Процесс осуществления маркетинга рынка труда в строительстве
Исходя из формулировки маркетинга рынка труда, его можно представить как логически построенный последовательный процесс, начальной стадией которого является стадия изучения (исследования) состояния рабочей силы в отрасли, спрос и предложение на рынке труда, их качественные и количественные характеристики и оценка. С учетом полученных данных на следующем этапе разрабатывается комплекс моделей (профессиональных и других требований) по каждой массововостребованной рынком профессии. Условно структурная схема процесса маркетинга рынка труда в строительстве показана на рис. 7.1. С учетом состояния образовательной базы, демографических условий рассматриваемых регионов, ожидаемого выпуска специалистов, а также перспектив развития отрасли разрабатываются стратегия и тактика воспроизводства и рационального использования рабочей силы на перспективу. Как в процессе изучения состояния рынка труда, так и на этапе разработки планов (программ, мероприятий) воспроизводства и рационального использования рабочей силы на перспективу возможны изменения и корректировки, что, в свою очередь, потребует соответствующих уточнений маркетинговой деятельности. Для обеспечения согласованной работы на каждой стадии предусмотрен общий блок контроля и координации всего процесса. Каждый последующий этап процесса базируется на результатах, достигнутых на предыдущем, а все без исключения стадии имеют обратную связь как с предыдущим этапом, так и с исходным этапом маркетингового процесса на рынке труда в строительстве.
Рис. 7.1. Схема процесса маркетинга рынка труда в строительстве Товар на рынке труда в строительстве
Основным объектом любого рынка является товар; он же является основным средством маркетинговой деятельности. Однако на рынке труда в связи с отсутствием материализованного товара и наличием условно принятого, т.е. рабочей силы (человеческих способностей, личного трудового потенциала), определяющей процесс производства товара (услуги), под товаром в дальнейшем будут подразумеваться способности человека к труду, с которыми он выходит на рынок труда и предлагает их для использования в трудовом процессе, называемые условно рабочей силой. Множество видов рабочей силы на рынке труда в строительстве обусловлено разнообразием трудовых функций в отрасли, отраслевой спецификой. Работники классифицируются в зависимости от вида работ (строительство, строительно-монтажные работы, отделочные работы и т.д.); по профессиональным различиям (каменщик, штукатур, монтажник, плиточник, паркетчик и т.д.); по юридической форме приема на работу (по срочному или бессрочному договору (контракту), по трудовому соглашению); по видам труда (работники физического и умственного (инженерного, управленческого) труда); по участию в производстве (на основном и вспомогательном) и др. Различие видов рабочей силы на рынке труда в строительстве используется в маркетинговой деятельности для сегментации рынка. Специфический товар на рынке труда — рабочая сила также имеет свой жизненный цикл, определяемый государством и обусловленный трудоспособным возрастом человека. В Российской Федерации трудоспособный возраст для женщин составляет 16—54 года, для мужчин 16—59 лет. Кодексом законов о труде Российской Федерации допускается труд подростков с 14 лет по разрешению родителей, а также лиц пенсионного возраста — по их желанию. С точки зрения маркетинга весь жизненный цикл трудоспособного человека можно условно разделить на три стадии: стадия профессионального и трудового роста, стадия профессионально-трудовой стабилизации и стадия спада трудовой активности личности.
Конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда в строительстве определяется ее качественными характеристиками. Качество рабочей силы — показатель комплексный, включающий ряд составляющих, среди которых личностные качества (психологический портрет), способности, профессиональные знания, умения и навыки. Предпочтение на рынке труда отдается тем индивидам, которые: а) владеют необходимой для работодателя суммой человеческих и профессиональных качеств; б) сумели наиболее правильно и полно продемонстрировать их на рынке труда (об этом более подробно пойдет речь в разделе о самомаркетинге).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|