Сопряженных деталей двигателей 6 глава
Р и с. 63. Схема переднеприводной трансмиссии при поперечном (а) и продольном (б) расположениях двигателя: / — первичный вал коробки передач, 2 — сцепление, 3 — полуось, 4 — главная передача, 5 — вторичный вал коробки передач имеющими по два шарнира и по одной скользящей шлицевой вилке, вращение передается на ведущие мосты. • На моделях легковых автомобилей со всеми ведущими колесами — при продольном расположении двигателя —привод передних и задних колес осуществляется без использования раздаточной коробки с передачей крутящего момента двумя карданными валами непосредственно от коробки передач. • У автомобилей ЗАЗ-968М и всех отечественных переднеприводных автомобилей коробка передач, главная передача и дифференциал выполнены в едином корпусе, а привод к колесам осуществляется посредством полуосей с шарнирами равных угловых скоростей. Схема трансмиссии с приводом на передние ведущие колеса при поперечном и продольном расположениях двигателя показана на рис. 63. Характеристики трансмиссий легковых автомобилей приведены в табл. 13. Таблица 13. Основные данные агрегатов трансмиссии
* 1.4.1. Сцепление Сцепление представляет собой фрикционную муфту, в которой передача крутящего момента происходит за счет силы трения. Оно позволяет кратковременно отсоединять вращение коленчатого вала двигателя от вращения первичного вала коробки передач и вновь плавно соединять их. • На современных моделях легковых автомобилей устанавливается однодисковое сухое сцепление с одной центральной диафраг-менной пружиной 10 в виде усеченного конуса (рис. 64). Пружина 13 12 И Рис. 64. Диафрагменное сцепление: / —шпилька, 2 — кожух сцепления, 3 — звено, 4 — опорное кольцо, 5 — пята, 6 — выжимной подшипник, 7 — обойма подшипника, 8 — сальник, 9 — стяжной палец, 10 — диафрагмснная пружина, 11 — нажимной диск, 12 — ведомый диск, 13 — картер, 14 — маховик, 15 — щиток, 16 — ведущий вал коробки передач, 17 — демпферная пружина диска отштампована из листовой пружинной стали толщиной 0,9 мм. Радиально расположенные 18 лепестков пружины не только создают упругие элементы, но и одновременно являются выжимными рычагами. Конструктивно сцепление с диафрагменной пружиной выполнено в виде двух неразборных узлов. Один состоит из нажимного диска 11 в сборе с диафрагменной пружиной и кожухом 2, другой —
из ведомого диска 12 с гасителем крутильных колебаний. Сцепление заключено в картер 13, крепящийся к блоку двигателя. Для выключения сцепления служит скользящая муфта с подшипником 6, усилие на которую передается от педали управления через гидравлический или тросовый привод. Крутящий момент от двигателя через маховик и нажимной 10 диск 11 передается ведомому диску 12, а от него через демпферные пружины 17, ступицу ведомого диска и шлицевое соединение — ведущему валу коробки передач 16.
При нажатии на педаль муфта выключения, перемещаясь вместе с подшипником в сторону маховика, давит через упорный фланец, к которому приклеено фрикционное кольцо, на лепестки диафрагменной пружины. При этом наружная кромка пружины, перемещаясь в периферийными обратном направлении, отходит от кольцевого вы- • На автомобилях ГАЗ-24 и ЗАЗ-968 установлено сухое одноди-сковое сцепление с периферийными нажимными пружинами (рис. 65). К маховику.^'привернут кожух 14 с гнездами для нажимных
Р и с. 66. Гидравлический привод выключения сцепления: /—трубопровод, 2 — главный цилиндр, 3 — пружина педали, 4 — пружина муфты подшипника, 5 — шаровая опора вилки, 6 — вилка выключения сцепления, 7 — оттяжная пружина, 8 — педаль, 9 — толкатель рабочего цилиндра, 10 — рабочий цилиндр ,7 Р и с. 67. Тросовый привод выключения сцепления: /—выжимной подшипник, 2, 9 — рычаги, 3 — грязезащитный чехол, 4 — регулировочная втулка, 5 — контргайка, 6 — оболочка троса, 7 — перегородка кузова, 8 — трос, 10 — педаль, 11 —рычаг выжимного подшипника пружин 6 и 7. Когда сцепление включено, нажимной диск 1 под действием пружин прижимает к торцовой поверхности маховика ведомый диск 5, сидящий на шлицах ведущего вала 10 коробки передач. Выключают сцепление отводя муфту 9, действующую на нажимной диск посредством рычага 4. К ведомому диску приклепаны фрикционные накладки из материала с большим коэффициентом трения. Демпферные пружины служат для быстрого гашения крутильных колебаний, передаваемых сцеплению от коленчатого вала двигателя. • Легковые автомобили имеют гидравлический или механиче У механического тросового привода выключения сцепления (рис. 67) при нажатии на педаль 10 трос 8 воздействует на рычаг 2, связанный посредством оси с рычагом 11, который перемещает выжимной подшипник 1.
1.4.2. Коробка передач Для изменения крутящего момента на ведущих колесах при различном сопротивлении движения автомобиля, обеспечения возможности движения задним ходом, а также длительного отсоединения двигателя от ведущих колес, например при стоянке автомобиля или при продолжительном движении его по инерции, служит коробка передач. • Коробки передач по принципу действия бывают бесступенча Для получения нужной тяговой силы водитель вводит в зацепление шестерни с различным числом зубьев. Ступенчатая коробка передач (см. рис. 62) установлена за сцеплением и прикреплена к картеру сцепления. По конструктивному признаку ступенчатые коробки передач подразделяют на трех- и двухвальные, принцип работы которых показан на рис. 68. На первичной вал 1 передается крутящий момент от двигателя. При движении автомобиля вперед в трехвальной коробке передач (рис. 68, а) крутящий момент передается через шестерни 2 и /постоянного зацепления, промежуточный вал 5 и шестерни 6 и 3 на вторичный вал 4, соединенный с ведущими колесами автомобиля.
a Рис. 68. Схема работы трех-вальной (о) и двухвальной (б) коробок передач при включении понижающей (I), прямой (II) передач и передачи заднего хода (III): 1, 5 — первичный и промежуточный валы, 2 — шестерня первичного вала, 3, 8 — шестерни вторичного вала, 4 — вторичный вал, 6, 7, 10 — шестерни промежуточного вала, 9 — промежуточная шестерня Крутящий момент на промежуточном валу 5 больше крутящего момента на первичном валу 1, так как диаметр шестерни 7 больше диаметра шестерни 2. В свою очередь, крутящий момент на вторичном валу больше крутящего момента на промежуточном валу. При включении прямой передачи крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 4.
Движение автомобиля задним ходом происходит благодаря промежуточной шестерне 9, введенной между шестернями 8 и 10, вследствие чего вторичный вал 4 вращается в сторону, противоположную вращению первичного вала. В двухвальной коробке передач (рис. 68, б) крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 4. Рис. 69. Коробка передач четырехступенчатая автомобиля ГАЗ-3102: /, 13 — первичный и вторичный валы, 2 — картер, 3 — муфта синхронизатора III—IV передач, 4 — вилка переключения, 5 — шток, б, 7—-шестерни III и II передач, 8 — муфта синхронизатора I и II передач, 9 — шестерня I передачи, 10 — рычаг переключения, // —крышка коробки передач, 12 — удлинитель, 14 — вилка карданного вала, 15 — промежуточная шестерня заднего хода, 16 — блок шестерен промежуточного вала, 17 —ось
Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла, юливаемого в картер до уровня контрольной конической пробки. • Коробка передач автомобиля ГАЗ-3102, выполненная по трехпольной схеме (рис. 69), четырехступенчатая с четырьмя передачами переднего и одной передачей заднего хода. Картер 2 коробки является основанием, в котором собраны все ее основные части. I 1а передней стенке картера есть гнездо, в котором на подшипнике расположен первичный вал 1. Свободныц конец этого вала имеет опорный хвостовик и шлицы для установки ведомого диска сцепления. Задняя часть первичного вала выполнена как одно целое с шестерней, которая постоянно зацеплена с блоком шестерен 16 промежуточного вала. В расточке шестерни первичного вала установлен роликовый подшипник — первая опора вторичного вала 13. Вторая опора этого вала выполнена в задней стенке картера на шариковом подшипнике. Поскольку вторичный вал имеет большую длину, введена третья его опора, расположенная в конце удлинителя 12 в виде подшипника скольжения. На шлицах вторичного вала насажена ступица, с наружными зубьями, по которым перемещаются в осевом направлении муфта .1 синхронизатора III и IV передач и муфта <? синхронизатора I и II передач. Шестерни 6, 7 и 9 передач переднего хода установлены на валу и вращаются свободно. При включении передачи внутренние зубья муфты синхронизатора зацепляются с зубчатым венцом соответствующей шестерни, которая жестко блокируется через ступицу синхронизатора с вторичным валом. На шлицевом конце вторичного вала в удлинителе установлена скользящая вилка 14 карданного вала. Промежуточный вал в виде блока шестерен 7 б вращается на трех игольчатых подшипниках на оси 17. Шестерни промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями первичного и вторичного валов.
Для уменьшения шума при работе коробки передач шестерни постоянного зацепления выполнены косозубыми, вследствие чего при передаче крутящего момента на шестернях возникают осевые силы, для восприятия которых с обеих сторон промежуточного вала установлены упорные бронзовые шайбы. Промежуточная прямозубая шестерня заднего хода установлена на бронзовой втулке на оси, закрепленной в стенках картера. Включение передачи заднего хода происходит при одновременном зацеплении шестерни 15 с прямозубой шестерней блока шестерен 16 и зубчатым венцом муфты синхронизатора. Безударное переключение передач переднего хода обеспечивают синхронизаторы, с помощью которых выравниваются скорости вращения вводимых в зацепление шестерен. • Синхронизатор III и IV передач автомобиля ВАЗ-2105 (рис. 70) состоит из ступицы 8, скользящей муфты 2, двух блокирующих колец 3, пружин 4 и зубчатых венцов. Блокирующее кольцо соединяется внутренним венцом с прямозубым венцом 5 вторичного вала коробки передач и удерживается на венце стопорным кольцом 11. Между блокирующим кольцом и упорной шайбой установлена Рис. 70. Схема работы синхронизатора (III и IV передач автомобиля ВАЗ-2105): а—нейтральное положение, б — начало включения III передачи, в —включение III передачи; / —вилка переключения III и IV передач, 2 — муфта синхронизатора, 3 — блокирующее кольцо, 4 — возвратная пружина, 5 —зубчатый венец шестерни III передачи, 6 — шестерня III передачи, 7 — вторичный вал, 8 — ступица, 9 — шлицы ступицы вторичного вала, 10, 11 — стопорные кольца, 12 — венец синхронизатора IV передачи, 13 — подшипник, 14 — первичный вал, 15 — шлицы муфты синхронизатора, 16 —зубья блокирующего кольца пружина 4, которая поджимает блокирующее кольцо к стопорному кольцу 11. Кольцо J синхронизатора таким же образом соединяется с венцом синхронизатора шестерни III передачи первичного вала. Каждое блокирующее кольцо имеет коническую поверхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при включении передачи конусная часть скользящей муфты 2. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муфтой. Скользящая муфта 2 внутри имеет шлицы, а снаружи — кольцевую проточку для вилки / переключения передач. Муфта расположена на шлицах ступицы 8, жестко связанной с вторичным валом. Рис. 71. Раздаточная коробка передач автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»: 1 — ведущий вал ,2,4 — шестерни низшей и высшей передач, 3 — муфта переключения передач, 5 — промежуточный вал, 6 — вал привода заднего моста, 7—шестерня, 8 — корпус дифференциала, 9 — сателлит, 10 — шестерня дифференциала, 11 — вал привода переднего моста, 12 — муфта блокировки дифференциала • На полноприводных легковых автомобилях в механизм силовой передачи установлена раздаточная коробка, которая связана с основной коробкой передач посредством промежуточного карданного вала с резиновой упругой муфтой. Такое сочетание позволяет снизить ударные нагрузки в трансмиссии, частично компенсировать перемещения раздаточной коробки и неточности ее установки относительно коробки передач. • Раздаточная коробка передач автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» (рис. 71) двухступенчатая с двумя рычагами управления. Высшая передача для хороших дорог имеет передаточное отношение 1, 2; низшая, используемая на труднопроходимых участках, крутых подъемах и т. п.,— 2,135. Для переключения с высшей передачи на низшую служит муфта 3, перемещаемая по первичному валу. В раздаточную коробку встроен межосевой дифференциал 8, позволяющий колесам передней и задней осей катиться» с разной скоростью при поворотах, неровностях дороги и т. д., компенсируя неизбежное в таких случаях проскальзывание колес. Для выравнивания крутящего момента валов 6 и 11 привода ведущих осей автомобиля при различном дорожном сопротивлении (бездорожью) межосевой дифференциал имеет муфту 12 механизма блокировки, который дает водителю возможность в нужный момент жестко соединить вал привода передней оси 11 и корпус межосевого дифференциала, исключая относительное вращение переднего и заднего карданных валов. • На переднеприводных автомобиляхкоробка передач выполнена в виде единого агрегата с главной передачей. • Коробка передач автомобиля «Москвич-2141» (рис. 72) двух-вальная, трехходовая, пятиступенчатая. Первичный вал бтрехопор-ный. Опоры расположены в хвостовике коленчатого вала и в стенках картеров главной передачи и коробки передач. Вторичный вал 18 выполнен заодно с ведущей шестерней 5 главной передачи. Шестерни главной передачи имеют гипоидное зацепление. Следует иметь в виду, что картеры главной передачи и коробки передач для обеспечения высокой точности и бесшумности работы зубчатых зацеплений проходят совместную окончательную обработку и имеют общую маркировку, поэтому не допускается распаривание или замена одного из двух картеров. Нарушение данного требования приведет к потере соосности подшипниковых гнезд первичного и вторичного валов и выходу из строя коробки передач. Парные шестерни переднего хода находятся в постоянном зацеплении. Соединение свободно вращающихся шестерен переднего хода с валами при включении передач осуществляется шлицевыми муфтами синхронизаторов. Все передачи переднего хода синхронизированы. Для I, II, III и IV передач применены симметричные синхронизаторы двустороннего действия пальчикового типа. В V передаче
/; 16 is n и и Рис. 73. Механизм управления коробкой передач автомобиля «Москвич-2141»: / — крышка коробки передач, 2 — переключатель, 3 — передний шарнир вала управления, 4 — вал управления, 5 — чехол тяга, 6 —рычаг, 7—задний шарнир вала управления, 8 — чехол шарнира, 9, 13 — верхний и нижний вкладыши, 10 — пол кузова, 11 — опора механизма, 12 — крышка шарнира, 14 — сфера рычага, 15 — тяга основания, 16 —шарнир, 17 —задняя опора силового агрегата используется односторонний синхронизатор меньшей размерности. Принцип работы синхронизаторов обеих размерностей общий. В коробке передач автомобиля «Москвич-2141» предусмотрена принудительная смазка опор свободно вращающихся шестерен: I и II передач — через осевые и радиальные отверстия во вторичном валу, IV и V — по конусам примыкающих к ним колец. Коробка передач автомобиля «Москвич-2141» управляется дистанционным механизмом (рис. 73), рычаг (^которого расположен на полу кузова автомобиля. Верхний и нижний вкладыши шарового шарнира рычага размещены на тяге 15 основания, эластично связанного посредством опоры 11 с полом кузова автомобиля и через шарнир 16 с коробкой передач. Избрание и включение передач осуществляется валом 4, шарнирно связанным с переключателем. • На автомобилях ВАЗ-2108 и его модификациях в зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей. Первичный вал (рис. 74) выполнен в виде блока ведущих шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми
шестернями передач переднего хода. Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу 16. Кроме них на валу установлены два синхронизатора 12 и 14. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал главной передачи —двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 9. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи. У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы на выходе из картера удлинены. На этой части валов расположены ведущая и ведомая шестерни V передачи и ее синхронизатор. 1.4.3. Карданная передача Карданная передача автомобиля служит для передачи крутящего момента от коробки передач к одному ведущему мосту-Жли от раздаточной коробки к нескольким ведущим мостам под изменяющимся углом. Карданные валы должны вращаться равномерно без биения и значительных крутильных колебаний при любой скорости автомобиля. Чтобы уменьшить опасность биения и крутильного Рис. 75. Карданная передача заднеприводного автомобиля ВАЗ: /, 5 — передний и задний карданные валы, 2 — промежуточная эластичная опора, 3, 4 — резиновая и дистанционная втулки, 6 — задний карданный шарнир, 7 — поперечина, 8 — балансировочная пластина, 9 — кронштейн, 10 — эластичная муфта, // — болт, соединяющий упругую муфту с фланцем вторичного вала коробки передач, 12 — фланец, 13 — резиновый элемент муфты, 14 — вкладыш муфты, 15 — болт, соединяющий упругую муфту с фланцем переднего карданного вала, 16 — фланец переднего карданного вала, 17 —обойма, 18 — сальник, 19 — пробка, 20 — уплотнитель, 21 — гайка, 22 — грязеотражатель, 23 — вторичный вал коробки передач, 24 — стопорное кольцо, 25, 29 — карданные вилки, 26 — стопорные кольца, 27 — игольчатый подшипник, 28 — сальник с обоймой, 30 — крестовина, 31 —гайка, 32 — шариковый подшипник, 33 — пылеотражатель колебания, у многих автомобилей применена карданная передача из двух валов с карданными шарнирами и промежуточной опорой. При наличии карданных шарниров с обеих сторон карданного вала передача называется двойной.
• Карданная передача заднеприводного автомобиля ВАЗ состоит из переднего 1 (рис. 75) и заднего 5карданных валов, двух шарниров на игольчатых подшипниках, эластичной муфты 10 и промежуточной опоры 2; карданный шарнир состоит из двух закрепленных на налах вилок 25 и 29 я крестовины 30, которая соединяет вилки между собой. На шипы крестовины надеты корпуса игольчатых подшипников 27, которые фиксируются в отверстиях вилок стопорными кольцами 26. Под передним карданным валом расположен кронштейн 9, обеспечивающий безопасность движения автомобиля в случае разъединения передней части карданной передачи. Оба карданных вала изготовлены из тонкостенной стальной трубы. У переднего с обеих сторон приварены шлицевые наконечники. На шлицах переднего наконечника расположен фланец 16, Смазка в шлицевое соединение нагнетается через отверстие, которое закрывается пробкой 19. Шлицевое соединение с одной стороны уплотнено сальником 18, с другой — уплотнителем 20, который поджимается к торцовой поверхности фланца 16 эластичной муфтой. Задний наконечник переднего карданного вала опирается на шариковый подшипник промежуточной опоры 2. На шлицы нако- j нечника установлена вилка карданного шарнира. Для поглощения вибраций карданной передачи подшипник расположен в резиновой упругой подушке, конфигурация которой обеспечивает переднему карданному валу небольшое осевое перемещение. Промежуточная опора крепится к поперечине 7, установленной на полу кузова. Болты крепления поперечины приварены к кузову, и на них надеты дистанционная 4 и резиновая втулки. На концах трубы заднего карданного вала приварены вилки карданных шарниров. У заднего карданного шарнира 6 вилка имеет 1 фланец, которым она крепится болтами с самоконтрящимися гай-1 ками к фланцу ведущей шестерни главной передачи. 1.4.4. Главная передача Главная передача служит для увеличения крутящего момента в I постоянное число раз, представляет собой одинарный шестеренча-1 тый редуктор. При классической компоновке автомобиля с ведущим задним 1 мостом главная передача с дифференциалом расположена в картере | заднего моста, при переднем приводе она выполняется в едином | корпусе с коробкой передач (см. рис. 72 и 74). Во избежание пробук-совывания одного из колес оси вместе с главной передачей на автомобиле установлен дифференциал, а передача крутящего мо- | мента к колесам осуществлена полуосями. • Главная передача заднеприводного автомобиля ГАЗ-3102 «Волга», размещенная в заднем мосту (рис. 76), состоит из ведущей конической шестерни 15, выполненной как одно целое со своим валом, и ведомой шестерни 22, установленной на коробке дифференциала 16 и вращающейся вместе с ней в конических роликовых подшипниках. Гнезда подшипников расточены в картере 19 и крышке картера 24. При этом картер заднего моста может быть
Рис. 76. Главная передача заднего ведущего моста автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»: /, 2 —-пробки маслосливного и маслоналивного отверстий, 3 — стопорный штифт оси сателлитов, 4 — ось сателлитов, 5 — сателлит, 6 — полуосевая шестерня, 7,8 — задний и передний подшипники, 9 —грязеотражатель, 10 — фланец ведущей шестерни, //—сальник, 12 —внутреннее кольцо подшипника, 13 — регулировочная шайба, 14 — регулировочное кольцо, 15, 22 — ведущая и ведомая шестерни, 16 —коробка дифференциала, 17 — полуось, 18 — правый кожух полуоси, 19 — картер, 20, 25 — подшипники дифференциала, 21, 23 — регулировочные прокладки подшипников дифференциала, 24 — крышка картера, 26 — левый кожух полуоси
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|