Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сохранение и восстановление памятников прошлого в государствах древнего Востока.




Понимание важности охраны памятников архитектуры, их художественного и исторического значения проявилось уже в ранние годы развития общества. У древних народов Передней Азии обветшавший и непригодный для дальнейшей эксплуатации памятник покидался, но разборка его остатков обычно запрещалась. Для нужд же текущей жизни сооружалось новое здание. Запрет на уничтожение памятников архитектуры перешел затем к мусульманским народам как одно из религиозных предписаний. На Древнем Востоке впервые встречаются примеры восстановления скульптуры. Наиболее известным памятником, который «на протяжении всего своего существования подвергался бесчисленным реставрациям» может быть назван Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе, созданный в III тысячелетии до н. э. (Кстати сказать, в последние три года он вновь проходит капитальную реставрацию.) В ряде музеев Каира, Парижа, Лондона и Нью-Йорка находятся памятники, восстановленные в период древневосточных царств. Анализируя эти реставраторские работы, можно констатировать, что они имеют положительное значение, так как были направлены на сохранение древнейшего памятника, но нужно помнить, что при этом основной задачей являлось приспособление «старых» скульптур к новым идеологическим и политическим требованиям властвовавших фараонов. Поэтому нередко при восстановлении памятник переделывали, а порой намеренно искажали — узурпировали: в изображениях предшествующих фараонов по распоряжению новых правителей заменялись старые атрибуты и иероглифические тексты новыми, изменялись и портретные черты. Для примера можно назвать узурпированные при фараоне Рамзесе II колоссы Мирмасхау, огромное количество произведений периода Эхнатона и Тутанхомона, узурпированных поздними правителями Эйе и Харенхебом. Примером идеологического приспособления скульптур в эллинистический период, когда Египет утратил свою самостоятельность, может служить древняя статуя фараона, в которой лицо при поздней переделке приобрело портретные черты правившего в тот период римского императора Гая Юлия Цезаря. В древнем мире, как и последующие эпохи, проходило большое количество войн, которые приводили к разрушению и разграблению зданий, имевших большое значение и ценность в те времена (это, прежде всего, культовые посторойки), а значит возникала необходимость в их воссттановлении. Рассмотреим здесь в качестве примера, как обстояли с этим дела в Вавилоне. В 323 году до н. э. после смерти Александра Македонского его империя была разделена между его генералами. Сатрапом Вавилона в стал Селевк, который приобрел здесь популярность, но в 318 г. был выгнан Антигоном. Через 6 лет ему удалось опять взять город штурмом, и это событие (312 г. до н. э.) было началом «эры Селевкидов». Во время этих войн, а также кратковременного (311 г. до н. э.) занятия Димитрием Полиоркетом, город и страна чрезвычайно пострадали, солдатам были отданы для квартир дворцы, а город — на разграбление. Еще более подорвало Вавилон основание Селевкии на Тигре, в которую даже была переселена часть его жителей и которая вместо него должна была сделаться резиденцией. Однако, Антиох I Сотер (281 – 261 гг. до н. э.) продолжал считать себя царем вавилойским и взялся за реставрацию древних святилищ и увековечение себя клинообразными надписями.

 

21)Восстановление памятников в Древней Греции. Реставрация (восстановление) — комплекс научно-обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности. Реставрационные методы сложились исторически и на каждом этапе определялись отношением общества к памятникам. Совокупность конкретных приемов реставрационных работ – реставрационная методика – определяется характеристиками реставрируемого объекта и поставленными задачами. Консервация, комплекс мер, обеспечивающих длительную сохранность историко-культурных и природных объектов путем стабилизации их физического состояния и создания долговременной защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Является одним из важнейших этапов реставрации, а также наиболее строгим и щадящим из реставрационных методов. Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет. Реставрация существовала еще в античности: Плиний Старший и Витрувий описывают перенесение фресок. В III в. н.э. появилась и первая критика реставрации. Свидетельства внимания к древней архитектуре находим в античной Греции. Здесь памятники сохранялись так долго, как это было возможно. По мере их разрушения они не покидались, а постепенно перестраивались часть за частью. В этом отношении интересен храм Геры (VI в. до н. э.) в Олимпии, который, как известно, первоначально был деревянным. Постепенно он был превращен в каменный храм, однако Павсаний (II в. н. э.), оставивший знаменитое описание Древней Греции и ее произведений искусства, еще видел в этом храме одну, тщательно оберегаемую, дубовую колонну первоначальной постройки.

22)Отношение к памятникам в Древнем Риме. В древнем Риме в архитектурных памятниках прошлых веков ценилось главным образом их мемориальное значение. Эта традиция еще долго сохранялась в культуре европейских стран и оказала существенное влияние на методы реставрации памятников архитектуры. Так, например, очень интересна реставрация знаменитого Пантеона в Риме. После пожара 110 г. он был реставрирован при императоре Адриане, а затем еще раз в начале III в.—при Септимии Севере. Об этой последней реставрации сохранилась надпись на здании. Поскольку в этом здании ценилось тогда лишь его мемориальное и общекультурное значение, при указанных реставрациях, особенно при первой из них, реставраторы совершенно не считались с художественными особенностями древней постройки, относившейся к I в. до н. э. Пантеон был при этом просто перестроен по новому проекту, т. е. было произведено "обновление». Именно этот вид реставрационных работ, т. е. "обновление", был характерен для всего последующего времени, вплоть до конца XVII в. Первое исторически зафиксированное признание художественного значения архитектурных памятников прошлого, использованное, вместе с тем, для их охраны, можно видеть в распоряжении императора Александра Севера (222 г.), Еще более характерно в этом отношении распоряжение византийского императора Константина Великого (IV в. н. э.), в котором запрещалось не только разрушение архитектурных памятников вообще, но и снятие с древних зданий различных украшений. Забота об архитектурных памятниках прошлого в средние века была выражена в распоряжении Майориана (около 558 г.) и особенно короля остготов Теодориха Великого (начало VI в.), который выделил на поддержание архитектурных памятников Палатина в Риме 300 фунтов золота и даже назначил специального хранителя помятников искусства. Эдикт Майориана представляет выдающийся интерес по проявленному в нем признанию художественной ценности архитектурных па­мятников прошлых веков, а также по замечательной, ве­роятно, впервые высказанной в официальном документе мысли о значении памятников архитектуры для города в целом. Несмотря на то, что речь шла об архитектурных памятниках даже пятивековой древности, Майориан утверждал, что они являются органичной частью современного города, его славой, и что в них заключается его красота. Признания градостроительного значения архитектурных памятников встречаются и после VI в. В эдикте Майориана для нас особенно важно указание, может быть первое из известных нам, на проведение в Риме того времени реставрационных работ, в основе которых лежало стремление восстанавливать и сохранять именно художествен­ные особенности древних зданий. Таким образом, мы здесь впервые встречаемся с другим видом реставрационных работ — уже не с обновлением, а с реставрацией в узком значении этого слова. Удивительным и поистине беспрецедентным было то, что эти реставрационные работы производились силами и, по-видимому, на средст­ва не правительства или государственных организаций, а самого народа — граждан города Рима. Известно, разумеется, бесчисленное число случаев, когда отдельные здания строились, восстанавливались или ремонтировались на средства граждан того или иного города, но это делалось обычно для восстановления утилитарного значения здания, для возможности использования его, а не из любви к искусству, к сокровищам народной культуры, как это было в Риме в VI в. В античный период европейской истории общий процесс развития культуры общества и процесс развития художественного вкуса привел, таким образом, к признанию о памятниках архитектуры не только их мемориального и общекультурного, но и художественного значения. В дальнейшем, однако, после разгрома Рима и в процессе постепенного угасания Византии наступил период определенной деградации, и не только о реставрации, но и об охране архитектурных памятников уже никто не думал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...