Маркетинг рынка труда в строительстве
Под концепцией маркетинга рынка труда в строительстве понимают совокупность взглядов, представлений, подходов к источникам, движущим силам, направлениям и перспективам повышения эффективности рынка труда в строительстве. Маркетинг рынка труда в строительстве с одной стороны выступает в качестве системы и единства подходов к исследованиям демографических условий, воспроизводства, формирования рабочей силы и рационального ее использования, а с другой — как концепция управления строительной организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, ориентированная на повышение эффективности функционирования на рынке строительной продукции. В то же время маркетинг рынка труда в строительстве является объектом управления, к которому применимы все классические принципы, функции и методы управления, прежде всего экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Как замкнутый повторяющийся процесс маркетинг рынка труда в строительстве особо нуждается в прогнозировании, организации и контроле с последующей координацией. Главной целью маркетинга рынка труда в строительстве представляется обеспечение максимальной устойчивости (стабильности) кадрового состава строительных организаций, обусловливающей эффективную их деятельность, планомерность и поступательность их развития и достижения стратегических высот строительным комплексом страны. В качестве промежуточных целей следует выделить удовлетворение требований работодателей, завоевание доли (сегмента) рынка труда и обеспечение повышения эффективности функционирования строительных организаций.
Отличительной особенностью маркетинга рынка труда в строительстве как определенной системы управления является то, что она применяет и использует многовариантные экономико-математические расчеты и на основе их результатов создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного функционирования и развития организаций строительного комплекса. Важнейшей задачей маркетинга рынка труда в строительстве является обеспечение качественных и количественных параметров кадрового потенциала строительных организаций в процессе их формирования и развития. В рамках этой задачи реализуется целый ряд подзадач, которые охватывают методическое обеспечение маркетинговых исследований, разработки программ, а также алгоритмов их реализации и нацелены на обеспечение рациональных процессов воспроизводства, формирования и использования рабочей, силы в строительных организациях. Задачи маркетинга рынка труда в строительстве можно представить в виде сложной системы задач, которую можно условно разделить на отдельные задачи, решаемые конкретными структурными подразделениями строительной организации и отдельными исполнителями. Экономический смысл маркетинга рынка труда в строительстве состоит в обеспечении следующих конкретных результатов: 1. формирование конкурентоспособной рабочей силы по всему спектру профессий строительного комплекса, включая массовые; 2. успешное продвижение рабочей силы на рынке труда (своевременная профессиональная подготовка и предложение строительным организациям, нуждающимся в пополнении персонала работодателям); 3. максимальное удовлетворение потребностей работодателей строительного комплекса по количественным и качественным параметрам рабочей силы; 4. ускорение отдачи от инвестиций в человеческий капитал; 5. обеспечение конечной прибыльности строительных организаций.
Как и для маркетинга любых иных секторов экономики, для маркетинга рынка труда в строительстве ключевым девизом является: «Производить то, что требует рынок и покупатель». Маркетинговая деятельность на рынке труда в строительстве начинается с планирования и осуществления маркетинговых исследований. Под маркетинговыми исследованиями рынка труда в строительстве подразумевается систематическое определение состава данных, необходимых в связи с решением маркетинговых задач, их поиск, сбор и накопление, анализ и отчет о результатах с выводами. Последующий этап включает ревизию наличных ресурсов, изучение собственных возможностей строительной организации в совершенствовании структуры и обеспечении необходимыми кадрами (резерв на выдвижение, возможности ротации кадров управления, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации за собственный счет, возможность реализации программ обучения). На этом этапе активный поиск ресурсов всех направлений работы по формированию кадров ведется также на уровне субъектов Российской Федерации (управления по труду и региональные службы занятости, а также негосударственные организации, работающие на рынке труда). С учетом уточненных данных о состоянии ресурсной базы подготовки и переподготовки рабочей силы осуществляется разработка программ реализации процессов обучения. Программы разрабатываются на текущий период, ближайшую и отдаленную перспективы. Под мероприятия, необеспеченные ресурсами, ведется поиск инвесторов на внутреннем и внешнем рынке. Разрабатываемые программы в зависимости от предусматриваемых целей содержат аспекты стратегии и тактики работы на рынке труда в строительстве. Реализация программ маркетинга рынка труда предусматривает, как правило, изучение емкости рынка труда, распределения его долей между конкретными строительными организациями (или по видам работ), рассмотрение доходов населения, потребительского поведения и трудовой мотивации, политику цен и ценовую эластичность, тенденции деловой активности населения, в том числе экономически активной его части, рекламное обеспечение и его эффективность, имиджевые направления формирования рабочей силы, правовое обеспечение процесса, а также учет основных тенденций социально-экономического развития рассматриваемого региона. Особое место отводится выбору наиболее подходящей методики исследований и учету общественных ценностей.
Ориентация отечественной экономики на рыночный путь развития обусловила изменения в отношениях найма: работодатели получили возможность выбора, а для нанимающихся серьезной преградой стала усиливающаяся конкурентная борьба за свободное рабочее место. В этих условиях становится необходимым владение знаниями по правильному выбору профессии, овладения ею, а также умению правильно о себе рассказать потенциальному наблюдателю. Иными словами, настало время овладевать искусством по преодолению конкуренции на рынке труда и получению интересующей работы. Это возможно при условии обладания конкретными знаниями и умением правильно ориентироваться в конкретной ситуации. Кадровый самомаркетинг и есть совокупность знаний, умений и навыков по работе над собой, позволяющая индивиду обрести желаемую работу. Какие шаги предполагает овладение самомаркетингом? Для этого необходимо: · правильно определить, какие из понравившихся (или уже избранных) профессий в наибольшей степени востребованы работодателями; · владеть искусством преподнести себя потенциальному работодателю, т.е. владеть умением самопрезентации, так как, владея только суммой необходимых знаний, умений и навыков по избранной профессии, не всегда можно получить работу; · устроившись по избранной профессии, закрепиться на новом рабочем месте и добиться успеха, обеспечив тем самым возможность дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Самомаркетинг можно определить также как научную дисциплину о формировании карьеры человеком. Постепенное овладение основами поведения в рыночных условиях, включая самоориентацию, выбор профессии, освоение ее и трудоустройство через самопрезентацию, как научная дисциплина «самомаркетинг» может постепенно войти в программу обучения в школах и вузах. Значимость ее в условиях рынка наряду с самоменеджментом (самоорганизацией) сложно переоценить.
В рамках учебной дисциплины «маркетинг» представляется целесообразным включать раздел по самомаркетингу. История развития стран с рыночной экономикой свидетельствует о все более расширяющейся глобализации трудовых отношений. Под этим подразумевается распространение за пределы одного государства деятельности отдельной фирмы или объединения фирм. Широко известны примеры глобализации трудовой деятельности таких фирм, как «Соса-со1а», «Вауеr АG», «ЕNКА» и др. Материнские компании, а также национальные и иностранные дочерние фирмы этих и аналогичных концернов часто прибегают к приему на работу специалистов страны пребывания. В этом случае к устраивающемуся специалисту предъявляется ряд требований: например, по знанию языка, особенностей организационной культуры фирмы, по владению навыками глобального мышления, опыту делового общения и др. С учетом особенностей глобализации трудовых отношений в сфере строительства необходимо также корректировать учебные программы подготовки специалистов-строителей учебными заведениями системы профессиональной подготовки.
Глава 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|