Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки ш-ж. Около крыльца большая лужа. Луша обошла её. Женя жила на окраине города. Жанна шила платье. У Саши часто болят уши. Ужи живут в лесу. Его шутка была безобидной. Ночью в лесу было жутко.




Звуки ш-ж

1. Прослушай предложения и найди в них слова, которые отличаются друг от друга только одним звуком:

Около крыльца большая лужа. Луша обошла её. Женя жила на окраине города. Жанна шила платье. У Саши часто болят уши. Ужи живут в лесу. Его шутка была безобидной. Ночью в лесу было жутко.

Чётко назови пары слов, которые различаются одним звуком. Скажи, меняется ли при этом значение слова? Почему?

2. Составь слова со слогами жи- и ши-:

• •жи                              ши••                       ••жи••

• •ши                             жи••                        ••ши••

Чётко произнеси и проанализируй каждое слово.

Ножи, лыжи, лужи, ерши, мыши, шина, шило, рожица, кожица, лужица, машина.

3. Чётко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:

 

машина, пирожок, старушки, лужи, обжора,
опушка, дорожить, ворошить.

Теперь чётко прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком Ж. Прочитай все трёхсложные слова, выделяя ударный слог. Проанализируй слово старушки по звуковому составу. Ещё раз внимательно рассмотри слова и найди в каждом слове новое слово со звуком Ш или Ж. Запиши найденные слова. Обведи чёрным цветом звонкий согласный, синим — глухой.

4. Какие буквы надо вставить?


и л о
и л а
и т ь
и т ь
и н а
и р ы

е с т ь
е с т ь
и р а ф
и з н ь

  у и
  у и
н о и
н о а

  м ы и
  к о а
  с у а
  л ы и
с т у а
к р ы а

Обоснуй правильность своего выбора.

Проанализируй последние 4 слова из таблицы слева; 5-е и 6-е слово — из таблицы справа. Составь с ними предложения.

 


5. Прослушай слова и запиши их в 3 столбика: в 1-й — слова со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж; в 3-й — со звуками Ш и Ж.

Ширина, ватрушка, шажок, ждёшь, снежинка, дежурный, рыжик, лошадь, шаржи, рубашка, дружишь, лужайка, матрёшка, женьшень, лужица.

Чётко прочитай слова, в которых звуки Ш и Ж находятся между гласными; перед согласным.

Составь схему слова рыжик. Какие из данных слов: школа, пушок, пыжик, лошадь, ножик — подходят к этой схеме, а какие — нет?

Объясни, почему ты так решил.



6. Вставь пропущенные буквы:

Кры•у покрыли •елезом. Серё•а починил •вейную ма•инку. Ми•а собирает кры•овник и ви•ню. Малы•и ели на у•ин све•ий творо•ок. •уравли кру•или над верху•ками берёз.

Докажи правильность написания слов.


Звуки С-Ш

1. Рассмотри внимательно рисунки.

(Предъявляются предметные картинки: мыши, сосна, шалаш, сушки, носки, шоссе, шахматист, матрёшки, машинистка, капуста, ландыш, самолёт. )

Назови предметы, изображённые на картинках, в таком порядке: в названиях которых есть звук С; в названиях которых есть звук Ш; в названиях которых есть звуки С—Ш. Назови предметы, в названиях которых звуки С или Ш: на 5-м месте; между гласными; между гласными и согласными.

Какую особенность звукового состава названий 2-го и 3-го предмета ты заметил(а)? Проанализируй звуковой состав названия 7-го предмета.

Составь схему слова, обозначающего 5-й предмет. Подбери к составленной схеме слово со звуком Ш.

Составь предложение со словами шоссе и шахматист.

2. Прослушай и чётко повтори словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове:

светлое шершавое стёклышко; бесшумный шаг старшины; шустрая пушистая кошка; старушка на шоссе.

Прослушай словосочетания ещё раз и посчитай, сколько в них слов, содержащих одновременно звуки С и Ш. Вспомни и назови эти слова. Определи место: звуков С и Ш в них. Запиши слова.



3.

а) Чётко читай слова:

 

Машка — ласка — кашка — каска — кошка
киска — мишка— миска — мушка — Муська
мошка — моська — крыша — крыса.

Найди и прочитай пары слов, различающихся одной буквой. Чем ещё они отличаются?

б) Подбери к данным словам пару:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...