Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16. Прокомментируйте утверждение белорусского профессора психологии Якова Львовича Коломинского: «читайте художественную литературу – в неё вместилась вся психология».




16. Прокомментируйте утверждение белорусского профессора психологии Якова Львовича Коломинского: «читайте художественную литературу – в неё вместилась вся психология».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Модуль 4. Теоретико-методологические основы и направления психологической помощи

Специфика психологической помощи в рамках различных теоретических ориентаций. Характер теоретического подхода как основание выделения вида психологической помощи.

Задания А.

1. Проанализируйте высказывания, найдите в них указания на теорию, в которой работает психолог:

А. «Программа подкрепления и жетонная система могут включать в себя сотрудничество со значимыми другими из окружающей среды клиентов и их обучение. Например, консультант могут посчитать необходимой работу с преподавателями и родителями с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или детских групп».

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

Б. «Цель работы психолога – помочь клиенту обрести жизненную позицию «я о‘кей – ты о‘кей». Перед клиентами, которые, получив определённый опыт, превратились из принцев в лягушек, ставятся две основные задачи. Первая задача – почувствовать себя лучше или «сделать успехи». Вторая задача – получение автономии и формирование интегрированного взрослого».

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Определите, к какому направлению помощи относится позиция польского психолога Ежи Мелибруда:

« Я верю, что ты вполне можешь справиться со своими жизненными проблемами. Верю, что никто тебе не сможет помочь лучше, чем ты сам. Каким бы ни было твоё нынешнее состояние, как бы сильно ты ни страдал, ни мучился, ни переживал, как бы сильно не поколебалась твоя вера в себя, ты можешь. Если захочешь, стать сильнее и сам пойти дальше, быстрее, успешнее. Я не хочу и не могу пройти этот путь вместо тебя. Если ты согласишься, я могу составить на некоторое время тебе компанию, потому что хочу помочь тебе, но только в том, чтобы ты сам лучше помогал себе. Когда-нибудь, возможно, мы поменяемся ролями».

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Семья психологов (В. Квинн). Определите, какой точки зрения придерживает­ся каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальти-стской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Обоснуйте свое решение.

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родствен­ников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они – психологи.

Мальчик (плаксиво). Не буду пать один. Буду пать байта­ми, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать. Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, по­чему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался че­го-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессозна­тельного.

Дядя Гена. Да не трать ты времени попусту! Просто поло­жи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Рая. О Гена, вечно ты придаешь значение частно­стям. Скорее всего, Николаша пока еще очень слабо осозна­ет, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосве­щенного помещения.

Дедушка. Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу вы­яснить, что он сам думает по этому поводу.

Отец. Я согласен, печенье – это не выход... Вот что, ма­лыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик. В тимате ис шкафа выизают стьяашные тюдовисси.

Отец. Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?

Мальчик. Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Устая пьинести мне питенья, тетю Ею – посмотьеть мои газки, маму – сказать, како я был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.

 

Приведите свои мнения и их обосно­вания по каждому персонажу:

а) мать___________________________________________________

б) отец___________________________________________________

в) дядя Гена______________________________________________

г) тетя Рая________________________________________________

д) дедушка________________________________________________

е) мальчик________________________________________________

4. Прочитайте приведенные ниже описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии яв­ляется каждое из них – психоанализа, клиент-центрирован­ной психотерапии, гештальттерапии, экзистенциальной те­рапии, когнитивной терапии, рационально-эмотивной те­рапии или бихевиоральной психотерапии.

1. Психотерапевт комментирует каждое движение Викто­ра – кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову.

______________________________________________________

2. Саша стесняется торговать. Психотерапевт дает ей зада­ние на дом – она должна наняться на работу в местный торговый центр и продавать там изделия ручного труда.

______________________________________________________

3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попыта­ться расслабиться и вспомнить как можно больше.

______________________________________________________

4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жиз­ненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истинный смысл своей жизни.

______________________________________________________

5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед полетом. На прошлой неделе психотерапевт взял его с со­бой в самолет. На следующей неделе Вячеслав сам выру­лит по взлетной полосе в том же самолете. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет у него на­всегда.

______________________________________________________

6. На сеансе у психотерапевта Жанна говорит больше пси­хотерапевта, а он внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

______________________________________________________

7. Марк уверен, его плохие оценки в колледже означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психотерапевт го­ворит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.

______________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...