками может заниматься либо один снабженец, либо несколько агентов по закупкам, либо отдел материально-технического снабжения, возглавляемый директором по закупкам. В ряде случаев специалисты по материально-техническому снабжению сами принимают решение относительно технических характеристик товаров (полуфабрикатов, комплектующих и т.п.) и выбора поставщиков. Иногда им поручается только выбор поставщика, в других случаях — только оформление заказа. Как правило, они принимают самостоятельное решение по незначительным вопросам. Что касается крупных проблем, они лишь выполняют пожелания других'. Распорядительную структуру предприятия называют закупочной комиссией, определяя ее как совокупность участвующих в процессе принятия решений о закупках лиц, имеющих ряд общих целей и совместно разделяющих риск принятых решений. В ее составе члены предприятия, которые играют какую-либо роль в процессе принятия решений, в том числе пользователи товара, снабженцы, распорядители. Составом и размером закупочной комиссии следует варьировать в зависимости от класса закупаемых сырьевых и материальных ресурсов, а также структуры предприятия. Существуют различные факторы, влияющие на покупателей (предприятия строительной индустрии) необходимых материальных ресурсов промышленного назначения. Одни считают, что основное влияние оказывают экономические факторы, так как покупатели симпатизируют поставщику, который назначает минимальную цену либо предлагает лучший товар или наиболее комплексное обслуживание. По мнению других, агенты по закупкам живо реагируют на мотивы личного характера, ищут содействия, внимания или возможностей снижения риска, т.е., войдя в служебный кабинет, распорядитель остается человеком из жизни. Безусловно, влияют оба фактора. Покупатели сырья промышленного назначения находятся под сильным влиянием таких факторов текущей и ожидаемой обстановки, как уровень первичного спроса, экономическая перспектива и стоимость кредитов. По мере усиления экономической неопределенности покупатели товаров промышленного назначения перестают приобретать необходимые ресурсы, стремятся сократить материальные запасы. Влияют на покупателей товаров промышленного назначения и темпы научно-технического прогресса, политические события, деятельность конкурентов. У любого предпринимателя есть свои собственные цели, стратегические установки, методы работы, своя организационная структура и свои внутриорганизиционные неформальные системы, которые являются составляющими фактора «особенности предприятия», влияющего на покупателей товаров промышленного назначения. В состав закупочной комиссии обычно входят несколько человек разного статуса, с разными полномочиями, разным умением поставить себя на место другого и убеждать других. Эти качества оказывают влияние на формирование взаимоотношений между продавцами и покупателями. Безусловно, эти взаимоотношения влияют на результат сделки, их в маркетинге относят к фактору «межличностные отношения», влияющему на покупателей товаров промышленного назначения. Следующий фактор, влияющий на покупателей товаров промышленного назначения, — индивидуальные особенности личности. Несомненно, каждый участник принятия решения о закупке привносит в процесс свои личные мотивы, восприятие и предпочтения. Это зависит от возраста, уровня доходов, образования, служебного положения, типа личности и готовности пойти на риск. Надо знать покупателей и приспосабливать тактику к конкретным личностям. Процесс принятия решения о закупке товаров промышленного назначения — материальных ресурсов для предприятия строительной индустрии аналогичен решению широкого потребите-, ля, но включает большее число этапов: 1. Осознание проблемы. 2. Обобщенное осознание потребности. 3. Оценка характеристики материальных ресурсов. 4. Поиски поставщика. 5. Запрашивание предложений. 6. Выбор поставщика. 7. Разработка процедуры заказа. 8. Оценка работы поставщика. Первый этап начинается в связи с осознанием одним из работников проблемы потребности своего предприятия, удовлетворить которую можно путем приобретения на стороне товара или услуги. Осознание проблемы чаще всего связано со следующими событиями: 1) предприятие решает начать выпуск нового строительного материала и др.; 2) происходит поломка линии по выпуску строительных конструкций, оборудования и др.; 3) качество закупаемых сырьевых и материальных ресурсов оказалось неудовлетворительным, и предприятие ищет другого поставщика; 4) агент по закупкам обнаружил возможность добиться более благоприятных цен или получить сырьевые и материальные ресурсы более высокого качества. На втором этапе в отношении обычных стандартных товаров никаких затруднений не существует. Для определения характеристик новых товаров снабженец должен работать совместно с инженерами, экономистами и непосредственными пользователями. Им нужно будет провести ранжирование значимости показателен надежности, долговечности, стоимости и прочих желательных свойств искомого товара. На этом этапе продавец товаров промышленного назначения может оказать предприятию-покупателю большое содействие в оценке значимости различных характеристик товаров, т.е. помочь точнее определить нужды предприятия. На третьем этапе предприятие-покупатель составляет технические уровни, определяющие необходимые характеристики товара, методы их контроля. Над проблемой может работать бригада специалистов по функционально-стоимостному анализу, который применяется для снижения издержек производства. Бригада тщательно изучает наиболее дорогостоящие компоненты строительного материала. Определив его оптимальные характеристики, специалисты составляют соответствующие технические требования на него. Продавцы также могут использовать функционально-стоимостный анализ как средство сбыта, продемонстрировав экономный способ изготовления строительных материалов и комплектующих или технологию, обеспечивающую качество. Следующим этапом являются поиски поставщика. После того как требования к сырью для изготовления строительных материалов или конструкций сформированы, обычно пытаются выявить наиболее подходящих поставщиков. Для этого изучают коммерческие справочники, ищут информацию в компьютерных сетях, запрашивают по телефону рекомендации от других организаций, фирм. Часть поставщиков будет исключена из числа возможных кандидатов, если их мощности не соответствуют количественной потребности в материалах или у них плохая репутация поставщика. Последующим этапом является запрашивание предложений. При этом предприятия стройиндустрии запрашивают предложения от наиболее подходящих поставщиков. Некоторые из них просто присылают в ответ свой каталог или представителя. Если предполагаемый материальный ресурс дорогой, то потребуется подробное письменное подтверждение от потенциального поставщика. Поставщиков оценивают после проведения ими официальных презентаций. Далее следует этап выбора поставщика. На этом этапе члены закупочной комиссии изучают предложения, оценивают техническую компетентность различных кандидатов, их способность обеспечить своевременную поставку необходимых ресурсов и предоставить требуемые услуги. Определив поставщиков, агент по закупкам приступает к следующему этапу по разработке процедуры заказа — к составлению окончательного заказа на закупку материальных ресурсов от избранных поставщиков. В окончательном заказе он указывает технические характеристики необходимых ресурсов, их количество, расчетное время поставки, условия возврата, гарантии. Важным этапом является оценка работы поставщиков; она проводится в процессе работы предприятия строительной индустрии с учетом степени удовлетворенности его пользователей материальными ресурсами поставщиков. Второй разновидностью рынка предприятий является рынок промежуточных продавцов — группа лиц, приобретающих материальные ресурсы (товары) для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Этот рынок получил широкое распространение и в строительном комплексе. Рынок промежуточных продавцов включает в себя десятки фирм оптовой торговли и сотни фирм розничной торговли. Промежуточные продавцы закупают как ресурсы для перепродажи, так и ресурсы и услуги, необходимые для бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли производителей. Рассмотрим закупки для перепродажи. Промежуточные продавцы имеют дело с огромным разнообразием ресурсов для перепродажи, за исключением нескольких разновидностей, продаваемых производителями непосредственно конечным потребителям (сложное оборудование, изделия, выполняемые по индивидуальным заказам). Промежуточный продавец должен сделать выбор, у каких поставщиков, по каким ценам и на каких условиях следует закупать продукцию. Кроме того, ему предстоит решить, каким именно ассортиментом продукции он будет заниматься. Это самое важное решение, так как оно определяет положение промежуточного продавца на рынке. Промежуточный продавец может иметь замкнутый ассортимент — продукцию только одного производителя, насыщенный ассортимент — множество видов аналогичной продукции многих производителей или широкий ассортимент — несколько видов продукции, связанных между собой. Кроме того, он может иметь смешанный ассортимент — торговать разнообразными, не связанными между собой видами продукции. От ассортимента товаров, выбранного промежуточным продавцом, будут зависеть состав его клиентуры, структура комплекса маркетинга и круг поставщиков. На мелких частных предприятиях отбором и закупкой продукции обычно занимается сам владелец. В крупных фирмах закупки осуществляют специалисты. Промежуточные продавцы придерживаются в целом того же процесса закупки, что и покупатели продукции промышленного назначения. Третьей разновидностью рынка предприятий является рынок государственных учреждений. Этот рынок составляют предприятия федерального правительства, правительства регионов, местные органы, закупающие материальные ресурсы, в число которых входят строительные материалы, изделия, конструкции и др., необходимые им для выполнения своих основных функций. Для этого созданы закупочные организации федерального правительства, правительств регионов и «на местном уровне». В России начал распространяться метод открытых торгов, при котором государственная организация запрашивает от квалифицированных поставщиков предложения на поставку ресурсов или выдачу подрядов и присуждает контракт тому из них, кто предлагает самую низкую цену. Предприятия строительной индустрии закупают огромное количество разнообразных материальных ресурсов и услуг. Можно выделить три группы материальных ресурсов: строительные материалы и конструкции; полуфабрикаты и детали; капитальное имущество; вспомогательные материалы и услуги. Строительные материалы и конструкции, а также полуфабрикаты и детали полностью используются в продукции предприятий строительной индустрии. Капитальное имущество — ресурсы, постоянно используемые в производстве; его можно подразделить на стационарные сооружения и оборудование, а также вспомогательное оборудование. Вспомогательные материалы и услуги не используются непосредственно в производстве продукции. Вспомогательные материалы (смазочные масла, краски, гвозди и т.д.) являются для рынка ресурсов промышленного назначения тем же, чем товары повседневного спроса для потребительского рынка, так как их обычно покупают с минимальной затратой усилий методом повторных закупок без изменений. Торгуют ими, как правило, через посредников, поскольку покупателей очень много, а стоимость товарной единицы мала. В связи с тем, что большинство вспомогательных материалов стандартизировано, то при закупках главное — их цена и сервис. Вспомогательные услуги подразделяются на информационные, в том числе консультационные (правовые консультации, консультации для руководства), и услуги по техническому обслуживанию и ремонту (ремонт оборудования, наладочные работы и т.д.). Вспомогательные услуги обычно предоставляются на договорной основе. Выбор путей распределения выпускаемых строительных материалов, изделий и конструкций — важнейшая задача предприятия строительной индустрии. Большинство предприятий предлагают свою продукцию через посредников. Предприятие-производитель передает часть работы по сбыту посредникам. Оно в какой-то мере теряет контроль над тем, как и кому продают продукцию. Но производители считают, что использование посредников выгодно. Многим производителям не хватает финансовых ресурсов для организации торговли. Кроме того, посредники, благодаря контактам, опыту, специализации и масштабу деятельности, предлагают производителю большие возможности сбыта, чем те, которых он может добиться самостоятельно. Один из источников экономии при использовании посредников — увеличение числа контактов с потребителями. Например, чтобы трех производителей непосредственно связать с тремя потребителями, необходимо установить девять отдельных контактов. Но если три производителя действуют через одного полномочного посредника, требуется установить только шесть контактов. Посредники повышают операционную эффективность рынка. • Путь, по которому продукция движется от производителя к потребителю, называется каналом распределения. Его задача — обеспечение права и изменение в праве собственности на продукцию и услугу, а также сглаживание неровностей их потоков. Участники канала распределения выполняют следующие функции: 1) организуют движение продукции — транспортировку и складирование строительных материалов и конструкций; 2) стимулируют сбыт, распространяя заманчивые сведения о продукции; 3) налаживают и поддерживают связи с потенциальными покупателями; 4) дорабатывают, сортируют и упаковывают продукцию; 5) ведут переговоры, согласовывают цены и другие условия продажи; 6) финансируют функционирование канала; 7) принимают на себя риск ответственности за функционирование канала; 8) собирают информацию для планирования сбыта. При передаче некоторых функций посредникам, издержки и цены на продукцию несколько повышаются. Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ. Вопрос о том, кому следует выполнять различные функции, присущие каналу, — это вопрос об относительной результативности и эффективности. Если появится возможность более результативно выполнить функции, канал должен быть перестроен. Каналы распределения различаются по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению продукции и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала принято обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. Канал нулевого уровня, называющийся также каналом маркетинга, состоит из производителя, продающего продукцию непосредственно потребителю. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На рынке продукции промышленного назначения это — агент по сбыту или брокер. Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На рынках продукции промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры. Трехуровневый канал включает трех посредников. Например, в промышленности между оптовыми и розничными торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают продукцию у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли. Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. Чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможность контролировать его, но стабильнее ритм работы производителя — предприятия строительной индустрии. Обычно канал распределения состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, цель которого — получить максимально возможные прибыли, даже в ущерб извлечению максимальной прибыли системы в целом. Ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников. В последнее время появились вертикальные маркетинговые системы, бросающие вызов традиционным каналам распределения. Вертикальная маркетинговая система (ВМС) состоит из производителя — предприятия строительной индустрии, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им права торговли, либо обладает возможностью обеспечить их тесное сотрудничество. Доминирующей силой в рамках ВМС может быть либо предприятие строительной индустрии, либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникла как средство контроля канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. ВМС невелика по размеру, обладает большой рыночной вместимостью и исключает дублирование. В горизонтальных маркетинговых системах предприятия (фирмы) готовы объединять усилия в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей. У отдельного предприятия не хватает капитала или технических знаний, производственных мощностей или других ресурсов для действия в одиночку либо оно боится рисковать, либо видит в объединении усилий с другими предприятиями немалые выгоды для себя. Предприятия могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а могут создать совместную компанию. Для охвата одних и тех же или разных рынков предприятия все чаще прибегают к использованию многоканальных маркетинговых систем. Например, предприятие строительной индустрии может реализовать железобетонные плиты перекрытия посредством независимых дилеров, торгующих мелким оптом, или напрямую — крупным подрядчикам, занимающимся жилищным строительством. Предприятия строительной индустрии осуществляют контроль физического перемещения своей продукции к местам использования. Этот процесс называется материалодвижением. Цель материала-движения — удовлетворение спроса подрядчиков (субподрядчиков) и получение прибыли. Основные издержки материалодвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию строительных материалов и конструкций, поддержанию материальных запасов, получению, отгрузке, контейнеризации и упаковке заказов. Материалодвижение — это не только источник издержек, но и потенциальное средство для создания спроса. За счет совершенствования системы материалодвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Многие предприятия строительной индустрии ставят целью материалодвижения доставку нужной продукции в нужные места и в нужное время с минимальными издержками. К сожалению, ни одна система материалодвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки на распределение продукции предприятий строительной индустрии. Максимальный сервис для подрядчика подразумевает поддержание больших материальных запасов, безупречную систему транспортировки и многочисленных складов. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших материальных запасов и небольшое число складов. Учитывая, что деятельность по организации материалодвижения сопряжена с компромиссами, необходим системный подход к принятию управленческих решений. Для того, чтобы создать систему материалодвижения, нужно изучить потребности подрядчиков и предложения конкурентов. Подрядчиков интересует своевременная доставка строительных материалов и конструкций, готовность предприятия строительной индустрии удовлетворить их экстренные нужды, принять назад дефектные строительные материалы и конструкции и быстро заменить их. Предприятие строительной индустрии должно сформулировать цели системы материалодвижения и затем приступить к ее формированию, которое обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. При этом надо решить следующие основные задачи: 1. Как работать с подрядчиками и обрабатывать заказы? 2. Где хранить материальные запасы?
3. Каким должен быть минимальный размер материальных запасов? 4. Каким образом отгружать и транспортировать строительные материалы и конструкции? Материалодвижение начинается с получения заказов от подрядчика. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям предприятия строительной индустрии. Строительные материалы и конструкции, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые строительные материалы и конструкции сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных и платежных документов направляются различным подразделениям предприятия строительной индустрии. Все эти действия следует проводить быстро и точно. В идеальных условиях торговым представителям должны выдавать заказы каждый день, по возможности через компьютерную систему, по телефону. Отдел заказов должен быстро обрабатывать поступившие заявки, склад — в кратчайшие сроки отгружать строительные материалы и изделия. В минимальные сроки надо оформлять и выставлять счета. Для ускорения цикла «заказ — отгрузка — офрмление счета» незаменимы компьютеры. Несколько персональных компьютеров и модемов — недорогое средство для создания информационной основы маркетинговой сети, которая позволяет реализовать принцип «точно в срок» и резко ускорить оборот средств. За короткий промежуток времени компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные материальных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции, на пополнение запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. Решение об уровне материальных запасов — еще одна составляющая в сфере материал о движения, влияющая на удовлетворенность потребителей (подрядчиков). Необходимо, чтобы предприятие строительной индустрии располагало запасами выпускаемой продукции, достаточными для немедленного выполнения всех заказов потребителей. Однако поддерживать столь большой запас нерентабельно. По мере повышения уровня сервиса для потребителей издержки на поддержание материальных запасов стремительно растут. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение материальных запасов. Только после этого можно решать, следует ли увеличивать выпуск дополнительных объемов строительных материалов, изделий и конструкций, а если увеличивать, то в каких количествах. Специалисты по маркетингу должны интересоваться, какие решения принимают их предприятия относительно транспортировки сырьевых ресурсов для выпуска необходимых строительных материалов, изделий и конструкций, а также их доставки подрядчикам. От выбора фирмы для перевозки грузов, а также вида транспорта зависит уровень цен, своевременность дост
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|