Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-философские взгляды Дж. Локка




В XVII в. возникают концепции, в которых общество уже не должно было играть доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Их создателями были Дж. Локк и Ж.-Ж. Руссо. Эти концепции принципиально отличаются друг от друга: если воспитание «джентльмена» осуществляется в семье (Локк), то воспитание Эмиля происходит вообще вне социума (Руссо). Однако их объединяют и общие позиции — интерес
к отдельной личности, индивидуальным качествам человека, возможностям, которыми располагает воспитание в отношении развития личности и ее взаимодействия с окружающим миром.

Это было связано с экономическим и политическим развитием общества, переходом Западной Европы от феодализма к капитализму. Буржуазию не устраивало ее экономическое и финансовое могущество, ей необходима была политическая власть. Механизируемое производство требовало грамотного рабочего и образованного предпринимателя. Этому периоду предшествовали события Реформации, которая охватила всю Западную Европу, в результате чего оформилось новое христианское направление — протестантизм, активно поддерживавшееся и буржуазией, так как оно было направлено против господства католической церкви
и носило антифеодальный характер.

Джон Локк (1632—1704) жил в то время, когда в Англии утвердилась конституционная монархия, основанная на компромиссе между новым дворянством и буржуазией. Он был приверженцем и выразителем интересов буржуазии и нового дворянства, одним из разрушителей идеологии феодализма. Он выступал против теории «врожденных идей»: душа новорожденного — «чистая доска», она не несет никаких идей «врожденных идей» не существует, даже идеи Бога [8, с. 36]. Более того, нравственные качества также не являются врожденными, как и знания. Этим наносился сокрушительный удар по старой идеологии, которая философско-теологически обосновывала незыблемость феодализма: люди от Бога рождаются способными и знающими, как управлять миром. Они от рождения имеют «рыцарские качества», особые права и способности: только они могут научиться читать и т. д. Все остальные (не феодалы) должны им повиноваться.

Все необходимое для жизни приобретается человеком через воспитание и образование (обучение), в процессе жизнедеятельности.

8.2. Основные социально-педагогические идеи
и принципы педагога

Решающим фактором является воспитание, так как именно благодаря ему девять из десяти человек становятся «тем, что они есть»: добрыми или злыми, полезными или нет. При этом педагог оговаривается: мы
не должны рассчитывать полностью изменить их прирожденные характеры, сделать веселого человека задумчивым и серьезным, а меланхолика веселым, не портя их. Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, который, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлен, но не целиком, а тем более не превращен в противоположность. Он не отрицает и наличия людей, одаренных от рождения, с гармоничной природной конституцией, как физической, так и духовной, они нуждаются «лишь в небольшой помощи со стороны других»: благодаря «преимуществу их счастливой природной организации они способны делать чудеса». Но таких людей очень мало — одна десятая часть или
и того меньше.

Локк трактовал воспитание в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом, отдавая приоритет индивидуальному личностному началу — реальной силе предприимчивой буржуазии.

Он стал одним из немногих выдающихся европейских педагогов, отрицавших необходимость социального воспитания для детей представителей привилегированных классов в такой традиционной форме, как школа, — месте, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». В ней присутствуют дети с дурными задатками и наклонностями, которые будут оказывать негативное влияние на детей элиты общества. Анализируя возможные последствия общественного воспитания, сравнивая достоинства и недостатки социального и семейного воспитания, Локк полностью отдавал приоритет последнему.

Определяющим в этих воздействиях являются влияния общества
и конкретных его представителей. Эти влияния могут быть негативными и разрушительными для ребенка. Поэтому Локк предупреждает: «Вы должны признать, что какие бы наставления вы ни давали и какие бы уроки благовоспитанности ни вдалбливали им каждый день, самое большое влияние на их поведение будет оказывать общество, в котором они вращаются, и поведение тех людей, которые за ними смотрят» [8, с. 39]. Бог избирателен в отношении общин. Праведного поведения можно добиться только в благочестивой семье и с помощью тщательно подобранных воспитателей.

Понимая, что в определенной степени изоляция детей от общества
и окружающей жизни не очень благотворно скажется на процессе социализации, педагог пытался исправить этот очевидный недостаток своей системы воспитания через общение детей со взрослыми — «проверенными» друзьями отца: последние будут оказывать на них нужное воздействие и в определенной степени ликвидируют тот дефицит настоящего жизненного влияния, столь необходимого для правильного воспитания джентльмена.

Воспитание составляет целевой и организованный компонент процесса социализации. На необходимости его целенаправленной организации настаивал Коменский. Локк раскрыл теоретическое обоснование объективной природы этого требования. Целью его педагогической системы является воспитание «джентльмена» — дворянина по происхождению, отличающегося «утонченностью в обращении» и обладающего в то же время коммерческой хваткой. Понимание Локком целей и задач воспитания и образования весьма далеко от узкого практицизма, столь свойственного многим представителям буржуазной педагогики. Его воспитанник должен быть подготовлен не только к успешному ведению коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность — быть полезным своей стране и своему классу.

Для выполнения своего предназначения и социальных функций джентльмен должен быть религиозен, физически здоров, обладать ясным и практичным умом, мужеством и волей. Стратегический ориентир
и комплексная характеристика джентльмена — добродетельная жизнедеятельность. Главный критерий добродетельности — целесообразность и полезность стране и обществу. Человек не субъект, пассивно воспринимающий ход событий, фатальный заложник своей судьбы, «счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук» [8, с. 39].

Свою педагогическую концепцию Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» (1693). Соединив традиции светского (феодального) воспитания с новаторской — прагматической направленностью, он создал воспитательную систему формирования личности буржуа как средство развития его основных гражданских, нравственных и деловых качеств. Педагогическая мысль эпохи Возрождения сформулировала положение об особенностях психофизиологического развития ребенка. Новаторство педагога заключалось и в том, что он стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития. Человека он рассматривал как целостную систему: целостность необходима и проявляется в жизнедеятельности; окружающий мир комплексно воздействует на человека, формируя его личность.

Эту позицию он формулирует в самом начале трактата: «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание. Кто обладает тем
и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать, что бы то ни было иное» [8, с. 36]. Руководящий принцип его педагогики — утилитаризм (воспитание готовит к жизни, следовательно, оно должно вооружать будущего джентльмена полезными знаниями и умениями). Отсюда его усиленное внимание к физическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Локк подробно описывает, как следует проводить закаливание, одевать, обувать, кормить ребенка. Главное — педагог видит и подтверждает взаимосвязь физического воспитания с умственным и нравственным.
В случае необходимости ребенок должен отстаивать свое достоинство даже дракой.

Нравственное воспитание определяется им как необходимая полезность для джентльмена, обретающего опыт социального взаимодействия с людьми. Задачи нравственного воспитания джентльмена сводятся к выработке нравственной воли, формированию умения сдерживать неразумные желания, подчинять свои действия разуму. Самоограничение и самодисциплина — главный путь формирования гражданских добродетелей. Требование Локка, чтобы здравый смысл выступал регулятором поведения
человека, имеет ярко выраженный социальный аспект.

Особое внимание уделялось достижению единства сознания и поведения. Нравственные нормы и правила не должны быть чисто внешним
атрибутом «джентльменского набора», они должны стать глубоко личностными качествами молодого человека. Нравственное воспитание ребенка, формирование опыта нравственного поведения педагог связывал
с развитием его сознания. Следовательно, необходимо формировать
в личности внутреннюю потребность к активной добродетельной жизни, сознательному утверждению в себе таких принципов, которые помогают утверждать нравственные идеалы в повседневной жизни.

Рассматривая воспитание джентльмена в аспекте его взаимодействия
с обществом, в процессе социализации, Локк, подчеркивая общественные интересы страны и нации, обращался к личности, ее индивидуальности
и интересам, как к реальной силе буржуазного общества. Настоящий джентльмен, по его определению, тот, кто умеет достичь собственного счастья, не препятствуя в этом в то же время и другим джентльменам.
В этом сказывается классовая ограниченность социально-педагогической позиции Локка, как и природа его «урезанного» гуманизма.

Много новаторского привнесено им в решение проблем умственного воспитания. Не отбрасывая традиций светского воспитания (танцы, фехтование, верховая езда и т. д.), он последовательно утверждает принцип практической направленности обучения, необходимого для подготовки
к реальной жизни, коммерческой деятельности и выполнения гражданского долга. Им была предложена развернутая программа реального образования, включавшая, наряду с традиционными, такие предметы, как история государства и права, стенография, этика, основы бухгалтерского учета и контроля, содержащие знания, необходимые «для промышленности и торговли». Его воспитанник должен быть подготовлен не только для успешного ведения коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность. Он должен проявлять интерес ко всему тому,
в чем «он может быть полезен своей стране». Таким образом, обучение выступает одним из основных средств развития гражданских качеств джентльмена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...