Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виолле-ле-Дюк и его работы.




Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк выдающийся архитектор, историк, археолог, реставратор, инженер, декоратор, художник. Сегодня актуальны его произведения, посвященные практике и теории строительного дела, архитектуре, быту и обычаям Средневековья. Родился реставратор 1814 г. В целях самообразования путешествовал по Франции и Италии. Обмерил и зарисовал множество памятников, казавшихся ему примечательными. Проспе Мериме поручил Виолле-ле-Дюку реставрировать церковь Мадлен в Везле, которой грозило обрушение, тогда же он был приглашен восстанавливать часовню Сен-Шапель в Париже. В 1844 г. победил в конкурсе на право реставрации собора Парижской Богоматери. Получил должность архитектора аббатства Сен-Дени близ Парижа, пересмотрел атрибуцию надгробий. Как теоретик Виолле-ле-Дюк стоял на позициях рационалистического понимания архитектурных задач. Идеал рациональной, конструктивно и функционально оправданной архитектуры он видел в искусстве готики. Если основное положение Виолле-ле-Дюка сводилось к пониманию средневекового зодчества как закономерной системы, то логическим выводом, сделанным им применительно к реставрации памятников, было понимание реставрации как восстановления нарушенной системы.«Реставрировать здание – это не значит его поддерживать, его чинить или восстанавливать его прочность, это значит восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». Прежде всего, «законченный вид» в данном контексте означает не только полноту восстановления, но и стилистическое единство памятника, достигаемое за счет удаления всего чуждого эпохе, к которой он относится. Другим следствием тезиса Виолле-ле-Дюка было перенесение основного внимания исследователя и реставратора с памятника на авторский замысел, с реально существующего сооружения на его угадываемый идеальный образ. Такая трактовка практически сводила на нет значение подлинности тех или иных частей сооружения, стимулировала замену всех сколько-нибудь поврежденных элементов новыми копиями и вместе с тем – маскировку всего нового под подлинное. Памятник должен был предстать перед глазами зрителя как бы только что созданным, единым и неповрежденным, без следов существования во времени. резвычайно существенным было и то, что архитектура XIX в. развивалась по пути эклектического освоения стилей прошлого. Если до этого новые дополнения старых зданий получали отличные от прежней архитектуры формы позднейшего времени, то в период эклектики стилем времени как раз и было подражание архитектуре прошлых эпох. Стилистические реставрации оказывались, таким образом, внутренне созвучными современному им обычному архитектурному творчеству. Между проектированием новых сооружений и реставрацией, как она понималась тогда большинством архитекторов, не было принципиальных различий в подходе. Первой крупной работой, выдвинувшей его на первое место среди архитекторов, занимающихся реставрацией, было восстановление сильно обветшавшей церкви Сент Маделен в Вэзле. Виолле-ле-Дюк переложил или дополнил поврежденные части здания – аркбутаны, своды, значительные участки облицовки. Фасад церкви до реставрации отличался асимметрией и живописностью, главным образом благодаря переделкам, предпринятым в готический период и оставшимся незавершенными. К этому надо добавить, что перекладка деформированной облицовки велась без маркировки и без строгой установки квадров на прежнее место, вследствие чего подлинность памятника была в значительной степени нарушена. В 1846 г ему доверяют воссоздание базилики аббатства Сен-Дени близ Парижа. Строительство в разных городах трех новых церквей, возведение частных домов в Париже, изготовление рисунков витражей и мебели. Писал книги и статьи по истории архитектуры, будь то частные дома, храмы или крепостные сооружения, сочинения по старинному оружию, быту, убранству старинных построек, технике строительства. При этом он широко использовал материалы музеев, архивов, библиотек, своих путешествий и наблюдений. Он применил методику точного археологического описания архитектурных деталей и старинных вещей с их обмерами и строго документальными рисунками. Собор Парижской Богоматери - воссозданы заново скульптуры главного портала, переделанного в XVIII в., и статуи «галереи королей», разбитые во время революции. Самостоятельным творчеством Виолле-ле-Дюка были статуи химер над парапетом фасадов, от которых сохранились лишь незначительные следы. Продолжая безостановочно вести реставрационные работы, он в 1853 г. становится генеральным инспектором епархиальных строений Франции. Ему было подчинено 80 построек в 27 епархиях. Через 11 лет он был объявлен вольнодумцем, вызвал нарекания духовенства и вынужден был подать в отставку. В последние годы он завершает свой «Толковый словарь французской утвари», а также «Историю человеческого жилища», занимается географическими изысканиями, составив карту горного массива Монблан, публикует ряд популярных и просветительских книг. Умер в 1879 г. в Лозанне.

 

18)Становление методов научных исследований и реставрации в ХIХ веке. В XIX веке намечается два основных направления архитектурной реставрации — художественная и техническая. Художественная реставрация имела старые и богатые традиции, так как восполнением утрат занимались всегда. В то время как техническая реставрация заключалась в консервации и постоянном уходе за объектом архитектуры. Именно она потеснила художественную реставрацию. Чуть позже появился новый вид реставрационных работ, который назывался «научной реставрацией», где главной целью является минимальное вмешательство. Реставрационное движение приобрело размах в XIX веке на волне романтизма, обострившего интерес современников к прошлым эпохам и их материальным свидетельствам. Мастера неоготики во главе с Виолле-ле-Дюком в середине XIX века основательно изучили приёмы средневекового зодчества и на основе этих знаний провели реставрацию множества крупных памятников, включая Сен-Шапель и собор Парижской Богоматери. Недостроенные или полуразрушенные сооружения (как, например,Виндзорский замок и Каркасонская крепость) при этом достраивались в том виде, какой, по предположению автора проекта, они могли иметь в древности. Против торжества принципа «гипотетической реставрации» выступили тонкие ценители старины, включая английского искусствоведа Джона Рёскина. Под его влиянием Уильям Моррис организовал в Англии Общество защиты старинных зданий. Тесно связанное с ним движение искусств и ремёсел отвергало использование для реставрации современных промышленных материалов, настаивало на сохранении максимальной аутентичности памятника архитектуры и на «ручном» характере реставрационных воздействий. Историко-культурное наследие России понесло огромный урон от неумелых попыток реставрации обветшавших памятников старины, которые предпринимались в XVIII и XIX веках. Например, в 1722 г. архиерей распорядился прорубить огромные окна в домонгольском соборе Боголюбского монастыря, после чего тот рухнул. В 1830-е гг. во время варварской реставрации Дмитриевского собора во Владимире были снесены древние галереи и лестничные башни, заодно смыты фрески XII века. В 1860-е гг. в порядке реставрации собора Рождественского монастыря Н. А. Артлебен снёс его до фундамента и построил заново. В 1870-е гг. под видом реставрации была практически уничтожена Якиманская церковь конца XIV или начала XV века. Реставрация палат Романовых в Москве и в Костроме обернулась их основательной перестройкой. Лишь в конце XIX века в Россию пришли теории Виолле-ле-Дюка, которые пропагандировал, в частности, Н. В. Султанов (проект реставрации дворца царевича Димитрия в Угличе). Тем не менее предпринятая на рубеже XIX и XX вв. реставрация Мстиславова храма во Владимире-Волынском и Васильевской церкви Овруча далека от современных представлений о первоначальном облике этих храмов.

 

 

19)Восстановление и сохранение памятников в Древнем мире. История донесла до нас рассказ о том, что Александр Македонский (356 — 323 до н.э.), завоевав Вавилон в 331 году до н.э., приказал своим ветеранам заняться расчисткой и восстановлением сильно обветшавшей Вавилонской башни. Вообще история библейской Вавилонской башни — это своего рода олицетворение первоначальной эпохи в истории реставрации. Главный храм Вавилонского царства, посвященный верховному богу Мардуку, находился на вершине башни Этеменанки, или «Вавилонской башни», и был построен в VII веке до н.э. Сооружение, возведенное из сырцового кирпича, постоянно восстанавливалось. И Александр Македонский, заставший почти руины, был, очевидно, последним его реставратором. Древние «реставрации» всегда носили утилитарный, прагматический характер. Культура подобно живому организму сама заживляла свои раны. Произведения древности восстанавливались не как документы истории, но как носители актуальных значений с актуальными функциями. Александр Македонский пытался восстановить храм бога Мардука для привлечения на свою сторону элиты местного населения, то есть в политических целях. Для этого никакие теории не требовались. Поэтому можно сказать, что история приспособления древностей, а значит, и восстановления, насчитывает тысячелетия, тогда как история реставрации немногим более одного столетия. Исторические документы хранят многочисленные свидетельства деятельности, которая подпадает под определение реставрации. Но это всегда были акции по приспособлению памятников к актуальному использованию. Можно упомянуть историю о замене египетскими фараонами голов древних статуй, коллекцию вавилонского царя Навуходоносора (VII— VIвека до н.э.), в которой были собраны произведения, созданные за две тысячи лет до него для шумерского царя Шульги (ок. 2093 — 2046 до н.э.), многовековую практику поновления икон. Следует отметить, что проблема сохранения памятников прошлого в их подлинном виде — это специфическая проблема европейской культуры. Например, китайская традиция характеризуется ничтожной ролью собственно материального звена. Это подтверждает тысячелетняя традиция замены ветшавших древних пагод их точными копиями. Воссозданный храм принимал на себя все значения предшествующей постройки. Китайская ментальность отдавала предпочтение духовной значимости по сравнению с ее материальным носителем. Вероятно, в таком подходе проявлялась конфуцианская традиция пренебрежения ценностью материальной субстанции. Утверждение Конфуцием (551 — 479 до н. э.) в качестве одной из главных добродетелей следование ритуалу дает основание трактовать практику точного воссоздания как форму соблюдения ритуала, ведущую к познанию истины. Нечто подобное можно наблюдать в практике Православной церкви, когда список с чудотворной иконы воспринимал не только значения образца, но и его чудодейственные свойства, так как точность воспроизведения была одним из средств сохранения взаимосвязи образа с первообразом. С другой стороны, известный акт европейской истории, эдикт императора Майориана (ум. 461) 457 года, представляет собой, возможно, один из самых ранних в истории культуры документов в защиту памятников как материальных носителей ценных значений. В нем сказано, что «все здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и украшения города, будь-то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться...». Примечательно, что западная традиция воплощает заботу о сохранении древностей в форме закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...