Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность ЦГРМ: направления работы.




Организация ЦГРМ относится к 1924 г., когда под данным названием объединилось несколько учреждений страны, что было вызвано необходимостью сконцентрировать основные силы, способные решать проблемы учета, регистрации и охраны культурного наследия. Мастерские образовались на основе отделений по реставрации памятников при Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе и Всероссийской Комиссии по делам реставрации с филиалами в Ярославле и Ленинграде. Организация состояла из отделений живописи, архитектуры, скульптуры, декоративного искусства и учета памятников. Были созданы научный архив и справочная библиотека, а в 1931 г. - подсобные лаборатории: физико-технический кабинет, химическая лаборатория и фотолаборатория. Таким образом, мастерские превратились в своеобразный институт по вопросам реставрации, охраны и учета памятников искусства всех видов.Основной частью всей деятельности ЦГРМ была охрана архитектурного наследия. Состав архитектурной секции был неоднороден. В нее входили как уже известные архитекторы, начавшие свою деятельность еще до революции (Д.П.Сухов, И.В.Рыльский, И.П.Марковников, И.П.Мешков и др.), так и более молодые специалисты, начало, и расцвет деятельности которых совпали со становлением советского государства (Д.П.Барановский). Важное значение в работе архитектурного отделения приобретает консервация памятников, а иногда и простейший ремонт как наиболее доступная и быстрая форма помощи. Особое направление деятельности ЦГРМ представляла научная работа мастерских, никогда прежде не игравшая столь важной роли в деле реставрации памятников(печатали статьи, участвовали в конференциях). Особый вид научной деятельности мастерских, имевший большое значение в 30-е годы, представляла работа по дифференциации памятников. Собранные о здании сведения - время постройки, художественная, историческая, мемориальная ценность - позволяли отнести памятник к той или иной категории, хотя схематичность установленных критериев часто мешала объективной оценке здания. Для поддержания такой разветвленной организации, как ЦГРМ, требовались значительные ассигнования, которые не могло тогда обеспечить государство. В результате низкой заработной платы, нехватки материалов, отсутствия нормального помещения резко снизилась численность штатов мастерских. Несоответствие между расширяющимися функциями ЦГРМ и реальными возможностями организации привело ее к расформированию в 1934 г.

 

45)Деятельность И.Э. Грабаря. Игорь Эммануилович Грабарь. Им созданы первая фундаментальная «История русского искусства» в пяти томах, изданная в 1909 – 1916 годах. Он же являлся создателем и организатором капитального коллективного труда – «История русского искусства» в двенадцати томах. Наряду с историей русского искусства Грабарь занимался исследованием западноевропейского искусства, он был знатоком творчества старых мастеров и художников нового времени. Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 года в Будапеште, а в 1880 году мать привезла его в Россию. Последней крупной экспозицией живописных работ Грабаря стала выставка Союза русских художников 1908-1909 годов: здесь были показаны «Неприбранный стол», «Иней», «Дельфиниум», «Сказка инея и восходящего солнца», «Березовая роща» и другие картины.. Его внутренней задачей на долгие годы стало восстановление последовательности развития русской национальной художественной школы, раскрытие ее малоизвестных периодов, характеристика творчества крупнейших русских художников. После 1917 научная деятельность Грабаря направляется на охрану и реставрацию памятников древнерусского искусства. Уже в ноябре 1917 при Наркомпросе создается Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в дальнейшем преобразованная в Музейный отдел. Грабарь становится руководителем Отдела по делам музеев, выделенного из Музейного отдела. Чтобы поставить регистрацию и учет памятников на научную основу, он пишет в 1919 брошюру «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины» в которой изложены основы государственного музейного дела и даны практические рекомендации, что и как надлежит охранять и собирать, как регистрировать собранные и выявленные ценности, как их хранить и инвентаризировать; даны образцы инвентарных описей и карточек. В первые годы Советской власти энергичные усилия Грабаря направляются на реставрацию памятников архитектуры, прежде всего Московского Кремля и Ярославля, превратившегося после революционных боев в груду развалин. В эти годы Грабарь знакомится с П. Д. Барановским и привлекает его к развернувшимся реставрационным работам в Кремле и Ярославле. Были организованы экспедиции для выявления и раскрытия памятников древнерусской живописи и поисков объектов древнерусского зодчества, нуждающихся в срочных ремонтно-реставрационных работах. В 1918 Грабарь становится директором Центральных реставрационных мастерских. Во Владимире летом 1918 стали раскрывать фрески Дмитриевского собора и фрески Рублева в Успенском соборе. 1920. Вышла в свет монография Грабаря об Андрее Рублеве с подзаголовком «Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов». Именно в этой работе он изложил принципы своего реставрационного метода. Реставрационные принципы Грабаря, неразрывно сочетающие задачи расчистки, консервации и научного осмысления старинных произведений, легли в основу современного российского реставрационного дела. Каждый шаг реставрации отмечался подробным описанием, непрерывной фотофиксацией, в большинстве случаев в величину натуры, рентгенофотографированием и исследованием живописи ультрафиолетовыми лучами. Одновременно в химической мастерской производились анализы пигментов, лаков, смол и связующих. Далее описывается постепенное раскрытие авторской живописи с помощью различных смесей растворителей и компрессов.

46)Направления работы реставрационного центра им. И.Э. Грабаря. Художественный Научно-Реставрационный Центр имени И.Э. Грабаря (далее ВХНРЦ) - старейшее реставрационное учреждение России создано в 1918 г. как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был И.Э.Грабарь — известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник. Комиссия начала свою деятельность с обследования фресок памятников Кремля и Москвы и реставрации древнерусской живописи из Благовещенского собора Кремля. Предложенные методы по раскрытию произведений от поздних наслоений и принципы бережного отношения к подлинной авторской структуре произведения стали основополагающими в создании отечественной школы научной реставрации. За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица» кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва» Ф.Рубо; средневековые рукописи и античная керамика. С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками. ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика). На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Еще в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью — по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)». Практический и исследовательский опыт регулярно обобщается в издаваемых Центром научных изданиях, методических рекомендациях, пособиях, каталогах, альбомах, а также используется при проведении стажировок. Ежегодно в ВХНРЦ проходит обучение художников-реставраторов музеев, вузов, архивов, библиотек. ВХНРЦ сегодня — не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России. ВХНРЦ имеет три филиала: Архангельский, Вологодский и Костромской. Архангельский филиал ВХНРЦ проводит реставрацию древнерусской темперной живописи, произведений масляной живописи и графики, деревянной полихромной скульптуры и резьбы по дереву, мебели, тканей, керамики. Вологодский филиал ВХНРЦ проводит реставрацию древнерусской темперной живописи, произведений масляной живописи и графики, деревянной полихромной скульптуры и резьбы по дереву, тканей, металла. Костромской филиал ВХНРЦ проводит реставрацию древнерусской темперной живописи, произведений масляной живописи, деревянной полихромной скульптуры и резьбы по дереву, керамики, тканей, металла, мебели. Реставрация древнерусской темперной живописи. В первый период его деятельности (1918–1934) работа по реставрации произведений древней иконописи была поставлена на государственную основу, создана теория реставрации, спасены от уничтожения и раскрыты от поздних искажений древнейшие святыни XII – XIII веков, которые теперь входят в золотой фонд Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-заповедника «Московский Кремль». В настоящее время в состав отдела входит сектор реставрации полихромной деревянной скульптуры. С 1992 года осуществляется также экспертиза произведений древнерусской живописи. Отдел реставрации масляной живописи. Был сформирован в 1944-м. Реставрация мебели и деревянной скульптуры. В отделе проводится реставрация монохромной и полихромной деревянной скульптуры, резьбы и мебели. Наряду с традиционной практикой реставрации русской церковной скульптуры, специалисты отдела работают с памятниками западноевропейской готики и барокко, русской и зарубежной светской скульптуры XVIII – XIX веков, периода «модерна» и начала XX века, антикварной мебелью, уникальными памятниками Древнего Египта и античного мира. Реставрация каменной скульптуры. Отдел реставрации каменной скульптуры занимается реставрацией станковой, парковой, мемориальной скульптуры, архитектурно-декоративной пластики и т.д.

 

47)Работа реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа. История развития реставрационного дела в Эрмитаже тесно связана с историей музея. В XVIII—XIX веках наибольшее внимание уделя­лось реставрации картин, составлявших боль­шую часть собрания, проводились также нес­ложная реставрация и монтировка гравюр и рисунков, чистка монет, медалей, оружия, склейка античных ваз.После Октябрьской революции начали скла­дываться и разрабатываться основы научной реставрации. В связи с расширением в 20—30-х годах фондов музея встал вопрос об организации реставрационного отдела, возникла необходи­мость создания новых мастерских и лаборато­рий. Реставрация станковой живописи. Большие изменения происходят в деятельности реставрационной мастерской живописи в первые послереволюционные годы. В 1936 году в Эрмитаже была создана первая в стране музейная рентгенологическая лаборатория, где проводились предреставрационные исследования памятников в рентгеновских, а позднее в ультрофиолетовых лучах. Совместно с химиками мастерская музея разработала методику укрепления кле­евой современной живописи растворами фторлона. Реставрация монументальной живописи. В 1948—1949 годах в Эрмитаже возникла необ­ходимость создания новой области реставрационно-консервационных работ. Деятельность лаборатории с момента ее воз­никновения велось по двум направлениям. Первое из них связано с материалами из археологических экспедиций, второе — с рестав­рацией музейных коллекций Эрмитажа. Разработанная в лаборатории методика консервации настенных росписей позволила применить ее и при реставрационных работах с фресками, открытыми на стенах раскопанных древнерусских памятников. На всем протяжении существования лаборато­рии ее практическая и экспериментальная де­ятельность была подчинена стремлению найти правильное соотношение между двумя противо­речивыми тенденциями, возникающими при ре­ставрации археологической живописи. С одной стороны — необходимость придать произведе­нию экспозиционный характер при сохранении своих художественных качеств. С другой — сохранить подлинность живописи, ее состояние и фактуру как историко-художественного источ­ника. Реставрация графики. Мастерская по реставрации графики как специ­альное подразделение была создана в 1921 году. Совместно с сотрудниками химической лаборатории Эрмитажа реставраторы занимались разработкой новых методов реставрации и консервации графического материала, используя достижения физики и химии, а также зарубежный опыт. В частности была проведена большая эксперементальная работа по изысканию, проверке и применению различных отбеливающих (наименее вредных для бумаги) средств. Изучались вопросы по применению полимеров в области реставрации и консервации бумаги. Реставрация скульптуры и произведений из цветного камня. Для реставрации изделий из цветного камня, наклейки облицовочных пластинок малахита и лазурита и при консервации мозаик использова­ли традиционный метод — расплав воско-канифольных мастик. Только в 50-е годы нача­лись поиски новых современных материалов и рецептур, начали применять акриловые и вини­ловые полимеры. Реставрация предметов прикладного искусства. При Императорском Эрмитаже не было специальной мастерской для реставрации памятников прикладного искусства. В лаборатории появляются необходимые для реставрации предметов прикладного искусства приборы. Разрабатываются методики с исполь­зованием современных достижений физической и химической наук. Большую помощь в разработке методик кон­сервации и реставрации прикладных памятников стала оказывать химическая лаборатория Эрми­тажа. Шли поиски новых способов реставрации, изучался и использовался опыт зарубежных специалистов, стали применяться для реставра­ции и консервации новые материалы. В послевоенное время мастерская охватывает новые области реставрации самых различных по материалу памятников, улучшилось ее оборудование, повысилась квалификация кадров. Реставрация предметов прикладного искусства и археологических находок из органических материалов Свой статус она получила в 1985 году. Поэтому история лаборатории — это, скорее, история развития дела консервации и реставрации предметов прикладного искусства и археологических находок из древесины, кожи, меха, кости и рога. Реставрационная часть выделилась в само­стоятельную службу в октябре 1928 года, но имела лишь одного реставратора по прикладно­му искусству Т.К.Вейбеля. Реставрация тканей. Лаборатория реставрации тканей была основана в 1938 году. Эрмитаж располагает уникальными собраниями археологических тканей из Пазырыкскихкурганов, античными, копт­скими, византийскими тканями, западноевро­пейскими шпалерами, коллекциями светского и народного костюмов, русскими, восточными западными вышивками, декоративными тканями, кружевами, единственным по численности и художественному значению собранием русских и трофейных знамен XVIII—XIXвеков. Основной метод консервации тканей, приме­няемый в Эрмитаже в это время, состоящий в наклейке экспоната на новую основу, сочетает­ся с различными видами их очистки. Основные методы: полное или частичное дублирование ветхих тканей на новую основу (тюль, газ, шелк) клеевым способом с последующим закреплением специальным закрепителем-аппретом. Велись исследования по изучению влияния водных растворов моющих средств на музейные ткани. Кроме того, в практику работы вошла сухая чистка и химическая очистка тканей. Выполнялись также работы по реконструкции утраченных частей рисунка на дублировочном материале. Группа биологического контроля и защиты. В Эрмитаже борьба с вредителями музейных ценностей (микроорганизмами и насекомыми) до 1960-х годов велась спорадически усилиями хранителей и реставраторов. В борьбе с вредителями использовались в основном токсичные средства, иногда небезопасные и для экспонатов. Химическая лаборатория. Уже в январе 1917 года в Эрмитаже была учреждена химическая лаборатория. В ней работали химик В.Вайсенбергер, горный инженер Н.Н.Курнаков. Но они занимались в основном реставрацией ценных археологических находок из металла с применением химических методов очистки и восстановления. Рентгеновский кабинет. В 1936 году в Эрмитаже был основан рентгеновский кабинет. Его организатор Сильченко. Сильченко заложил основы отечественной музейной рентгенологии, реконструировав и приспособив медицинскую аппаратуру для рабо­ты с картинами, керамикой, археологическим материалом. С появлением профессиональной специальной фотографии рентгеновский кабинет был переименован в 60-х гг. в Физико-рентгеновскую лабораторию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...