Производители и дистрибьютеры зарубежного программного обеспечения в России
На российском рынке ИТС можно выделить две группы компаний: зарубежные и отечественные. У них принципиально различные маркетинговые стратегии, что необходимо учитывать при проведении исследований рынка. Конкуренция между российскими и зарубежными предприятиями ощутима на рынке прикладного программного обеспечения, ориентированного на российскую специфику, и на рынке услуг. В сфере аппаратного и базового обеспечения конкурируют пока зарубежные компании, проявляющие активность и на рынке программного обеспечения (см. табл. 9.1).
Цена. Ценообразование непосредственно влияет на положение товара на рынке, которое воспринимается потребителем как имидж товара. На российском рынке ИТС основная сложность в этом отношении состоит в том, что пока еще правовые аспекты покупки и лизинга программного обеспечения не получили широкого распространения. Рынок наводнен огромным количеством пиратских копий, что существенно усложняет работу маркетологов, хотя очевидно, что российский рынок потребителей ИТС потенциально огромен и ведущие зарубежные компании активно работают на нем, параллельно ведя работу по борьбе с пиратством. При определении цены учитываются себестоимость товара, издержки сбыта, скидки и льготы. Выделяют три категории цен на продукцию: пользующиеся спросом качественные марки; второстепенные марки, продаваемые по установленной цене; марки, продаваемые по демпинговым ценам. В сфере ИТС, как правило, выигрывает тот, кто сумеет продать свою продукцию подавляющему количеству пользователей. Тогда, поскольку основная проблема всех пользователей ЭВМ — совместимость, сбыт резко начинает расти в силу того, что люди вынуждены покупать, например, МS Ехсе1, так как это широкораспространенный продукт, который обеспечивает возможность взаимодействия (обмена данными) с большинством пользователей в одинаковом формате. Этот факт в свое время чрезвычайно эффективно использовали маркетологи «Майкрософта».
Скидки и льготы можно использовать в следующих случаях: а) для организации кампаний по стимулированию сбыта: Например, программный продукт предлагается вузам со скидкой 50%, что обеспечивает потенциальных потребителей через 2—3 года — выросших выпускников. б) для быстрого создания имиджа товара на рынке; Новый интернетпровайдер устанавливает льготы с целью заполучить долю рынка. в) в качестве препятствия проникновению на рынок товаров конкурентов; г) для внедрения на рынок нового товара. Эффективный способ — размещение демонстрационных и пробных версий программных продуктов в Интернете. Это позволяет любому заинтересованному лицу «скачать» программу на свой компьютер, познакомиться с ней в спокойном режиме и в дальнейшем приобрести ее. Рассмотрим пределы установления цены на программные продукты. Нижним пределом цены являются издержки, поскольку они возмещают затраты. Однако это справедливо, если предположить, что окупаются расходы по созданию продукта собственными усилиями, без привлечения инструментальных средств и программных модулей со стороны. Но вместе с тем величина данных издержек может быть значительной, поэтому производитель ИТС стремится включить в цену и упущенную выгоду, связанную со следующими факторами: отказ от самостоятельных действий на рынке (в случае передачи продукта посредникам для дальнейшего распространения); возможность превращения пользователя в будущего конкурента; возрастание риска при разглашении функционального наполнения продукта и возможности несанкционированного копирования и распространения,
В итоге для производителя нижний предел цены — его собственная оценка суммы издержек и упущенной выгоды, для пользователя — собственные оценки издержек производителя. Верхний предел цены для производителя формируется на основе следующих оценок: прирост прибыли (экономии) пользователя в' результате применения продукта; стоимость приобретения аналогичного программного продукта у конкурента; издержки самостоятельной разработки. Таким образом, в цене на конкретный программный продукт главную роль играет не сам затраченный на создание труд, а ожидаемая экономия труда в результате применения программного продукта как более эффективного средства создания продукции и услуг с новым качеством. Так, для проектной фирмы более важным аргументом в пользу покупки дорогой платформы САПР является предполагаемое снижение затрат на заработную плату за счет сокращения времени работы над одним проектом и привлечение большего количества заказов, чем информация о трудоемкости разработки этой платформы.
Место. Рынок информационных технологий по своей природе глобален, сотрудничество американских, европейских и азиатских компаний в этой индустрии приобретает первостепенное значение. Компаниям, которым не удается выйти на этот уровень, все сложнее конкурировать на рынке. По объему производства информационная отрасль занимает вторую позицию в перечне крупнейших отраслей мировой промышленности после туристической. В целом можно выделить следующие тенденции развития этого рынка последних лет: развитие интеллектуальной продукции (экспертные системы и др.), суперкомпьютеров, роботов; снижение удельного веса в таких областях как статистический анализ, научные и инженерные расчеты; уменьшение рыночной доли поставщиков технического обеспечения в общем объеме поставок программных продуктов и оказания профессиональных услуг. Продвижение. Разработчики ИТС зачастую не задумываются над тем, как сделать продукт их труда востребованным на рынке. Им представляется, что программный продукт, сильный с точки зрения профессионалов-программистов, и так найдет себе покупателей. Однако задача коммерциализации продуктов ИТС — одна из важнейших задач маркетинговой стратегии. Продвижение ИТС включает рекламу, стимулирование сбыта, стимулирование торговых представителей и работу с общественностью.
В области ИТС реклама делится на две основные группы: фирменная реклама и реклама определенных продуктов. Разница между этими двумя видами рекламы состоит в том, что в первом случае осуществляется рекламная поддержка марки в течение всего года, а во втором — только в период стимулирования ее сбыта. Разработчикам ИТС доступны следующие эффективные виды рекламы: выпуск брошюр, буклетов и прочей полиграфической продукции рекламного характера с информацией о фирме и отдельных видах продукции и услуг; выпуск СВ-КОМ с рекламной информацией и демонстрационными версиями программных продуктов; статьи в газетах и журналах как специального, так и общего профиля; размещение сайтов в Интернете; проведение семинаров, презентаций с использованием видеороликов и компьютерной графики; участие в выставках и конференциях; включение информации о своих продуктах в европейские и мировые базы и банки данных; реклама по радио и телевидению; прочие. Таблица 9.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|