Сопряженных деталей двигателей 1 глава
Стр 1 из 21Следующая ⇒ ВСЁ О ЛЕГКОВОМ ABTOMOEIME устройство, обслуживание ремонт и вождение Постоянно возрастающее количество легковых автомобилей в России предполагает необходимость совершенствования их эксплуатации, грамотного и технически обоснованного проведения регламентных работ по диагностике и техническому обслуживанию, ремонтных работ, а также методов вождения. В предлагаемой книге основное внимание уделено легковым автомобилям, производимым в России и на Украине. Рассмотрены характерные особенности конструкции каждой модели автомобиля, обеспечение требуемых технологий проведения операций по поддержанию работоспособности с использованием специализированного инструмента и приспособлений, являющихся залогом качественного выполнения работ. Приведены подробные справочные данные, необходимые при работе с легковыми автомобилями, техническое состояние автомобилей для обеспечения их качественной эксплуатации, особенности их управления, а также даны рекомендации по совершенствованию методов вождения. Таким образом, настоящее издание является обобщающим пособием для всех, кто связан с легковыми автомобилями, может быть полезно при обучении профессии слесаря-авторемонтника или водителя легкового автомобиля, в практической работе специалистов по техническому обслуживанию, ремонту и вождению, а также может стать настольной книгой многочисленной армии автолюбителей в нашей стране.
1.1. ОБЩИЙ ПРИНЦИП УСТРОЙСТВА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Легковые автомобили являются пассажирским транспортным средством, предназначенным для перевозки пассажиров и малогабаритных грузов. В основе классификации современных легковых автомобилей лежат следующие признаки: рабочий объем цилиндров двигателя; количество ведущих колес; тип и назначение кузова.
• В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя легковые автомобили делят на классы: особо малые с объемом цилиндров двигателя до 1,2 л; малые — 1,2...1,8 л; средние — 1,8...3,5 л; большие — свыше 3,5 л. В соответствии с этой классификацией каждой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, соответствующий его базовой модели. Две первые цифры означают класс, две последующие —модель автомобиля, пятая и шестая — номер модификации данной модели. Перед индексом ставится буквенное обозначение (полное или сокращенное) завода-изготовителя. Первые две цифры в индексе легковых автомобилей означают класс: 11 —особо малый; 21 — малый; 31 — средний; 41 — большой. • По количеству ведущих колес легковые автомобили подразделяют на полноприводные (с условным обозначением 4x4), у которых все четыре колеса ведущие, и неполноприводные (4x2), у которых ведущими являются два колеса передней (переднеприводные) или задней (заднеприводные) оси. • По типу и назначению кузова легковые автомобили подразделяют на пассажирские с закрытым кузовом типа «лимузин» с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя, или типа «седан» без перегородки и на грузопассажирские для перевозки мелких грузов с кузовом закрытого типа «универсал» с откидным задним сиденьем или типа «фургон» со специальной грузовой площадкой, а также с кузовом открытого типа «пикап». Вариантом комбинированного исполнения является кузов типа «хатчбек», выполненный с пятой дверью, которая закрывает одновременно салон и багажник автомобиля в однообъемном пространстве. Все легковые автомобили выпускают в базовом (основном) исполнении с многочисленными модификациями, которые могут отличаться применяемым двигателем, отделкой салона и т. д.
• Легковые автомобили особо малого класса «Запорожец» ЗАЗ- Кроме того, легковые автомобили особо малого класса «Ока» ВАЗ-1111 выпускают по кооперированным поставкам Волжский автомобильный (ВАЗ), Камский (КамАЗ) и Серпуховский (СМЗ) автомобильные заводы. • Массовый выпуск автомобилей малого класса осуществляется Ижевский машиностроительный завод выпускает автомобили ИЖ-412 «Москвич» с кузовом типа «седан», ИЖ-21251 с пассажирским кузовом типа «комби», грузовой вариант модели ИЖ-2715 и грузопассажирский вариант ИЖ-27152. Эти автомобили также оснащаются двигателями Уфимского моторного завода моделей 331.10 и 3316. Последней разработкой Ижевского машиностроительного завода является заднеприводный автомобиль ИЖ-2126 «Орбита». Основу отечественного парка легковых автомобилей составляют автомобили Волжского автомобильного завода в г. Тольятти (ВАЗ) Это выпускавшиеся ранее заднеприводные автомобили малого класса «Жигули» ВАЗ-2101, -21011, -2103 и их модификации, атакже современные заднеприводные автомобили «Жигули» с кузовом типа «седан» ВАЗ-2105, -2106 и -2107 с модификациями, с кузовом типа! «универсал» ВАЗ-2104, грузопассажирские полноприводные автомобили повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» и переднеприводные автомобили «Спутник» ВАЗ-2108, -2109 и -21099.
• Автомобильный завод в г. Нижний Новгород изготовляет легковые автомобили среднего класса «Волга» ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 различных модификаций с кузовами типа «седан» и «универсал». Двигатели для этих автомобилей поставляет Заволжский моторный завод (ЗМЗ) следующих моделей: ЗМЗ-402, ЗМЗ-4021 и ЗМЗ-4062.10. Специальные грузопассажирские полноприводные азтомобили повышенной проходимости УАЗ-3151 с различными модификациями выпускает Ульяновский автомобильный завод. 10 11 Рис. 1. Автомобиль АЗЛК-2141 с передними ведущими колесами и продольным расположением двигателя: / — радиатор, 2 — двигатель, 3 — аккумулятор, 4 — воздушный фильтр, 5 — вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов, 6 — телескопическая стойка передней подвески, 7—отопитель, 8 — коробка передач с главной передачей, 9 — рулевое колесо, 10 — рычаг переключения передач, // — рычаг стояночного тормоза, 12 —дополнительный
НЗООаК, 1J, IV, II ушчш, iijjjAHiia i-i ojviwj/i,ijuu.[. jlw.uxm -запасное колесо, 19 —основной глушитель, 20 — барабанный тормоз заднего колеса, 21 — рулевая колонка, "— ттпттм.??— ттасковый todmo3 переднего колеса, 24 — стабилизатор • Современный автомобиль состоит из агрегатов, узлов, систем и деталей. Агрегат — сборочная единица, храктеризующаяся полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других агрегатов автомобиля и способностью выполнять определенную самостоятельную функцию в составе автомобиля. Узел — сборочная единица, которая может собираться отдельно от других узлов и выполнять определенную функцию в агрегате или системе автомобиля только совместно с другими узлами. Система автомобиля — комплекс, состоящий из отдельных узлов или агрегатов, связанных между собой электрическими, гид равлическими или механическими связями и выполняющих определенную самостоятельную функцию.
Деталь — изделие, изготовленное из однородного по наимено-нанию и марке материалов, без применения сборочных операций. Детали, которые являются основой для сборки узла или агрегата, называются базовыми или базисными. Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова. Размещение и взаимосвязь основных агрегатов и узлов переднеприводного автомобиля с продольным расположением двигателя показаны на рис. 1, с поперечным расположением двигателя —на рис. 2, заднеприводного автомобиля — на рис. 3. I' и с. 2. Автомобиль ЗАЗ-1102 с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя: / — радиатор, 2 — двигатель, 3 — воздушный фильтр, 4 — запасное колесо, 5 — рулевое колесо, 6 — задняя амортизаторная стойка, 7 — бензобак, 8 — задний тормозной барабан, 9 — глушитель, 10 — рычаг стояночного тормоза, 11 —рулевой механизм, 12 — передний дисковый тормоз, 13 — полуось, 14 — передняя телескопическая амортизаторная стойка, 15 — коробка передач, 16 — аккумулятор
Рис.3. Автомобиль ВАЗ-2105 с задними ведущими колесами: /—радиатор, 2 — аккумулятор, 3 — распределитель зажигания, 4 — воздушный фильтр, 5 — двигатель, 6 — вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов, 7—рулевое колесо, 8 — кузов, 9 —запасное колесо, 10 — барабанный тормоз заднего колеса, 11, 12 — • Двигатель представляет собой агрегат, который преобразует получаемую при сгорании топлива тепловую энергию в механическую, используемую для движения автомобиля. • Шасси — специфицированный узел, предназначенный для обеспечения движения и управления автомобилем, состоит из трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. Трансмиссия, необходимая для передачи и изменения усилия, которое передается от двигателя к ведущим колесам автомобиля, состоит из сцепления, коробки передач, раздаточной коробки (для полноприводных автомобилей), карданной передачи, главной передачи, дифференциала (выполненного, как правило, в одном корпусе с главной передачей) и полуосей. Ходовая часть большинства моделей легковых автомобилей состоит из передней и задней подвесок, которые крепятся к несу- пружина и амортизатор задней подвески, 13 —задний мост, 14 — карданная передача, 15 — рычаг стояночного тормоза, 16 — рычаг переключения передачи, 17 — коробка передач, 18 — рулевой механизм, 19 — дисковый тормоз переднего колеса, 20 — пружина передней подвески i амортизатором тему кузову и, в свою очередь, содержат рычаги, упругие элементы (пружины или рессоры) ступицы и колеса.
Механизмы управления включают рулевое управление, служащее для изменения направления движения, а также тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения автомобиля, полную его остановку и затормаживание на месте. • Кузов легкового автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и багажа. Он, как правило, несущей (безрамной) конструкции, к нему крепятся все агрегаты и узлы автомобиля. Общие характеристики основных базовых моделей легковых автомобилей приведены в табл. 1. и ч
Рис.4. Габаритные размеры автомобиля: L —длина, В — ширина, // — высота, П — передний свес, 3 — задний свес, Б — база, К\ расстояния между низшими точками автомобиля и плоскостью дороги, аир-радиусы проходимости
1.2. ДВИГАТЕЛИ 1.2.1. Общее устройство • Двигатель внутреннего сгорания — агрегат, который преобра Двигатели внутреннего сгорния легковых автомобилей подразделяют на поршневые и роторные. В наиболее распространенных автомобильных поршневых двигателях вращательное движение вала получается в результате преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня, а в роторных — непосредственным воздействием газов на вращающуюся деталь. Роторные, а также газотурбинные двигатели, несмотря на некоторые их преимущества перед поршневыми, в настоящее время широкого распространения не получили. В цилиндрах поршневых двигателей происходит сгорание смеси воздуха и газообразного или распыленного жидкого топлива и образуется тепловая энергия, которая преобразуется в механическую работу. По способу смесеобразования и воспламенения топлива двигатели внутреннего сгорания подразделяют на две группы: с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием от электрической искры — карбюраторные бензиновые и газовые; с внутренним смесеобразованием и воспламенением впрыскиваемого под давлением топлива от соприкосновения с воздухом, сильно нагретым в цилиндре в результате высокого сжатия,— дизельные. На всех отечественных легковых автомобилях установлены карбюраторные поршневые двигатели с рядным расположением цилиндров, за исключением двигателей МеМЗ-968, -969, цилиндры которых имеют V-образное расположение. К основным механизмам и системам карбюраторного поршневого двигателя относятся кривошипно-шатунный и газораспределительные механизмы, а также системы —смазочная, охлаждения и питания. • На схеме кривошипно-шатунного механизма (рис. 5) показан Рис.5. Криво шиш-го-шатунный мехам и объемы двигателя: Vc — объем камеры сгорания, Vn — рабочи объем, Va — полный объем, S —ход поршня; 1 -коленчатый вал, 2 — цилиндр, 3 —поршень, 4- головка цилиндров Одному и тому же угловому перемещению кривошипа коленча того вала 7 соответствуют различные линейные перемещения пор шня. Поэтому даже при равномерном вращении коленчатого вала] Поршень движется неравномерно: приближаясь к какой-либо мертвой точке, он замедляет движение, а удаляясь от нее — ускоряет.] В результате неравномерного движения поршня возникают силы, инерции возвратно-поступательно движущихся деталей двигателя. I Путь S, пройденный от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Ход поршня совершается за полоборота коленчатого вала (180°). При работе двигателя объем V, заключенный между стенками головки 4 цилиндра и поршнем, непрерывно изменяется. Минимальный объем Vc при положении поршня в в. м. т. называется объемом камеры сгорания. Объем Vn, освобожденный поршнем при его перемещении от в. м. т. к н. м. т., называется рабочим объемом цилиндра. Сумма рабочих объемов всех цилиндров называется рабочим объемом двигателя. Наибольший объем, заключенный между стенками головки Отношение полного объема цилиндра Va к объему камеры сгорания Vc называется степенью сжатия, т. е. е = Va/Vc. Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем смеси, находящейся в цилиндре, при перемещении поршня от н. м. т. к в. м. т. Совокупность периодически повторяющихся процессов в цилиндре двигателя, в результате которых происходит преобразование тепловой энергии в механическую работу, называется рабочим процессом или циклом двигателя. Часть рабочего процесса, совершаемая за один ход поршня, называется тактом. Двигатель, рабочий процесс которого совершается за четыре такта при двух оборотах коленчатого вала, называется четырехтактным; двигатель, у которого рабочий процесс совершается за два такта или один оборот коленчатого вала, — двухтактным. Карбюраторные двигатели легковых автомобилей выполняются, как правило, только четырехтактными. • Основной частью одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя (рис. 6) является цилиндр 3 с укрепленной на нем съемной головкой 9. В резьбовое отверстие головки цилиндра ввернута свеча зажигания, воспламеняющая смесь электрической искрой. Внутри цилиндра помещен поршень 4. С помощью порш-
Впуск сжатие
Горение Расширение Выпуск Рис.6. Рабочий цикл четырехтактного двигателя: а —такт впуска, б — такт сжатия, в —такт рабочего хода, г —такт вьшуска; 1 —коленчатый ЧИТАЛЬНЫЙ невого пальца и шатуна 2 поршень шарнирно соединен с кривоши пом коленчатого вала 1, который вращается в подшипниках, уста новленных в картере. Приготовленная в карбюраторе горючая смесь поступает в цилиндр через впускной клапан 8, отработавшие гая выходят в атмосферу через выпускной клапан 5. Клапаны открь ваются при набегании кулачков вращающегося распределительног вала 6 на рычаг 7 (коромысла). При сбегании кулачков с рычага клапаны закрываются под действием пружин. Распределительны! вал 6 приводится во вращение коленчатым валом. • Рабочие процессы карбюраторных двигателей. Первый такт — впуск (рис. 6, а) начинается при движении поршня о в. м. т. к н. м. т. Этот такт характеризуется впуском горючей смеси т. е. смеси воздуха и паров топлива, в цилиндр двигателя по, действием разрежения, создаваемого над поршнем при движенш поршня от в. м. т. к н. м. т. Объем, освобождаемый поршнем заполняет горючая смесь, поступающая*'из карбюратора через от-крытый впускной клапан 8. Соприкасаясь со стенками впускного трубопровода и цилиндра 3 и перемешиваясь с отработавшими газами, оставшимися oi предыдущего цикла (остаточными), горючая смесь нагревается. Перемешанная с остаточными газами горючая смесь называется рабочей смесью. В конце впуска при подходе поршня к н. м. т. температура смеси в цилиндре составляет 70...120°С. Второй такт — сжатие (рис. 6, б) характеризуется сжатием горючей смеси, во время которого оба клапана закрыты и поршень перемещается от н. м. т. к в. м. т. В зависимости от степени сжатия температура смеси в цилиндре Зк концу такта повышается до 400—450°С, давление —до 1—1,4 МПа. Чем выше степень сжатия, тем больше температура и давление смеси. Горючую смесь сжимают с таким расчетом, чтобы ее температура в конце сжатия была несколько ниже температуры самовоспламенения топлива. Степень сжатия в современных карбюраторных двигателях находится в пределах 8... 10. Третий такт — расширение, или рабочий ход (рис. 6, в), совершается при закрытых клапанах. В конце такта сжатия горючая смесь воспламеняется от искрового разряда в свече зажигания и быстро сгорает. В результате сгорания температура газов повышается до 2300—2500° С, а давление —до 4,5...6 МПа. Давление газов передается на поршень 4 и далее через поршневой палец и шатун 2 на коленчатый вал /, создавая крутящий момент, который заставляет его вращаться. По мере перемещения поршня к н. м. т давление и температура газов в цилиндре снижаются. Четвертый такт — выпуск (рис. 6, г) начинается при подходе поршня к н. м. т. в момент открытия выпускного клапана Вначале газы под собственным давлением 0,3...0,5 МПа с большой скоростью выбрасываются через открытый выпускной клапан 5. Чатем поршень, перемещаясь от н. м. т. к в. м. т., вытесняет из цилиндра 3 отработавшие газы под давлением, несколько превышающим атмосферное и равным 0,11...0,12 МПа. Такт выпуска оканчивается, когда поршень находится у в. м. т., выпускной клапан при этом закрывается. Во время такта выпуска температура отработавших газов к концу такта снижается до 753—803° С. После такта выпуска начинается новый рабочий процесс. Чем меньше отработавших газов останется в цилиндре к началу следующего (за четвертым) первого такта, тем больше свежей горючей смеси поступит в цилиндр, следовательно, большую мощность разовьет двигатель и экономичнее будет его рабочий процесс. Для обеспечения равномерного вращения коленчатого вала на нем устанавливают маховик. Обладая значительной массой, махо-вик накапливает механическую энергию во время основного такта — рабочего хода, когда газы совершают работу и часть этой энергии затрачивается для осуществления остальных вспомогательных тактов (выпуска, спуска и сжатия). • Поскольку в одноцилиндровом четырехтактном двигателе один рабочий ход совершается за два оборота коленчатого вала, коленчатый вал вращается неравномерно, несмотря на наличие маховика. Поэтому автомобильные двигатели выполняют четырех-, шести-, восьми-, реже десяти- и двенадцатицилиндровыми. Расположение цилиндров может быть однорядным и двухрядным (как правило, V-образным); V-образное расположение цилиндров при юм же объеме позволяет уменьшить длину двигателя по сравнению с рядным расположением цилиндров, а следовательно, удобнее скомпоновать переднюю часть автомобиля. В многоцилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала (720°) рабочих ходов будет столько, сколько цилиндров у двигателя. Из условия равномерности вращения коленчатого вала необходимо, чтобы чередование рабочих ходов в разных цилиндрах соответствовало 720//, где / —число цилиндров. I аким образом, в четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателях рабочие ходы должны происходить соответственно через 180, 120 и 90° поворота коленчатого вала. Мощность, развиваемая газами внутри цилиндров двигателя, том валу двигателя,— эффективной. Эффективная мощность меньше индикаторной на количество мощности, затрачиваемой на трсние в двигателе и приведение в действие механизмов и систем двигателя. Отношение эффективной мощности к индикаторной Называют механическим КПД (коэффициентом полезного действия). Чем меньше потери в двигателе на трение и приведение в
действие вспомогательных механизмов, тем выше механический КПД, который у автомобильного двигателя составляет 0,70...0,85. Отношение теплоты, превращенной в полезную работу, к теплоте, которая могла бы выделиться при полном сгорании топлива в двигателе, называется эффективным КПД, равным у карбюраторных автомобильных двигателей 0,21...0,28, у дизельных — 0,29.-0,42. Основные характеристики двигателей легковых автомобилей приведены в табл. 2. 1.2.2. Кривоишпно-шатунный механизм Назначение кривошипно-шатунного механизма — преобразовывать прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала и передавать воспринятые поршнем усилия силовой передаче автомобиля. У^ многоцилиндрового двигателя кривошипно-шатунный механизм состоит из блока и головки блока цилиндров, цилиндро-поршневой группы, шатунов, коленчатого вала, маховика, картера и поддона. • Блок и головка цилиндров. Блок цилиндров — базовая деталь двигателя. В блоке цилиндров выполнены постели для коренных подшипников коленчатого вала, подшипников распределительного вала, а также рубашка охлаждения, окружающая цилиндры, главная масляная магистраль и места для крепления других узлов и приборов. В блоке V-образного двигателя два ряда цилиндров, расположенных под углом, и соответственно две головки блока — для правого и левого рядов цилиндров. Блок цилиндров многоцилиндровых двигателей отливают из серого чугуна или алюминиевого сплава в виде целой детали. Как одно целое с блоком цилиндров отливают и верхнюю часть картера двигателя. Цилиндр может быть выполнен непосредственно в корпусе блока или в виде сменной гильзы, изготовленной из кислотостойкого чугуна и установленной в направляющих поясках блока цилиндров. Для уменьшения износа верхней части гильзы в ней делают износостойкие вставки. Блок цилиндров двигателей Уфимского моторного завода (рис. 7), который применяют на Московском и Ижевском автомобильных заводах для автомобилей «Москвич» и «Орбита», и двигателей Заволжского моторного завода для автомобилей ГАЗ и УАЗ изготовляют из алюминиевого сплава. К блоку как к базовой детали при сборке крепят узлы и детали двигателя. Цилиндры блока имеют сменные чугунные гильзы 10, вставленные в гнезда блока и прижатые сверху головкой цилиндров. Внешние стенки гильз омываются охлаждающей жидкостью. В нижней части каждая гильза уплотнена прокладкой 9 из красной меди, зажатой между опорными торцами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|