Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второй уровень




Второй уровень

1. Чётко прочитай слова парами:

Что изменилось в написании 2-го слова каждой пары? А кроме написания?

Какая часть слова приняла участие в изменении значения слова?

Выдели эту часть во всех словах значком . В трёхсложных словах выдели ударный слог.

 


2. Предъявляется плакат с изображением круга. Внутри круга слова: дыра, забор, лимон, рука, сапог, лапа, голос, нос, тетрадь, бутылка, одеяло, лоб. За кругом суффиксы: -к-, -чк~, -очк-, -ищ~, -чик-. Чётко прочитай слова внутри круга.

Измени данные слова, добавляя соответствующие буквы или сочетания букв (суффиксы), находящиеся за кругом. Что происходит со словами?

Какие суффиксы придают слову значение маленького предмета? Назови их.

Какой суффикс придаёт слову значение огромного предмета? Назови его.

Запиши с каждым суффиксом, которые ты дополнял, по одному слову. Выдели значком эту часть слова.

3. Чётко прочитай слова:

Подумай, какие слова можно изменить только при помощи буквы -к- (суффикса), а какие — как с помощью -к-, так и сочетания букв -ушк- (т. е. обоих суффиксов).

Запиши те слова, которые можно изменить двумя способами. Выдели ту часть слова, которая изменяет его значение значком . Как она называется?

Как при этом изменяется значение слова?

Назови слова, которые ты не изменял. Образуй от них новые слова. Назови ту часть слова, которая придала ему новое значение.

4. Послушай внимательно слова:

трава, зёрнышко, ель, травушка, часики, зерно, луч, ёлочка, ветерок, лучик, час, ветер, ручеёк, зима, ручей, зимушка.

Чем эти слова похожи и чем различаются?

Внимательно послушай их ещё раз и назови те пары, которые ты запомнил.

В каждой паре назови то слово, которое образовалось при помощи сочетания букв, стоящих после главной части слова (суффикса). Запиши их но памяти.

Выдели значком ту часть слова, при помощи которой оно образовалось.


5. Прочитай предложения «про себя»:

 

 

Скажи, что нужно сделать? Запиши предложения. Назови буквы и сочетания букв (суффиксы), которые изменили смысл слова. Выдели их нужным значком.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения за­дания. )

6. Зашифруй слова значками: —корень; —суффикс; —окончание.

Мёд, дочь, туча, медок, ветер, тучка, дочка, ветерок, доченька, ветрище, волосок.

Расшифруй свою запись; подбери другие слова такого же состава. Объясни свой выбор.

7. Прочитай внимательно предложения:

Все ли слова употреблены в предложениях правильно?

Назови те слова, которые, по твоему мнению, не подходят. Почему ты считаешь, что эти слова подобраны неправильно? Объясни, как нужно исправить предложения.

Запиши правильные предложения.

В трёх-, четырёх- и пятисложных словах выдели ударный слог.

 


8.

сад —... место —... река —...
ягода —... брат —... печь —...
тыква —... орех —... липа —...

а) Чётко прочитай столбики слов:

 

Сначала измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы; затем — так, чтобы они обозначали признак предмета и отвечали на вопрос какой? Запиши их.

 


 


Что произошло со словами? Выдели значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его.

б) Чётко прочитай слова:

 


Подбери к ним подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? К некоторым подойдут слова, образованные тобой в предыдущем упражнении.

Запиши те словосочетания, в которых оба слова образованы с помощью суффиксов. Проанализируй их. В трёхсложных словах выдели ударный слог.

9. Чётко прочитай слова:


Измени слова так, чтобы они обозначали небольшие предметы. Запиши их в столбик. Выдели ту часть слова (суффикс), которая изменила его.

От этих слов образуй слова, обозначающие признаки предмета. Проанализируй и запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова (суффикс), которая изменила его. В скобках запиши то слово, от которого ты образовал 2 новых слова.


А теперь со словами, которые отвечают на вопрос какой? , составь словосочетания с данными ниже словами:

Запиши составленные сочетания слов по образцу, выделяя ударный слог.

10. Чётко прочитай словосочетания, выделяя ударный слог:

 

звуки музыки работа художника
совет друга решение историка
нападение зверя аппетит волка
кисель из молока упрямство осла
мясо с луком грибы с хлебом

Подумай, как можно изменить данные сочетания слов, чтобы появились слова, обозначающие признак предмета (какой? ). Составь такие словосочетания. Может быть, у тебя появились какие-то сомнения? Докажи правильность выполнения задания.

Запиши вновь составленные сочетания слов.

Найди слова, в которых появилась такая часть, которая изменила его смысл. Выдели эту часть (суффикс) нужным значком и на зови её.

С любыми 2 вновь образованными словосочетаниями составь и запиши предложения. В словах предложения выдели ударные слоги.

11. Чётко прочитай слова:

 

зима, морж; река, книга; орех, игра; рыба, письмо.

В течение 5—7 минут к данным словам подбери как можно больше слов с разными суффиксами. Проанализируй подобранные слова.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов)


 

12.

а) Чётко прочитай слова:


Подумай, какие из данных слов «притягиваются» друг к другу. Объедини их в группы. Объясни, по какому признаку ты это делал.

Измени данные слова так, чтобы они приобрели значение признака предмета. Запиши их. Выдели нужным значком ту часть слова, которая участвовала в его изменении. Назови её.

б) Чётко прочитай слова:

К вновь образованным словам-признакам из п. а) подбери подходящие по смыслу слова из п. б). Запиши 4 составленных сочетания слов (из каждой группы); выдели ударный слог в трех- и четырехсложных словах.

13. Чётко прочитай слова и запиши их:

Сравни слова по написанию. Назови общую часть этих слов и обозначь её значком

Подумай, от какого слова образованы эти слова и при помощи каких суффиксов. Выдели суффиксы значком

Одинаковы ли эти слова по значению? Подумаем вместе.

«Дружный» — этим словом определяется совместная слаженная жизнь людей или работа: дружный коллектив, дружная работа, дружные ребята.

«Дружеский» — этим словом определяется очень хорошее отношение одного человека к другому: дружеский привет, дружеский совет, дружеская беседа.

«Дружественный» — этим словом определяются хорошие отношения народов, государств, совместные действия: дружественные отношения, дружественная встреча глав государств.

Сравни сначала по написанию и затем по значению следующие слова (в случае затруднения обращайся к толковому словарю):


Пушной, пушистый, пуховый (хвост, платок, зверёк, одеяло);

водный, водяной, водянистый {жук, путь, лыжи);

цветной, цветистый, цветочный {горшок, карандаш, платок, рассада, фильм);

старый, старинный, старческий (часы, костюм, походка).

Подбери к словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы, объясняя свой выбор. Запиши составленные словосочетания. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту часть, которая придаёт ему значение признака предмета.

 

14. Прочитай «про себя» предложения.

Назови в каждом предложении сочетание слов, обозначающее предмет и его признак. Подумай, правильно ли подобраны слова-признаки. Если нет, исправь ошибки, подобрав к каждому слову признаку подходящее по смыслу слово-предмет.

Выдели значком общую часть в словах и ту часть, которая придай слову значение признака (суффикс).

15. Чётко прочитай слова:

На какой вопрос отвечают данные слова и что они обозначают? Прочитай те слова-признаки, которые характеризуют человека. Измени данные слова, заменив их окончания сочетанием букв -ость (суффиксом).


Запиши образованные слова во 2-й столбик. Выдели соответствующими значками общую часть слова и ту, которая изменила его значение. Какой общий суффикс во всех словах? Прочитай о значении вновь образованных слов в Толковом словаре.

Во вновь образованных словах замени суффикс -ость суффиксом -ец. Про кого или про что можно так сказать?

Запиши вновь образованные слова в 3-й столбик. Выдели в них суффикс.

16. Чётко прочитай слова:


 

Проанализируй данные слова. Выдели в каждом слове ту часть (суффикс), которая придаёт ему определённое значение.

Подбери к данным словам слова противоположного значения с теми же суффиксами. Обоснуй правильность своего подбора.


Составь с одной парой каждой группы слов словосочетания. Запиши их. Выдели ударный слог.

17. Логопед предлагает ребёнку задание на карточке.

Посмотри внимательно на карточку. Подумай, что на ней написано:


В вежливой форме предложи своему товарищу задание по составлению слов.

(Совместный анализ составленных слов. )

18. Как называют человека, который:

— учит, строит, пишет книги;

— играет на гитаре, работает на тракторе;

— поёт на сцене, продаёт разный товар;

— шьёт сапоги, убирает двор, охотится;

— водит самолёт, обслуживает пулемёт;

— вставляет стёкла; настраивает музыкальные инструменты.

Запиши названные тобой слова. (Слова с одинаковым суффиксом записываются построчно. )

Внимательно прочитай записанные слова. Скажи, при помощи каких суффиксов образовались новые слова? Выдели суффиксы нужным значком. От каких слов образовали записанные слова?


Образец рассуждения:

Логопед: Учитель — это человек, который учит детей. Это слово образовалось от слова «учить» при помощи сочетания букв -тель (суффикса).

Теперь ты расскажи о каждом слове. (Каждый ученик рассказывает, остальные слушают и при необходимости поправляют его. )

19. Чётко прочитай слова:

Подумай и распредели данные слова в несколько групп по общности значений. Расскажи, от каких слов и как образовались данные слова и что они обозначают.

(Образец рассуждения в предыдущем упражнении. )

20. Прочитай предложения «про себя».

 

Подумай, правильно ли образованы слова, обозначающие профессии людей. Найди и исправь ошибки. Запиши исправленные предложения.

Найди в словах, обозначающих профессии, ту часть (суффикс), которая придала им данное значение. Выдели её нужным значком и назови.

21. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:

 

Обрати внимание на выделенную значком часть слова. Назови ее


Среди данных слом есть слона, которые указывают на место жительства или национальность человека. Подумай, от какого слова и как образовались эти слова; какое значение они приобрели.

Рассуждай так: «Слово " астраханец" образовалось от слова " Астрахань" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец. Оно указывает на место жительства человека».

* С л о в а   для  с п р а в к и: города: Кострома, Париж, Новгород; река: Волга; страны: Болгария, Китай, Япония, Дагестан.

22. «Рассыпались» слова — собери их и запиши:

Проанализируй составленные слова. С любыми из них составь 3 предложения.

23. В течение 10 минут самостоятельно подбери по 5 слов, обозначающих: а) профессию людей; б) место жительства; в) национальность. (Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...