Основные термины и понятия, используемые в маркетинговой деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
Маркетинг — система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Включает изучение и прогнозирование спроса, цен, организацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования и др. Кроме этой обобщенной дефиниции понятия «маркетинг» предложены другие определения его, отражающие различные аспекты этого сложного социально-экономического процесса и подходы к его оценке и анализу. 1. Принцип хозяйствования, провозглашающий ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребительских групп и отдельных потребителей. 2. Предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. 3. Комплексный подход к организации производства и сбыта продукции, ориентированный на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-производителя, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. 4. Специализированная отрасль хозяйственной деятельности. 5. Наука, система знаний об организации производства и управления им в условиях конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителей. 6. Образ мышления, философия производительной и коммерческой деятельности. 7. Социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации.
Агент — торговый посредник между производителем, определяющим цены на товары и условия поставки, и различными потребителями в определенном регионе. Являясь постоянным представителем фирмы, А. наделяется ею ограниченными правами по ведению переговоров и оформлению сделок по продаже продукции. Основная задача А. — поиск потенциальных покупателей продукции фирмы. А., как и брокер, не имеет права собственности на товар, но, в отличие от него, используется на постоянной основе. Агент по закупкам — работает от имени покупателей, оформляет с ними долговременные соглашения; закупая товары, такой агент часто берет на себя и функции получения товара, проверки его качества, складирования и доставки к месту назначения. Агент производителей — работает на несколько производящих фирм, имеет дело с неконкурирующими, взаимодополняющими товарами с исключительным правом сбыта на определенной территории. Иногда А.п. хранят и поставляют продукцию, ограниченно участвуют в маркетинговых исследованиях и планировании фирмы, помогают внедрять новые товары. Получают комиссионное вознаграждение от производителей в размере до 5—10% сбыта. Агент сбытовой — по условиям договора отвечает за маркетинг всей продукции производителей, выступая в качестве их маркетинговых подразделений. Имеет полномочия вести переговоры по ценам, кредитам, поставкам и другим условиям реализации, но не имеет права собственности. Обычно А.с. работают на небольшие фирмы, недостаточно опытные в сбыте. Агентство рекламное — организация, специализирующаяся на создании и размещении рекламы. Структура А.р. включает: творческий отдел, занимающийся разработкой и отбором рекламных идей и аргументов, способов их подачи; отдел средств рекламы, ответственный за выбор средств, носителей рекламы и за ее размещение; исследовательский отдел, изучающий характеристики и потребности аудитории, формирующий соответствующие требования к рекламе и ее размещению; коммерческий отдел, специализирующийся на коммерции, взаимоотношениях с заказчиками (рекламодателями) и с организациями, где размещается реклама.
Адаптация маркетинговая — изменения в плане маркетинга, которые организация осуществляет, чтобы приспособиться к неконтролируемой окружающей среде. Адаптация цен — компонент комплексной системы ценообразования, приспособление цен к изменению обстоятельств и возможностей. Географическая А.ц. — дифференциация цен в различных географических регионах, сегментах рынка, базирующаяся на учете различий в стоимости перевозок товара. Стимулирующая А.ц. — временное снижение цен, в т.ч. ниже себестоимости, используется для избавления от запасов, при угрозе порчи или морального старения товара, при сезонном уменьшении спроса. Дискриминационная А.ц. — дифференциация по сегментам рынка, непропорциональная различиям по себестоимости предлагаемых модификаций товаров или услуг. Анализ мотивационный — исследование мотиваций, т.е. поиск причин и условий, которые определяют поведение потребителя на рынке и относятся прежде всего к сфере социальной психологии; относительно новое и перспективное направление маркетинговых исследований; знание комплекса мотивов, исходя из которых покупатель делает выбор в пользу определенного товара, позволяет предприятию избежать возможных ошибок в сбытовой и рекламной деятельности. Анкетирование — один из методов опроса клиентов в маркетинговом исследовании. Процесс А. включает следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы, распространение анкет, их обработка и анализ. При А. существует два типа вопросов: 1) открытый вопрос, который дает возможность опрашиваемому отвечать на него своими словами; 2) закрытый вопрос, который уже включает всевозможные варианты ответов и опрашиваемый только выбирает один из них. Ассортимент (товарный) — группа товаров, тесно связанных между собой тем, что они удовлетворяют одни и те же потребности клиентов либо продаются одним и тем же группам клиентов, либо одинаковым типом продающих эти товары торговых организаций, либо единым диапазоном цен.
Аукцион — форма организации торговли, при которой продажа товаров осуществляется путем проведения публичных торгов, а продаваемые товары приобретаются лицом, предложившим за них наивысшую цену. Основными сторонами А. являются: владелец товара (продавец), организатор А., покупатель. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором А. и владельцем-продавцом. Бонификация — система оплаты товаров, включающая премирование в заранее определенных долях всех работников, участников процесса предложения товаров на рынке. Б. может носить целевой характер, определяя премирование: поставщиков — за качество товаров, срочность поставки; торговых работников — за количество проданных товаров, оказание заранее определенных дополнительных услуг; покупателей — за размеры партий закупленного товара и срочность оплаты. Б. используется как интенсивное средство формирования спроса и стимулирования сбыта. Бонус — комиссионное вознаграждение, плата за оказанные комиссионные услуги. Размер Б. устанавливается чаще всего в виде процента от общей суммы оборота. В отдельных случаях размер Б. может определяться по прогрессивной шкале в зависимости от результатов деятельности. Размеры Б. варьируются в зависимости от состояния товара, спроса на него (его дефицитности), каналов продажи' (через магазин или напрямую), объемов продажи и др. Брокер — посредник, содействующий совершению различных сделок (коммерческих, торговых, страховых и т.д.) между заинтересованными сторонами - клиентами, по их поручению и за их счет. Б. Получает вознаграждение в виде комиссионных. Б. Может оказывать клиентам дополнительные услуги по изучению рынка, рекламе, предоставлению кредитов и т.д. Демаркётинг — вид маркетинга, направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья. В основном Д. используется по престижным, наиболее популярным товарам и услугам или в период развертывания производства, особенно по новым товарам, моделям и т.д. Для уменьшения спроса используются повышение цены на товар или услугу, отказ от рекламы и стимулирования продажи и др.
Дистрибьютор — относительно крупная независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок продукции у крупных промышленных фирм-производителей, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Дифференциация товаров — физические именные различия между товарами разных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы товарам других фирм (при условии, что продавцы продают их по одинаковой цене). Ёмкость рынка. Возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен. 2. Характеристика возможных изменений, динамики рыночного потенциала. Потенциальная Е.р. - ожидаемая реализация всех конкурирующих марок товаров. Е.р. зависит от степени освоения данного рынка конкурентами, эластичности спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и затрат на рекламу. Жизненный цикл товара — период экономически оправданного выпуска определенного товара, в течение которого он пользуется спросом, продается по приемлемым для производителя ценам и сохраняет свою конкурентоспособность. Ж.ц.т. представляет собой последовательность ' фаз жизни товара на рынке: внедрение, развитие рынка, зрелость (стабилизация), насыщение рынка, его сокращение (спад продаж), прекращение производства (снятие товара с продажи). Каждой стадии Ж.ц.т. соответствует специальная тактика маркетинговых действий. При этом преследуются цели: а) сократить сроки внедрения товара на рынок; б) «растянуть» периоды развития и стабилизации; в) своевременно снять товар с производства и заранее подготовить ему замену. Имидж — представление покупателей (заказчиков) о престиже фирмы, качестве изготовляемых ею товаров и оказываемых услуг, репутации руководителей. Создание благоприятного, легко запоминающегося И. является важным фактором успешной деятельности в любой сфере предпринимательства, продвижения товаров на рынке, достигается стабильно высоким качеством продукции, устойчивостью финансового положения фирмы и соответствующей рекламой. Информация о товаре — выраженные в документальной или изобразительной форме сведения о товаре, в том числе о месте и времени происхождения, цене, правилах обращения и ухода, способе употребления, питательной ценности и т.д.
Коммерческие оптовые организации — независимые посредники, покупающие продукцию и получающие право собственности для последующей перепродажи. Обычно К.о.о. не ограничиваются простой перепродажей товаров, но и активно работают с розничными торговцами: помогают им в организации торговых помещений, предоставляют кредиты, хранят и поставляют товары, налаживают автоматические системы управления запасами, предлагают поддержку в сферах маркетинговых исследований и планирования. Коммуникации — все методы и формы передачи информации и влияния на избранную аудиторию, адресатов. В маркетинге этот термин относится к рекламным мероприятиям, продвижению товаров, созданию благоприятного общественного мнения и персональным продажам. Конкурентная позиция — позиция, которую та или иная компания занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами. Конкурентная стратегия — деловая стратегия: совокупность правил, которым должно следовать любое хозяйственное подразделение, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли. Конкурентоспособность товара — сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту, способность товара быть проданным на конкурентном рынке в определенные сроки при наличии товаров-конкурентов (аналогов). К.т. возрастает с улучшением качества товара и снижается с увеличением цены потребления. Она характеризует способность товара удовлетворять, в сравнении с другими товарами, требованиям конкретного потребителя в определенный период времени по показателям качества и затратам на приобретение и эксплуатацию товара. Определяемая в качестве показателя К.т. выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации). Консигнатор — наиболее самостоятельный тип торгового посредника из тех, кто не имеет права собственности на товары. К. имеет в своем распоряжении необходимое помещение и оборудование, партии товаров для прямой реализации в рамках оговоренных с фирмой условий. Оплата услуг К. производится обычно на комиссионных началах. Контролируемые факторы — факторы окружающей маркетинговой среды, управляемые фирмой, ее руководством и сотрудниками по маркетингу. Управлению высшим руководством фирмы подлежат: область деятельности — категории производимой продукции и оказываемых услуг, территориальные границы деятельности, вид владения, тип функций (поставщик, производитель, оптовый торговец и др.); общие цели — выраженные в количественном виде и по срокам задания по росту оборота, прибыли и др.; роль маркетинга — решающий, обслуживающий или консультативный статус соответствующего подразделения; другие предпринимательские действия и функции (плановые, бухгалтерские и др.) в их взаимодействии с маркетингом; общая (корпоративная) культура персонала фирмы — наличие единой системы ценностей, норм и правил деятельности сотрудников (ориентация на перспективу, уровень демократизма в управлении, развитость неформальных контактов и др.). Управлению службой маркетинга подлежат факторы: выбор целевых рынков (по размерам, глубине разработки и особенностям); цели маркетинга при создании образа фирмы у потребителей, при определении путей развития сбыта, относительного или абсолютного роста прибылей, а также избранной роли в конкурентной борьбе; организация маркетинга с выделением специфических оргструктур, ответственных за отдельные маркетинговые функции, группы товаров или сегменты рынка; структурная концепция маркетинга, предполагающая выбор конкретных сочетаний, расстановки вполне определенных акцентов на тех или иных элементах маркетинга: развитие продукта, сбыта, активном ценообразовании и т.п. при сохранении целостности стратегии; контроль и анализ маркетинговой и производственной деятельности с позиций маркетинга, внесение соответствующих корректив. Контроллинг — совокупность процессов регулирования, оперативного управления маркетинговыми действиями. Исходная база К. — информация о достигнутом уровне и ее сравнение с уровнем начального этапа действий. Сравниваются планово-бюджетные и фактические затраты на рекламу, на стимулирование сбыта и продажу. На основе этого проводится текущая коррекция курса. Кроме того, для К. используется стратегическая информация о динамике рынка. Конъюнктура рынка. Складывающиеся в определенный период времени и в определенном месте (регионе) социально-экономические, торговые, организационные и другие условия реализации товаров, услуг. 2. Определенное соотношение между спросом и предложением как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной и денежной массе в целом; результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса, предложения и цен на товары и услуги. Основные факторы К.р. — цикличность экономического развития, принятые государством политические и экономические решения, масштабы и обновление производства, развитие потребностей, динамика цен и денежных доходов, организация маркетинга (особенно рекламы и торговли) и др. Изучение К.р., ее анализ и прогнозирование предполагают систематическое наблюдение за рынком, действительными и возможными отклонениями спроса и предложения товаров. Корпоративная миссия (концепция бизнеса) — характеристика возможности заниматься бизнесом, на который компания ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Макромаркетинг — система управления деятельностью предприятий и организаций, основанная на принципах маркетинга. М. включает деятельность государственных органов в сфере рынка с использованием систем экономических рычагов и стимулов, а также деятельность некоммерческих организаций. М. может рассматриваться как совместная (с участием государственных и общественных организаций, предприятий-изготовителей) деятельность на паритетных началах по продвижению товаров в рамках какого-либо региона или сегмента мирового рынка. Маркетинг интенсивный — стратегия высоких цен и значительных затрат на формирование спроса и стимулирование сбыта с целью создания предпочтительного отношения потенциальных клиентов к товару данной фирмы. М.и. реализуется в условиях низкой осведомленности о товаре, сильной конкуренции на рынке и возможности со стороны клиентов платить высокие цены. Маркетинг конверсионный — стратегия маркетинга в условиях негативного спроса. Цель М.к. — создать спрос, когда все потенциальные покупатели или их основная часть отвергают конкретный товар независимо от его качества. При этом особенно важна целенаправленная рекламная деятельность, организация разветвленной и доступной сети сервисного обслуживания и ремонта. Маркетинг массовый — стратегия маркетинга в области производства, распределения, сбыта и стимулирования продажи однотипных товаров для массового потребителя с использованием одного базового плана маркетинга. М.м. используется по товарам и изделиям, для которых предполагается широкий рынок сбыта. Главная цель М.м. — максимализация сбыта. Для этого фирмы стремятся реализовать следующие функции: развивать и гарантировать в товарах те свойства, которые безусловно важны для всех или почти всех потребителей; продавать товары во всех возможных точках, использовать единую торговую марку; учитывать совокупную прибыль и долгосрочные доходы. При этом фирмы могут не считать для себя необходимым проведение систематических маркетиновых исследований, осуществляют единый план маркетинга без дифференциации групп потребителей, мало заботятся о диверсификации продукции. Маркетинг-микс — комбинированное и координированное использование набора маркетинговых средств в соответствии с избранной философией и стратегией маркетинга, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый. К маркетинговым средствам относят: товар, цену, место и условия продажи, рекламу и стимулирование. М.м. включает: ориентацию на потребителя, изучение его спроса; формирование ассортимента продукции и услуг, исходя из потребностей потребителя; гибкую политику ценообразования, удовлетворяющую всех участников товародвижения, вплоть до конечного потребителя; обеспечение выбора наиболее доступных и удобных каналов закупок и продаж; использование различных мер стимулирования и поощрения продавцов и посредников за реализацию, а потребителей — за приобретение продукции данного предприятия. Маркетинг поддерживающий — стратегия маркетинга, позволяющая сохранить достаточный уровень спроса на товары и услуги в условиях, когда спрос точно соответствует предложению как по объему, так и по структуре. Задачей М.м. является поддержание сбалансированности спроса и предложения за счет постоянного внимания к тем факторам, которые могут изменить спрос. Маркетинг пробный — один из наиболее сложных, ответственных и дорогостоящих видов маркетинговых исследований, представляющий собой анализ практических возможностей наращивания рынков для зрелых товаров или выпуск новых товаров. Цель М.п. — оценить совокупный будущий сбыт; содержание — краткосрочные, географически ограниченные продажи на новых рынках и (или) новых товаров. Основная сложность: пробный рынок (как и пробные сроки) может оказаться в дальнейшем недостаточно представительным для дальнейшей деятельности. При М.п. оценивают не только товар и рынок, но и методы маркетинговой деятельности, их приемлемость для полномасштабной реализации продукции. Обычно М.п. проводят в двух - четырех городах с различной численностью населения, сроком от двух месяцев до двух лет. Маркетинг противодействующий — стратегия маркетинга, направленная на ликвидацию или снижение спроса на товары или услуги, нежелательные из-за отрицательных потребительских свойств. Применяется в основном по отношению к товарам, распространение которых противоречит интересам общества (алкоголь, табачные изделия, наркотики). Основные средства: прекращение выпуска данных товаров, Изъятие их из торговли в сочетании с дискредитирующей информацией. Маркетинг прямой — маркетинг, исключающий какой-либо предварительный контакт покупателя с товаром до момента его доставки. М.п. определяется спецификой избранной стратегии сбыта, базирующейся на заказах по почте или телефону, в результате общения с агентами после знакомства с каталогами и др. Маркетинг развивающийся — стратегия маркетинга по превращению потенциального спроса на товары или услуги в реальный в условиях, когда у предприятия еще нет конкретного товара, призванного удовлетворять намечаемую потребность разработать товар, отвечающий возникшим новым потребностям, перейти на новый качественный уровень их удовлетворения и др. Синоним М.р. — креативный маркетинг; одно из важнейших средств — реклама, создание специфического имиджа товара, ориентированного на конкретные потребительские группы. Маркетинг стимулирующий — стратегия маркетинга в условиях, когда спрос отсутствует, и потенциальные покупатели безразличны к конкретному товару. М.с. направлен на формирование и стимулирование спроса. Возможны три сферы использования М.с: когда потребитель считает, что данный товар не представляет для него никакого интереса; когда для товара неправильно выбран регион продажи; когда потребитель и рынок не подготовлены. Маркетинг целевой — стратегия маркетинга, направленная не на весь рынок, а на его отдельные части (сегменты), которые заранее выбираются на основе специального исследования (сегментации) рынка. Это позволяет сосредоточить внимание руководства предприятия и сконцентрировать маркетинговые усилия на конкретном сегменте рынка, обеспечивающем их наибольшую эффективность. М.ц. ориентируется на товары, предназначенные для конкретного типа потребителя. Соответственно специфика определенных контингентов потребителей предполагает и особенности маркетинговой деятельности, в частности, рекламы. Маркетинга концепция — система управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятий, ориентированная на рынок и потребителя, и включающая набор целей, принципов, методов и способов ведения хозяйства. Маркетинга окружающая среда — демографическая, географическая, экономическая среда, физическое и техническое окружение, политическая и юридическая ситуации, состояние экологии, культурные приоритеты, влияющие на сегментацию рынка, покупательский спрос, принятие решений и поведение потребителей на рынке, маркетинговую деятельность фирмы. Включает микро- и макросреду, контролируемые и неконтролируемые факторы. Маркетинга организация — структурное построение для управления маркетинговыми функциями, устанавливающее подчиненность и ответственность за выполнение тех или иных функций. М.о. может быть функциональной, когда ответственность распределяется по сферам снабжения, сбыта, продвижения, распределения и др.; ориентированной на товар, когда существуют управляющие по товарам для каждой группы продуктов и управляющие торговой маркой для каждой отдельной торговой марки в дополнение к функциональному принципу; ориентированной на рынок, когда в дополнение к функциональному принципу выделяются управляющие по региональным рынкам и типам потребителей. Маркетинга план — основной документ, организующий практическую маркетинговую деятельность. Разрабатывается соответствующим подразделением и утверждается руководством фирмы. В отличие от концепции маркетинга М.п. определяет конкретные шаги для достижения намеченных в ней долгосрочных целей фирмы. М.п. бывают долгосрочные, среднесрочные и текущие, годовые. М.п. является базой для формирования бюджета маркетинга, контроля выполнения маркетинговых решений. Как правило, он имеет следующую структуру: введение и общий обзор рыночной ситуации и маркетинговой среды, данные об обслуживаемом рынке и конкурентах; динамика рынка, в том числе на будущий год; характеристика текущего положения фирмы в контексте конкурентной ситуации, анализ возможностей фирмы; перспективный стратегический план фирмы (исследование, производство, финансы и маркетинг); основные цели и стратегия их достижения (по прибыли, обороту, доле на рынке и др.); стратегия маркетинга — план игры, в котором делается базовый выбор возможных вариантов отдельных компонентов стратегии с учетом их взаимодействия, а также выбор необходимых инструментов маркетинга, программа действий, подпрограммы рыночных исследований, развития продукта, ценообразования, товародвижения, рекламы и т.д.; баланс планируемых доходов и расходов; контроль и регулирование, анализ эффективности запланированных мероприятий, коррекция планов и действий. На основе М.п. обычно формируются планы и бюджеты по отдельным направлениям маркетинговой деятельности. Маркетинга принципы — основные положения маркетинга, которыми руководствуются предприятия в своей деятельности на рынке. Основные М.п.: производство продукции на основе точного знания потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия; наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя, обеспечение его средствами или комплексом средств для решения конкретных проблем (альтернативный принцип — производство товаров и услуг с последующим поиском сбыта); эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки; обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности предприятия, что предполагает постоянное привлечение научно-технических идей и разработок для подготовки производства товаров рыночной новизны, единство стратегии и тактики поведения производителя в целях активной адаптации к изменяющимся требованиям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей. Маркетинга программы — система взаимосвязанных мероприятий, определяющих действия предприятия-производителя на заданный период времени по всем блокам маркетинга. Программирование маркетинга подразделяется на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочные М.п. обладают большой детализацией и конкретностью программирования действий предприятия. Долгосрочные М.п. охватывают мероприятия, рассчитанные на длительный период времени согласно принятой стратегии маркетинга. Единая программа маркетинга представляет собой взаимосвязанную систему М.п. по отдельным рынкам и по группам однородной продукции и служит основой для разработки планов НИОКР, производства, сбыта, сервиса и др. М.п. формируются на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга и являются основой, которая обеспечивает взаимодействие коммерческих и сбытовых служб предприятия с научно-техническими и производственными подразделениями. Маркетинга средства — элементы системы продвижения товара от производителя к потребителю, начиная с формирования и селекции новых идей, разработок и вплоть до продажи и обслуживания товаров. Выбор М.с. определяется ситуацией на рынке. Применяют как отдельные, так и агрегированные в единый комплекс М.с. К М.с. относятся: ассортимент, функции товара, упаковка, цена, каналы распределения, реклама и другие формы связи с потребителем, организация товародвижения и продажи товаров. Маркетинга стратегия — комплекс принципов, с помощью которых осуществляются формирование, выбор и реализация перспективных целей и задач производственно-сбытовой деятельности предприятия, форм ведения конкурентной борьбы и концепция маркетинга, рассчитанных на достижение максимальной эффективности работы предприятия на длительный период. М.с. состоит из базовых решений, определяющих комплекс средств маркетинга (инструменты формирования и адаптации продукта, цены, распределения, коммуникаций и персонала), планы и бюджет маркетинговых действий и организаций маркетинга. М.с. разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изменений в структуре сегментов рынка, вероятной динамики изменения качества и цен на продукцию, изучения товаров, покупателей, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Наиболее характерными альтернативами при выборе М.с. выступают: развитие рынка, проникновение на рынок, разработка (модернизация) фирменного товара, диверсификация деятельности. В зависимости от принятой М.с. формируются мероприятия маркетинговых программ. Маркетинга структура — конкретное сочетание элементов маркетинга для достижения поставленных целей и удовлетворения целевого рынка. М.с. включает следующие основные элементы: продукт или услуга, распределение, сбыт, продвижение и цены. Маркетинга субъекты — организация или люди, выполняющие определенные маркетинговые функции. К М.с. относятся: производители (в том числе разработчики) и обслуживающие организации, которые разрабатывают и выпускают товары, оказывают услуги; оптовые торговцы, которые приобретают партии товара для перепродажи в розничную торговлю и (или) промышленным организациям и коммерческим потребителям; розничные торговцы (продают товары и услуги конечным потребителям); специалисты по маркетингу (специализируются на конкретных маркетинговых функциях, направлениях деятельности); организации-потребители — организации или люди, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности; конечные потребители — семья или человек, покупающие товары или услуги для личного, семейного или домашнего потребления; Маркетинга тактика — формирование и реализация задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов (изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интереса покупателей к товару и т.д.). Маркетинга точка — стадия в развитии производства и рынка, когда на определенной территории, в отрасли возрастающая активность производителя или продавца начинает превышать активность покупателя, причем последняя уменьшается. Маркетинга функции — взаимосвязанный комплекс действий, включающий: анализ внутренней и внешней среды, в которой действует предприятие, анализ рынков; анализ потребителей; изучение конкурентов и конкуренции, изучение товаров, формирование концепции нового товара; планирование производства товара на основе маркетинговых исследований; планирование товародвижения, сбыта и сервиса; формирование спроса и стимулирование сбыта; формирование и реализацию ценовой политики; разработку и реализацию маркетинговых программ; информационное обеспечение маркетинга, управление маркетингом (планирование, реализация и контроль мероприятий маркетинга с оценкой риска, прибылей, эффективности). Число и содержание М.ф. определяются объемом производства и сбыта, широтой товарного ассортимента, особенностями спроса на продукцию предприятия, уровнем конкуренции и др. Маркетинговая макросреда — факторы окружающей среды широкого социального плана: демографические, экономические, природные, научно-технические, политико-правовые, культурные и др. Маркетинговая микросреда — факторы окружающей среды, непосредственно относящиеся к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию потребителей: сама фирма с ее особенностями, структурой и целями, маркетинговые посредники, потенциальные и фактические потребители фирмы. Маркетинговая система вертикальная — совокупность производителя, одного или нескольких оптовых и розничных торговцев, действующих как единая система, в которой один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Маркетинговая система договорная — совокупность независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и (или) больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку. Маркетинговая система корпоративная — система, в которой последовательные этапы производства и распределения объединены в рамках единоличного владения. Маркетинговая служба — специализированное подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга, отвечающее за продажу продукции и имеющее право контролировать и корректировать в этой связи деятельность других подразделений. Основные функции М.с: сбор, анализ информации о рынке, описание и выбор его наиболее выгодных и перспективных сегментов; выдача рекомендаций по типам и параметрическим рядам товаров, прогнозирование объемов продаж и тенденций их изменения во времени; выработка требований во времени; выработка требований к имиджу предприятия, определение путей продвижения товаров на рынок; контроль финансовых, кадровых, исследовательских, конструкторских и технологических действий предприятия на соответствие выданным маркетинговым рекомендациям и прогнозам. Выбор структуры М.с. зависит от характера производства и объема, разносторонности внешних связей предприятия. Использует структуры: функциональные, по видам продукции, по рынкам, по географической направленности связей, по иерархическому типу. С учетом общефирменной структуры также возможны различные варианты организации маркетинговой деятельности: единая централизованная М.с; несколько М.с. в филиалах фирмы, на предприятиях объединения при координирующей роли общефирменной М.с, выполняющей стратегическое руководство ими; самостоятельные М.с. в филиалах. Маркетинговое исследование — важнейшая функция маркетинга, охватывающая весь процесс маркетинга от поиска идей нового товара до его использования конечным потребителем. М.и. включает сбор, обработку, учет и анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений, планирования хозяйственной деятельности предприятия. Полученная информация служит основой для разработки планов производственно-сбытовой и торговой деятельности предприятия. Основными объектами М.и. являются: рынок, его сегментация, емкость, конъюнктура, эластичность спроса и др., включая текущее состояние и тенденции развития, товары и их жизненные циклы, конкурентоспособность, цены и ценообразование; позиции и деятельность конкурентов в сравнении с позицие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|