Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа реставрационных мастерских Третьяковской галереи.




История отдела научной реставрации графики XVIII–XX веков и архивных документов. Потребность реставрации графических произведений в Третьяковской галерее возникла еще в 1950-х годах, так как уже существовал значительный фонд графики, а реставраторов по графике не было. В 1948 году при Государственных центральных художественных реставрационных мастерских (ГЦХРМ) открылся отдел реставрации графических произведений, в 1950 году открылись курсы по теории и практике реставрации графических произведений. Система экспонирования произведений графики в Третьяковской галерее уникальна не только для российских, но и для зарубежных графических собраний. Помимо большого объема работ такой режим экспонирования графических произведений, разнообразных по материалам и технике исполнения, ставит перед реставраторами задачу разработки новых методик и развития уже известных способов реставрации. История отдела научной реставрации скульптуры XVIII – XX веков Павел Михайлович Третьяков уже в первые годы коллекционирования понял, что только живопись и графика не могут полно и разносторонне представить русское искусство. Вначале работа по уходу за скульптурой сводилась лишь к соблюдению чистоты и предотвращению механических травм. Только в 1919 году, с возникновением в Галерее научных отделов, появился и отдел реставрации, возглавлять который был приглашен художник А.А.Рыбников. В 1985 году было принято решение закрыть Третьяковскую галерею на капитальную реконструкцию, в связи этим произошла реорганизация отдела реставрации. Мастерская реставрации скульптуры получила статус отдела, она была укомплектована специальным оборудованием и получила помещение в новом, только что построенном здании депозитария. История отдела научной реставрации живописи ХХ века. Отдел научной реставрации современной живописи (ХХ-ХХI вв.) существует в ГТГ как самостоятельное подразделение с 1989 года. Необходимо умело совмещать традиционные реставрационные технологии и методики с постоянным поиском и разработками новых способов консервации и экспонирования произведений. При оформлении реставрационной документации делается фотофиксация наиболее интересных фрагментов произведения и процессов работы с ним. Имеется специальное оборудование для проведения исследований в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах. Коллектив отдела активно сотрудничает с химиками и биологами. История отдела научной реставрации древнерусской живописи. Отдел научной реставрации древнерусской живописи был образован в самостоятельное подразделение в 1985 году. Каждая икона, поступающая на реставрацию, проходит дореставрационное исследование, позволяющее собрать максимальное количество сведений о состоянии памятника и возможности его восстановления. Иконы рентгенографируются, фотографируются в обычном свете, а также в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, проводятся сложные химические анализы древесины, паволоки, грунта и красочного слоя, дающие представление о технико-технологических особенностях каждой иконы. Тонирование утрат выполняется легко обратимыми акварельными красками в пределах локальных цветовых пятен, без дорисовок и дописей, чтобы не нарушить авторский замысел и не стать «соавтором» древнего иконописца. Отдел научной экспертизы. Научный отдел экспертизы Государственной Третьяковской галереи как самостоятельная единица имеет свою уже более чем десятилетнюю историю. До этого технико-технологические исследования как подспорье искусствоведческой экспертизы эпизодически проводились специалистами, входившими в состав фотослужбы Галереи. Постепенно накапливался личный опыт; начал формироваться банк данных фотоизображений, рентгенограмм, технологических описаний; сложился метод сравнительного анализа произведений, поступавших из внешних источников, с эталонным материалом музейных фондов. Отдел научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX века. Отдел научной реставрации масляной станковой живописи XVIII – начала XX века был выделен в самостоятельное подразделение в 1985 году. Отдел научной реставрации скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII – XX веков. История отдела научной реставрации скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII–XX веков начинается с 1985 года, когда было принято решение закрыть Третьяковскую галерею на капитальную реконструкцию, в связи этим произошла реорганизация отдела реставрации. Мастерская реставрации скульптуры получила статус отдела, она была укомплектована специальным оборудованием и получила помещение в новом, только что построенном здании депозитария. Отдел постоянно осуществляет плановую реставрацию произведений, никогда не выставлявшихся ранее для публики.

 

49) Эволюция законодательства в области реставрации в СССР в 1918-1945 годах. После революции перед властью встали проблемы, одна из них спасение движимых и недвижимых памятников культуры от разграбления и уничтожения, принятие законов и постановлений, регулирующих отношение между властями и пользователями памятников, а так же создание системы специальных государственных органов, занимающиеся вопросами реставрации и консервации. Сначала с помощью прямых распоряжений исполнительной власти – декретов Совета народных комиссаров. К периоду 1917—1923 годов относятся первые Декреты Советского правительства, которые решительно и бестрепетно провозглашали новый порядок. Документы этого времени настолько выразительны, что не нуждаются в специальном комментарии. Декреты и Постановления Совета Народных Комиссаров не имеют ничего общего с многословными и пространно аргументированными законодательными актами дореволюционной эпохи. Они категорично выражают право победителей на переустройство мира и передел собственности. Вот наиболее характерные декреты-приказы Совета Народных Комиссаров:— «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов», «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», 1918 г.— «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящихся в библиотеках и музеях», 1919 г.;— «О ликвидации мощей», 1920 г;— «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», 1922 г.— «О сосредоточении в Центральном Архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц РСФСР архивов активных деятелей контрреволюции, а также лиц, эмигрировавших за пределы Республики за время с 1917 года», 1923 г.. Летом 1918 года было принято Постановление Совета Народных Комиссаров «О постановке в Москве памятника великим людям», предусматривавшее возведение «...в Москве 50 памятников людям, великим в области революции и общественной деятельности, в области философии, литературы, науки и искусств». Этот документ, называемый обычно в литературе «Ленинским планом монументальной пропаганды», обеспечивал идеологические принципы развития отечественного искусства.Изменение общей ситуации, связанное в первую очередь с окончанием гражданской войны и осуществлением новой экономической политики, наглядно отразилось в документах по охране памятников середины 1920-х годов.Так, 7 января 1924 года был издан Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы», с которого начинается отсчет документов по охране памятников культуры иного содержательного плана. В это же время начинают формироваться основные направления советского «охранного» законодательства, организационно оформляется и сама система государственных органов, ведающих вопросами учета и сохранения культурного достояния страны.Разумеется, подобное разделение документальных источников в значительной степени условно, поскольку оперирует лишь теми законодательными актами, которые представлены в данном сборнике. Однако очевидно, что приведенный Декрет является первым нормативным документом, свидетельствующим об окончании национализации культурных ценностей и начале широкомасштабных мер по государственной охране памятников истории и культуры. Названный выше Декрет выгодно отличался от правовых актов предшествующих лет в первую очередь широтой и продуманностью предлагаемых охранных мер. Впервые, кроме Декрета, была разработана подробная «Инструкция об учете и охране памятников искусства, старины, быта и природы» (№ 231), ставшая не только основополагающим регламентирующим документом своего времени, но и новым шагом в развитии отечественного «охранного» законодательства.Можно с Законодательство 1930-х — начала 1940-х годов последовательно развивалось и совершенствовалось, укреплялась структура.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...