Звуки ш-ж. Около крыльца большая лужа. Луша обошла её. Женя жила на окраине города. Жанна шила платье. У Саши часто болят уши. Ужи живут в лесу. Его шутка была безобидной. Ночью в лесу было жутко.
Звуки ш-ж 1. Прослушай предложения и найди в них слова, которые отличаются друг от друга только одним звуком: Около крыльца большая лужа. Луша обошла её. Женя жила на окраине города. Жанна шила платье. У Саши часто болят уши. Ужи живут в лесу. Его шутка была безобидной. Ночью в лесу было жутко. Чётко назови пары слов, которые различаются одним звуком. Скажи, меняется ли при этом значение слова? Почему? 2. Составь слова со слогами жи- и ши-: • •жи ши•• ••жи•• • •ши жи•• ••ши•• Чётко произнеси и проанализируй каждое слово. • Ножи, лыжи, лужи, ерши, мыши, шина, шило, рожица, кожица, лужица, машина. 3. Чётко и внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:
Теперь чётко прочитай слова со звуком Ш, затем — со звуком Ж. Прочитай все трёхсложные слова, выделяя ударный слог. Проанализируй слово старушки по звуковому составу. Ещё раз внимательно рассмотри слова и найди в каждом слове новое слово со звуком Ш или Ж. Запиши найденные слова. Обведи чёрным цветом звонкий согласный, синим — глухой. 4. Какие буквы надо вставить?
Обоснуй правильность своего выбора.
Проанализируй последние 4 слова из таблицы слева; 5-е и 6-е слово — из таблицы справа. Составь с ними предложения.
5. Прослушай слова и запиши их в 3 столбика: в 1-й — слова со звуком Ш; во 2-й — со звуком Ж; в 3-й — со звуками Ш и Ж. Ширина, ватрушка, шажок, ждёшь, снежинка, дежурный, рыжик, лошадь, шаржи, рубашка, дружишь, лужайка, матрёшка, женьшень, лужица. Чётко прочитай слова, в которых звуки Ш и Ж находятся между гласными; перед согласным. Составь схему слова рыжик. Какие из данных слов: школа, пушок, пыжик, лошадь, ножик — подходят к этой схеме, а какие — нет? Объясни, почему ты так решил. 6. Вставь пропущенные буквы: Кры•у покрыли •елезом. Серё•а починил •вейную ма•инку. Ми•а собирает кры•овник и ви•ню. Малы•и ели на у•ин све•ий творо•ок. •уравли кру•или над верху•ками берёз. Докажи правильность написания слов. Звуки С-Ш 1. Рассмотри внимательно рисунки. (Предъявляются предметные картинки: мыши, сосна, шалаш, сушки, носки, шоссе, шахматист, матрёшки, машинистка, капуста, ландыш, самолёт. ) Назови предметы, изображённые на картинках, в таком порядке: в названиях которых есть звук С; в названиях которых есть звук Ш; в названиях которых есть звуки С—Ш. Назови предметы, в названиях которых звуки С или Ш: на 5-м месте; между гласными; между гласными и согласными. Какую особенность звукового состава названий 2-го и 3-го предмета ты заметил(а)? Проанализируй звуковой состав названия 7-го предмета. Составь схему слова, обозначающего 5-й предмет. Подбери к составленной схеме слово со звуком Ш. Составь предложение со словами шоссе и шахматист. 2. Прослушай и чётко повтори словосочетания, выделяя ударный слог в каждом слове: светлое шершавое стёклышко; бесшумный шаг старшины; шустрая пушистая кошка; старушка на шоссе. Прослушай словосочетания ещё раз и посчитай, сколько в них слов, содержащих одновременно звуки С и Ш. Вспомни и назови эти слова. Определи место: звуков С и Ш в них. Запиши слова.
3. а) Чётко читай слова:
Найди и прочитай пары слов, различающихся одной буквой. Чем ещё они отличаются? б) Подбери к данным словам пару:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|