Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Восстановление и сохранение памятников в Западной Европе в Средневековье.




Так как нам дан период Средневековья, дадим сначала для него определенные временные рамки. Началом средневековья считают конец V века, когда произошло, по мнению исследователей, крушение Западной Римской империи. Но в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведен по моменту возниконовения ислама — начало VII века. По поводу конца эпохи Средневековья исследователи не могут никак прийти к конценсусу. Есть такие точки зрения, что конец Средневековья приходится на:падение Константинополя (1453 г)изобретение книгопечатания (сер. XV века)открытие Америки (1492 г.). В эпоху средневековья памятники не реставрировались в современном понимании этого слова. Ценностью для средневекового восприятия обладала не столько сама вещь в материальной и художественной конкретности, сколько ее символическое содержание, отличное от материального бытия. Свою ценность художественное произведение сохраняло постольку, поскольку в нем закреплялась память о свершениях и деяниях героев священной истории. В тех. случаях, когда приходилось чинить обветшалые предметы старины или произведения древнего искусства, средневековый мастер старался восстановить функциональные связи и онтологические характеристики вещи, вне которых она теряла свой смысл и культурную значимость. Цель работы была обусловлена идеей восстановления отвлеченного, чаще всего богословского содержания. Мастер-поновитель не ставил перед собой тех задач, которые выдвинула археологическая наука XIX в. перед реставраторами: 1) сохранять памятники в их материальной конкретности; 2) реконструировать их в качестве предмета индивидуального творчества или продукта культуры определенной исторической эпохи: 3) делать объект реставрации предметом научного исследования, описания и наблюдения. Результатом практики мастеров средневековья была полная или частичная переделка произведений искусства. Поэтому средневековому виду деятельности по починке памятников культуры и искусства соответствовало понятие поновления. Мало монументальных сооружений, созданы центры торгови и т.д. Собор впервые обрушился при Юстиниане. 4 века спустя он снова обрушился. Создание эдиктов при раскопках. Всё что было до всё забылось.

 

27)Восстановление и сохранение памятников в Западной Европе в период Возрождения.Реальное отношение к наследию складывалось под влиянием и более прагматических критериев, в первую очередь, критериев вкуса, выражавших и художественные, и идеологические общественные установки. Именно против эгоистических устремлений своих современников, склонных ценить в прошлом только созвучное их взглядам, выступал Альбрехт, когда писал в набросках к Введению трактата о пропорциях: «Часто случается, что благородные гении угасают из-за грубых притеснителей искусства. Ибо когда последние видят изображенные линиями фигуры, они принимают это за суетное порождение дьявола, однако, уничтожая их, они совершают неугодное богу. Ибо, рассуждая по-человечески, бог недоволен теми, кто уничтожает великое мастерство, достигнутое большим трудом и работой и затратами большого времени и исходящее только от бога»3. Можно утверждать, исходя из приведенных и многих других примеров, что уже на ранних этапах реставрационной деятельности обнаруживается противоречие, свойственное вообще процессам преемственности в развитии культуры. Избирательный характер наследования всегда приводил к отрицанию некоторых, а иногда и многих, ценностей и, следовательно, их материальных носителей, унаследованных от прошлого. Отрицание, как и радикальное приспособление, переосмысление наиболее отчетливо проявляют себя в качестве закономерности процесса на переломах эпох.Только в эпоху Ренессанса стала складываться потребность в сохранении художественного наследия, но не всей предшествующей истории, а лишь античного времени, в памятниках которого стали видеть великие образцы для подражания. Именно с приходом осознания ценности «другой» культуры, постепенно сменившим самодостаточность средневековья, возникают основания для зарождения теоретической мысли в реставрационной деятельности. Важная особенность обращения к античности состояла «в стремлении к всестороннему возрождению древности». Цель теперь была не в том, чтобы приспособить произведение к своим вкусам и новым функциям, но в том, чтобы свои вкусы соизмерять с гармонией и совершенством античных образцов.Под влиянием новых эстетических устремлений на историческую сцену выходит первая Великая Идея реставрации: восстановление первоначального вида произведения. За долгую историю существования эта идея, обнаружив свою иллюзорность, тем не менее не потеряла своих убежденных приверженцев и в наши дни. Многим реставраторам и сегодня кажется, что они способны восстановить произведение в его первоначальном виде. И часто именно это ставится целью реставрации. Можно со всей уверенностью причислить к числу авторов упомянутой идеи великого Рафаэля (Raffaello, 1483 — 1520). Прославленный художник занял в 1516 году должность главного хранителя всех древностей при папском дворе. На этом посту он предпринял серьезное исследование античных памятников Рима в связи с поручением Папы Льва X изобразить в точных рисунках постройки города и сохранить от разрушения наиболее ценные античные мраморы. Папское решение было вызвано массовым использованием построек Римского форума в качестве строительного материала для возведения собора св. Петра.Здесь важно отметить, что идея восстановления первоначального состояния методологически основывается на реконструкции по аналогии, мерой качества которой служит критерий достоверности. Причем речь идет, отнюдь не о восстановлении в натуре, а лишь об условной реконструкции в рисунке. Это существенное отличие от последующей практики.Однако эпоха Ренессанса едва ли не с большей силой и определенностью проявила свое неприятие культуры средневековья, нежели Европа средних веков культуры античности. Практика со всей очевидностью показала, что идея восстановления первоначального вида произведений предполагала, во-первых, сохранение только чтимых, знаменитых памятников античности, а во-вторых, восстановление опиралось не столько на достоверное знание, сколько на суждения вкуса и художественные представления своего времени. Эстетические критерии явно превалировали. Восторг перед красотой древнего произведения делал его в глазах современников исторически ценным, достойным сохранения и подражания. И наоборот: то, что не получало признания, рассматривалось как недостойное сохранения. Прекрасное, по крайней мере согласно представлениям того времени, требует завершенности, более того, оно не существует вне совершенной и завершенной формы. Поэтому восстановление первоначального вида памятников, то есть их реставрация, имело своей целью не столько сохранение аутентичной материи, сколько воплощение в ней собственных представлений об идеале, который благодаря такому акту становился образцом для настоящего. В этом наделении исторически ценного признаками эстетически приемлемого кроется объяснение парадоксов реставрационной практики прошлых веков.Идея восстановления всегда предполагала некоторое улучшение состояния или исправление недостатков. История реставрации античной пластики изобилует примерами дополнения недостающих частей статуй. Причем эти работы, по свидетельству Джорджо Вазари, выполнялись выдающимися мастерами своего времени. В примерах реставрации последующих веков со все большей очевидностью обнаруживается влияние стилистики своего времени. Например, дополнения Лоренцо Бер-нини отличаются от подлинных античных частей барочной манерой исполнения.



 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.