Сопряженных деталей двигателей 5 глава
Вал 28, общий для прерывателя и распределителя зажигания, приводится во вращение от шестерни распределительного вала или нала масляного насоса. В корпусе 19 в двух бронзовых втулках 27 вращается вал 2<?привода кулачка 5?прерывателя, ротора 21 распределителя и центробежного регулятора опережения зажигания. Прерыватель (рис. 49, а) состоит из кулачка 9 с четырьмя выступами (по числу цилиндров двигателя), рычажка 7с пружиной 6, подушечкой и подвижным контактом и изолированного от корпуса зажима 24. Контакты 5 прерывателя выполнены из вольф-
Распределитель (рис. 49, б) состоит из ротора 21 и крышки 22, выполненных из изоляционного материала. Ротор имеет металлическую пластину (электрод) и монтируется на лыске^р верхней части кулачка 9. Крышка 22 распределителя имеет четыре металлических электрода с выводами для установки высоковольтных проводов, подводящих ток высокого напряжения к свечам зажигания. В центральный ввод устанавливается высоковольтный провод от катушки зажигания. Подавительный резистор 23 с пружиной подводит ток высокого напряжения от центрального ввода крышки к электроду ротора 21. Резистор обладает большим сопротивлением, что снижает помехи при радиоприеме.
Вакуумный регулятор опережения зажигания 13 изменяет моменты появления искровых разрядов в свечах в зависимости от нагрузки двигателя. Когда водитель прикрывает дроссельные заслонки карбюратора, разряжение за дроссельными заслонками, а следовательно, и в полости вакуумного регулятора, соединенного с карбюратором трубкой, увеличивается, диафрагма регулятора, выгибаясь, поворачивает с помощью тяги подвижной диск 2 прерывателя в сторону, противоположную направлению вращения кулачка, и разрыв контактов выступами кулачка происходит раньше. С увеличением открытия дроссельных заслонок разряжение за дросселем и в полости регулятора уменьшается, пружина диафрагмы поворачивает диск в сторону вращения кулачка, и выступы кулачка позже размыкают контакты. Центробежный регулятор опережения зажигания (рис. 49, в, г), связывающий кулачок и валик прерывателя, изменяет моменты появления искровых разрядов в свечах в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики 16 регулятора расходятся в стороны от оси вращения валика 28, и регулятор поворачивает кулачок относительно валика в сторону вращения, вследствие чего разрыв контактов и соответственно искровой разряд в свече про- исходит раньше. При уменьшении частоты вращения коленчатого нала регулятор поворачивает кулачок против направления вращения, и разрыв контактов происходит позже. Октан-корректор (рис. 49, б), применяемый в распределителях зажигания, позволяет уточнить момент разрыва контактов и появления искрового разряда в свечах в зависимости от октанового числа топлива. С помощью октан-корректора корпус распределителя может быть повернут относительно своего валика в ту или иную сторону, что позволяет изменить момент размыкания контактов прерывателя и появления искровых разрядов в свечах.
Конденсатор обычного типа устанавливается для предохранения от обгорания контактов прерывателя и увеличения э.д.с. во вторичной обмотке катушки зажигания. Он крепится на корпусе распределителя зажигания и электрически включен параллельно контактам прерывателя, в начале размыкания которых заряжается, благодаря чему уменьшается искрение между ними. При полном размыкании контактов конденсатор разряжается и значительно повышает э.д.с, индуктируемую во вторичной обмотке катушки зажигания. • Контактно-транзисторная система зажигания, применяемая на карбюраторных двигателях автомобилей ГАЗ-24 и ГАЗ-3102 «Волга», позволяет повысить срок службы двигателя, свечей зажигания, уменьшить износ контактов прерывателя и расход топлива. Это достигается благодаря возможности увеличить вторичное напряжение и энергию искрового разряда. • Бесконтактная электронная система зажигания (БСЗ) высокой энергии имеет электронно-механическое устройство — датчик-распределитель 17 (си. рис. 42), который выдает сигнал, определяющий момент искрообразования. Этот сигнал управляет коммутатором 14, прерывающим ток в первичной обмотке катушки зажигания 16, в результате чего во вторичной обмотке образуется ток высокого напряжения, который через высоковольтный провод 18 передается на центральный электрод крышки распределителя, далее через токообразную пластину ротора на боковой электрод крышки и по проводу на соответствующую свечу зажигания. • Датчик-распределитель (рис. 50) выполнен по аналогии с распределителем контактной системы зажигания, но контактный прерыватель заменен бесконтактным микроэлектронным датчиком 21 (использован эффект Холла,, заключающийся в возникновении попеременного электрического поля в пластинке полупроводника с током при действии на нее магнитного поля). Датчик состоит из постоянного магнита, пластины полупроводника и интегральной микросхемы. Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в котором находится стальной экран 9 с четырьмя Р и с. 50. Датчик-распределитель зажигания:
/ — крышка, 2 — центральная клемма, 3 — угольный электрод, 4 — боковой электрод с клеммой, J — ротор, 6 — защитный экран, 7—держатель переднего подшипника валика, 8 — опорная пластина, 9 — экран, 10 — ведомая пластина центробежного регулятора, 11 —грузик, 12 — ведущая пластина, 13 — корпус датчика, 14 — сальник, 15 — валик, 16 — муфта, 17 — корпус вакуумного регулятора, 18 — штуцер подвода разряжения, 19 — диафрагма, 20 — тяга вакуумного регулятора, 21 —бесконтактный датчик, 22 — колодка штекерного разъема, 23 — подшипник опорной пластины прорезями. Когда через зазор проходит прорезь экрана, на пластинку полупроводника действует магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов; когда в зазоре находится тело экрана, магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. В этом случае разность потенциалов на пластинке не возникает. Датчик-распределитель имеет вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания. • Микропроцессорная система зажигания (МПСЗ) характеризуется тем, что управление процессом зажигания, а именно определение необходимого момента искрообразования и корректировку угла опережения зажигания выполняется электронным способом с помощью датчиков, контроллера и специальных катушек зажигания. МПСЗ выполняет также функцию управления экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ).
к тахометру Рис 51 Схема микропроцессорной системы зажигания автомобиля «Москвич- 214123»: 1 —кюнтролл ер, 2 —;электромагнитныя хлапан ЭПХХ, 3 — датчик-винт, 4 — датчик температуры Охлаждающей жщдкости, 5,6 — индуктивные датчики начала отсчета и угловых импульсов, 7 — Катушка зажигантя, 8 — свеча зажигания, 9 — монтажный блок предохранителей и реле, Ю — выключатель зажигания, 11 — аккумуляторная батарея % МПСЗ автомобиля «Москвич-214123» содержит два индуктивных датчика 5 м <5(рис. 51), один из которых регистрирует определенное положение коленчатого вала, а другой — его перемещение, контроллер (электронный блок управления) 1, две двухвыводные катушки зажипания 7, одна из которых обслуживает 1-й и 4-й цилиндры (KJi7, 4), а другая — 2-й и 3-й цилиндры (К32, 3), датчгик-винт 3 для регистрации закрытого положения дроссельной засдонки и электромагнитный клапан 2 для отключения подачи топлива на режшме принудительного холостого хода. Дополнительно МПСЗ использует сигнал с датчика 4 температуры охлаждающей жидкости, что обеспечивает работу двигателя при его недостаточном npoj-реве путем коррекции угла опережения зажигания.
• На двигателях ЗМЗ-4062.10 автомобилей ГАЗ-3102 «Волга» устанавливается! комплексная микропроцессорная система управления работой двигателя, формирующая на основании сигналов от
датчиков, установленных на двигателе, импульс электрического тока в первичных обмотках двухвыводных катушек зажигания и обмотках электромагнитных форсунок впрыска топлива. В результате микропроцессор формирует оптимальные команды угла опережения зажигания, количества и момента впрыска топлива, а также качества состава горючей смеси. На двигатель ЗМЗ-4062.10 устанавливаются комплексные системы управления на базе блока управления впрыском топлива LH-Jetronik (фирма «Bosch», Германия) и блока управления УОЗ-контроллером МС 2713 (Россия), а также системами с блокяки управления Микас-5-3 или БУМ-Р4. Характеристика основных типов распределителей, используемых на легковых автомобилях, приведена в табл. 11.
• Свеча зажигания. Для образования искрового разряда и зажигания рабочей смеси в камере сгорания двигателя служит свеча зажигания (рис. 52). Искра, воспламеняющая горючую смесь, образуется при подаче напряжения между центральным 5 и боковым 7 электродами. Для герметизации све- / —контактная головка, 2— чи по Центральному ЭЛеКТрОДу Применен изолятор, з— токопроводяший токопроводящий стеклогерметик 3. Герме- герметик, 4 — корпус, 5, 7 — ТИЧНОСТЬ МеЖДУ ИЗОЛЯТОРОМ И КОРПУСОМ ды, 6-тешюотводящая шай- свечи ДОСТИГаеТСЯ уПЛОТНИТСЛЬНОИ Про верхнему бортику изолятора. Свеча при работе двигателя подвержена высоким тепловым, электрическим, механическим и химическим нагрузкам. Температура газовой среды в камере сгорания колеблется от 70° до 2000...2700° С, а окружающего изолятор свечи воздуха в подкапотном пространстве двигателя колеблется от —60 до + 85° С. Из-за неравномерного нагрева в свече возникают тепловые деформации, особенно опасные из-за того, что в конструкции свечи использованы материалы с различными коэффициентами линейного расширения (металл, керамика). Свечи изготовляют с различной тепловой характеристикой (калильным числом), характеризующим способность свечи работать на двигателе без калильного зажигания (двигатель продолжает неравномерно работать при выключенном зажигании).
4 Все о легковом автомобиле
*" Частота вращении коленчатого вала вдвое больше. Между электродами свечи устанавливают зазор 0,6...0,9 мм при сбычной системе зажигания и 1,0... 1,2 мм —при транзисторной. В условном обозначении свечей зажигания первая буква указы-юет размеренность резьбы на корпусе (А—М14х1,25; Н—18x1,5), юследующие цифры —калильное число, первая буква за циф-1ами —длину резьбовой части корпуса (Н — 11 мм, Д — 19 мм, 1ри отсутствии буквы — 12 мм), последующие буквы: В —наличие выступаниш теплового конуса изолятора за торец корпуса, 1—герметизацию термощементом изолятора с центральным электродом. На некоторь>гх моделях автомобилей наряду с отечественными зогут использоваться импортные свечи зажигания, имеющие дру-:уто маркировку. 1.3.4. Система пуска Система пуска служит для начального вращения коленчатого ала двигателя и состоит из стартера, аккумуляторной батареи и тартерной цеши. Особенностью системы пуска автомобильных витателей является то, что мощность аккумуляторной батареи и ггартера близки. Поэтому при пуске двигателя напряжение акку-нуляторной батареи значительно изменяется в зависимости от тока, .* потребляемого стартером. В таких условиях на пуск двигателя большое влияние оказывают состояние аккумуляторной батареи (ее температура, степень заряженности, износ), надежность и чистота контактов стартерной электрической цепи. • Стартер автомобиля ВАЗ-2108 представляет собой четырехпо-люсный, четырехщеточныи электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением (рис. 53). Основные узлы стартера: корпус 16 (статор) с обмотками возбуждения, якорь 18 с обгонной муфтой 4, крышка 6 со стороны привода с рычагом 5, крышка 14 со стороны коллектора со щеткодержателями и тяговое реле. Крышки 6, 14 и корпус соединены двумя стяжными болтами. Внутри корпуса закреплены винтами четыре Р и с. 53. Стартер: / — ограничительное кольцо, 2 ■ — шестерня привода, 3 — ролик обгонной муфты, 4 — обгонная муфта, 5 — рычаг привода, 6 — крышка со стороны привода, 7—якорь реле, 8 — обмотка реле, 9 — контактная пластина, 10 — крышка реле, 11 — контактные болты, 12 — коллектор, 13 — щетка, 14 — крышка со стороны коллектора, 15 — кожух, 16 —корпус (статор), 17 —полюс статора, IS — якорь, 19 — поводковое кольцо стальных полюсц / 7, на которые надеты катушки обмотки. Корпус имеете с катушками и полюсами образует статор. Три катушки статора (сериесыыс) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовди) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера является смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту вращения исоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников, облегчает условия работы обгонной муфты и предотвращает разнос (разрушение обмоток) якоря. Якорь 18 состоит из вала, на который напрессованы сердечник, набранный из пластин электротехнической стали, и коллектор 12. В пазы сердечника уложена обмотка, выполненная из медной ленты. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора. Вал якоря нращается в двух мсталлокерамических втулках, пропитанных маслом. Задняя втулка запрессована в крышку 14, а передняя расположена в картере сцепления. Передний конец вала якоря входит в эту нтулку при закреплении стартера на картере сцепления. Р и с. 54. Муфта свободного хода (а) и принцип ее работы {б, в): 1 — втулка привода, 1 — пружина, 3 — поводковая муфта, 4 — буферная пружина, 5 — обойма, 6 — кожух, 7— ролик, 8 — ступица шестерни, 9 — шестерня, 10 —толкатель, 11 —пружина толкателя
В стартере применен коллектор торцевого типа, представляющий собой пластмассовый диск, в котором залиты медные контак-шыс пластины коллектора. , К внутренней стороне крышки 14 прикреплены четыре щеткодержателя с меднографитовыми щетками. Два щеткодержателя с положительными щетками изолированы от крышки текстолитовыми шайбами и втулками. Другие два щеткодержателя с отрицательными щетками приклепаны непосредственно к крышке, т. е. соединены с корпусом стартера. • На переднем конце вала якоря установлен привод стартера, При повороте ключа замка зажигания в положение «Стартер» через обмотки тягового реле стартера начинает идти ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается, и контакты реле замыкаются. Одновременно якорь реле через рычаг перемещает обгонную муфту с шестерней, которая, поворачиваясь со ступицей на винтовых шлицах, входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. При передаче вращения от стартера к венцу маховика ролики заклиниваются между ступицей 8 и обоймой 5, передавая вращение. После пуска двигателя шестерня 9я ступица ^вращаются быстрее, ролики выталкиваются в широкую часть обоймы, и крутящий момент передаваться не будет. Основные характеристики стартеров приведены в табл. 12. 1.3.5. Контрольно-измерительные приборы. Приборы освещения и сигнализации К контрольно-измерительным приборам относят амперметр, вольтметр, приборы и датчики температуры и давления, указатели уровня топлива, спидометр и тахометр. • Амперметр (рис. 55) служит для измерения силы зарядного и амперметр, тока нет, то якорь 3 устанавливается вдоль магнита 4, а стрелка 1 —против нулевого деления шкалы. Как только по цепи потечет ток, созданное вокруг шины 5 магнитное поле, взаимодействуя с полем магнита, отклонит якорь 3 и стрелку 1 вправо и влево в зависимости от направления тока. Чем больше ток, тем больше отклоняется стрелка. Отклонение ее к знаку «+» на шкале соответствует заряду, а к знаку «—» —разряду аккумуляторной батареи. У некоторых моделей автомобилей вместо амперметра (или наряду с ним) устанавливается контрольная лампа зарядного тока аккумулятора. • Вольтметр магнитоэлектрический, применяемый на послед Для контроля температуры охлаждающей жидкости и давления масла в смазочной системе двигателя применяют специальные приборы магнитоэлектрического типа, электрически связанные с соответствующими датчиками. • Указатель температуры охлаждающей жидкости состоит из Рис. 56. Указатели температуры охлаждающей жидкости (о) и давления масла в смазочной системе двигателя (б): / — постоянный магнит, 2, 3, 5 — обмотки, 4 —стрелка прибора, 6 — резистор, 7—источник напряжения, 8 — корпус датчика, 9 — терморезистор, 10 — пружина, 11 —мембрана, 12 — реостат; Д — датчик, П — приемка цилиндров, и приемника (логометра) П. В корпусе 8 датчика установлен диск, представляющий собой терморезистор 9. Терморезистор является полупроводником, сопротивление которого изменяется с изменением его температуры (уменьшается при нагревании и увеличивается при охлаждении). Внутри магнитного экрана корпуса прибора расположены неподвижные обмотки 2, 3 и 5, намотанные на капроновые колодки под углом 90° относительно друг друга и включенные в две параллельные ветви. На ось алюминиевой стрелки 4 установлен изготовленный в виде диска постоянный магнит 1, который удерживает стрелку в нулевом положении. При замыкании выключателя по обмоткам проходят токи в направлениях, указанных стрелками. Ток в обмотках J и 5 постоянный, а в обмотке 2 зависит от температуры в терморезисторе. При понижении температуры охлаждающей жидкости резко увеличивается сопротивление терморезисторов 9, ток в обмотке 2 и созданный ею магнитный поток уменьшается. Магнит 1 под действием равнодействующего магнитного потока обмоток" J и 5 поворачивает стрелку в сторону меньших температур. Счетчик спидометра состоит из системы валиков 11 и 12, взаимодействующих с помощью червячных передач. С валиком 11 связаны барабанчики счетчика, которые имеют на внутренней стороне обода зубья и связаны между собой штифтами, помещенными между каждой парой барабанчиков на кронштейнах. На наружной стороне обода барабанчиков — равные промежутки цифр от 0 до 9. • Приборы освещения и световой сигнализации: фары (блок-фары), подфарники, задние фонари, указатели поворота, фонари освещения номерного знака и багажника, плафоны освещения салона кузова, подкапотная лампа, лампа освещения щитка приборов, контрольные лампы (указателей поворота, габаритного освещения, дальнего света фар, задних противотуманных огней, стояночного тормоза, уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов, заряда аккумуляторной батареи, недостаточного давления масла в смазочной системе двигателя, резерва топлива в баке, обогрева заднего стекла), фонари света заднего хода. Для корректировки угла наклона пучка света фар в зависимости от нагрузки на легковых автомобилях устанавливают электро- или гидрокорректор фар с ручной регулировкой. Рис. 59. Звуковой сигнал: 1 — мембрана, 2 — зажим, 3 — обмотка электромагнита, 4 — регулировочные гайки, 5 — пластина подвижного контакта, 6 — сердечник электромагнита, 7 — штифт, 8 — контакты, 9 — пружина с подвижным контактом, 10, 11 —якорь, 12 —рессорная подвеска, 13 — резонатор
Рис. 60. Стеклоочиститель: /—ось рычага щетки, 2 — рычаг щетки, 3 —щетки, 4 — стекло, 5 — коллектор, 6 — корпус электродвигателя, 7— якорь, 8 — корпус редуктора, 9 — вал электродвигателя с червяком, 10 — червячное колесо
Р и с. 61. Монтажный блок автомобиля «Москвич»: / — реле включения очистителей фар (Кб), 2 — реле времени омывателя заднего стекла (К1), 3 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2), 4 — реле стеклоочистителя (КЗ), 5 — контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп, 6 — реле включения обогрева заднего стекла (К 10), 7 — запасной предохранитель, 8, 9 — реле включения дальнего (К5) и ближнего (К11) света фар, 10 — предохранитель, 11 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9), 12 — реле включения звукового сигнала (К8)
Реле-прерыватель обеспечивает прерывистое горение сигнальных и контрольных ламп при включении переключателя указателей поворота, а также мигание всех ламп указателей поворота при включении аварийной сигнализации. Частота мигания ламп 90 +30 раз в минуту. Рычаг переключателя указателей поворота, расположенный под рулевым колесом, возвращается в исходное положение автоматически. • Звуковые сигналы (рис. 59) электромагнитного вибрационного типа устанавливаются на кронштейнах с рессорными подвесками. • Стеклоочиститель с электрическим приводом служит для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков и обеспечения надлежащей видимости. Электродвигатель стеклоочистителя с редуктором и системой приводных рычагов расположен под панелью воздухозаборника. На автомобиле ГАЗ-3102 установлен стеклоочиститель СЛ136. Стеклоочиститель (рис. 60) состоит из электропривода, включающего редуктор и электродвигатель, концевого выключателя, основания рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя. Червяк редуктора выполнен вместе с валом электродвигателя. В зацеплении с червяком находится червячное колесо, ось которого связана с рычажной системой, приводящей щетки в движение. После включения переключателя электродвигатель выключается не сразу, и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до нижнего положения. В этот момент концевой выключатель, работающий параллельно с основным переключателем, выключит цепь, электродвигатель остановится, и щетки расположатся у нижнего уплотнителя ветрового стекла. • Для защиты электрических цепей и приборов системы элект но ТРАНСМИССИЯ Трансмиссия автомобиля служит для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам и изменения этого усилия в соответствии с условиями движения автомобиля, а также для отключения двигателя от ведущих колес.
• Механизм трансмиссии легковых автомобилей при классической компоновке заднеприводного автомобиля состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и заднего ведущего моста, который включает главную передачу, дифференциал и полуоси (см. рис. 3). В некоторых моделях легковых автомобилей повышенной комфортабельности с ведущим задним мостом вместо сцепления и коробки передач применена автоматическая передача, состоящая из гидротрансформатора и планетарного редуктора с автоматическим управлением коробки передач. • У автомобилей со всеми ведущими колесами, выполненными по схеме 4x4 (ВАЗ-2121, УАЗ-3151, ЛуАЗ-969), кроме того, установлены раздаточная коробка, передний карданный вал и передний ведущий мост. Схема расположения механизмов трансмиссии полноприводного автомобиля ВАЗ-2121 показана на рис. 62. Непосредственно за двигателем <5смонтированы последовательно сцепление 7и коробка передач 8. Раздаточная коробка / установлена отдельно от силового блока, под кузовом, на двух кронштейнах с запрессованными резиновыми подушками. Крутящий момент от коробки передач <? посредством промежуточного вала 9 передается на ведущий вал раздаточной коробки 1, от нее карданными валами 3 и 11,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|