Дж. Локк о методах социального воспитания
Локк рассматривал и проблему методов воспитания детей. Самый простой и эффективный способ воспитания и формирования умений Если мы хотим сделать детей добрыми, разумными и талантливыми, то следует крайне редко применять наказания (побои и т. п.), как и избегать непрерывных поощрений. Чтобы вырастить добродетельного и разумного человека, необходимо научить ребенка противостоять своим влечениям, уметь отказаться от тяготения к богатству, щегольству, лакомствам. Разум и долг должны повелевать им, иначе мы будем потворствовать развитию пороков. Методы и приемы воспитания, как и его содержание, должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей: «...вряд ли найдутся двое детей, в воспитании которых можно было бы применять совершенно одинаковый метод», — писал Локк. Нельзя с мальчиком 3—7 лет говорить, «как с взрослым человеком» [8, с. 40]. В то же время он отмечает: дети понимают рассуждения с раннего возраста, когда они начинают говорить, и им «раньше начинает нравиться, когда с ними обращаются как с разумными существами, чем обычно думают». Для успешности педагогической деятельности необходимо «основательно изучить их натуры и способности и при помощи частых испытаний следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются, и что
В основе работы с детьми лежат мягкость и сдержанность, осознанность и посильность: то, что вы требуете от них, разумно и полезно для них, а «если вы что-нибудь приказываете или запрещаете им, то это Педагог рассматривает проблему организации досуга как одну из основных социально-педагогических проблем. Предоставление свободы Положительно оценивая труд как способ физической и нравственной закалки, активного отдыха детей, педагог игнорировал социальное значение физического труда. Эти занятия необходимы джентльмену не для добывания средств существования, создания материальных и духовных ценностей, а исключительно для организации здорового образа жизни Локк указывает на особое значение приобретения детьми опыта обращения друг с другом, умения подчиняться и командовать. Он советует пресекать споры детей, связанные с этим, и учить их «относиться друг
Итак, воспитание определялось Локком как важнейшее средство социализации представителей буржуазии, подготовки их к успешной государственной, политической и коммерческой деятельности. Задача воспитания гражданина, патриота выдвигалась им на первый план. Во взаимодействии личности и общества приоритетность в воспитании он отдавал индивидуальному началу, считая представителя буржуазии активнейшим элементом развития капиталистического общества, обеспечения его стабильности и процветания. Возможно, если бы он жил в более поздний период развития капитализма, то мог бы занять менее категоричную педагогическую позицию. Однако буржуазная педагогика берет свое начало с Локка и ее основополагающей установкой является формирование Основным субъектом социализации у него выступает семья, но она существенно трансформируется в социально-педагогическом плане за счет введения в нее воспитателей и гувернеров, т. е. сохраняя родителей в качестве главных воспитателей своего ребенка, как кажется, Локк пытается устранить с помощью этого нововведения главный недостаток семейного воспитания — педагогическую некомпетентность родителей Контрольные вопросы и задания 1. Составить биографический очерк Дж. Локка. 2. Определить основные социально-философские взгляды Дж. Локка.
3. Какова роль воспитания в становлении и развитии личности, по Дж. Локку? 4. Назовите основные социально-педагогические идеи и принципы педагога. 5. Назовите методы социального воспитания по Дж. Локку. 6. Роль и место досуга в педагогической концепции Дж. Локка. 7. Каково значение социально-педагогических взглядов Дж. Локка? Список литературы для подготовки 1. Андреева, И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. 2. История социальной педагогики / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. 3. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М.: Гардарики, 2002. Тема 9 9.1. Биография Ж.-Ж. Руссо. 9.2. Социально-философские взгляды Ж.-Ж. Руссо. 9.3. Естественное и свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо. 9.4. Воспитание женщины. Биография Ж.-Ж. Руссо Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) родился в Женеве, в семье ремесленника — часовщика. Он не получил систематического образования. В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии. В 1755 г. появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми». В 1762 г. последовал «Общественный договор». Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре» он противопоставил цивилизационному обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности. В 1762 г. вышел в свет роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выражение в ней свободомыслия была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. Произведения Руссо глубоко волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние простиралось далеко за пределы Франции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|