Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции христианской религии




Жизненности и стойкости христианского вероучения способствует мощная психотерапевтическая функция веры вообще, обрядов и традиций, с ней связанных. С ней человек обретает внутреннюю точку опоры, дающую силы в борьбе с трудностями, веру в могущество собственного духа. Человек есть органически цельное существо, физическое и духовное начало в нем взаимосвязаны. По мнению Б. Т. Лихачева, в понятие духовности входят такие явления психической деятельности, как идеальное творчество и то, что составляет духовную основу жизни — вера, надежда, цель, перспектива, любовь, совесть, нравственная свобода. Системообразующим началом, двигателем и фундаментом жизнедеятельности в этом ряду является вера.

Человек без веры не может жить. Это свойство присуще человеческой психике, и, если оно утрачивается, человек погружается в безысходность и отчаяние. Жизнь утрачивает свой смысл. Вера выполняет животворную и защитную функцию во взаимодействии человека с окружающим миром и самим собой. Она обеспечивает его ориентацию в реальном и духовном пространстве, способствует достижению уверенности, и утверждению ее идеалов и земного успеха. Психологический процесс обретения веры
и эмоциональный настрой верующего в исцеляющую силу Бога (в партию, идею, самого себя) мобилизуют биоэнергетические потенциалы механизма человека, приводят в состояние повышенной активности все его «сущностные силы», вселяют веру в успех предстоящего дела. Вера выступает в качестве основной силы проявления духа, становится главным средством достижения успеха. Она является духовным первоисточником и стимулом, который пробуждает, заставляет действовать все интеллектуальные, физические и психические ресурсы человека.

Особый подъем физических, духовных и иных сил верующих происходит в процессе службы, молитвы. Через принятие идеалов вероучения, укрепления убежденности в его праведности достигается особое приподнятое состояние верующего. Вера — чувство глубоко индивидуальное
и интимное, именно через нее человек верующий достигает эмоционально возвышенного состояния, получает уверенность в себе, в успехе своего предприятия, в благополучной жизненной перспективе. Социально-педагогический смысл молитвы и состоит в том, что создаются условия для раскрытия внутреннего потенциала личности.

Наконец, христианская религия выполняет объединительную (соборную) функцию в отношении людей, поколений и народов. Это определено в ее основных догматах, закреплено в традициях и праздниках. Так, например, Пасха заканчивается шествием прихожан на кладбище: живые идут к умершим родным и близким с чистыми чувствами и помыслами. Что может быть полезнее, нравственнее и благостнее для воспитания человека и общества?! Не прерывается «связь времен», живые выполняют свой исторический нравственный долг перед предками. На этой основе возрождается и крепнет историческая память народа, формируется его историческое сознание и самосознание. Общество и государство, соединенное этими историческими скрепами между поколениями, жизнеспособны и имеют цивилизованную перспективу. Это одно из важнейших условий обеспечения развития и саморазвития человека и общества.

5.3. Принципы, методы, формы
христианского воспитания

Главные принципы христианского воспитания определяются его догматами — заповедями, понятиями «смертный грех» и «добродетель». Все они кратки, просты и понятны, а главное — выполнимы для всех независимо от возраста, происхождения и образования. В Нагорной проповеди Христа сформулированы основные заповеди, которые и определяют морально-этические нормы христианства: не убий, не укради, не прелюбодействуй, возлюби врагов своих, как самого себя, почитай родителей, не лжесвидетельствуй и др.

Если о заповедях мы что-то знаем, то о смертных грехах имеем смутные представления. Их семь: зависть, скупость, прелюбодеяние, чревоугодие, гордыня, уныние и гнев. Добродетели известны всем — Надежда, Вера
и Любовь. Любовь считается основой, правилом и сущностью духовно-нравственного человеческого бытия. Любовь есть высшее проявление гармонии и единства человека с самим собой и окружающим миром. Через нее осуществляется истинное познание Бога и открывается путь к Нему. Таким образом, только через любовь осуществляется приближение человека к божественному идеалу. Таковы принципы христианского воспитания.

Его содержание изложено в Библии, Евангелии, Псалтыре и др. В них содержится все, что нужно христианину для жизни и спасения. В этих книгах целостно представлено все вероучение: его методологическая, содержательная и методическая части, что также создает хорошие предпосылки для воспитания как системы.

Методы христианского воспитания общеизвестны — молитва, проповедь, исповедь, покаяние, пост, паломничество и др. Особенностью методов христианского воспитания является то, что они ставят человека
в активную позицию, способствуя тем самым переходу от социально-педагогического воздействия на индивида к его самовоспитанию, что резко повышает результативность действа. Молитва (мысленная или изустная) есть беседа или разговор с Отцом Небесным. Она является сильнейшим средством эмоционально-психологического воздействия на верующих, воспроизводства и сохранения религиозного сознания и самосознания. Молитва о всех живых и усопших позволяет каждодневно ощущать себя частью человеческого сообщества и учит быть не просто сторонним наблюдателем, а существом социально активным.

Проповедь — публичная речь священнослужителя — обращена к прихожанам и содержит разъяснение положений вероучения, комментарии
к Священному Писанию и т. п. Она в отличие от молитвы строится не по фиксированной жесткой схеме и тексту, а излагается в достаточно свободной форме. Через проповедь осуществляется религиозное влияние на верующих во внерелигиозных сферах жизни — экономической, политической, социальной. Она воздействует не столько на разум прихожан, сколько на их эмоции и подсознание, инстинкты и влечения. Исповедь-покаяние — одно из основных христианских таинств. Верующий признается перед священнослужителем в содеянных им грехах. Священник магическими разрешительными словами отпускает их ему от имени Христа.

Посты — религиозные запреты или ограничения на употребление пищи вообще или некоторых продуктов. Они являются одним из действенных факторов психологического воздействия на верующих для «очищения и обновления души». Преодоление верующими искушения в виде отказа от запретной пищи считается одним из эффективных путей воспитания воли и веры.

Основным методом христианского воспитания является страх Божий, который возникает и развивается через Любовь к Богу. Христианская заповедь «Да возлюбите друг друга», Бог есть Любовь, стала фундаментальной основой цели, средства и критерия этого вероучения. В ней открывается не только смысл его, а и указывается дорога обретения цели — путь к Храму через Любовь. Все усилия должны быть направлены на воспитание себя в любви к Богу и человеку как его подобию. Этот постулат представляет картину единства мира. Он позволяет по-новому взглянуть на место человека в системе общественных отношений. Будучи основанием единения людей, он определяет и стратегию регулирования этих отношений. Любовь противопоставляется эгоизму.

Ответственность верующего перед Богом проявляется в его уверенности, что Бог не допустит безнаказанно преступать Его заповеди и постулаты. Страх представляет опасность при воспитании, особенно ребенка, так как он может стимулировать развитие самых низменных чувств — лживости, заискивания, двуличия и т. п.

Формы христианского воспитания, как способы организации социально-педагогического взаимодействия верующих, теснейшим образом связаны с его методами и содержанием. Они подразделяются ни индивидуальные, групповые и массовые. Практически все методы христианского воспитания могут быть трансформированы через эти три формы организации взаимодействия (кроме исповеди).

Особое значение в христианстве отводится роли и месту Учителя: перед ним бессмертные человеческие души, бесценные создания Господа, что диктует бережное и трепетное отношение к воспитанникам. Это основа воспитания их сильными, способными противостоять злу. Учитель — значимая фигура в христианстве: это и сам Иисус Христос, и апостолы,
и старцы, и духовники. Учитель — это олицетворение справедливости
и добродетели. Он должен собственным примером показывать, как следует праведно жить. Педагог-воспитанник — это путь навстречу друг другу; это достижение и постижение друг друга через взаимодействие и развитие взаимосвязей, путь к свободе.

В христианстве разработан механизм социального воспитания, с помощью которого человек способен оптимально взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Через него сообщаются знания
и обретаются умения и навыки социализации, которые обеспечивают
определенный опыт (в зависимости от возраста, социального положения и т. д.) общественного функционирования. Социально-педагогическая деятельность в христианстве формирует и регулирует процесс передачи социально ценного опыта от старших поколений младшим, чем и достигается социальная стабильность и устойчивость нации и общества.

Парадокс заключается в том, что социальная педагогика и христианство как бы противостоят друг другу: объектом социальной педагогики является гармонизация взаимодействия и взаимоотношений личности
и социальных групп с обществом, а христианское вероучение, стимулируя нравственное самосовершенствование, не всегда приветствует эту гармонизацию. Готовясь к вечной жизни и очищаясь от греховности, человеку нелегко разобраться в том, насколько он освободился от своих проблем нравственного совершенствования. Его несогласие с нравственными нормами и правилами конкретного общества могут возникнуть на основе его отставания или опережения, что провоцирует его конфликт
с обществом. Однако это противоречие мнимое: христианство в этом плане предоставляет человеку неограниченную свободу (перспективу) нравственного самосовершенствования, давая ему возможность активного воздействия на нравы и обычаи общества, в котором он живет. Его путь спасения связан со спасением других, и в этом аспекте социально-педагогический смысл христианского вероучения обретает особый смысл.

Таким образом, в христианстве системно и целостно заложен огромный воспитательный потенциал, который, реализуясь, дает мощный социально-педагогический результат. Все это доказывает, что гуманистическая педагогика, которая по своей сущности также открыта и перспективна, должна внимательно изучить те воспитательные богатства, которые заложены в христианстве, чтобы, творчески преломляя, обратить их на благо служения педагогической науке и практике.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем социально-педагогический смысл христианства?

2. Каковы основные компоненты системы христианского воспитания?

3. Охарактеризуйте основные принципы христианского воспитания.

4. Охарактеризуйте основные методы христианского воспитания.

5. Перечислите формы христианского воспитания.

6. Какое значение в христианстве отводится учителю?

Список литературы для подготовки

1. Андреева, И. М. Антология по истории и теории социальной педагогики /
И. М. Андреева. — М., 2000.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. / общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М., 1994.

3. Корзо, М. А. Образ человека в проповеди XVII века / М. А. Корзо. — М., 1999.

4. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада /
Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.

Тема 6
Система социально-педагогических взглядов
в эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.)

6.1. Изменения в социально-экономической жизни общества, способствовавшие зарождению новых социально-педагогических взглядов.

6.2. Основные идеи гуманистов.

6.1. Изменения в социально-экономической жизни
общества, способствовавшие зарождению
новых социально-педагогических взглядов

Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.

Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

В это время складывается новая целостная система взглядов, породившая широкое течение общественной мысли и культурное движение
в Западной Европе — гуманизм, многие идеи которого легли в основу
и современной педагогики. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья — это место, где начинает формироваться человек — будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Индивид обладает творческим потенциалом, который необходимо реализовывать. Он имеет право на самоутверждение. Но раскрытие всех талантов и способностей возможно только при уважении остальных людей. Выполнение своего высокого предназначения невозможно без приобщения к истине, добру, красоте, что в свою очередь позволит совершать благородные дела, «поступая человечно», т. е. проявляя заботу
о благе других людей. Таким образом, гуманисты положили начало пониманию индивидуализма, которое теперь характерно для Запада, базировавшемуся не просто на признании права человека на свободу, но и на признании его самоценности и неповторимости.

Гуманисты обращают внимание на обстоятельства, в которых существует личность и которые будут либо способствовать, либо препятствовать ее самореализации. Это и общественно-политические условия, и господствующие нравы, и бытовая среда, наличие хороших учителей и т. д. Особое внимание уделялось социально-педагогическому воздействию на личность: воспитанию и обучению. Это позволяло улучшить как человека, так и общество (через обучение государей). Выдвигая в качестве главной задачи воспитание нового, более совершенного человека, гуманисты, вслед за Аристотелем, прежде всего, понимали его как общественное
существо, готовое к социальной жизни в новом более совершенном обществе, выделяя разные стороны человеческого общения.

Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Это был удивительный синтез античной традиции с ее культом гражданской свободы и традиции средневековой с ее обращенностью к интимным глубинам человеческой души, каждый обладатель которой был равен перед Богом и являлся венцом творения. Социальность гуманистов — это уже не корпоративная социальность средневекового общества. Гуманисты чтят человека не за родословную, а за благородство души, за добрые дела по отношению
к другим людям. Они учат строить отношения с другими на равных, учитывая лишь их возрастные особенности.

По мнению гуманистов, воздействовать необходимо на ум, сердце, чувства и волю. Они были уверены, что знание способно сделать человека лучше и содействовать его более тесным связям с другими людьми. Эта социальная цель воспитания соединялась с целями интеллектуального
и нравственного развития.

В условиях зарождения новых капиталистических отношений, которые привели к большей специализации на рынке труда и социальной
мобильности, у людей (особенно представителей имущих слоев и горожан) резко возросли возможности индивидуального выбора в процессе самосовершенствования.

Понятие «призвание человека», связываемое в Средние века с чем-то данным с момента рождения, стало пониматься как выбор деятельности по личной склонности. Естественно, возникал вопрос, связанный с проблемой понимания и правильной оценки своих способностей. Раньше, когда иерархия индивидуальных возможностей и способностей человека совпадала с социальной иерархией, проблема самопознания была, по сути, проблемой осознания своего места в обществе в соответствии с сословной принадлежностью. Все возможные варианты решения были
основаны на религиозной традиции и беспрекословно приняты к исполнению. Признание действительного человеческого равенства и возможности изменения социального статуса определяли в эпоху Возрождения совсем иной способ решения проблемы «познания себя». «Жизненные планы» теперь надо было строить, четко представляя свои внутренние возможности. Самопознание оказывалось предпосылкой и компонентом личностного самоопределения. Оно требовало должного воспитания и образования, которые шлифуют природные качества человека, способствуют формированию ума, чувств и воли, делают человека, его мысли, переживания, поступки культуросообразными, гражданскими, обеспечивающими счастливую личную жизнь в общении с другими людьми.

Особой заслугой гуманистов Возрождения является публичное обсуждение проблемы жестокости в средневековой школе. Они подняли проблему плохого учителя, которую они трактуют как зло и как социальное бедствие. Христос взял на себя все грехи, следовательно, человек свободен от природы. Любое угнетение, насилие над личностью противоречит как природе, так и христианскому учению. Взамен жестокости и принуждения были провозглашены свобода, достоинство и права человека, особенно ребенка. Гуманисты считали, что при этом свобода предполагает
и ответственность как моральную, так и юридическую.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что гуманистический идеал — это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе.

Основные идеи гуманистов

Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Мишеля де Монтеня (1533—1592), Эразма Роттердамского (1492—1538), Хуана Луиса Вивеса (1492—1540), Франсуа Рабле (1483—1553) и Витторино да Фильтре.

Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность,
с гражданским пафосом, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей.

Мишель де Монтень

М. Монтень писал, что «надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» [8, с. 19]. Поэтому само воспитание занимает центральное место в процессе формирования личности, ведь только «целенаправленное воспитание формирует подлинного человека».

При этом значительное место в своей книге он отводил критике
недостатков современного ему общества. Причины многих из них он видел как раз в том, что социальному образованию людей уделяют явно недостаточное внимание. Например, «необразованность народа создает благоприятную почву для распространения нелепых суеверий», которые
в свою очередь способствуют распространению жульничества во всем обществе. Монтень откликался на злободневные проблемы современности. Он жестко осуждал процессы против ведьм: «заживо поджарить человека из-за своих домыслов — значит придавать им слишком большую цену» [8, с. 20]. Идеальным состоянием Монтень считал первобытное общество, где счастливая жизнь и высокие нравственные правила были обусловлены отсутствием сословного и имущественного неравенства.
С развитием цивилизации эти преимущества были утрачены.

Монтень много рассуждал о механизме распространения социально-педагогических воззрений в обществе, особенно если взгляды были
не столь хороши, как казалось самим людям. «Личное заблуждение становится заблуждением общественным, а затем общественное заблуждение оказывает влияние на личное» [8].

Наблюдая за современным обществом, анализируя исторические факты, он глубоко разочаровался в новшествах, ведущих к гибельным
последствиям, так как их пытались привить насильственными методами (войны, инквизиция), и пришел к выводу, что «самые лучшие законы те, которые существуют в данной стране, к которым она привыкла», а «особенности и достоинство государственного устройства коренятся в породивших его обычаях».

Монтень говорил о том, что «человек должен быть творцом своей жизни». В этом может помочь «природа — руководитель кроткий, в такой же мере разумный и справедливый».

 

Эразм Роттердамский

Эразм Дезидерий Роттердамский (Герхард Герхардс) прославился как поэт, переводчик, педагог. Написал большое количество книг, которые были переведены на многие европейские языки и снискали большую популярность. Не менее популярными были и его педагогические труды, которые можно было бы условно разделить на два направления:

1) наставления по обучению и воспитанию; учебники по грамматике, латинскому языку и др., и наставления, предназначенные для самих детей, например «Книжица о приличии детских нравов» (1530). В ней изложены правила поведения ребенка. На русском языке книга была издана в 1788 г. в изложении Епифания Славинецкого;

2) собственно педагогические произведения: «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», в которой выражена мысль, что единственно правильный способ управления государством — это достойное воспитание государя. Государь, в свою очередь, должен уделять внимание воспитанию своих народов. В книге «О раннем и достойном воспитании детей» обосновывается сущность воспитания, особенности его ранних форм, обязанности и ответственность родителей за воспитание ребенка.

Эразма Роттердамского называют учителем Европы. Церковное воздействие (хотя многие работы и написаны в форме проповеди) постепенно заменяется просвещением, где светская книга становится орудием широкого воспитания. В предисловии к «Похвале Глупости» он написал, что его книга — это не «издевательство», а «наставления» и «увещевания». Продолжая традицию Отцов Церкви, он поднимает вопрос о роли семьи, призывает родителей исполнить свой гражданский и христианский долг по отношению к детям. «Если природа дала тебе сына, то она дала тебе
не больше, чем сырой материал. Твоя задача — в чуткую всякому обучению материю внести лучший дух. Не сделаешь этого — получишь животное; позаботишься — создашь, в некоторой мере, божественное существо» [8, с. 20]. Эразм Роттердамский считал, что воспитание — это форма развития человека, и судьба человека напрямую зависит от него. Без него развитие человека просто невозможно. Воспитание — это долг по отношению к детям, обществу, государству, Богу, так как человек рождается не для себя, а для других.

Эразм поднял вопрос о значимости раннего развития ребенка. Задача отца и матери заключается в том, чтобы следить за развитием ребенка, так как многие формы физических и психических отклонений легко устранить с помощью правильного ухода и питания. Он считал, что если
не замечать или откладывать их исправление на более поздний срок, то можно их только усугубить.

В связи с тем, что у Эразма Роттердамского было резко отрицательное отношение к школьному воспитанию, то вслед за христианскими педагогами он отдавал предпочтение семейному. Ребенок имеет право на правильное воспитанием и со стороны родителей, и со стороны государства. Детство вне воспитания — это преступление.

Религиозное, нравственное и умственное воспитание — все должно служить достижению добродетели. В противном случае оно принесет вред, а не пользу. Привычки, выработанные в детстве, в дальнейшем будут определять поведение: «и как привычка к малым порокам есть великое зло, так и привычка к малым добродетелям есть великое благо» [8,
с. 21]. Живя в обществе, надо, чтобы мы «никогда не осуждали других
в недостатках и не презирали бы своих товарищей».

Эразм Роттердамский выделил те условия окружающей среды, которые сильно вредят правильному воспитанию: привычка к излишествам, праздности, плохой пример отца. В этих случаях пороки становятся второй натурой, ведь плохое усваивается намного быстрее, чем хорошее. Ребенка надо заранее готовить к будущей жизни в обществе, ведь и «олень учит детеныша бегать раньше, чем тот повстречает охотника». «И подобно тому, как животное предназначено к своему, например собака к охоте, так и человек рождается к знанию и достойному действию».

По мнению философа, новая система, построенная на признании свобод человека, требует, чтобы:

— отношения строились на законах морали и прав;

— утверждались правовое сознание и правовые отношения в качестве нормы жизни;

— воспитывалась национальная гордость и веротерпимость. Выполнение этих норм требует не делать исключение ни для одного гражданина, в том числе и государя.

 

Хуан Луис Вивес

Хуан Луис Вивес первым из гуманистов поднял вопрос о женском образовании. Он написал специальный трактат, посвященной этой проблеме («О воспитании христианской женщины»). Особое внимание он уделял дружбе, которая была «должностью общественной жизни и которая возможна только между добродетельными людьми. Отношения между людьми должны быть милосердными, построенными на любви, без ссор
и злобы: «Поступай так же, как хочешь, чтоб с тобой поступал Христос».

Витторино да Фильтре

Гуманисты создали отдельные очаги просвещения, среди которых хотелось бы уделить внимание педагогической практике Витторино да Фильтре. Он был одним из великих педагогов эпохи Возрождения.
Не написал ни одной книги, все свое время, отдавая непосредственной работе с детьми. Все, что мы знаем о его педагогической деятельности, нам известно благодаря его ученикам, которые стали уважаемыми людьми во многих областях человеческой деятельности, оказав тем самым
заметное влияние на развитие своей страны, что говорит в пользу тех методов воспитания, которые использовал Витторино да Фильтре.

Прежде чем создать Casa GiocosaДом Радости, Витторино да Фильтре уже имел опыт учительствования. В Венеции и Падуе он занимался с богатыми. На эти деньги он обучал бедных, но талантливых детей. Когда его пригласил к себе домашним учителем маркиз Гонзага, Витторино да Фильтре согласился. Гуманисты верили в идею, что благом для общества будет воспитание достойного государя. На окраине имения маркиза, в Мантуе, была организована школа интернатного типа. Здесь, помимо детей маркиза, обучались и другие ребята (бедные и богатые, мальчики и девочки): одновременно около до 70 человек в возрасте до 21 года.

Витторино да Фильтре упростил стол, одежду, отказался от прислуги. Воспитанники находились под постоянным контролем, беспрекословно подчиняясь внутреннему порядку. Битье детей исключалось. Наказание применялось только за непослушание, лесть, дерзость или лень. Нравственная дисциплина в школе строилась на разумной доброте и справедливой твердости.

Витторино да Фильтре был уверен, что лучше предупредить, чем
исправлять поступки. Он считал, что важнее нравственно правильно жить, чем хорошо учиться. Дурной человек никогда не станет настоящим ученым. В школе формировался дух дружбы, любви, заботы и взаимопомощи.

Это была школа воспитания, она не имела профессиональных целей. Помимо образовательных дисциплин уделялось внимание физическим упражнениям и играм. Витторино да Фильтре сам сделал себя сильным
и здоровым с помощью спортивных занятий. Большое значение уделялось религиозному воспитанию. Но это было не схоластическое изучение Закона Божьего, а практическое благочестие. В детях воспитывали трудолюбие, умение выносить трудности, презрение к пустым удовольствиям
и бездействию, уважение к старикам и почитание родителей, учили строить человеческие отношения со сверстниками.

Для нужд школы Витторино да Фильтре просил деньги у богатых
горожан, часто просто заставляя жадных торговцев давать средства на благое дело. Он помогал бедным, бесплатно содержал их в учреждении, кормил, одевал. Символом его стал пеликан, который, согласно легенде, раздирает себе клювом грудь, чтобы накормить птенцов.

 

Франсуа Рабле

В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он показал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения.

В эпоху Возрождения, в условиях зарождения буржуазных отношений с их устремленностью к частной собственности, гражданскому обществу, правовому государству и индивидуальной свободе происходит синтез двух мощных культурных традиций античности и средневековья. Реформация старалась освежить потускневшие в католицизме христианские идеи свободы и любви. Христианская нравственная добродетель приближается к человеку, который оказывается в центре духовных исканий многих выдающихся мыслителей.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в социально-экономической жизни общества в эпоху Возрождения?

2. Охарактеризуйте культурное течение «гуманизм».

3. Какое место занимает семья в обществе, по мнению гуманистов?

4. Охарактеризуйте вклад деятелей эпохи Возрождения в педагогическую науку.

Список литературы для подготовки

1. Андреева, И. М. Антология по истории и теории социальной педагогики /
И. М. Андреева. — М., 2000.

2. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. / общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — М., 1994.

3. Корзо, М. А. Образ человека в проповеди XVII века / М.А. Корзо. — М., 1999.

4. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье: время, труд и культура Запада /
Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург, 2000.

5. Меньшиков, В. М. Педагогика Эразма Роттердамского. Открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Вивеса / В. М. Меньшиков. — М., 1995.

Тема 7
Социально-педагогические идеи
Я. А. Коменского

7.1. Основополагающие социально-педагогические идеи Я. А. Коменского.

7.2. Цели и задачи семейного воспитания в семейной школе.

7.3. Я. А. Коменский о взаимодействии семьи и школы в процессе социализации молодежи.

7.4.Я. А. Коменский как создатель научно-методических основ социальной педагогики.

7.1. Основополагающие социально-педагогические идеи
Я. А. Коменского

Основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (Комениус) (1592—1670), мыслитель-гуманист, педагог, родился в Чехии, был одновременно и священником, дослужился до сана епископа. Уже это обстоятельство свидетельствует о том, что его труды должны содержать социально-педагогические идеи. Но главным образом, эту уверенность укрепляет общая целевая установка его педагогической системы. Воспитание молодых поколений педагог предлагал осуществлять по четырем основным направлениям: внушить им знания о жизни будущей (загробной)
и путях ее достижения; учить «мудро решать дела земной жизни», т. е. занимать достойное место в обществе благодаря своим знаниям и деятельности; обучить жить в согласии с другими людьми, избегать ненужных конфликтов, как между отдельными людьми, так и внутри общества и даже между народами; приучить человека к нераздельности его слов и поступков, к единству убеждений и поведения. Решение этих задач в своей совокупности, по мнению Коменского, должно обеспечить формирование гармонической личности, способной осуществить достойную социальную самореализацию и создать справедливое общество. Именно с этого времени социально-педагогическая составляющая педагогики начинает развиваться в научном русле.

Рано потеряв родителей, Коменский получил «общинное» (народное) воспитание. Многие его идеи были связаны с теми гонениями, которым подвергался чешский народ в это время. Воспитание и школа стали одним из важных средств его борьбы за свободу и независимость. Патриотизм, служение своему народу и интересам всех людей являются главными источниками его великих достижений. Своими произведениями педагог стремился помочь чешскому народу сохранить культурное наследие предков путем улучшение образования и воспитания молодежи. Поэтому идея народности является «несущей балкой» его педагогики.

Народностью «пропитана» вся его педагогика: от требования предоставления народу права на обучение на родном языке до воспитания детей в труде. Идея народности выступает основным критерием любой педагогики, воспитательной системы или концепции: народ был, есть и будет первым и главным субъектом социализации. Чем более «народна» педагогика, тем более она социальна. Этим обстоятельством во многом объясняется живучесть педагогики Коменского. Его выдающийся научно-педагогический труд «Великая дидактика» (1632) открывается словами — «содержащая универсальную теорию учить всех всему». В трех последних словах раскрывается все величие гуманизма и демократизма учения чешского педагога. Разъясняя смысл и назначение «Великой дидактики», Коменский указывает, что это они определяются ее огромным социально-педагогическим значением. Она важна и полезна:

1) родителям, которые до сих пор не были осведомлены, чего им ждать от своих детей. Теперь они будут знать: если метод воспитания «доведен до безошибочной верности, то результат, на который они всегда надеются, не может, с Божьей помощью, не последовать» [8, с. 23];

2) учителям, большинство которых, не зная дидактики, мучили себя
и детей, «истощали свои силы трудолюбием», стремясь достигнуть успеха и порождая тем самым проблемы взаимоотношений между собою
и детьми, детьми и родителями и т. д.;

3) ученикам, так как с ее помощью их можно «довести до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [8, с. 26], а наука и ученость — спутники высокой нравственности;

4) школам, которые станут процветать и множиться, превращаясь
в место игр, становясь «домами наслаждения и удовольствий», давая детям основы научных знаний и социального опыта взаимодействия с обществом и друг с другом. Вводя их в общественную жизнь, школа становится одним из ведущих субъектов социализации молодежи;

5) государству, основу могущества и процветания которого составляет воспитание молодежи. Ибо оно (воспитание) преследует «общее благо всего человеческого рода».

Из вышесказанного очевидно, что дидактика Коменского и педагогика, в частности, обращены к нуждам и потребностям человека и общества. Он высказал исключительно важную в социальном плане мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека самого по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни, что составляет, на наш взгляд, одну из сущностных характеристик социальной педагогики. Человек способен улучшить окружающую жизнь на основе гармонии и порядка. Создание счастливой жизни на земле зависит от самих людей, их «силы разума». Таким образом, дидактика, как составная часть педагогики, выполняет функцию социализации. Это возможно и максимально реализуется при двух основных условиях: если педагогика не существует «вне политики» (что не может быть по ее природе и назначению) и если одним из ведущих принципов педагогики
является принцип воспитывающего обучения.

Социально-педагогические идеи и взгляды Коменского просты и понятны:

— для того чтобы человек стал человеком, ему необходимо воспитание;

— в воспитании нуждаются все, оно раскрывает способности и возможности индивида, создавая тем самым главное условие для его самоутверждения и самореализации;

— воспитанный и образованный человек легче адаптируется в системе общественных отнош

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...