Автоматизация маркетинговой деятельности
Маркетинговые информационные системы (МИС) предназначены для поддержки основных видов маркетинговых действий в организации: сбора данных по маркетинговым операциям, обработки этих данных, предоставления их маркетологам для принятия решений. МИС являются наиболее эффективными в том случае, когда они скоординированы с другими информационными системами в организации, такими как автоматизированные системы по закупкам, складам, производству, бухгалтерии и прочим. МИС можно разбить на три основные группы — операционные МИС; тактические МИС; МИС стратегического планирования (см. рис. 9.1). Операционные МИС. МИС на операционном уровне предназначены для простейших, рутинных, повторяющихся процедур и описывают информацию по прошедшим маркетинговым операциям. Выходная информация является, как правило, набором четко структурированных, точных данных из внутренних источников организации. Контактные МИС содержат информацию о заказчиках, клиентах, покупателях, об их предпочтениях, о том, что и когда они уже покупали в этой организации, что является ценным для менеджеров по продажам; они всегда легко могут отсортировать данные по типам продуктов, датам покупок и т.п. Перспективные МИС включают данные о потенциальных заказчиках по географическому принципу, по типам продуктов, уровню доходов и другим признакам. Перспективные МИС чаще всего разрабатываются в виде баз данных как на СБ-КОМ, так и в режиме он-лайнового доступа. В заявочных МИС хранится и обрабатывается информация о заявках и запросах, сделанных нынешними или потенциальными клиентами. Такая информация позволяет анализировать запросы с целью определения требований к новым продуктам или услугам, усовершенствований в уже существующих.
Рис. 9.1. Классификация маркетинговых информационных систем
Телемаркетинговые МИС включают компьютерную поддержку автодозвона и обмена факсовыми и телефонными сообщениями, а также электронные телефонные директории. Основное их назначение — способствовать в проведении телемаркетинга, т.е. продажи продукции или услуг с использованием телефона. Почтовые МИС предназначены для поддержки рекламных кампаний на основе прямой рассылки брошюр и других рекламных материалов реальным и потенциальным заказчикам и включают электронные директории адресов рассылки. Почтовые МИС имеются в виде баз данных на СБ-КОМ. Дистрибуционные МИС создаются в том случае, если организация создает собственную сеть доставки своей продукции. Это делает необходимым сбор информации о сроках, объемах доставки и т.п. Дистрибуционные МИС позволяют осуществлять мониторинг процесса распределения и доставки продукции. Тактические МИС, в отличие от операционных, помимо регулярного сбора и хранения данных генерируют также отчеты о состоянии дел, выдают информацию сравнительного характера на основе как внутренних, так и внешних источников данных. Большая часть данных, используемых в качестве исходных тактическими МИС, собирается операционными МИС. Например, тактические решения о фокусировании рынка на предстоящий год могут частично базироваться на истории продаж по сегментам рынка из контактной МИС. МИС управления продажами. Основная задача менеджера по продажам — добиться результатов продаж, установленных ему руководством. Для выполнения этой задачи ему приходится принимать множество тактических решений о том, как произвести разбивку территории, кого куда назначить, как правильно расставить акценты в политике продаж. Менеджеры по продажам должны решать, как вознаграждать продавцов, чтобы добиться максимальных результатов, на какие сегменты нацеливаться, какие товары или услуги лучше соответствуют тем или иным сегментам. Они также осуществляют мониторинг процесса продаж. Чтобы эффективно справляться с работой, менеджерам по продажам нужны значительные объемы информации об истории продаж по продавцам, территориям, продуктам и заказчикам. Менеджеры используют эти данные, предоставляемые МИС управления продажами, для разработки отчетов по анализу продаж. Эти МИС также предоставляют возможности сравнительного анализа с данными других отделов, компаний, отраслей.
МИС ценообразования предоставляют информацию, которая помогает установить цены на продукты или услуги, а именно — данные о спросе и предложении на ту или иную продукцию на рынке, ожидаемых ценах конкурентов, индексах цен, доходе потребителей, объемах произведенной продукции, стоимости труда, сырья и др. МИС рекламы и продвижения содержат информацию о том, хорошо или плохо продается тот или иной товар или услуга, данные о расходах на рекламу в различных средствах массовой информации, об эффективности различных инструментов рекламы для разных рыночных сегментов. МИС стратегического планирования. Для того, чтобы разработать план маркетинга, организация выполняет ряд задач по стратегическому планированию, в том числе сегментацию рынка на целевые группы потенциальных заказчиков, опираясь на общие характеристики и потребности, выбор тех сегментов рынка, на которых она хочет работать, планирование продукта и услуг с целью удовлетворения выявленных потребностей, прогнозирование продаж по сегментам и продуктам. МИС прогнозирования продаж обычно включают ряд прогнозов: прогнозы продаж в индустрии в целом, в организации в целом, каждого продукта или услуги, нового продукта или услуги. Прогнозы продаж основываются не только на исторических данных, но и на развитии тенденций. Они также учитывают активность конкурентов, действия правительства, демографические изменения и другие факторы. Основная задача МИС планирования и развития продукции — предоставить информацию о предпочтениях потребителей, полученную из исследований рынка и заявок заказчиков. Главная выходная информация такой системы — спецификации продукта, предназначенные для проектных и инженерных отделов. Маркетинговые информационные системы планирования и развития продуктов содержат информацию правового характера, данные о патентах, копирайтах, нормах безопасности и т.д.
Тактические МИС и МИС стратегического планирования функционируют при поддержке двух информационных систем — маркетинговых исследований и отслеживания конкурентов. Информационная система маркетинговых исследований предназначена для сбора, хранения и статистической обработки данных, полученных из внешних источников организации, включая опросы заказчиков, потенциальных заказчиков, данные демографических, социально-экономических исследований, данные о промышленном развитии. Информационные системы исследования рынка основаны на статистических методах, с помощью которых определяются корреляционные зависимости между экономическими характеристиками потребителей и их покупками, выполняется анализ временных рядов и т.д. Маркетологам необходимо также владеть информацией о конкурентах, их готовящихся разработках, ценах, рекламе, продажах и т.д. Подобная информация содержится в информационных системах отслеживания конкурентов.
Глава 10 ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 10.1. Общие концепции планирования маркетинга
Планирование маркетинга в строительстве — это построение логической последовательности отдельных видов маркетинговой деятельности, определение целей строительного предприятия и разработка планов для достижения этих целей. Конечным результатом этого является разработка плана маркетинговых мероприятий, в котором отражены направления деятельности строительного предприятия для достижения успеха и процветания на рынке. Основное назначение плана маркетинга — обоснование целей и разработка конкретных действий с учетом ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Целями строительного предприятия являются реализация строительной продукции (строительных объектов, материалов, конструкций и др.), выполнение строительных и монтажных работ и оказание строительных услуг в заданные сроки и соответствующего качества. В плане маркетинга решаются задачи по использованию существующих возможностей для укрепления позиций строительного предприятия на рынке реализации объектов строительства и по достижению успеха в конкурентной борьбе среди аналогичных строительных предприятий.
Современное строительное предприятие вынуждено работать в условиях конкуренции и постоянно изменяющейся экономической ситуации. План маркетинга раскрывает возможности, которые позволяют предприятию выиграть конкуренцию, адаптироваться на рынке и достичь достаточной финансовой устойчивости и уверенности в динамичной среде современного бизнеса, повышения доходности, прибыльности при меньшем риске финансовых потерь. Планирование маркетинговой деятельности строительного предприятия осуществляется в определенной последовательности. Сначала устанавливают цели маркетинговой деятельности для отдельных проектов, строительных комплексов, объектов жилищного, социального или культурного назначения, а также видов работ и услуг. Затем разрабатывают альтернативные стратегии — строительство объектов улучшенной планировки, применение новой технологии и организации строительства, формирование рынка (продажа или сдача объектов заказчику), проникновение на новые рынки в другие регионы; выбирают наилучшую стратегию; формируют план маркетинговой деятельности, элементами которого являются строительные объекты, виды строительных и монтажных работ; цена (сметная стоимость) объектов и видов работ; пути реализации объектов и строительных и монтажных работ; сдача объектов и работ заказчику. Наряду с этим осуществляют календарное планирование, строительство объектов и выполнение работ, которые должны ответить на вопросы: кто является заказчиком и кто будет строить? что, когда, где, как и за счет каких ресурсов будет строиться?; разрабатывают бюджет маркетинга. Исходя из целей и стратегий развития предприятий осуществляется анализ маркетинговой деятельности, который включает анализ внешней среды маркетинга, анализ внутренней маркетинговой деятельности предприятия и анализ системы маркетинга. Анализ внешней среды, маркетинга исследует деловую и экономическую внешнюю среду (состояние экономики, финансовую политику, социально-культурные, технологические, социально-экономические условия внутри предприятия), рыночную среду (общее состояние и развитие рынка, объекты, работа, цена, реализация, сдача заказчику, коммуникации, в том числе реклама, выставки, сбытовые службы, связь с общественностью, а также состояние отрасли) и среду конкурентов (экономическое, финансовое, технологическое состояние, маркетинговая деятельность).
Предметом исследования анализа внутренней маркетинговой деятельности являются: объем реализации, рыночная доля, прибыль, маркетинговые процедуры, организация маркетинга, контроль маркетинговой деятельности, анализ всех элементов комплекса маркетинга. Анализ системы маркетинга исследует цели маркетинга, стратегию маркетинга, права и обязанности руководителей в области маркетинга, информационную систему, системы планирования и контроля, взаимодействие с другими функциями управления, прибыльность, критерий «стоимость—эффективность». Следующий этап в планировании маркетинга является ключевым для всего маркетингового процесса, так как он посвящен постановке маркетинговых целей. Маркетинговые цели в основном касаются только двух аспектов объектов, работ и рынков — какие объекты и на каких рынках. Цели в области ценообразования, доведения продукта до заказчика, рекламы и т.п. являются целями более низкого уровня и не должны смешиваться с маркетинговыми целями. Они являются частью маркетинговой стратегии, направленной на достижение целей маркетинга. Отсюда вытекают четыре варианта постановки маркетинговых целей: 1) существующие объекты, работы для существующих рынков; 2) новые объекты, работы для существующих рынков; 3) существующие объекты, работы для новых рынков; 4) новые объекты, работы для новых рынков. Чтобы определить уровень достижения целей, их надо определить количественно. В маркетинговый план рекомендуется включать не более шести—восьми целей. Определение и упорядочение целей являются важными элементами маркетинговой деятельности. В настоящее время практически любой планово-управленческий документ, посвященный вопросам маркетинга (план маркетинговой деятельности, программы выхода на определенный рынок с определенной продукцией и т.п.), содержит в одном из своих начальных разделов как минимум простой перечень целей, при получении которого не используются какие-либо специальные методы и подходы. Однако усиление в планово-управленческой деятельности ориентации на конечные результаты, активизация применения специальных методов управления (управление по целям), возрастание необходимости повышения качества выполнения отдельных управленческих функций (организации, контроля и т.п.) требует использования при построении системы целей специальных методов и подходов. Анализ опыта определения целей при разработке различных видов планов и программ, накопленного как у нас в стране, так и за рубежом, дает основание выделить несколько методов. · Логическая структуризация целей, при осуществлении которой на каждом уровне используются заранее выбранные принципы структуризации целей. · Метод парных сравнений, основанный на применении отношения «целое—частное». · Структуризация целей на основе лингвистического анализа формулировок целей, начиная с генеральной цели. · Сочетание первого и второго методов. Рассматривая вопрос целеполагания подробнее, можно говорить и об альтернативности формулировок отдельных целей. Например, в области ценообразования можно выделить следующие альтернативные цели: проникновение на рынок путем назначения относительно низкой цены; быстрое возмещение затрат; получение обычной нормы прибыли; содействие скорейшей реализации объектов и работ, а не получению прибыли от одного; товара; назначение первоначальной высокой цены за объект, обусловленной его высокими потребительскими свойствами, с последующим снижением этой цены. Возможно определение относительной важности (приоритетности) отдельных целей. Далее анализируются и выбираются стратегии достижения целей, которые в подразделениях предприятия переводятся в планы отдельных видов деятельности, среди которых находится и маркетинг. Эти планы согласовываются друг с другом, и на их основе можно разрабатывать единый стратегический план предприятия. Как правило, на первый год планирования эти планы прорабатываются более детально. Маркетинговые планы иногда представляют руководству в два этапа: сначала — как стратегический план, а затем — как план реализации этих стратегий (план действий или оперативные планы и программы). Такой подход позволяет первоначально сконцентрировать внимание на выработке маркетинговых стратегий, не обременяя себя деталями их реализации. Стратегический план маркетинговой деятельности может включать следующие разделы: а) объекты (что и в какое время будет сдаваться); б) исследования и разработка новых проектов; в) план сдачи — повышение эффективности объектов (численность, оснащенность новой современной техникой, обучение сотрудников, стимулирование их работы, выбор их территориальной структуры); г) план рекламной работы и стимулирования сдачи объектов и выполнения работ; д) план функционирования каналов сдачи; е) план цен, включая изменение цен в будущем; ж) план маркетинговых исследований; з) план организации маркетинга (совершенствование работы отдела маркетинга, его информационной системы, связь с другими подразделениями предприятия). Такой план может разрабатываться по объектам, по региональным разрезам, может быть ориентирован на отдельных заказчиков. Маркетинговые стратегии являются способами и средствами достижения маркетинговых целей и охватывают четыре главных элемента комплекса маркетинга: объект, цену, реализацию и сдачу объекта заказчику. Например, стратегия в отношении объекта может быть следующей: разработка новых проектов и технологий производства работ. Примеры стратегии в области ценообразования: установление цены на строительный объект в соответствии с его позицией на рынке; проведение разной ценовой политики на разных рынках; выработка ценовой политики с учетом ценовой политики конкурентов. В области реализации объекта и работ могут быть названы стратегии, характеризующие связь с заказчиком (с помощью сотрудников отдела маркетинга, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела маркетинга на новых рынках и т.д. Стратегии в области сдачи объекта заказчику характеризуют каналы, с помощью которых объект сдается заказчику, и уровень гарантийного ремонта объектов. Стратегия маркетинга — логика маркетинговой деятельности, следуя которой стратегическая хозяйственная единица предприятия стремится достичь свои маркетинговые цели. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые проекты, реклама, цены, сдача объектов заказчику и должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка. Стратегии маркетинговой деятельности детализируют стратегии предприятия в целом. На уровне предприятия можно выделить следующие стратегии: 1) поглощение, когда предприятие поглощает менее удачливого партнера или конкурента; 2) слияние, при котором в результате объединения (на разных условиях) капитала нескольких предприятий образуется новое, более мощное предприятие; 3) открытие филиала в стране или за рубежом; 4) приобретение акций других предприятий; 5) налаживание деловых контактов в различных сферах деятельности (научно-технической, производственной, коммерческой и т.п.) с другими компаниями; 6) вертикальная интеграция, которая направлена на расширение деятельности предприятия посредством присоединения им компаний — поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, а также сбытовых фирм. Практика деятельности предприятия показывает, что зачастую господство над поставщиками или контроль сбытовой сети может оказаться решающим фактором коммерческого успеха по следующим причинам: снижение издержек при приобретении сырья, материалов, компонентов и при реализации готовой строительной продукции; получение доступа к дешевым источникам сырья и новым рынкам сбыта; возможность поддержать стратегию лидерства за счет обеспечения контроля над сбытом. В дальнейшем из общих стратегий компании вытекают общие маркетинговые стратегии по отношению к конкретным рынкам сбыта: расширение существующих рынков; проникновение на новые рынки; поддержание уровня сдачи объектов на существующих рынках; концентрация коммерческих и маркетинговых усилий на меньшем числе рынков в целях эффективного использования ограниченного количества ресурсов, которые предприятие может выделить на осуществление маркетинговой деятельности; уход с рынка. Исходя из общей стратегии деятельности на рынке и с учетом конкретной ситуации, сложившейся на данном рынке, выбирают стратегию по отношению к продукту. В этой области также можно выделить несколько стратегий. 1. Лидерство (дифференциация). Заключается в придании продукту особых качеств, отличных от качеств конкурирующих продуктов и тем самым обеспечивающих повышенный спрос на рынке. 2. Обеспечение низких издержек. В этом случае политика предприятия заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности. Вместе с тем такая стратегия может быть весьма рискованной для предприятия, не обладающего достаточными финансовыми ресурсами, так как она может повлечь временное уменьшение числа заказчиков продукта и ценовую войну с конкурентами. Низкие издержки могут быть обеспечены за счет создания более дешевых технологий. 3. Диверсификация или специализация (фокусировка). Диверсификация — вид стратегии маркетинга, направленного на строительство новых объектов и выполнение новых работ. Эта стратегия — распространенное явление среди большинства крупных компаний, так как проведение маркетинга нескольких продуктов одновременно на нескольких рынках снижает вероятность крупных провалов. Бюджет маркетинга — раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величина дохода обосновывается с точки зрения прогнозных значений объема продажи и цен. Затраты определяются как сумма издержек производства, товародвижения и маркетинга. Утвержденный бюджет является основой для закупок материалов, планирования производства и трудовых ресурсов, маркетинговой деятельности. С планированием маркетинга тесно связана разработка бюджета маркетинга, в котором представлены все статьи доходов и затрат на маркетинг. В бюджете маркетинга рассчитывают следующие показатели: 1) суммарный доход от сдачи объектов в эксплуатацию, прогнозируемый на этот год; 2) наиболее вероятная стоимость строительства объектов и выполнения работ; 3) затраты на маркетинг (реклама, организация сдачи, другие затраты на реализацию, распределение, гарантийный ремонт, заработная плата сотрудников и руководителей маркетинговых служб, величина кредитов, предоставленных заказчиком, стоимость, информации); 4) суммарные маркетинговые затраты; 5) чистый доход. Начальной точкой для разработки бюджета маркетинга является формирование целей и стратегий маркетинга. Составление бюджета маркетинга помогает правильно определить приоритеты среди целей и стратегий маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществить эффективный контроль. Затраты на осуществление отдельных элементов маркетинга, представленных в бюджете, выводятся из детального маркетингового плана.
10.2. Модель маркетингового планирования
Рыночная ориентация строительного производства может быть представлена как совокупность мер и усилий руководства предприятия по управлению материальными и информационными потоками. Одной из главных задач в строительном производстве является ресурсосбережение — сбережение труда, сырья, материалов, капитала и т.д. Строительство — одна из самых материалоемких отраслей народного хозяйства. В некоторых случаях затраты на материальные ресурсы составляют 70% и более от сметной стоимости объекта. В связи с этим необходимо изучение материальных потоков при планировании маркетинга предприятия. В основе разработки модели планирования лежит производственный процесс возведения строительных объектов, выполнения строительно-монтажных работ.
Модель планирования маркетинговой деятельности предприятия приведена на рис. 10.1 и включает два вида потоков — информационные и материальные.
В связи с тем, что планирование маркетинга является частью планирования деятельности строительного предприятия, разработка плана маркетинга подчиняется основным принципам планирования и осуществляется на нескольких этапах: стратегическое планирование на срок более одного года; тактическое планирование на срок в пределах года; оперативное планирование в пределах месяца, декады, недели и т.д. На первом этапе, наиболее изученном маркетологами в других отраслях народного хозяйства, кроме строительной, отражение планирования заключается в том, что на долгосрочную перспективу осуществляются изучение спроса на строительную продукцию и выбор поставщиков, выпускающих материалы и конструкции с минимальной стоимостью, выбор способов их доставки, поиск и выбор субподрядных организаций, участие в торгах. Стратегия планирования по этим этапам заключается также в управлении финансами, снижении финансовых рисков. Стратегия плана маркетинга представляет единую систему, создаваемую по принципу «от старта до финиша». На втором этапе — этапе тактического планирования — стратегия планирования охватывает комплекс задач производственного характера, которые связаны с повышением прибыльности и способностью к предвидению и адаптации предприятия к рыночным условиям. Способность к предвидению — это возможность планово-производственной и маркетинговой служб предприятия обладать предварительным знанием будущего состояния материальных потоков и спланировать мероприятие, направленное на минимальное их искажение под воздействием внешней среды. Способность к адаптации фактически определяется возможностью применять различные методы изменений в ходе производственного процесса. Способность к предвидению и адаптации проявляется при планировании снабжения. Процесс снабжения включает закупки материально-технических ресурсов. Маркетинг закупок заключается в том, чтобы найти и заинтересовать наилучших поставщиков, вести переговоры по проведению закупок, цель которых — достижение договоренности о минимальных целях с одновременной гарантией обеспечения надлежащего качества материально-технических ресурсов. Важным моментом выработки стратегии на этом этапе является оценка результатов функционирования предприятия при условии повышения прибыльности или, по крайней мере, достижения и соблюдения равновесия между прибылью, полученной вследствие сдачи объектов, и произведенными затратами. Для этого регулярно составляют и представляют руководству предприятия отчет по коммерческой деятельности для планирования маркетинга.
Рис. 10.1. Модель планирования маркетинговой деятельности предприятия в рыночных условиях
В состав отчета включаются следующие данные: 1) информация о достигнутых результатах, оцененных с точки зрения уровня качества обслуживания заказчиков, уровня производительности и издержек, окупаемости вложенных средств, сопоставление реальных показателей с плановыми с целью осуществления необходимых корректировок; 2) количественное выражение поставленных целей, доведение соответствующих целевых показателей до каждого уровня управления строительным предприятием; 3) установление взаимосвязи между отдельными компонентами общего процесса планирования коммерциализации на основе координации задач, стоящих перед участниками производственного процесса; 4) улучшение взаимодействия представителей различных уровней управления, а также развитие систем их стимулирования путем внедрения принципов планирования по целям; 5) обеспечение научно обоснованного принятия решений на базе моделирования основных возможностей повышения прибыльности предприятия. На третьем этапе — этапе оперативного планирования — устанавливается объем наличных ресурсов на складах предприятия и реальных поставщиков. Полученная информация позволяет убедиться в том, что движение материальных потоков в должном объеме обеспечивается в течение планового периода. В случае нехватки нужных ресурсов на складах предприятия и реальных поставщиков следует вернуться к плану сдачи объектов в эксплуатацию и разработать его оптимальный вариант с учетом коммерческих и материально-технических приоритетов. На этапе оперативного планирования разрабатывается программа сдачи объектов в эксплуатацию от производственных подразделений до сдачи объектов заказчику. Эта стадия сопряжена с определенными производственными мощностями, включая складирование, транспортировку, хранение и т.п. На данном этапе возникает необходимость учета объема ресурсов с точки зрения производственных мощностей предприятия, транспортной сети и других коммуникаций предприятия. При дефиците ресурсов пересматривают сверстанные производственные программы. Оперативно-календарное планирование обеспечивает очередность выполнения работ и сдачи объектов в эксплуатацию. Оценка результатов оперативного планирования деятельности предприятия в конечном счете сводится к оперативной систематической оценке сдачи объектов заказчикам.
10.3. Разработка плана маркетинга строительного предприятия
При составлении плана маркетинга предприятия предусматривают следующие этапы: 1. Анализ ситуации на рынке, установление потребителей и запросов заказчиков; 2. Анализ предложений предприятия на рынке, установление возможностей подрядчика; 3. Определение цели маркетинга строительного предприятия; 4. Определение стратегии маркетинга; 5. Разработка рабочей программы; 6. Планирование бюджета, прибыли и убытков; 7. Планирование качества строительной продукции; 8. Контроль за реализацией плана маркетинга. На первом этапе анализируют ситуацию на рынке. В этом разделе приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учитывается следующая информация: а) анализ рынка: рассматриваются все части рынка и основ-, ные целевые рынки для строительного предприятия, дается общая характеристика заказчиков и факторы, определяющие их платежеспособность; б) анализ товаров, услуг, работ: указываются объем реализации товара, строительной продукции, объем строительно-монтажных работ по каждому строительному объекту; в) анализ конкурентов: собирается информация об основных конкурентах и их производственных программах, ценах на строительную продукцию; г) анализ сбыта и реализации продукции, работ и услуг: указываются используемые каналы сбыта строительной продукции, реализации работ и услуг, способы стимулирования заказчиков и посредников (субподрядных строительных предприятий); д) анализ факторов внешней среды: приводятся основные факторы внешней среды, которые влияют на стабильность деятельности строительного предприятия, а также на финансовое состояние заказчиков. К факторам внешней среды, которые необходимо учитывать при составлении плана маркетинга предприятия, относят экономические, юридические и социально-культурные. В состав экономических факторов включают информацию, процентные ставки за кредит, налоговое бремя (т.е. сумма налоговых платежей по отношению к выручке, которая составляет 38—42% для строительных предприятий), минимальный размер оплаты труда, а также действующие тарифы. К юридическим факторам относятся законы федерального, регионального и местного значения, регулирующие деятельность заказчиков и строительных предприятий, законы в области охраны окружающей среды и законы, регулирующие приватизацию, и др. Социально-культурные факторы включают демографические изменения, уровень урбанизации, изменение жизненных условий, образовательного уровня, уровень доходов после уплаты всех налогов. На втором этапе разработки плана маркетинга устанавливают положение строительного предприятия на рынке, выясняют его сильные и слабые стороны, а также возможности, которые у него могут быть, и опасности, которые ему угрожают. Сильные стороны — это достоинства предприятия, которые выделяют его среди конкурентов. Такими достоинствами могут быть выпуск продукции, выполнение работ и услуг более высокого качества, чем у конкурентов, и с более низкой ценой, надежные взаимоотношения с субподрядными организациями и др. Слабые стороны — это недостатки предприятия, требующие немедленного исправления, иначе эти недостатки станут сильными сторонами конкурентов. Слабыми сторонами могут быть отсутствие финансирования, неудачное месторасположение предприятия и недостаточно умелое руководство предприятием. Определив слабые стороны конкурентов, предприятие может их превратить в свои достоинства.
Рис. 10.2. План маркетинга
Возможности — это привлекательные перспективные направления развития предприятия. В качестве возможности могут быть закрытие предприятий-конкурентов, возросшая активность заказчика в связи с улучшением его финансового состояния и за счет повышения его деловой активности, значительное снижение ставки рефинансирования Центрального банка. Опасности — это потенциальные осложнения, которые могут повредить предприятию. К опасностям можно отнести появление новых конкурентов, повышение цен поставщиков, возможные простои производства из-за отказов в системе материально-технического снабжения, в работе строительных машин и механизмов или из-за их отсутствия и др. На третьем этапе разработки плана устанавливают цели маркетинга. Цель маркетинга — это то, что может достичь предприятие в результате маркетинговой деятельности за период, установленный планом. Цели рассматривают в трех направлениях: 1) в отношении видов деятельности строительного предприятия; 2) в отношении заказчиков; 3) в отношении рынков. Все эти цели в отношении рынков объединены планом маркетинга (рис. 10.2). Кроме цели, в плане маркетинга устанавливают некоторые показатели деятельности предприятия: увеличение объема реализации, строительно-монтажных работ, услуг, оказываемых предприятиям, увеличение прибыли — валовой (балансовой) и чистой, остающейся в распоряжении предприятия, рентабельность, налоговое бремя, качество строительной продукции и др. Все эти показатели могут планироваться и оптимизироваться для достижения более устойчивого финансового состояния предприятия на рынке.
К целям в плане могут быть предъявлены следующие требования: они должны быть количественными, проранжированы по степени их значимости, с указанием конкретного времени их выполнения и разумными. На четвертом этапе разрабатывается маркетинговая стратегия, которая устанавливает способы достижения целей и требует принятия решений в отношении рынка, заказчиков и производственной программы строительного предприятия. Среди направлений маркетинговой стратегии можно выделить оптимизацию цели, сроков возведения объектов и выполнения работ, работу с заказчиками и субподрядными предприятиями. На пятом этапе составляется производственная программа строительного предприятия с учетом маркетинговой стратегии. В рабочей программе решают следующие вопросы: а) что будет построено, какие будут выполнены работы и для кого? б) когда будут выполнены эти работы и сданы заказчику строительные объекты? в) кто будет выполнять эти работы, какие субподрядчики предприятия и проектные организации будут привлечены? г) сколько будут стоить эти работы и объекты? На шестом этапе разрабатывается бюджет. Разработка подробного плана работы позволит составить отчет о прибылях и убытках, который поможет определить, как отражается реализация плана маркетинга на деятельности строительного предприятия. Зная, каким бюджетом располагает предприятие, принимают решение о необходимости реализации тех или иных мероприятий, связанных с производством строительно-монтаж
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|