Социально-педагогический воспитательный потенциал христианства
С момента своего зарождения христианство было образовательной религией. Иисус Христос сделал обучение и воспитание основными средствами распространения своих идей: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — напутствовал он своих учеников. Вся основная христианская литература направлена на воспитание добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности. Она учит добровольному служению людям и обществу, а не «эгоистической замкнутости в себе». Она адресована каждому в отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. По мнению В. Зеньковского, жизнь всегда и везде социальна, она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой совокупности развивается отдельный человек. Христианство социально-педагогично по своей сути, ибо видит в человеке «образ Божий»: в отличие от всех остальных живых существ человеком не рождаются, а становятся в процессе всей жизни. Социально-педагогический воспитательный потенциал христианской религии во многом определяется заложенными в ней идеями и принципами: открытостью, перспективой, равенством и др. Открытость по горизонтали определяется идеей равенства всех людей перед Богом. Принцип равных возможностей объединяет их и лежит в основе идеи соборности. В социально-педагогическом плане это означает, что все дети — «наши»: нет детей своих и чужих. Открытость по горизонтали обеспечивается Открытость по вертикали обеспечивается более сложно, так как
Однако в христианстве заложен искусный механизм поэтапного нравственного восхождения человека и приближения его к Богу: ты искренне веришь в Христа и живешь по его заповедям, ты — правоверный христианин; ты служишь Богу верой и правдой, ты нравственно поднимаешься еще выше; ты живешь и действуешь но законам Божьим, являя собой пример истинного служения вере для всех остальных, ты причисляешься к лику святых; ты проповедуешь идеи Христа, ты становишься Его учеником — апостолом. Образцом совершенной земной жизни является жизнь апостолов, которые утвердили своим примером возможность осуществления христианского вероучения на земле. Таким образом, любой истинно верующий христианин может максимально приблизиться Открытость перспективы — мощный социально-педагогический рычаг, который всегда использовали социальные педагоги в своей деятельности. Представляется, что вера христианская и педагогическая в отношении перспективы бытия различных объектов и субъектов, с которыми работают социальные педагоги, должны, если не совпадать, то помогать друг другу. Одна из главных задач социального педагога — показать перспективу ребенку, утвердить ее в его сознании как достижимую цель. Педагогический смысл открытости перспективы заключается и в том, что ребенок имеет право на ошибку. Индивидуально дифференцированное право на ошибку — обязательное условие гуманности и жизненности социально-педагогической системы.
Христианская религия — одна из самых демократичных, что проявляется, прежде всего, в ее терпимости к другим вероисповеданиям. Конечно, в истории христианской церкви имеются факты ярой нетерпимости Человечность христианской веры основывается, как это ни странно, на непоколебимом авторитете высшей власти — Бога: он всевидящ, всезнающ, всемогущ. Он — олицетворение высшей справедливости: все, что ни делается, все к лучшему! И это как нельзя лучше отвечает альтруистической сущности человека. При этом нет разделения на формальную и неформальную сферы общения, происходит педагогизация пространства всей жизнедеятельности. Отсюда огромное и радостное желание добровольного служения Господу Богу: мечта о справедливости — извечная мечта всех поколений людей. Служение праведности во имя самой идеи и как награда вечность бытия, что может быть привлекательнее?! В этом, как представляется, социально-педагогический аспект христианства: и Бог и человек хотят одного и того же — очищения от греховности, нравственного совершенствования, приближения его к божественному идеалу. Когда и социальный педагог, и его воспитанник желают одного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|