Этапы развития теории и практики реставрации.
В истории культуры можно обнаружить несколько типов отношения к памятникам прошлого. До нас не дошло бы никаких духовных и материальных ценностей древности, если бы шаманы, а затем правители, жрецы и священники не сохраняли их. История донесла до нас рассказ о том, что Александр Македонский (356 — 323 до н.э.), завоевав Вавилон в 331 году до н.э., приказал своим ветеранам заняться расчисткой и восстановлением сильно обветшавшей Вавилонской башни. Древние «реставрации» всегда носили утилитарный, прагматический характер. Произведения древности восстанавливались не как документы истории, но как носители актуальных значений с актуальными функциями. Древняя Русь церковные правила 11 века, митрополита Иоанна(сохранение иконы в отдельных местах). Альбрехт Дюрер (16 век), писал в набросках к Введению трактата о пропорциях(не следует уничтожать произведения). Избирательный характер наследования всегда приводил к отрицанию некоторых, а иногда и многих, ценностей и, следовательно, их материальных носителей, унаследованных от прошлого. Вплоть до конца XVIII столетия восстановление означало, прежде всего, приспособление объекта к новым функциям. В эпоху раннего христианства, например, античные базилики, приспосабливались под христианские храмы, которые позднее, спустя столетия, украшались ренессансными или барочными порталами. В истории живописи обновление, то есть переписывание произведений, чаще всего превосходило потребности простого ремонта и служило средством приведения изображения в соответствие с художественными вкусами эпохи. Наиболее ярко эти тенденции обнаруживаются на примере русских икон, обновление которых ради поддержания религиозной действенности было естественным в течение веков. Только в эпоху Ренессанса стала складываться потребность в сохранении художественного наследия, но не всей предшествующей истории, а лишь античного времени, в памятниках которого стали видеть великие образцы для подражания Под влиянием новых эстетических устремлений на историческую сцену выходит первая идея реставрации: восстановление первоначального вида произведения. Можно со всей уверенностью причислить к числу авторов упомянутой идеи великого Рафаэля(изобразил в точных рисунках постройки города и сохранил от разрушения наиболее ценные античные мраморы). В России труды Василия Николаевича Татищева (1686 — 1750), Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765). Формирование научных взглядов на реставрацию в большой мере связано со становлением научной методологии исторических дисциплин. Археологические раскопки Помпей и Геркуланума, предпринятые в середине XVIII столетия, дали мощный толчок развитию научного искусствознания. В трудах Иоганна Иоахима Винкельмана произведения искусства впервые становятся объектами исторического анализа, то есть рассматриваются как памятники культуры. Попытался ограничить реставрацию определенной научной методикой, в основу которой он положил тщательное изучение памятников, их сравнительное сопоставление, привлечение различных исторических документов, археологических и других данных. Ученый критически оценивал античные статуи, восстановленные реставраторами без учета исторических и художественных особенностей. XIX век стал временем бурного развития методологии науки, ее естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В середине этого столетия сложились предпосылки возникновения теории реставрации, подготовленные успехами археологии и искусствознания. Наиболее резко возражал против всяких попыток вторжения в художественную ткань памятников зодчества английский писатель и художественный критик Джон Рескин,«Реставрация, — писал он, имея в виду произвольные восстановления, — означает самое полное разрушение, которое только способно испытать здание, разрушение без остатка, разрушение, сопровождаемое фальшивым описанием разрушенной вещи». В России в эти же годы прозвучали, очень близкие по своей сути высказываниям Дж. Рескина, слова археолога Ивана Петровича Сахарова. Однако концепции XIX столетия основывались на убеждении, что глубокое знание истории искусств, анализ стилистики конкретных произведений, систематизация аналогов по ряду формальных признаков. Формирование реставрационной теории проходило под огромным влиянием эстетики романтизма. Наиболее последовательно новые взгляды на реставрацию выразились в теоретической и практической деятельности Эжена Эммануэля Виолле-ле-Дюка- выдающегося историка искусств и архитектора-реставратора. Разработал «стилистическую реставрацию». Работы Бертеля Торвальдсена и его последователей по реставрации античных статуй дают нам аналогичные архитектурной практике примеры воссоздания утраченных частей скульптур методом копирования сохранившихся аналогов. Скульптор — Антонио Канова, требовал отрешения от собственной манеры и умения реставратора творить по законам древнего мастера. В России концепция воссоздания древних памятников путем«вчувствования» в эпоху и овладения манерой древнего автора нашла свое воплощение в трудах президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Реставратору для успешной работы, по мнению А.Н. Оленина, следовало опираться на данные археологии. В гипсофигурном классе Императорской Академии художеств, например, уже в начале. Работы Щедрина(античные копии статуй). Автором первой российской теории реставрации древностей стал известный археолог И. П. Сахаров, который, опираясь на господствовавшие тогда взгляды, дал свое обоснование концепции восстановления первоначального вида памятника. При этом он впервые систематизировал реставрационные операции, которые должны включать в себя укрепление разрушенных мест произведения, «стирание старой олифы» и «уничтожение приписок», восстановление утраченных частей живописи. Можно вспомнить опыт «восстановления» древних росписей — от Софийского собора в Киеве, выполненного Федором Георгиевичем Солнцевым в 1844—1852 годах, до Успенского собора во Владимире, выполненного Николаем Михайловичем Сафоновым в 1882 году и собора Спасо-Мирожского монастыря во Пскове. Ле Корбюзье о создании нового. Здесь важно отметить новую идею, которая сформировалась в начале XX столетия, но остается многими не замеченной до сих пор: мысль о том, что эстетические и художественные качества произведения обладают историко-документальной ценностью в той же мере, как и его материальная форма. Археологические принципы в подходе к реставрации завоевывали всеобщее признание(Джованни). В России выразителем этих взглядов стал Петр Петрович Покрышкин - впервые в теории реставрации имел в виду не только архитектуру, но и произведения живописи. В своих «Кратких советах» П.П. Покрышкин утвердил принцип сохранения в неприкосновенности прочных частей памятника. Идеи археологической реставрации получили свое дальнейшее развитие в теории и практике 1920 — 1930-х годов. В эти годы происходило сложение советской реставрационной школы, методологические основы которой были разработаны усилиями Грабаря, Ивановича Анисимова, Бориса Николаевича Засыпкина, Николая Александровича Околовича, Константина Константиновича Романова. Создание государственной системы охраны и реставрации памятников в первые послереволюционные годы потребовало не только выработки единой концепции, но и разработки конкретных инструкций по проведению работ. Первым документом, содержащим основные положения и принципы реставрации, стала «Инструкция по расчистке древнерусских икон и стенописей». Грабарь разделил реставрацию на укрепление, раскрытие и восполнение утраченных частей памятника. Этапы в теории и практике реставрации: 1. Практическая деятельность мастеров,2. появление идеи реставрации в Ренессансе,3.сер. 18 веа. В России-проблемы реставрации,4.1-я пол. 19 века-влияние романтизма,развитие археологичсекой реставрации.,5.2-я пол. 19 появление методов реставрации, 6.1920-1930 разработка научных теорий,6. 1960-выработка этических принципов реставрации, дискуссии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: