16. Прокомментируйте утверждение белорусского профессора психологии Якова Львовича Коломинского: «читайте художественную литературу – в неё вместилась вся психология».
16. Прокомментируйте утверждение белорусского профессора психологии Якова Львовича Коломинского: «читайте художественную литературу – в неё вместилась вся психология». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Модуль 4. Теоретико-методологические основы и направления психологической помощи Специфика психологической помощи в рамках различных теоретических ориентаций. Характер теоретического подхода как основание выделения вида психологической помощи. Задания А. 1. Проанализируйте высказывания, найдите в них указания на теорию, в которой работает психолог: А. «Программа подкрепления и жетонная система могут включать в себя сотрудничество со значимыми другими из окружающей среды клиентов и их обучение. Например, консультант могут посчитать необходимой работу с преподавателями и родителями с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или детских групп». ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ Б. «Цель работы психолога – помочь клиенту обрести жизненную позицию «я о‘кей – ты о‘кей». Перед клиентами, которые, получив определённый опыт, превратились из принцев в лягушек, ставятся две основные задачи. Первая задача – почувствовать себя лучше или «сделать успехи». Вторая задача – получение автономии и формирование интегрированного взрослого». ________________________________________________________
________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 2. Определите, к какому направлению помощи относится позиция польского психолога Ежи Мелибруда: « Я верю, что ты вполне можешь справиться со своими жизненными проблемами. Верю, что никто тебе не сможет помочь лучше, чем ты сам. Каким бы ни было твоё нынешнее состояние, как бы сильно ты ни страдал, ни мучился, ни переживал, как бы сильно не поколебалась твоя вера в себя, ты можешь. Если захочешь, стать сильнее и сам пойти дальше, быстрее, успешнее. Я не хочу и не могу пройти этот путь вместо тебя. Если ты согласишься, я могу составить на некоторое время тебе компанию, потому что хочу помочь тебе, но только в том, чтобы ты сам лучше помогал себе. Когда-нибудь, возможно, мы поменяемся ролями». ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ ________________________________________________________ 3. Семья психологов (В. Квинн). Определите, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальти-стской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Обоснуйте свое решение. Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они – психологи. Мальчик (плаксиво). Не буду пать один. Буду пать байтами, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно. Мать. Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного. Дядя Гена. Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.
Тетя Рая. О Гена, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения. Дедушка. Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу. Отец. Я согласен, печенье – это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте? Мальчик. В тимате ис шкафа выизают стьяашные тюдовисси. Отец. Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти? Мальчик. Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Устая пьинести мне питенья, тетю Ею – посмотьеть мои газки, маму – сказать, како я был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.
Приведите свои мнения и их обоснования по каждому персонажу: а) мать___________________________________________________ б) отец___________________________________________________ в) дядя Гена______________________________________________ г) тетя Рая________________________________________________ д) дедушка________________________________________________ е) мальчик________________________________________________ 4. Прочитайте приведенные ниже описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них – психоанализа, клиент-центрированной психотерапии, гештальттерапии, экзистенциальной терапии, когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии или бихевиоральной психотерапии. 1. Психотерапевт комментирует каждое движение Виктора – кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову. ______________________________________________________ 2. Саша стесняется торговать. Психотерапевт дает ей задание на дом – она должна наняться на работу в местный торговый центр и продавать там изделия ручного труда. ______________________________________________________ 3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попытаться расслабиться и вспомнить как можно больше. ______________________________________________________ 4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жизненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истинный смысл своей жизни.
______________________________________________________ 5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед полетом. На прошлой неделе психотерапевт взял его с собой в самолет. На следующей неделе Вячеслав сам вырулит по взлетной полосе в том же самолете. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет у него навсегда. ______________________________________________________ 6. На сеансе у психотерапевта Жанна говорит больше психотерапевта, а он внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее. ______________________________________________________ 7. Марк уверен, его плохие оценки в колледже означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психотерапевт говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились. ______________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|