Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-педагогический воспитательный потенциал христианства




С момента своего зарождения христианство было образовательной религией. Иисус Христос сделал обучение и воспитание основными средствами распространения своих идей: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», — напутствовал он своих учеников.

Вся основная христианская литература направлена на воспитание добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности. Она учит добровольному служению людям и обществу, а не «эгоистической замкнутости в себе». Она адресована каждому в отдельности и в то же время имеет всеобщий характер. По мнению В. Зеньковского, жизнь всегда и везде социальна, она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой совокупности развивается отдельный человек. Христианство социально-педагогично по своей сути, ибо видит в человеке «образ Божий»: в отличие от всех остальных живых существ человеком не рождаются, а становятся в процессе всей жизни.

Социально-педагогический воспитательный потенциал христианской религии во многом определяется заложенными в ней идеями и принципами: открытостью, перспективой, равенством и др. Открытость по горизонтали определяется идеей равенства всех людей перед Богом. Принцип равных возможностей объединяет их и лежит в основе идеи соборности. В социально-педагогическом плане это означает, что все дети — «наши»: нет детей своих и чужих. Открытость по горизонтали обеспечивается
и тем, что для принятия христианства нет никаких ограничений во времени и пространстве: ни по национальному, ни по социальному или иному признаку, ни даже по прежней вере.

Открытость по вертикали обеспечивается более сложно, так как
в нижней точке — человек (существо греховное и падшее), а в верхней — Бог — верховная идеальная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом. Сущность Божия для человека «совершенно недостижима», т. е. человек никогда не сможет стать Богом и, таким образом, кажется, что система закрыта, так как исчезает мотивация, разрушается педагогический механизм: если цель, идеал очевидно недоступны, то человек не стремится к их достижению.

Однако в христианстве заложен искусный механизм поэтапного нравственного восхождения человека и приближения его к Богу: ты искренне веришь в Христа и живешь по его заповедям, ты — правоверный христианин; ты служишь Богу верой и правдой, ты нравственно поднимаешься еще выше; ты живешь и действуешь но законам Божьим, являя собой пример истинного служения вере для всех остальных, ты причисляешься к лику святых; ты проповедуешь идеи Христа, ты становишься Его учеником — апостолом. Образцом совершенной земной жизни является жизнь апостолов, которые утвердили своим примером возможность осуществления христианского вероучения на земле. Таким образом, любой истинно верующий христианин может максимально приблизиться
к Богу, никогда не достигая его образа.

Открытость перспективы — мощный социально-педагогический рычаг, который всегда использовали социальные педагоги в своей деятельности. Представляется, что вера христианская и педагогическая в отношении перспективы бытия различных объектов и субъектов, с которыми работают социальные педагоги, должны, если не совпадать, то помогать друг другу. Одна из главных задач социального педагога — показать перспективу ребенку, утвердить ее в его сознании как достижимую цель. Педагогический смысл открытости перспективы заключается и в том, что ребенок имеет право на ошибку. Индивидуально дифференцированное право на ошибку — обязательное условие гуманности и жизненности социально-педагогической системы.

Христианская религия — одна из самых демократичных, что проявляется, прежде всего, в ее терпимости к другим вероисповеданиям. Конечно, в истории христианской церкви имеются факты ярой нетерпимости
к инакомыслию, что и подтвердил Павел II в своем знаменитом покаянии накануне XXI в. Самое же главное состоит в том, что между верующим
и Богом нет посредников, и он напрямую может обратиться к Всевышнему: Бог его слышит, видит, а главное — никто не исказит его слова
и просьбы.

Человечность христианской веры основывается, как это ни странно, на непоколебимом авторитете высшей власти — Бога: он всевидящ, всезнающ, всемогущ. Он — олицетворение высшей справедливости: все, что ни делается, все к лучшему! И это как нельзя лучше отвечает альтруистической сущности человека. При этом нет разделения на формальную и неформальную сферы общения, происходит педагогизация пространства всей жизнедеятельности. Отсюда огромное и радостное желание добровольного служения Господу Богу: мечта о справедливости — извечная мечта всех поколений людей. Служение праведности во имя самой идеи и как награда вечность бытия, что может быть привлекательнее?!

В этом, как представляется, социально-педагогический аспект христианства: и Бог и человек хотят одного и того же — очищения от греховности, нравственного совершенствования, приближения его к божественному идеалу. Когда и социальный педагог, и его воспитанник желают одного
и того же, начинается их добровольное встречное движение, никого не надо упрашивать, заставлять и принуждать, тем более наказывать. Эффективность социально-педагогического процесса резко возрастает, так как ребенок позитивно воспринимает требование субъекта социально-педагогического процесса. Здесь разрешается вся «тайна» социальной педагогики: если воспитанник видит (сам или с чьей-то помощью) личностный и общественный смысл предъявляемого требования, если это требование «упаковано» в привлекательную форму и открывает перед ним увлекательную жизненную перспективу, то результат будет всегда положительный и высокий. В христианстве этот механизм встречного движения объекта и субъекта социального воспитания заложен и действует
с большой степенью гарантии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...