Сопряженных деталей двигателей 9 глава
Механизмы с плавающей скобой (рис. 96, б), применяемые на автомобилях ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102, ВАЗ-2108, -2109, «Москвич-2141», ИЖ-2126, позволяют скобе перемещаться перпендикулярно плоскости диска; цилиндр расположен с одной стороны диска. При воздействии поршня на колодку реактивная сила сдвигает скобу в противоположном направлении, при этом вторая колодка прижимается к диску. Дисковый тормозной механизм с фиксированной скобой (рис. 97) состоит из тор- 4 мозного диска 1, закреп- j ленного на ступице колеса. Тормозной диск вращается между половинками 9п 10 скобы, прикрепленной к g стойке 4 передней подвески. В каждой ПОЛОВИНКе р и с 96 схема тормоза с фиксированной (а) и СКОбы ВЫТОЧены колесные плавающей (б) скобами: ЦИЛИНДРЫ С боЛЬШИМ 14 И J—диск, 2 — скоба, 3— цилиндр, 4 — канал, J —
Р и с. 97. Дисковый тормоз переднего колеса автомобиля в сборе (а) и в разрезе по] колесным цилиндрам (б): / — тормозной диск, 2 — шланги, 3 — поворотный рычаг, 4 — стойка передней подвески, 5 — 1 грязезащитный диск, 6 — шпильки крепления колодок, 7— клапаны выпуска воздуха, 8~ <1 тормозная колодка, 9, 10 —половинки скобы, 11 — канал подвода жидкости, 12, 15—\ резиновые кольца, 13, 14 —малый и большой поршни При нажатии на тормозную- педаль жидкость из главного тор-1 мозного цилиндра перетекает по шлангам 2 в полости колесных цилиндров и передает давление на поршни, которые, перемещаясь] с двух сторон, прижимают тормозные колодки 8к диску 1, благодаря чему и происходит торможение. При снятии давления поршни под действием упругих сил резиновых колец 12 и 15 несколько переме-1 щаются внутрь цилиндра, создавая зазор между тормозными колодками и диском до 0,1 мм. Таким образом, регулировка зазора между I диском и тормозной колодкой по мере их износа осуществляется автоматически.
Тормозной механизм передних колес со скобой плавающего типа автомобиля «Москвич-2141» (рис. 98) состоит из тормозного диска 10, прикрепленного к ступице переднего колеса, и скобы, смонтированной на поворотном кулаке телескопической стойки. Скоба состоит из чугунного суппорта 8, рамы 9 и алюминиевого корпуса 4 цилиндров. В корпусе цилиндров установлены параллельно друг другу два стальных хромированных поршня разных диаметров. Рама 9 с вставленным в нее корпусом цилиндров расположена на суппорте 8 и имеет возможность перемещаться в направлении, пер I нсндикулярном рабочим поверхностям диска. При этом пружина прижимает раму к опорным попе рхностям суппорта, на которые рама опирается пальцами 5. Зазор между диском и тормоз-ными колодками обеспечивается автоматически благодаря упругости уплотнительных колец, установленных в проточках на внутренних поверхностях цилиндров. Рабочие поверхности диска и колодок от грязи и влаги защищает тормозной щит 1. • Для автоматической корректировки давления тормозной жидкости в системе задних тормо-юв в зависимости от нагрузки на автомобиль применяют регулятор Рис 98 Дисковый тормоз передНего давления (рис. 99). Регулятор со- колеса автомобиля «Москвич-2141»: стоит из корпуса, в котором установлена гильза 7 поршня. В углубление на гильзе вставлен шарик 10, удерживаемый прижимной пружиной 9. В гильзе перемещается поршень 14, на конце которого крепится управляющий конус 8. Возвратная пружина 12 удерживает поршень в исходном положении при неработающем регуляторе. В корпусе регулятора ввернута втулка 13. На конце втулки и поршня регулятора установлен защитный резиновый чехол 15. В полость I регулятора поступает жидкость от главного тормозного цилиндра, из полости II выходит жидкость для приведения в действие колесных цилиндров задних тормозных механизмов. Давление жидкости до вступления в действие регулятора одинаково в обеих полостях и в любой точке гидропривода, так как шарик 10 поднят управляющим конусом 8, обеспечивая свободное прохождение тормозной жидкости из полости I в полость II.
При торможении увеличивается расстояние между кузовом и задним мостом, уменьшается нагрузка на задние колеса и соответственно уменьшается сила, действующая со стороны упругого элемента 16на поршень 14 регулятора. Упругий элемент 16 расположен между нажимным рычагом 3 и осью нажимного рычага 4 посредством фиксирующего болта 6 и штифта 5. Длинный конец упругого Р и с. 99. Регулятор давления: / — регулятор, 2 — кронштейн регулятора, 3 — нажимной рычаг, 4 — ось нажимного рычага, 5 —штифт, 6 — фиксирующий болт, 7 — гильза поршня, 8 — управляющий конус, 9 — прижимная пружина, 10 — шарик, //—упорная скоба, 12 — возвратная пружина, 13 — втулка, 14 — поршень, 15 — защитный чехол, 16 — упругий элемент, 17 — регулировочный болт, 18 — контргайка; I и II — рабочие скорости элемента шарнирно закреплен в стойке резиновой втулки. Нижний конец стойки такой же резиновой втулкой шарнирно крепится к кронштейну на кожухе полуоси заднего моста автомобиля. Когда сила от давления тормозной жидкости на головку поршня превысит сумму сил от упругого элемента и давления жидкости на меньшую площадь поршня, последний передвинется влево (по рисунку), а управляющий конус 8 освободит шарик 10, который под действием прижимной пружины 9 перекроет доступ жидкости из полости I в полость II. С этого момента давление в полости I выше давления в полости II, обслуживающей задние тормозные механизмы. После снятия усилия с педали тормоза поршень регулятора возвратится в исходное положение, а управляющий конус, приподняв шарик 10, откроет доступ жидкости из полости I в полость П.
• Для контроля гидравлической тормозной системы на автомобилях устанавливают различные сигнализаторы, показывающие падение давления в одном контуре тормозной системы или критическое снижение уровня тормозной жидкости. Сигнализатор, примененный на автомобилях «Москвич» и ГАЗ-3102 (рис. 100), состоит из корпуса 5, поршней 1 и 2с уплотнительными резиновыми кольцами, шарика 4 и выключателя 3 контрольной лампы. В случае выхода из строя одного из контуров раздельного привода под действием разности давления при первом же нажатии на педаль тормоза поршни 1 и 2 перемещаются в сторону меньшего давления, шарик 4 выходит из канавки, и контакты выключателя 5 замыкаются. На щитке приборов при этом загорится красная контрольная лампа.
• Для удержания автомобиля неподвижным относительно дороги используется стояночная тормозная система. Она имеет механический привод и действует на тормозные колодки задних колес. Рычаг механизма ручного привода тормоза (см. рис. 92) помещен внутри салона и посредством переднего троса соединен с промежуточным рычагом.. От промежуточного рычага через уравнитель осуществляется связь через трос с разжимными рычагами, воздействующими на тормозные колодки задних колес. 1.7. КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ 1.7.1. Устройство кузова Кузов автомобиля, обеспечивая водителю и пассажирам комфорт при поездке, должен удовлетворять основному требованию — обеспечивать безопасность в случае аварийной ситуации, обладать необходимыми функциональными свойствами для движения автомобиля и соответствовать современному уровню эстетики и комфорта. • Кузова легковых автомобилей по своему техническому исполнению и назначению подразделяют на следующие основные классы: седан —двух- или четырехдверный, 4—5-местный, с отдельными объемами для двигателя, пассажиров и багажа; универсал —с вагонной компоновкой задней части кузова, используемый для перевозки людей и грузов; кабриолет — 4—6-местный со складной крышей и съемными стенками боковых окон; лимузин — высококомфортабельный автомобиль, в котором водитель отделен от пассажиров стеклянной перегородкой; купе—2-местный, с двумя дополнительными местами на заднем сиденье.
• Кузова легковых автомобилей, как правило, выполняют несу Основу несущего кузова легкового автомобиля составляет каркас. Силовая схема каркаса рассчитывается так, чтобы тфи ударе спереди, сзади и с боков гасилась его энергия. Элементы, образующие обитаемое пространство кузова, должны иметь минимально возможные деформации, чтобы снизить тяжесть последствий аварии для пассажиров. В обеспечении пассивной безопасности большую роль играют ремни безопасности, мягкая панель приборов, накладки стоек, конструкция шарнира у внутреннего зеркала заднего вида и другие элементы. Снаружи кузов защищен энергопог-лощающими бамперами. • Кузов автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 101) имеет такие элементы Рис. 101. Кузов автомобиля ВАЗ-2108: / — переднее крыло, 2, 34 — передний и задний лонжероны, 3 — брызговик переднего крыла, 4 — соединитель рамы ветрового окна и боковины, 5 — капот, 6 — верхняя накладка боковины, 7 — нижний усилитель рамы ветрового окна, 8, 23 — наружные панели боковины, 9 — внутренняя панель боковины, 10 — передняя балка крыши, И — рама ветрового окна, 12 — арка заднего колеса, 13 — соединитель боковины и передка, 14, 26 — надставки наружной панели боковины, 15 — задняя заглушка боковины, 16 — внутренняя стойка рамы ветрового окна, 17 — панель крыши, 18 — усилитель крыши, 19 — дверь задка, 20 — задняя балка крыши, 21 —водосточный желоб, 22 — желобок проема двери, 24 — усилитель центральной стойки, 25 — панель задка, 27 — передняя дверь, 28, 36, 43 — задняя, средняя и передняя поперечины пола, 29 — усилитель заднего лонжерона, 30 — пластина болта усилителя заднего лонжерона, 31 —усилитель лонжеронов под рычаг задней подвески, 32 — надставка усилителя заднего лонжерона, 33 — усилитель лонжеронов под кронштейн домкратов, 35, 38, 45 — задний, средний и передний полы, 37 —соединитель заднего лонжерона и поперечины пола, 39 — нижняя накладка боковины, 40 — усилитель передней стойки боковины, 41 — кронштейн переднего сиденья, 42, 47 — прокладки переднего крыла, 44 — усилитель под установку домкрата, 46 — усилитель пола под крепление рычага коробки передач, 48 — площадка аккумуляторной батареи, 49 — кронштейн крепления крыла, 50 — шиток, 51 — соединитель порогов пола, 52 — соединитель переднего лонжерона с полом, 53 — стойка рамки радиатора, 54, 57 — верхняя и нижняя поперечины рамки радиатора, 55 — кронштейн крепления блокфары, 56 — кронштейн передней подвески двигателя, 58 — панель рамки радиатора, 59 — усилитель нижней поперечины рамки радиатора
окна, панель задка, силовые элементы (лонжероны, поперечины, стойки). К деталям оперения относятся лицевые панели кузова и навесные узлы (капот 5, двери 19 и 27, передние крылья Г). Все детали и узлы, кроме навесных элементов, соединены в одно целое контактной точечной сваркой, а сильно нагруженные детали дополнительно приварены электродуговой сваркой. Передок кузова состоит из вертикального щитка 50, брызговиков 3, поперечин 54, 57, коробки воздухопритока, усилителей и ряда мелких деталей. Брызговики объединены с передними лонжеронами. Пол в сборе включает передний 45, средний 38 'и задний i5пoлы. Боковины состоят из наружных 8, 23 и внутренних 9 панелей. Наружные панели выполнены цельными заодно с центральными и задними стойками, с проемами боковых окон. Внутренние панели конструктивно объединяют в себе наружные арки задних колес и усилители стоек. Сзади усилителя и (только у правой боковины) выполнена ниша для установки улавливателя паров бензина, а также желобки и фланцы под уплотнители дверей и стекол. На кузов навешиваются съемные узлы: передние двери 27, дверь 19 задка, капот 5, передние крылья 1, бамперы,облицовка радиатора и др. Передние крылья крепятся к каркасу самонарезающимися болтами. Под крыльями находятся прокладки, которые уменьшают вибрацию. Петли передних дверей и капота допускают регулировку положения в проеме кузова. Для повышения жесткости и прочности кузова применяют усиливающие накладки, кронштейны и ребра жесткости. Внешние и внутренние поверхности кузова химически обработаны (фосфатированы), в результате чего на них образуются защитные фосфорно-кислые соединения, не растворимые в воде. Для защиты от механических повреждений, а также для создания термо-и шумоизоляции нижняя наружная часть кузова, брызговики колес и внутренние поверхности крыльев покрыты антикоррозионным пластизолем, а пол салона, багажника — специальными вибродем-пфирующими мастиками. Фланцевые соединения корррозионно опасных мест перед сваркой покрывают специальным консервирующим составом. Внешняя поверхность кузова окрашена высококачественными синтетическими эмалями горячей сушки. • Стеклоподъемники дверей у кузова автомобилей применяют двух типов: рычажные (ГАЗ-3102 «Волга») и тросовые (ВАЗ и «Москвич»). Тросовый привод стеклоподъемника автомобиля ВАЗ- Рис. 102. Стеклоподъемник двери: / — пластина крепления опускного стекла, 2 — пружина выбора слабины троса при его вытяжке, 3 — трос, 4 — ролик, 5 — оболочка троса, 6 — механизм привода стеклоподъемника, 7—направляющая 2108 и «Москвич-2141» крепится на внутренней панели двери гайками к приварным болтам. Трос 3 (рис. 102) охватывает два ролика 4, установленных на верхнем и нижнем кронштейнах направляющей 7 стеклоподъемника. В корпусе механизма 6 привода стеклоподъемника трос наматывается на барабан, на ведущем валике которого располагается пружинный тормоз, препятствующий самопроизвольному опусканию стекла. 1.7.2. Отопление и вентиляция кузова Система отопления и вентиляции кузова предназначена для вентиляции кузова путем принудительной подачи свежего воздуха, а в холодное время — для обогрева кузова и ветрового стекла теплым воздухом. • Конструкцию системы вентиляции и отопления кузова большинства моделей легковых автомобилей можно рассмотреть на примере автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 103). Наружный воздух поступает под капот воздухоприемника перед ветровым стеклом. Воздух, подающийся электровентилятором 7 в кожухи отопителя, может поступать в салон, минуя радиатор ото-пителя, или проходить через него частично или полностью. Управление отопителем осуществляется заслонкой 1, рычаг которой соединен тягой 18 с рукояткой 15. Одновременно эта рукоятка Рис. 103. Схема работы отопления салона автомобиля ВАЗ-2108: 1 — заслонка управления отопителем, 2 — шланги подсоединения радиатора, 3 — шланги присоединения крана отопителя в системе охлаждения, 4 — кран отопителя, 5 — радиатор, 6 — уплотнитель, 7—электровентилятор, 8 — воздуховод обогрева ветрового стекла, 9, 10 —заслонки обогревателя, 11 — заслонка центрального сопла, 12 —центральное сопло, 13 — рукоятка подачи воздуха на ветровое стекло, 14 — рукоятка подачи воздуха в ноги водителя и пассажира, 15 — рукоятка управления отопителем, 16 —тяга заслонки обогрева ветрового стекла, П —тяга заслонки обогрева ног, 18 —тяга рукоятки управления отопителем, 19 — тяга управления краном, 20 — окно в.кожухе отопителя, 21 — воздуховод соединена тягой 19 с рычагом крана отопителя 4. Перемещение рукоятки приводит к открытию или закрытию крана и заслонки. Воздух может поступать по воздухопроводу 8 на обогрев ветрового стекла, а также в салон через боковые и центральные сопла. По воздуховоду 21 и через окно 20 воздух подается к ногам пассажиров. Регулировка подачи воздуха осуществляется заслонкой 10 через рукоятку 14. Обогрев ветрового стекла регулируется заслонкой 9 с помощью рукоятки 13. Электродвигатель вентилятора имеет три частоты вращения. Вентиляция салона осуществляется системой приточной и вытяжной вентиляции. Вытяжная обеспечивается отсосом воздуха из салона и выводит его наружу через клапаны и решетки, размещенные на задней стойке кузова или заднем крыле автомобиля.
Система технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей содержит три основных направления: продажу автомобилей и предпродажное обслуживание новых и подержанных автомобилей; продажу запасных частей, эксплуатационных материалов и принадлежностей к ним; техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, а также капитальный ремонт (КР) агрегатов и восстановительный ремонт автомобилей, в том числе устранение повреждений кузова автомобиля, вызванных дорожно-транспортным происшествием. 2.1. СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Назначение технического обслуживания — поддержание работоспособности автомобиля при наименьшем изнашивании сопряженных деталей, предупреждающем внезапные отказы в работе отдельных узлов, агрегатов или автомобиля в целом. Для повышения срока службы отдельных деталей, узлов и автомобиля в целом, а также для предупреждения внезапных отказов и сокращения времени простоя в ремонте техническое обслуживание проводят по плану, через определенные периоды с учетом пробегового или временного факторов. Под режимом технического обслуживания автомобиля понимают периодичность воздействий профилактического характера, перечень операций, обеспечивающих наименьшее число отказов в процессе эксплуатации автомобиля, и трудоемкость выполняемых работ.
Планово-предупредителъная система технического обслуживай, регламентируется Положением о техническом обслуживании и ремон те подвижного состава автомобильного транспорта. В нем предусмотрены следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (Т01), второе техническое обслуживание (Т02), сезонное (СО), а также техническое обслуживание по^галонам сервисной книжки. Для указанных видов техобслуживания установлена периодичность, или нормы, пробега автомобиля в зависимости от его типа, условий и интенсивности эксплуатации. Практика эксплуатации и обслуживания легковых автомобилей, а также опыт работы автозаводов по повышению надежности и комфортабельности автомобилей показали целесообразность технического обслуживания по талонам сервисной книжки после пробега автомобилями 2 или 5 тыс. км в начальный период эксплуатации, а начиная с пробега 10 тыс. км —через каждые 10...15 тыс. км. Объем работ по техническому обслуживанию по талонам сервисной книжки регламентируется специальным перечнем, определенным для каждого вида талона, причем периодичность и объемы технического обслуживания по мере совершенствования конструкции автомобиля и эксплуатационных материалов могут меняться. Данные по долговечности и нормативам технического обслуживания отечественных легковых автомобилей приведены в табл. 15. Таблица 15. Данные по долговечности и нормативы технического обслуживания легковых автомобилей Основным критерием приспособленности автомобиля к техническому обслуживанию является эксплуатационная технологичность, которая определяется удобством доступа к объектам техобслуживания, легкосъемностью агрегатов, узлов и деталей, степенью взаимозаменяемости и унификации систем, узлов, агрегатов и применяемых деталей. • Удобство доступа к объекту технического обслуживания имеет большое значение для сокращения времени простоя автомобиля и трудовых затрат. При этом учитывают количество и степень сложности дополнительных (сопутствующих) операций, влияющих на снижение утомляемости, уменьшение временных затрат и способствующих повышению качества технического обслуживания. • Легкосъемность —приспособленность узла, агрегата или детали к быстрой замене с минимальными затратами труда и времени. • Взаимозаменяемость — свойство конструкции, при котором из множества однородных деталей можно выбрать любую и установить на автомобиль без дополнительной подготовки, сохранив рабочие функции деталей. • Унификация — свойство систем, узлов и агрегатов, характеризующееся сокращением количества типов одного и того же назначения, применяемых в автомобильных конструкциях. Благодаря унификации упрощаются и удешевляются процессы ремонта и технического обслуживания, уменьшается номенклатура запасных частей. Работы по техническому обслуживанию автомобилей могут выполняться на специализированных станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА), в специализированных мастерских или непосредственно владельцами автомобилей. Для соблюдения качества работ посты выполнения операций по техническому обслуживанию автомобилей должны быть обеспечены необходимым оборудованием и инструментом. Перед подачей автомобиля в зоны приемки и выполнения операций по техническому обслуживанию и ремонту необходимо подвергнуть автомобиль мойке. • Механизированную мойку автомобиля осуществляют с помощью В зависимости от способа относительного перемещения автомобиля и моечных средств различают механизированные моечные установки с перемещением автомобиля относительно щеток и с перемещением каретки с щетками вокруг неподвижно стоящего автомобиля. Действующие установки имеют 1...7 щеток и выпол- а) Рис. 104. Установка для мойки автомобилей: а — схема автоматической мойки, 6 — автоматическая установка для мойки и сушки автомобиля няются, как правило, комбинированно в сочетании механизированной мойки с сушкой (рис. 104) и ручной мойкой. • Приемка автомобиля на СТОА осуществляется на специали 1S4 дняя панель кузова и облицовка радиатора; 4 — аккумуляторная батарея (проверить уровень электролита и э. д. с. батареи), правые передние крыло и колесо; 5 — правая передняя дверь (то же, что и левая), правые и задние крыло и колесо; 6 — правая задняя дверь (то же, что и передняя); 7 — кузов сзади (проверить работу замка багажника или задней двери), задний бампер; 8 — левые задние крыло и колесо, левая задняя дверь (то же, что и передняя); 9 — днище кузова, агрегаты и узлы, расположенные снизу автомобиля. При выдаче осуществляется контроль выполненных работ, указанных в заказе-наряде, внешний осмотр в той же последовательности, что и приемка, проверка комплектности. При приемке и выдаче автомобилей целесообразно использовать диагностическое оборудование. • Диагностирование позволяет обеспечить высокую эксплуата комплексное, т. е. проверка всех параметров автомобиля в пределах технических возможностей оборудования. Частным случаем комплексного диагностирования является экспресс-диагностирование, при котором объем работ ограничен в первую очередь узлами, влияющими на безопасность движения; выборочное, при» котором осуществляются проверки, заявленные владельцем автомобиля. В этом случае все операции диагностирования разбивают на проверки отдельных систем автомобиля. За владельцем оставляется право самостоятельного выбора той или другой работы. Такая форма позволяет варьировать объемы диагностирования в зависимости от технического состояния автомобиля, поэтому она более гибкая, чем комплексное диагностирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|