Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий
Выработка стратегии в процессе управления маркетингом по самому определению — непростая задача. В качестве вспомогательного средства используется принцип своевременных решений путем ранжирования стратегических задач. Этот процесс представляет собой ряд последовательных действий. 1. В рамках деятельности специально создаваемой информационной системы устанавливается особое наблюдение за тенденциями развития факторов внешней среды, особенно рыночных, общеэкономических, научно-технических, социальных и др. 2. Результаты наблюдений и анализа тенденций докладываются руководству предприятия регулярно или по мере обнаружения новых явлений во внешней среде, которые могут повлиять на положение предприятия на рынке. 3. Руководство вместе с соответствующими маркетинговыми службами разделяет возникшие проблемы на несколько категорий: а) самые срочные, требующие немедленного рассмотрения и принятия управленческих решений; б) важные проблемы, которые, однако, могут быть решены в рамках следующего цикла планирования; в) важные, но не срочные либо не понятые до конца явления (возможные проблемы), требующие дальнейшего постоянного наблюдения, накопления специфической информации и анализа; г) проблемы, которые после детального анализа оказались несущественными для предприятия или вообще ложно понятыми и не заслуживающими дальнейшего рассмотрения. 4. Срочные проблемы передаются для детального изучения и выработки рекомендаций для принятия решения соответствующим подразделениям предприятия или же для проработки — специально формируемой временной целевой рабочей группе. 5. Принятие решений и контроль за их исполнением с точки зрения возможных тактических или стратегических последствий обеспечиваются высшим звеном управления предприятием.
6. Перечень возникших проблем постоянно пересматривается и ранжируется по их приоритетности высшим звеном управления предприятием. Если принцип своевременных решений перевести в плоскость практических задач маркетинга в строительстве, то следует назвать их следующие основные стратегические направления: 1. Прежде всего следует отметить необходимость проведения в значительно больших объемах, чем прежде, ремонта всех видов зданий и сооружений, прежде всего в жилищном комплексе. Состояние жилищного фонда нуждается в огромных объемах ремонтных работ, что потребует внедрения новых технологий для производства ремонта в условиях действующих предприятий, жилых кварталах, густонаселенных микрорайонах и городах; 2. Диверсификация производства — это организация выпуска продукции или оказание услуг, не соответствующих основному направлению деятельности предприятия. При успешном ее осуществлении новая продукция (услуга) становится одной из основных видов предпринимательства, что к тому же соответствует организации мер по расширению рыночных ниш; 3. Освоение новых рыночных ниш может быть организовано в виде сервисной политики по надзору и поддержанию зданий и сооружений в надлежащем порядке. Задачи сервисной службы могли бы быть значительно шире, чем просто проведение ремонтных работ различной категории. Это может быть и реализация этими службами стройматериалов, прокат строительной техники и оборудования для небольших строительных фирм и индивидуальных заказчиков, платное обучение персонала и проведение консультаций и многое другое, что сделает эту службу привлекательной для потребителя. Высококачественный сервис вообще составляет одну из важнейших статей дохода строительной организации и представляет комплекс услуг, связанных с использованием объектов строительства и обеспечивающих их эксплуатацию.
Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный (гарантированный). При предпродажном сервисе строительная организация изучает требования потенциальных потребителей. На стадии послепродажного сервиса строительная организация берет на себя работы, от которых зависит длительная эксплуатация, проводит консультации по вопросам, относящимся к ее компетенции, модернизацию, капитальный и текущий ремонты. В понятие освоения новых строительных ниш входит также внедрение строительной продукции на рынках других регионов страны, а также на рынках ближнего и дальнего зарубежья, и участие в конкурсах (тендерах) на получение подрядов (заказов). Для повышения конкурентоспособности строительных изделий и услуг прежде всего необходимо принять меры, направленные на повышение качества продукции и снижение цен. В общем виде решение этих проблем заключается во внедрении передовых технологий, резком обновлении производственного аппарата, подготовке кадров, проведении оптимальной экономической политики на научно обоснованном уровне, внедрении сертификации услуг, в первую очередь, на показатели безопасности и экологичности, усилении надзорных функций со стороны заказчиков и подрядчиков и расширении форм экономического контроля за методами хозяйствования и распределения прибыли. Чтобы выжить, строительные предприятия должны постоянно пересматривать стратегию своего развития. Главное — это повышение ответственности за капитальные вложения, сроки и качество строительства, за объемы использования материалов и эффективность работ. Служба маркетинга должна определять направление использования капиталовложений с получением максимальной экономической эффективности, а также направление и объем строительства, наличие спроса в данном регионе на данный объект, оптимальные условия финансирования строительства, платежеспособность юридических и физических лиц — потенциальных потребителей строительной продукции и влияние других факторов. Контроль как одна из функций управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия занимает в маркетинге заметное место. Прежде всего, это форма целенаправленного воздействия на коллектив предприятия, систематическое наблюдение за деятельностью предприятия, сравнение фактических результатов деятельности с запланированными. Конечный результат контроля — выработка корректирующих воздействий на управляемые факторы и рекомендации по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым факторам.
Основные объекты контроля — это объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием новые товары и услуги, соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно-коммерческой деятельности. В стратегическом плане предприятию важно знать, действительно ли и достаточно ли эффективно оно использует все имеющиеся у него маркетинговые возможности. Принятая система контроля не обязательно должна поддерживать управление маркетингом на неизменном уровне и в пределах строго выбранных стандартов. Со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают и становятся неадекватными стратегической задаче выживания. Поэтому управление предприятием должно быть гибким, а система контроля должна способствовать изысканию новых, соответствующих изменениям во внешней среде методов (способов, процессов) руководства производственно-коммерческой деятельностью. Однако избыточный объем контрольных операций, особенно при стабильном положении предприятия на рынке, тем более при положительной динамике производства и реализации выпускаемой продукции, может привести к крайне нежелательным последствиям: отвлечению руководящего персонала и исполнителей разного уровня от выполнения основных служебных обязанностей и переключению на излишние контакты с контролерами и ревизорами. Проведение контроля должно соответствовать требованиям достаточности и своевременности. Итак, в рамках управления маркетингом на предприятии для создания наиболее благоприятных условий производства и достижения коммерческих целей следует осуществлять контроль по нескольким пунктам.
1. Соответствие плановых показателей реальным показателям производственно-коммерческой деятельности по плановым (временным) периодам. Цель контроля — установить совпадение или несоответствие основных запланированных показателей реально достигнутым результатам по объемам реализации товаров и услуг, доходам и прибылям, рентабельности в целом, по отдельным товарам и по целевым рынкам, на которых работает предприятие. 2. Контроль прибыльности производственно-коммерческой деятельности предприятия наиболее важен для предприятий и крупных торговых компаний, реализующих свои товары и услуги по многим каналам товародвижения, на многих целевых рынках (сегментах рынка). Поскольку получение информации об издержках производства по каждому товару, отправленному на склад готовой продукции предприятия, не представляет особого труда для системы учета и отчетности, эта информация в обработанном виде может поступать руководителям и управляющим более низких уровней в установленные интервалы времени (декада, месяц, квартал и т.п.). Значительно сложнее и важнее контролировать издержки обращения, т.е. затраты в системе товародвижения, которые связаны с транспортно-экспедиторской работой, промежуточным складированием и хранением товаров, выбором каналов сбыта, позиционированием товаров в рыночном пространстве, организацией мест продаж. Функции контроля за эффективностью (прибыльностью) операций в рамках принятой системы товародвижения обычно осуществляются внутренней ревизионной службой предприятия, которую часто называют службой внутреннего аудита. 3. Стратегический контроль маркетинга. Предприятие, ориентирующееся в своей производственно-коммерческой деятельности на долговременный успех, через определенные интервалы времени должно проводить критическую оценку эффективности всей маркетинговой деятельности. Динамично развивающийся мир, структурные изменения в отраслях промышленности, новые общественные ориентиры, социально-этические нормы производства и потребления товаров, экология — все эти и многие другие важные для предприятия факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене модели развития, существенной корректировке ранее принятых планов, стратегий и программ. Каждое предприятие обязано периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля назван ревизией маркетинга.
При осуществлении контроля маркетинга предприятие может обходиться силами собственной ревизионной службы (внутренний аудит) или привлекать для этой работы независимых экспертов на основе договора с одной из специализированных консультационных организаций. У того и другого метода проведения ревизии есть преимущества и недостатки. При осуществлении ревизии собственными силами предприятие может решить все связанные с этой работой проблемы быстро и оперативно. Кроме того, внутренний аудит маркетинга оказывается значительно дешевле, чем внешний. Недостаток внутреннего аудита заключается в том, что собственной ревизионной службе нельзя поручить проведение масштабных и глубоких проверок, поскольку эти службы, как правило, малочисленны даже на крупных предприятиях. Кроме того, на внутреннем аудите маркетинга далеко не во всех случаях возможна объективная и беспристрастная оценка дел на предприятии. Привлечение профессионалов-аналитиков и консультантов «со стороны» обеспечивает предприятию более глубокую проработку проблемы, выход на объективные и беспристрастные результаты обследования маркетинговой деятельности и выработку эффективных рекомендаций по ее совершенствованию. Услуги внешних маркетинговых ревизоров могут обойтись предприятию значительно дороже внутреннего аудита. Однако внешний аудит, как правило, отличается комплексным подходом экспертов-аналитиков к выработке стратегии маркетинга предприятия, созданию условий для укрепления позиций предприятия на рынке. Контроль — заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Конечно, это положение вовсе не означает, что контроль как элемент всего процесса управления маркетингом не должен применяться и на других стадиях цикла управления. Контроль позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|