Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роман «Приключения Оливера Твиста»




Оливер Твист – мальчик, мать которого умерла при родах в работном доме. Он растет в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За эту строптивость начальство сбывает его в контору гробовщика, где Оливер подвергается издевательствам старшего подмастерья.

После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника по прозвищу Ловкий Плут, которой руководит хитрый и коварный еврей Феджин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту.

В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника, однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена – мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер – сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении. Как выясняется, за Феджином стоит Монкс – сводный брат Оливера. Монкс преследует цель лишить Оливера наследства. После очередной неудачи преступников Оливер попадает сначала в дом мисс Роз Мейли, в конце книги оказывающейся тетей героя. К ним приходит Нэнси с известием о том, что Монкс и Феджин не расстаются с надеждой выкрасть или убить Оливера. С такой новостью Роз Мейли едет в дом мистера Браунлоу, чтобы разрешить с его помощью эту ситуацию. Затем Оливер возвращается к мистеру Браунлоу.О визитах Нэнси к мистеру Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева злодей убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрет в тюрьме. Феджин попадает на виселицу. Оливер счастливо живет в доме своего спасителя мистера Браунлоу.

«Приключения Оливера Твиста» предвещают появление социальных романов зрелого Диккенса тем, что уже в этой книге дан срез всего английского общества от аристократических лондонских особняков до захолустного приюта и показаны связывающие их нити. Писатель в полной мере раскрывает проблему бедственного положения массы людей. Через историю главного героя-ребенка и окружающих его людей – писатель показал судьбу английского народа, уничтоженного, вынужденного выживать с помощью лжи, воровства, силы. Герой романа Оливер родился в работном доме, что изначально относит его к классу обездоленных людей. В работных домах 1830–40-х гг. по английскому законодательству устанавливался такой режим, что превращал их в «Бастилию для бедных». В них растут чахлые, изнуренные, вечно голодные дети, не живущие, а пытающиеся выжить. Судьба таких слабых детей, как Оливер, была предрешена, и спасти их могло только чудо.

С готическими и плутовскими романами предыдущей эпохи «Оливера Твиста» сближает изобилие романтических условностей (подглядывания, подслушивания, ангельская внешность невинного Оливера, уродливая внешность злодеев) и поразительных совпадений (после провала ограбления Оливер попадает в дом своего родственника), обеспечивающих книге традиционный для классического английского романа хэппи-энд. Стремление писателя к торжеству справедливости прослеживается во многих произведениях, но роман «Приключения Оливера Твиста» считается одним из наиболее сильных в этом плане произведений.

 

2.1. Выберите правильный вариант ответа. 1. Кто управляет домом, в котором Оливер проводит первые девять летжизни?а) мистер Бамбл; в) Агнес Флеминг;б) миссис Ман; г) мисс Ханниган. 2. Каким образом Оливер нарушает правила работного дома?а) прося добавки; в) украв носовой платок;б) богохульствуя; г) распространяя повстанческие идеи. 3. Кто по роду занятий мистер Гэмфилд?а) управляющий работным домом; в) трубочист;б) гробовщик; г) судебный исполнитель. 4. Кто по роду занятий мистер Сауербери?а) управляющий работным домом; в) трубочист;б) гробовщик; г) судебный исполнитель. 5. Как Ноэ Клейпол вызывает гнев Оливера?а) оскорбив его маму; в) порвав его одежду;б) ударив его; г) отобрав его еду. 6. Какая кличка у Джека Даукинса?а) Тоби Крекит; в) Ловкий Плут;б) Волк; г) Ловкий Шакал. 7. Какой национальности Феджин?а) ирландец; в) американец;б) итальянец; г) еврей. 8. Мистер Браунлоу замечает сходство Оливера са) миссис Бедвин; в) Джеком Даукинсом;б) ангелом; г) женщиной на портрете на стене. 9. Кто ранен при попытке ограбления дома Роз Мейли?а) Оливер Твист; в) Ловкий Плут;б) Бил Сайкс; г) Тоби Крекит. 10. Кем представляется Нэнси, чтобы снова вовлечь Оливера в бандуФеджина?а) миссис Бедвин; в) Роз Мейли;б) матерью Оливера; г) сестрой Оливера. 11. Почему мистер Бамбл предлагает руку и сердце миссис Корни?а) он хочет иметь детей;б) по расчету;в) чтобы отомстить Оливеру;г) она напоминает ему бывшую жену. 12. Что старая Салли забрала у Агнесы Флеминг?а) золотой медальон; в) деньги;б) наручные часы; г) свидетельство о браке. 13. Где Нэнси встречается с Роз Мейли?а) у фонтана; в) на Тауэрском мосту;б) в сельской местности; г) на Лондонском мосту. 14. Какие из трех персонажей состоят в родственной связи с Оливером?а) миссис Мейли, Роз Мейли, мистер Браунлоу;б) Агнес Флеминг, старая Салли, Билл Сайкс;в) Монкс, Роз Мейли, Агнес Флеминг;г) миссис Мейли, Монкс, Билл. 15. В конце романа Оливер Твиста) уезжает за границу; в) остается с мистером Браунлоу;б) остается с мистером г) женится на Роз Мейли. Феджином;

2.2. Ответьте на вопросы.

1. Какова история появления Оливера на свет?

2. Как проходит детство Оливера под покровительством надзирателей работных домов мистера Бамбла и миссис Мэн? Какие черты воплощены в данных персонажах?

3. Почему именно Оливер просит своих надзирателей о добавке? К каким последствиям приводит данная просьба?

4. Кто такой Ноэ Клейпол? Как связано развитие сюжетной линии романа с данным персонажем?

5. С чьей точки зрения изображается встреча Оливера с Плутом и другими мальчиками?

6. Каким бизнесом занимаются Феджин и его компания? Как этот бизнес представляется Оливеру?

7. В скольких криминальных вылазках участвует Оливер? Каков исход каждой из этих кампаний?

8. В каком свете предстает судебная система в романе?

9. Что общего и какие различия между тремя женскими персонажами романа – Роз Мейли, Нэнси, Агнес Флеминг?

10. Какая судьба уготована автором для различных персонажей в конце романа? Какая идея заложена автором в такой концовке?

11. Какие сцены романа характеризуют его принадлежность к реализму? Проявляются ли в каких-либо сценах романтические тенденции?

2.3. Какие сцены романа можно назвать ключевыми? Проследите метаморфозы в характере Оливера Твиста по мере того, как разворачиваются действия романа в следующих эпизодах:

рождение Оливера;

жизнь Оливера в работном доме;

Оливер у мистера Феджина;

роль мистера Браунлоу в судьбе Оливера;

концовка романа.

 

2.4. Прокомментируйте отдельные сцены романа. Какое место они занимают в развитии сюжета, какие действия предшествуют им и следуют за ними, как через данные эпизоды выражается авторская позиция, каково ваше отношение к данным событиям?

Сцена 1

В течение некоторого времени он лежал, задыхающийся, на шерстяном матрасике, находясь в неустойчивом равновесии между этим миром и грядущим и решительно склоняясь в пользу последнего. Если бы на протяжении этого короткого промежутка времени Оливер был окружен заботливыми бабушками, встревоженными тетками, опытными сиделками и премудрыми докторами, он неизбежно и несомненно был бы загублен. Но так как никого поблизости не было, кроме нищей старухи, у которой голова затуманилась от непривычной порции пива, и приходского врача, исполнявшего свои обязанности по договору, Оливер и Природа вдвоем выиграли битву. В результате Оливер после недолгой борьбы вздохнул, чихнул и возвестил обитателям работного дома о новом бремени, ложившемся на приход, испустив такой громкий вопль, какой только можно было ожидать от младенца мужского пола, который три с четвертью минуты назад получил сей весьма полезный дар – голос.

 

Сцена 2

Тогда приходские власти великодушно и человечно порешили, что Оливера следует поместить «на ферму», или, иными словами, препроводить его в отделение работного дома, находившееся на расстоянии примерно трех миль, где от двадцати до тридцати других юных нарушителей закона о бедных копошились по целым дням на полу, не страдая от избытка пищи или одежды, под материнским надзором пожилой особы, которая принимала к себе этих преступников за семь с половиной пенсов с каждой головы. Семь с половиной пенсов в неделю – недурная сумма на содержание ребенка; немало можно приобрести на семь с половиной пенсов – вполне достаточно, чтобы переполнить желудок и вызвать неприятные последствия. Пожилая особа женского пола была женщиной разумной и опытной – она знала, что идет на пользу детям. И она в совершенстве постигла, что идет на пользу ей самой. Поэтому большую часть еженедельной стипендии она оставляла себе, а подрастающему приходскому поколению уделяла значительно меньшую долю, чем та, которая была ему назначена. Иными словами, она в бездонных глубинах открыла еще большую глубину, проявив себя великим философом.

 

Сцена 3

И члены совета постановили, чтобы всем бедным людям был предоставлен выбор (так как, разумеется, они никого не хотели принуждать) либо медленно умирать голодной смертью в работном доме, либо быстро умереть вне его стен. С этой целью они заключили договор с водопроводной компанией на снабжение водой в неограниченном количестве и с агентом по торговле зерном на регулярное снабжение овсянкой в умеренном количестве и постановили давать три раза в день жидкую кашу, одну луковицу три раза в неделю и половину булки по воскресеньям. Они сделали еще очень много мудрых и гуманных распоряжений, касающихся женщин, но их нет необходимости перечислять. Они милостиво согласились давать развод женатым беднякам ввиду больших издержек, сопряженных с бракоразводным процессом в Докторе Коммонс. И вместо того чтобы заставлять человека содержать семью, как они делали раньше, они отнимали у него семью и превращали его в холостяка!

 

Сцена 4

– Тебе хотелось бы делать носовые платки так же искусно, как Чарли Бейтс, мой милый?– Очень, сэр, если вы меня научите, – ответил Оливер.Юный Бейтс усмотрел нечто столь смешное в этом ответе, что снова разразился хохотом; и этот хохот едва не привел к преждевременной смерти от удушения, так как он пил кофе, который и попал в дыхательное горло.– Уж очень он желторотый! – оправившись, сказал Чарли, принося извинение за свою неучтивость.Плут промолчал и только взъерошил Оливеру волосы так, что они упали ему на глаза, а потом сказал, что со временем он поумнеет.

Сцена 5

Болезнь Оливера была затяжной и тяжелой. Не говоря уже о медленном заживлении простреленной руки и боли в ней, долгое пребывание Оливера под дождем и на холоде вызвало лихорадку, которая не покидала его много недель и очень истощила. Но, наконец, он начал понемногу поправляться и уже в состоянии был произнести несколько слов о том, как глубоко он чувствует доброту двух ласковых леди и как горячо надеется, что, окрепнув и выздоровев, сделает для них что-нибудь в доказательство своей благодарности, чтоб они увидели, какой любовью и преданностью полно его сердце, и окажет им хотя бы какую-нибудь пустячную услугу, которая убедит их в том, что бедный мальчик, спасенный благодаря их доброте от страданий или смерти, достоин их милосердия и от всего сердца желает им служить.

Сцена 6

О том, как мистер Браунлоу продолжал изо дня в день обогащать ум своего приемного сына сокровищами знаний и привязывался к нему все сильнее и сильнее по мере того, как он развивался и прорастали семена тех качеств, какие он хотел видеть в нем. О том, как он подмечал в нем новые черты сходства с другом своей молодости, которые пробуждали воспоминания о былом и тихую печаль, но были сладостны и успокоительны. О том, как двое сирот, испытав превратности судьбы, сохранили в памяти ее уроки, не забывая о милосердии к людям, о взаимной любви и о пылкой благодарности к тому, кто защитил и сохранил их. Обо всем этом не нужно говорить. Я сказал, что они были истинно счастливы, а без глубокой любви, доброты сердечной и благодарности к тому существу, чей закон – милосердие и великое свойство которого – благоволение ко всему, что дышит, – без этого не достижимо счастье. 2.5. Кому из персонажей принадлежат следующие слова? В какой ситуации они были сказаны? 1. «Это... это мои вещи, Оливер. Мое маленькое имущество. Все, что у меня есть, чтобы прожить на старости лет. Меня называют скрягой, мой милый. Скрягой, только и всего».2. «Простите, сэр, я хочу еще».3. «Это спасение для прихода. Первое правило, когда оказываешь помощь, заключается в том, чтобы давать беднякам как раз то, что им не нужно... А тогда им скоро надоест приходить».4. «– Отчего она умерла, приходский щенок? – От разбитого сердца, так мне говорили старые сиделки. Мне кажется, я понимаю, что значит умереть от разбитого сердца!»5. «Дайте мне посмотреть на ребенка – и умереть».6. «В лице этого мальчика есть что-то такое, что меня трогает и интересует. Может ли быть, что он не виновен? Лицо у него такое… Ах, боже мой! Где ж это я раньше мог видеть такое лицо?»7. «У него меланхолическое выражение лица, дорогая моя, и это делает его очень интересным... Из него, милочка, вышел бы превосходный немой плакальщик».8. «Этот мальчик – ваш единокровный брат, незаконный сын вашего отца, дорогого моего друга Эдвина Лифорда, и бедной юной Агнес Флеминг, которая умерла, дав ему жизнь». 2.6. Выделите основные темы произведения (3–4). Обоснуйте Ваш выбор. 2.7. Проанализируйте пространственно-временные характеристики произведения. · историческое время развития событий в романе· грамматическое время повествования· место развития событий 2.8. Определите особенности сюжетно-композиционного построения произведения. Как организованы композиционные элементы в романе? 2.9. Какие образы присутствуют в романе (характеры, типы, индивидуальные образы)? Можно ли назвать какие-либо образы героями, злодеями? Как они представлены в своем развитии (статичные/динамичные)? С какими из них, на Ваш взгляд, наиболее тесным образом связан авторский замысел? 2.10. Дайте краткую характеристику следующим персонажам произведения. · Феджин· Нэнси· Роз Мейли· мистер Браунлоу· Монкс· Билл Сайкс· мистер Бамбл· миссис Корни· Ноэ Клейпол· Ловкий Плут· миссис Ман· миссис Сауербери · мистер Сауербери· мистер Фэнг· Агнес Флеминг· мистер Лифорд

 

2.11. Раскройте смысл следующих символов и мотивов произведения. · собака Билла Сайкса· еда в работных домах· имена персонажей (антономазия)· Лондонский мост· внешний вид мальчиков и их попечителей· лицо Оливера· институт семьи· замаскированные и неузнанные лица· виселица 2.12. Охарактеризуйте жанровую природу произведения, его жанрообразующие признаки. 2.13. Обозначьте место произведения в национальной и мировой литературе и культуре. 2.14. Прокомментируйте следующие высказывания Ч. Диккенса. Насколько они применимы к анализу романа «Приключения Оливера Твиста»? В мире есть люди настолько голодные, что Бог может явиться им только в виде куска хлеба.В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека.Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последней минуты.Нет еще на свете такого холма, вершины которого настойчивость в конце концов не достигнет.Правда всегда отважна.Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния.Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. В тех крохотных мирах, в которых живут дети…, ничего не ощущается так тонко и не чувствуется так остро, как несправедливость. 2.15. Напишите эссе по одной из предложенных тем (объем – 300 слов). 1. Один из мотивов романа – институт брака. Сравните и противопоставьте браки мистера Бамбла и миссис Корни, мистера Лифорда и матери Монкса. Напишите эссе-сравнение по данной теме.2. Каким Вы представляете себе Феджина? Какие черты воплощены в данном персонаже? Напишите эссе-рассуждение по данной теме.3. Напишите сравнительное эссе по теме “Герои против злодеев” в романе «Приключения Оливера Твиста».4. Из каких противоречий соткан образ Нэнси? Напишите эссе-рассуждение по данной теме.5. Напишите эссе-наблюдение по теме «Метаморфозы в образе Оливера Твиста».Литература

1. Диккенс, Ч. Приключения Оливера Твиста: Роман; Большие надежды: роман / Ч. Диккенс. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 638 с.

2. Аникин, Г.В. История английской литературы / Г.В. Аникин, Н.П. Михальская. – М.: Высш. шк., 1975. – 528 с.

3. Кортес, Л.П. Английская литература: учеб. пособие для школ спреподаванием ряда предметов на англ. яз.: 9–10-е кл. / Л.П. Кортес, Н.Н. Никифорова, О.А. Судленкова. – Минск: Нар. асвета, 1996. – 224 с.

4. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 512 с.

5. Нефедов, Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения:учеб. пособие для вузов по спец. “Рус. яз. и лит.” /Н.Т. Нефедов. – М.: Высш. шк., 1988. – 272 с.

6. Практикум по литературе Великобритании и США = A Guide to English and USA Literature: учеб. пособие / О.А. Судленкова [и др.]; под науч. ред. О.А. Судленковой. – Минск: Аверсэв, 2006. – 272 с.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...