Особенности сбыта строительной продукции
Производственно-сбытовая деятельность строительно-монтажных организаций отличается неординарностью по сравнению с другими отраслями народного хозяйства в силу ряда особенностей, характерных для строительства. Наиболее существенные из них: длительность производственно-технологического процесса от начала работ до получения конечной строительной продукции; сложность кратко- и долгосрочного прогнозирования (для дальнейшего стратегического планирования) из-за отсутствия достаточной информации о социальном составе и соотношении городского и сельского населения, его миграции из одного региона в другой и т.д.; вероятностный характер ряда факторов, таких как климатические условия, наличие сырьевых ресурсов в регионе, экологическая обстановка, влияющие на спрос и определенные показатели производственно-хозяйственной деятельности строительной организации. Рыночная экономика вызвала к жизни новые формы отношений для строительных предприятий, при которых традиционный подрядный способ ведения работ и финансовых расчетов не является единственным, а для некоторых строительных организаций и главным в их производственно-коммерческой деятельности. Отсюда многовариантность процесса финансирования строительно-монтажных работ. Сегодня уже большинство строительных организаций прибегают к строительству не только на средства заказчиков-потребителей, но и на заемные средства (кредиты), а также на собственные финансовые средства. Поэтому для большинства способов финансирования строительства характерна разновременность финансовых затрат и поступлений от сбыта строительной продукции. Немаловажными факторами в конкурентной борьбе за заказчика-потребителя между строительными организациями являются уровень производственно-технологического потенциала этих организаций; способность адаптироваться в условиях научно-технического прогресса; использование международных стандартов в строительстве с целью повышения его качества; полное удовлетворение требований заказчиков в части архитектурно-планировочных решений предлагаемых проектов.
В конечном счете в условиях неопределенности и риска рыночной экономики проблема не в том, чтобы произвести строительную продукцию, а в том, чтобы ее продать, т.е. организовать эффективный сбыт, который предполагает учет покупательной способности потребителя, инфляции, конъюнктуры рынка; принятие оптимальных организационно-технических решений, критериями которых являются такие показатели, как сроки выполнения строительно-монтажных работ, их стоимость, ограничения по ресурсам, учитывая современные достижения в строительном производстве. В целях повышения эффективности сбытовой деятельности строительных организаций необходимо в стратегии маркетинга проводить исследование общих условий сбыта строительной продукции. Исследование общих условий сбыта включает комплекс самых разнообразных аспектов и проблем, в число которых, как правило, входят следующие: развитие технологии не только в строительном производстве, но и в смежных областях, в которых она может влиять на рынок сбыта данной строительной организации; экономическое развитие определенного административного решения, государственной политики; демографические, культурно-этнические и другие аспекты. Выделим лишь основные задачи, которые должна ставить перед собой строительная компания при исследовании каждой из них. Технологические сдвиги в строительном производстве зависят от объемно-планировочных решений предлагаемых к строительству проектов, цикла жизни наиболее важных технологических новшеств в промышленности строительных материалов, деталей, изделий, конструкций в сравнении с циклом существующих технологических разработок в этой отрасли и от прогнозирования возможного влияния нововведений на рынок сбыта строительной продукции. Кроме того, экономическая целесообразность предполагает выбор передовой технологии в виде совершенных подъемно-транспортных машин и оборудования, используемых в строительстве.
Анализ общеэкономической ситуации заключается в выявлении факторов, которые могут повлиять на условия сбыта строительной продукции, в том числе общеэкономической конъюнктуры, кредитно-финансового положения региона, инвестиционного климата, отчасти валютно-финансовых условий и др. Анализ политических факторов имеет своей целью выявление экономического влияния изменений в методах государственного регулирования, определение воздействия законодательных изменений на производственно-сбытовую деятельность строительных организаций, прогноз эффекта внешнеполитических событий на изменение перспектив развития рынков в тех или иных регионах. Анализ культурных и демографических факторов должен выявить сдвиги в структуре потребления, стиле жизни населения в целом и его отдельных демографических групп с целью предвосхитить появление новых видов и исчезновение традиционных потребностей в строительной продукции, проследить воздействие этих изменений в структуре строительного производства. Исследование общих условий сбыта строительной продукции — сложный многоступенчатый процесс. В проведении таких исследований строительные организации должны использовать различные методы, среди которых можно выделить главные — прогнозирование тенденций и событий, анализ сценариев, факторный и ситуационный анализ.
Рис. 6.1. Функции сбытового маркетинга В конечном счете производственно-сбытовая деятельность строительных организаций должна основываться на следующих маркетинговых принципах (рис. 6.1): 1. Нацеленность на удовлетворение потребителей, перенесение центра управленческих решений в сбытовые звенья организации. Основными объектами изучения и воздействия выступают потребители-заказчики, конкуренты, конъюнктура самого рынка и технико-экономические и архитектурно-планировочные характеристики строительной продукции.
2. Ситуационное управление, т.е. принятие стратегических решений не в установленные плановые сроки, а по мере обнаружения потенциальных проблем сбыта. При этом организация должна стремиться заранее спрогнозировать варианты возможных ситуаций на рынке и разработать набор возможных стратегических решений. 3. Система непрерывного сбора и обработки информации является одной из важнейших основ ситуационного управления. 4. Использование стратегии активного воздействия на рынок строительной продукции, отказ от пассивного приспособления к рыночным условиям. 5. Развитие предпринимательской инициативы как единственно возможной формы управления производством и сбытом, включающей в себя непрерывный процесс выработки новых конкурентоспособных идей, оперативное внедрение наиболее плодотворных из них; организация производства и сбыта новой строительной продукции в максимально сжатые сроки. 6. Ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха посредством выработки долгосрочных стратегических целей, обеспечивающих строительным организациям относительную независимость от состояния рынка в периоды временного ухудшения, что связано прежде всего с поддержанием лидерства в области технологии строительного производства. 7. Непрерывный экономико-финансовый анализ в целях альтернативного выбора эффективных каналов сбыта: прямого сбыта, через торги и аукционы, посреднические фирмы (торговые дома), ипотеку.
Прямой сбыт
Ситуационный анализ рынка строительной продукции в России в настоящее время позволяет сделать вывод, что в большей степени функционирует прямой сбыт, т.е. существует рынок «производителя — продавца». И в этой связи при реализации строительной продукции по сравнению с реализацией потребительских товаров каналы товародвижения и сбыта носят одно- или двухступенчатый характер, часто прямой: строительная организация — потребитель-заказчик. Поэтому в процессе коммерческой деятельности предприниматель-строитель сталкивается с проблемой реализации своей продукции. В условиях рыночных отношений главным для него становится работа на заказ. При этом способе производственно-сбытовая функция строительной организации нацелена на заранее известный рынок.
Выпуск строительной продукции осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами, подрядами и предварительными соглашениями на строительство тех или иных объектов и оказание сопутствующих технических услуг (например, эксплуатация систем теплоснабжения, энергоснабжения, текущего и капитального ремонта и т.д.). Заранее оговариваются сроки строительства, проектно-сметная документация, технико-экономические характеристики объектов, применяемые строительные материалы, изделия, детали и конструкции. Проблема реализации (сбыта) в данном случае сводится к соблюдению договорной дисциплины и взаимных обязательств: строительная организация обязана своевременно и качественно построить объект (жилой дом, коттедж и т.д.) и сдать его в эксплуатацию, в то время как потребитель-заказчик должен оплатить в указанные сроки полученный объект. Обеспечение успеха при этом непосредственно связано с глубоким и всесторонним изучением рынка и рыночных возможностей строительной продукции, в результате чего формируется структура строительного производства. Анализ рыночных условий хозяйствования, разработка путей и методов внедрения строительной продукции на тот или иной сегмент рынка и расширение объемов ее реализации (сбыта) должны составлять особую заботу и направление в деятельности строительной организации. Основную роль на этом этапе играет так называемый «портфельный анализ» — предлагаемая методика, в рамках которой определенные виды строительной продукции (структура строительного производства) организации выступают в качестве стратегических единиц бизнеса (СЕБ), а сама строительная организация — как портфель таких стратегических единиц. Задача «портфельного анализа» состоит в выявлении определенных групп стратегических единиц, различающихся по ряду технико-экономических характеристик и архитектурно-планировочных решений различных объектов, с тем чтобы определить стратегию (начиная с финансирования строительства и заканчивая его реализацией) для каждой из этих групп.
При этом как наиболее существенные рассматриваются три модели «портфельного анализа»: 1) модель роста рыночной доли определенного вида строительной продукции; 2) модель привлекательности строительной организации — положение на рынке строительной продукции; 3) модель направлений стратегической политики строительной организации. Модель роста рыночной доли основывается на двух показателях положения СЕБ на рынке: темпе роста рынка отдельного вида строительной продукции и его относительной рыночной доли. Выбор указанных критериев имеет под собой ряд оснований. Темп расширения рынка сбыта — наилучший показатель цикла жизни строительной продукции и выявляет возможности СЕБ по расширению рыночной доли, повышению нормы прибыли. Рыночная доля, в свою очередь, хорошо характеризует положение стратегической единицы (вид строительной продукции), а изменение рыночной доли отражает движение СЕБ таким образом, что повышение рыночной доли способствует снижению единичных издержек производства у данного вида СЕБ. В то же время, в определенной степени величина рыночной доли стратегической единицы тесно и позитивно связана с нормой прибыли на финансирование. Однако модель роста рыночной доли обладает рядом недостатков. Она не позволяет рассмотреть многие другие параметры производственно-сбытовой деятельности организации, так как исходит из постулата, что внедрение на растущий рынок всегда предпочтительнее; а также упрощает стратегические выводы, сводя их к альтернативам «расширение — поддерживание — сокращение деятельности». Модель привлекательности положения на рынке основывается на двух основных критериях — положение и конкурентоспособность СЕБ и привлекательность строительной организации. Каждый из этих критериев оценивается на базе большого числа показателей, среди которых Особенно важны: 1) объем сбытовых операций; 2) рост сбытовых операций; 3) уровень удовлетворения спроса на продукцию организации; 4) приверженность потребителя — заказчика продукции строительной организации; 5) уровень цен; 6) прибыльность по строительной организации; 7) технологические преимущества; 8) чувствительность к общехозяйственной конъюнктуре; 9) организационная структура строительной организации и др. В данной модели предлагается более гибкая стратегия, предполагающая возможность особых инвестиционных решений для СЕБ. Предлагаются также различные альтернативы инвестиционной политики: инвестиции для удержания позиций на рынке; инвестиции для проникновения на рынок; инвестиции для перестройки производственно-сбытовой деятельности; селективное инвестирование; сокращение инвестирования; уход с рынка. Следует сказать, что данная модель обладает тем недостатком, что распределение стратегических единиц на базе многочисленных показателей страдает известным субъективизмом. Модель направлений стратегической политики использует критерии конкурентоспособности строительной продукции и перспектив развития сферы строительного бизнеса. При прямом сбыте данная модель предполагает более четкие количественные критерии оценки, дает более ясные стратегические рекомендации, а дополнение к модели содержит альтернативный вариант анализа рисков. Основные два. параметра модели разбиваются на отдельные факторы, каждый из которых оценивается для любой СЕБ (вида строительной продукции) по балльной системе: от 0 до 4. Так, для определения конкурентоспособности строительной продукции используются критерии: 1) доля на рынке; 2) сбытовая сеть; 3) сеть послепродажного технического обслуживания; 4) экономические показатели строительного производства; 5) строительная мощность по отношению к рыночной доле и к потребностям рынка; 6) доступность сырья, стройматериалов и пр.; 7) способность изменять объемно- и архитектурно-планировочные решения строительной продукции; 8) способность совершенствовать технологию строительного производства; 9) качество строительной продукции. На основе указанных моделей формируются основные задачи в выработке стратегии прямого сбыта строительной продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|