Социально-философские взгляды Дж. Локка
В XVII в. возникают концепции, в которых общество уже не должно было играть доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Их создателями были Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо. Эти концепции принципиально отличаются друг от друга: если воспитание «джентльмена» осуществляется в семье (Локк), то воспитание Эмиля происходит вообще вне социума (Руссо). Однако их объединяют и общие позиции — интерес Это было связано с экономическим и политическим развитием общества, переходом Западной Европы от феодализма к капитализму. Буржуазию не устраивало ее экономическое и финансовое могущество, ей необходима была политическая власть. Механизируемое производство требовало грамотного рабочего и образованного предпринимателя. Этому периоду предшествовали события Реформации, которая охватила всю Западную Европу, в результате чего оформилось новое христианское направление — протестантизм, активно поддерживавшееся и буржуазией, так как оно было направлено против господства католической церкви Джон Локк (1632—1704) жил в то время, когда в Англии утвердилась конституционная монархия, основанная на компромиссе между новым дворянством и буржуазией. Он был приверженцем и выразителем интересов буржуазии и нового дворянства, одним из разрушителей идеологии феодализма. Он выступал против теории «врожденных идей»: душа новорожденного — «чистая доска», она не несет никаких идей «врожденных идей» не существует, даже идеи Бога [8, с. 36]. Более того, нравственные качества также не являются врожденными, как и знания. Этим наносился сокрушительный удар по старой идеологии, которая философско-теологически обосновывала незыблемость феодализма: люди от Бога рождаются способными и знающими, как управлять миром. Они от рождения имеют «рыцарские качества», особые права и способности: только они могут научиться читать и т. д. Все остальные (не феодалы) должны им повиноваться.
Все необходимое для жизни приобретается человеком через воспитание и образование (обучение), в процессе жизнедеятельности. 8.2. Основные социально-педагогические идеи Решающим фактором является воспитание, так как именно благодаря ему девять из десяти человек становятся «тем, что они есть»: добрыми или злыми, полезными или нет. При этом педагог оговаривается: мы Локк трактовал воспитание в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом, отдавая приоритет индивидуальному личностному началу — реальной силе предприимчивой буржуазии. Он стал одним из немногих выдающихся европейских педагогов, отрицавших необходимость социального воспитания для детей представителей привилегированных классов в такой традиционной форме, как школа, — месте, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». В ней присутствуют дети с дурными задатками и наклонностями, которые будут оказывать негативное влияние на детей элиты общества. Анализируя возможные последствия общественного воспитания, сравнивая достоинства и недостатки социального и семейного воспитания, Локк полностью отдавал приоритет последнему.
Определяющим в этих воздействиях являются влияния общества Понимая, что в определенной степени изоляция детей от общества Воспитание составляет целевой и организованный компонент процесса социализации. На необходимости его целенаправленной организации настаивал Коменский. Локк раскрыл теоретическое обоснование объективной природы этого требования. Целью его педагогической системы является воспитание «джентльмена» — дворянина по происхождению, отличающегося «утонченностью в обращении» и обладающего в то же время коммерческой хваткой. Понимание Локком целей и задач воспитания и образования весьма далеко от узкого практицизма, столь свойственного многим представителям буржуазной педагогики. Его воспитанник должен быть подготовлен не только к успешному ведению коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность — быть полезным своей стране и своему классу.
Для выполнения своего предназначения и социальных функций джентльмен должен быть религиозен, физически здоров, обладать ясным и практичным умом, мужеством и волей. Стратегический ориентир Свою педагогическую концепцию Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» (1693). Соединив традиции светского (феодального) воспитания с новаторской — прагматической направленностью, он создал воспитательную систему формирования личности буржуа как средство развития его основных гражданских, нравственных и деловых качеств. Педагогическая мысль эпохи Возрождения сформулировала положение об особенностях психофизиологического развития ребенка. Новаторство педагога заключалось и в том, что он стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития. Человека он рассматривал как целостную систему: целостность необходима и проявляется в жизнедеятельности; окружающий мир комплексно воздействует на человека, формируя его личность. Эту позицию он формулирует в самом начале трактата: «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание. Кто обладает тем
Локк подробно описывает, как следует проводить закаливание, одевать, обувать, кормить ребенка. Главное — педагог видит и подтверждает взаимосвязь физического воспитания с умственным и нравственным. Нравственное воспитание определяется им как необходимая полезность для джентльмена, обретающего опыт социального взаимодействия с людьми. Задачи нравственного воспитания джентльмена сводятся к выработке нравственной воли, формированию умения сдерживать неразумные желания, подчинять свои действия разуму. Самоограничение и самодисциплина — главный путь формирования гражданских добродетелей. Требование Локка, чтобы здравый смысл выступал регулятором поведения Особое внимание уделялось достижению единства сознания и поведения. Нравственные нормы и правила не должны быть чисто внешним Рассматривая воспитание джентльмена в аспекте его взаимодействия Много новаторского привнесено им в решение проблем умственного воспитания. Не отбрасывая традиций светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т. д.), он последовательно утверждает принцип практической направленности обучения, необходимого для подготовки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|