Воспитание и обучение в Месопотамии
Стр 1 из 8Следующая ⇒ УДК 37 ББК 74.6я73 И90 Рецензенты: Кандидат педагогических наук, директор МОУ «Гимназия № 1» г. Балашова С. А. Изгорев; Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социальной педагогики Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского О. М. Никулина. Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета И90 История социальной педагогики: у чеб. пособие для студ. фак-та ISBN 978-5-94035-335-5
В учебном пособии изложено содержание учебного курса «История социальной педагогики», представлены контрольные вопросы и задания, тематика рефератов, основные понятия курса и итоговые вопросы, позволяющие осуществить самопроверку степени усвоения учебного материала. Учебное пособие предназначено для студентов факультета социальной работы специальности 031300 «Социальная педагогика», а также преподавателей вуза, осуществляющих профессиональную подготовку по данной специальности. УДК 37 ББК 74.6я73
ISBN 978-5-94035-335-5 © Федотова И. А., 2008 О г л а в л е н и е Введение. 6 Тема 1. История понятия «социальная педагогика» 1.1. Основные тенденции, этапы развития социально-педагогической мысли и практики в истории общества 1.2. Социально-педагогическая практика в России в X—XIII вв. 15 1.3. Основные формы и направления социально-педагогической деятельности в России в XIX в. 18 1.4. Развитие социально-педагогической теории и практики в России в XX в. 20
Контрольные вопросы и задания. 24 Список литературы для подготовки. 25 Тема 2. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития общества 2.1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. 25 2.2. Развитие воспитания в раннепервобытных общинах и в период разложения общества 28 2.3. Воспитание и обучение в Месопотамии. 31 2.4. Развитие воспитания и обучения в Древнем Египте. 32 2.5. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии. 34 2.6. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае. 36 Контрольные вопросы и задания. 38 Список литературы для подготовки. 38 Тема 3. Античная философия и ее вклад в развитие социальной педагогики 3.1. Спартанская и афинская системы воспитания: сходства 3.2. Этапы воспитания в спартанской школе. 39 3.3. Социально-педагогические взгляды мыслителей Древней Греции. 42 Контрольные вопросы и задания. 47 Список литературы для подготовки. 48 Тема 4. Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья 4.1. Факторы, определяющие социально-педагогическую мысль средневековья 48 4.2. Основные методы социального воспитания, характерные 4.3. Изменения в социально-экономической жизни общества, способствовавшие зарождению новых социально-педагогических взглядов. 55 Контрольные вопросы и задания. 56 Список литературы для подготовки. 56 Тема 5. Социально-педагогические идеи христианства 5.1. Социально-педагогический воспитательный потенциал христианства. 56 5.2. Функции христианской религии. 59 5.3. Принципы, методы, формы христианского воспитания. 60 Контрольные вопросы и задания. 63 Список литературы для подготовки. 63 Тема 6. Система социально-педагогических взглядов в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) 6.1. Изменения в социально-экономической жизни общества, способствовавшие зарождению новых социально-педагогических взглядов. 63 6.2. Основные идеи гуманистов. 66
Контрольные вопросы и задания. 70 Список литературы для подготовки. 70 Тема 7. Социально-педагогические идеи Я. А. Коменского 7.1. Основополагающие социально-педагогические идеи 7.2. Цели и задачи семейного воспитания в «Материнской школе». 74 7.3. Я. А. Коменский о взаимодействии семьи и школы в процессе социализации молодежи 76 7.4. Я. А. Коменский как создатель научно-методических основ социальной педагогики 77 Контрольные вопросы и задания. 79 Список литературы для подготовки. 79 Тема 8. Социально-педагогическая направленность концепции Джона Локка 8.1. Социально-философские взгляды Дж. Локка. 79 8.2. Основные социально-педагогические идеи и принципы педагога. 80 8.3. Дж. Локк о методах социального воспитания. 83 Контрольные вопросы и задания. 86 Список литературы для подготовки. 86 Тема 9. Социально-педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо 9.1. Биография Ж.-Ж. Руссо. 86 9.2. Социально-философские взгляды Ж.-Ж. Руссо. 87 9.3. Естественное и свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо. 88 9.4. Воспитание женщины.. 88 Контрольные вопросы и задания. 89 Список литературы для подготовки. 89 Тема 10. Социальное воспитание в XIX — начале XX вв. 10.1. Социальное воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в XIX в. 89 10.2. Развитие социального воспитания и педагогическая мысль 10.3. Особенности развития социального воспитания Контрольные вопросы и задания. 104 Список литературы для подготовки. 104 Тема 11. Развитие теории и практики социального воспитания 11.1. Теория и практика социального воспитания после октябрьской революции 1917 г. 105 11.2. Развитие социально-педагогической практики в России 11.3. Социальное воспитание в России в 40—50-е гг. XX в. 116 Контрольные вопросы и задания. 122 Список литературы для подготовки. 123 Тема 12. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX — начало XXI вв.) 12.1. Особенности развития социально-педагогической теории 12.2. Основные тенденции развития социальной педагогики Контрольные вопросы и задания. 135 Список литературы для подготовки. 135
Тематика рефератов. 136 Вопросы к итоговому контролю.. 137 Тематический тезаурус. 139 Список использованной литературы.. 142
Введение Гуманистическое педагогическое мышление наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Одну из его основ составляет историческое знание, которое интегрирует разнообразную информацию Целью изучения данного курса является формирование социально-историко-педагогической образованности у студентов. Основными задачами курса являются: 1) систематизировать и интегрировать современные теоретические знания по развитию социальной педагогики в различные исторические эпохи; 2) погрузить студентов в такой дидактический материал, который целостно отражает историко-педагогические знания; 3) помочь студентам в формировании у них обоснованной гуманистической идеологии, в осмыслении с этих позиций своего собственного жизненного и педагогического опыта. В результате изучения курса «История социальной педагогики» студенты должны знать: — историю становления социальной педагогики; — основы социально-педагогической практики в различные исторические эпохи; — социально-педагогические взгляды представителей современной науки. При создании пособия составитель опирался на Государственный стандарт высшего профессионального образования 2000 г., который требует изучения следующих вопросов: Истоки социально-педагогической мысли и практики. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Социальное воспитание в античном мире. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения. Развитие социального аспекта в воспитании в XVIII в. Социальная педагогика П. Наторпа. Теория и практика социального воспитания в России после октябрьской революции (1917 г.). Развитие социально-педагогической практики в России
В пособии даны вопросы для самоконтроля, позволяющие студенту самостоятельно проконтролировать уровень усвоения им учебного теоретического материала. Вопросы к итоговому контролю, тематика рефератов ориентируют студентов на требуемый уровень подготовки.
Тема 1 1.1. Основные тенденции, этапы развития социально-педагогической мысли 1.2. Социально-педагогическая практика в России в X—XVIII вв. 1.3. Основные формы и направления социально-педагогической деятельности в России в XIX в. 1.4. Развитие социально-педагогической теории и практики в России в XX в. 1.1. Основные тенденции, этапы развития Как известно, во второй половине XIX в. «отец немецких учителей» Адольф Дистервег предложил словосочетание «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних. В начале XX в. известный немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Всю эту деятельность он также назвал социальной педагогикой [1]. Идеи А. Дистервега и П. Наторпа лишь на первый взгляд кажутся противоположными друг другу. Призывы А. Дистервега вполне укладываются в концепцию П. Наторпа об общей педагогизации общества как средства культурного развития народа. Независимо от субъективных намерений авторов, социально-педагогические идеи А. Дистервега и П. Наторпа были отражением общедемократических и гуманистических устремлений передовых людей того времени противодействовать антигуманизму общественных порядков, содействовать преодолению различных форм отчуждения народных масс от культуры и дискриминации по социальным, экономическим и иным мотивам детей из пролетарских семей. Многое из того, что вкладывали в словосочетание «социальная педагогика» А. Дистервег и П. Наторп, содержалось еще в педагогических воззрениях
Нельзя не отметить, что еще в условиях первобытно-общинных порядков возникали элементы обучающе-воспитательной деятельности, охватывающей всех членов общества (детей и взрослых) и рассчитанной не только на трудовую, но и, если можно так сказать, на социально-идеологическую подготовку. Уже в те времена старшее поколение беспокоилось о взращивании не просто трудоспособных, но и одновременно верных и стойких членов родоплеменного социума. Существовавшие ритуалы и формы поведения вольно или невольно были пронизаны этими стремлениями. В древнем мире зарождаются идеи и традиции учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий, Платон (V—IV вв. до н. э.) считал воспитание условием развития человека от рождения до смерти, а также связывал судьбу общества с образовательно-воспитательным развитием всех его граждан. Аристотель (IV в. до н. э.) выдвинул идею необходимости единства физического, умственного и нравственного развития человека. Известный римский ритор Существовавшие в античное время системы обучения и воспитания имели четкую социальную и идеологическую направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономи-ческой и политической жизни. Примерами могут быть знаменитые спартанская и афинская системы воспитания, между которыми различия существовали различия в общественных и политико-идеологических порядках. В период средневековья система образования и воспитания носила четко выраженный сословно-идеологический характер, который в эту эпоху в большой мере определялся религией и церковью. Но уже в конце средневековья и в период Возрождения начинает утверждаться идеология гуманизма и освобождения человека от сословных зависимостей. Т. Мор в книге «Утопия» и Т. Кампанелла в книге «Город солнца» выступают уже с идеями бессословного обучения и воспитания, господствующей ценностью провозглашается земная жизнь во всем доступном для того времени многообразии. В новое время по мере утверждения буржуазных порядков и осознания познавательной и экспериментально-практической деятельности человека как фактора общественного развития реанимируется известная идея Платона об обучении человека «от колыбели до могилы», появляются концепции прагматического воспитания. В педагогических сочинениях Я. А. Коменского развивается концепция пампедии — непрерывного овладения каждым человеком на протяжении всей жизни пансофией. В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются созидательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен быть всегда целью, а не средством развития в соответствии с ценностями свободы, равенства и братства. На этой почве активно развивается концепция свободного воспитания, идея «выведения» новой породы людей С конца XVIII в. все более усиливается внимание теоретиков и практиков педагогики к вопросам обучения и воспитания широких слоев В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выступления рабочих и крестьянских масс, национально освободительные движения и многие другие события и факторы сделали неизбежными демократические тенденции в области культуры и образования. Господствующие круги передовых стран вынуждены были в известной мере содействовать развитию системы образования для народных низов, как это было, например, во Франции, Англии, Японии. Продвижение общества вперед стало невозможно без определенного уровня образования не только власть имущих, но и широких слоев населения, включая, рабочие и крестьянские семьи. Однако прогресс в этой области утверждался противоречиво, содержание и методы обучения и воспитания носили четкую печать социально-классовой ограниченности. В то время поощрялись главным образом такие формы и ступени образования, которые не угрожали существованию власть имущим, но обеспечивали развитие экономики, социальное спокойствие в обществе. Возникавшие всякого рода педагогические проекты и системы вроде образовательного комплекса Р. Оуэна не получали государственной поддержки, и поэтому в условиях свободной рыночной конкуренции с самого начала испытывали трудности и были обречены на неудачу. В педагогической теории и практике потребности в демократизации образования и наполнении его реальным содержанием, соответствующим достигнутому уровню культуры, нашли выражение в педагогических воззрениях А. Дистервега, П. Наторпа, а также в определенной степени и в идеях теоретиков так называемой «педагогики реформ», представленной Г. Кершенштейнером, В. Лайем, Дж. Дьюи и другими педагогами в конце XIX — начале XX вв. Г. Кершенштейнер выдвинул концепцию «гражданского воспитания», согласно которой народная «трудовая» школа должна учить детей безусловному повиновению современному государству и готовить С позиции нашего времени бросается в глаза вольное или невольное зауживание названными теоретиками «педагогики реформ» содержания обучения и воспитания рамками социального положения или происхождения детей, снижение доли умственного развития и преувеличение простых форм труда в качестве цели и средства образования. Однако в те времена и такого рода педагогические подходы были определенным шагом вперед, способствовавшим прогрессу в педагогической области. В 1920—1930-е гг. в Западной Европе были распространены идеи «общинного воспитания» и «общинных школ»,первые проекты которых появились в Великобритании и США. В отличие от «неформального», «открытого» обучения, вместо традиционных классов в них были открыты площадки или залы для занятий без перегородок, введено было гибкое расписание без традиционных уроков и звонков, основным методом обучения был метод «открытия», а обстановка на занятиях приближалась Среди альтернативных традиционной школе форм обучения и воспитания следует назвать и так называемую Вальдорфскую школу,породившую широкое международное Вальдорфское движение. Немалое число детских садов и школ, основанных на принципах Вальдорфской педагогики, действуют и в современной России. Первая школа с таким названием была основана для детей рабочих Фазам физического развития человека, которые Штейнер рассматривал как процессы созревания, было подчинено развитие мышления и морали. Вся деятельность Вальдорфской школы строилась на принципе самоуправления. Создавался общественный совет, куда входили родители, учащиеся, учителя, а также все, кто способствовал развитию школы. Учителя не были государственными служащими, на них не существовало давления, в школе не было директора. В качестве важнейших педагогических принципов были провозглашены: отказ от заранее запланированных целей воспитания, ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование и отказ от оценок за успеваемость и т. п. В этих и других принципах нашли отражение недовольство тотальной экономизацией общества и господством государственно-бюрокра-тической системы управления культурой и системой образования, которые Р. Штейнером рассматривались как потеря индивидуального духовного и душевного богатства человека. Именно поэтому созданная им школа была запрещена в Германии после прихода к власти фашистов. Однако идеи Вальдорфской педагогики получили распространение в других странах, к ним сохраняется интерес и в наши дни. Многими последователями Р. Штейнера его система воспринималась и воспринимается как особого рода форма социального воспитания молодежи, ее социализации [5]. В XX в. проблемы социализации молодежи приобретают не только общенациональный, но международный характер. Обучение и воспитание, Большой вклад в такое понимание обучения и воспитания внесли теоретики педагогической антропологии М. Шелер, Хельмут Плеснер, О. Ф. Больнов и др. Изданные в разное время работы этих теоретиков помогли общественности осознать обучение и воспитание как своеобразный фундаментальный факт бытия. Было признано, что человеческая сущность должна изменяться, что цель воспитания не простое дополнение к сущности В 1930-е гг. Хельмут Плеснер выдвинул идею неизмеримости человека, согласно которой последний не имеет твердо установленного центра, двойственно воспринимает мир и себя в нем, а потому ему нельзя установить границу, меру существования. Цели и потребности человека следует выводить из конкретных ситуаций, рассматривать в контексте происходящих событий. Педагогика должна выполнять функции постоянной корректировки Г. Рот, И. Е. Финк и другие ученые поставили вопрос о необходимости исследования обучения и воспитания с точки зрения процессов взросления, а также таких феноменов человеческого существования, как зрелость, любовь, смерть, а также работа, игра и т. д. Под влиянием подобных идей педагогика неуклонно выходила и выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста ее объектов. В русле этих процессов существенные изменения происходят в принципах так называемой системы социального образования, то есть обучения и воспитания «аномальных людей». Во второй половине нашего столетия Отмеченные процессы и тенденции и в XX в. постепенно, но неуклонно вели к тому, что в 1980-е гг. в общественном сознании развитых стран утверждается в качестве полноправного течения социально-педагоги-ческая мысль и практика, о которой говорили А. Дистервег и П. Наторп. 1.2. Социально-педагогическая практика Основные идеи и принципы того, что все больше называется социально-педагогической теорией и практикой, никогда не были чуждыми русскому обществу, начиная с древнейших времен. В силу специфических исторических обстоятельств становления и развития российского общества, отличительными чертами духовной жизни в России являлись антрополого-гуманистический и социальный активизм, в соответствии с которым все интересы, основные формы жизнедеятельности человека рассматривались как средство, результат общественных обстоятельств, религиозной веры и государственной политики, а в качестве принципов жизни проповедовались соборность, деятельное отношение к себе и людям и т. п. В истории педагогической мысли и практики России важное место издавна занимала забота о сиротах и обездоленных — тех группах детей, обучающе-воспитательную работу с которыми А. Дистервег назвал социальной педагогикой. Еще князь Владимир Красное Солнышко возложил в 996 г. призрение детей-сирот на духовенство. Князь Ярослав Мудрый даже учредил для сирот училище, где призревались и обучались на его средства 300 юношей. Князь Владимир Мономах в известном своем «Поучении...» писал: «Всего же паче убогих не забывайте, но по силе кормите, снабдите сироту». Киевский митрополит Илларион (XI в.) в своем «Слове о законе и благодати» построил богословско-историческую концепцию, в которой русская земля рассматривалась как часть общемирового процесса торжества божественного «света» над «тьмой». Это нашло отражение и в педагогической мысли России. В известном памятнике древнерусской культуры и педагогики «Поучении Владимира Мономаха» (XII в.) было уже сказано о необходимости связи воспитания с практическими потребностями человека, обоснована идея деятельного отношения к жизни. По мысли Владимира Мономаха, приучение детей преодолевать трудности и иные жизненные ситуации требует не только просто послушания, но и активности и трудолюбия, без чего нельзя говорить о достоинстве и чести человека. В «Поучении...» содержится мысль о том, что успех воспитания зависит не от отдельных наставлений, а от совокупности многообразных воспитательных средств, включая, например, этикет, манеры и тон поведения. С древних времен на Руси создавались руководства морального характера, определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаимоотношения с другими людьми, — с конца XVI в. их называют «домостроями». В одном из таких руководств — «Поучениях и показаниях всякому православному христианину» — выделена была специальная глава «Како детей своих воспитати во всяком наказании, грехе Божием», в которой При Иване Грозном призрение сирот включалось в круг задач органов государственного управления, в частности, был создан Церковный патриарший приказ, который ведал сиротскими делами. Стоглавым собором (1551 г.) вменялось каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте», а для сирых и немощных — богадельни. При Алексее Михайловиче создавались приказы общественного призрения сирот, В 1682 г. был издан указ Федора Алексеевича об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот), где их обучали грамоте В 1706 г. новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмило-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев», а в 1715 г. Петр I издал Указ, предписывающий устраивать в Москве и других городах России госпитали для незаконнорожденных детей. Из этих госпиталей детей затем передавали в учение к мастеру, в услужение в семьи горожан или по деревням в крестьянские семьи. Эта форма воспитания детей-сирот широко практиковалась в России в конце XVIII — начале XIX вв. На местах по-прежнему воспитание детей-сирот возлагалось на сельские общины, монастыри и помещиков. Оживление внимания государства к детям-сиротам после Петра I произошло при Екатерине II. Продолжал действовать Приказ общественного призрения, а в апреле 1764 г. открылся Московский воспитательный дом, который был построен «общим подаянием христолюбивцев». По замыслу его инициаторов И. И. Бецкого и А. А. Барсова, в этом и других воспитательных домах надлежало создать «третье сословие» — «новую породу людей», способных служить отечеству «делами рук своих в различных искусствах и ремеслах». Все мальчики и девочки с 7 до 11 лет ежедневно, но по одному часу в день занимались в школе, с 11 до 14 лет обучались ремеслам, тамошнему мастерству. В 15—16 лет воспитанники готовились к выходу из воспитательного дома. Питомцы с «природными» дарованиями обучались иностранным языкам, готовились к аптекарскому делу Позднее по частной благотворительной инициативе воспитательные дома открылись в Новгороде, Воронеже и других городах, учреждались Семья в России долгое время была основным воспитателем. Система государственных школ, созданная к концу XVIII в., была ориентирована только на обучение, в ней недооценивались задачи формировани
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|