Первый уровень
Первый уровень Логопед: Мы знакомимся с образованием слов с помощью букв или сочетании букв (приставок), которые находятся перед главной частью слова и меняют его значение:
1. а) Чётко прочитай слова в таком порядке: слово, которое находится между столбиками слов; слова левого столбика; слова правого столбика
напишу запишу выпишу спишу впишу допишу подпишу надпишу припишу перепишу Сравни со словом «пишу» по написанию слова левого столбика, затем — правого столбика. Чем отличаются слова левого и правого столбиков от слова «пишу»? Запиши их. Назови и отметь значком ту часть слова, которая находится перед общей частью. Меняет ли она значение слова? Объясни значение каждого слова и составь с ними словосочетания: б) Рассмотри внимательно схему. (На плакате 2 круга: маленький круг входит в большой. В маленьком круге - глагол в неопределённой форме (например, ходить). Вокруг него в большом круге приставки: у-, по-, об-, в, пере- и т. д. ) Что ты видишь во внутреннем круге? Подумай и скажи, что нужно сделать. Присоединяй буквы и сочетания букв к началу слова ходить. (1-й ученик, начиная с приставки у-, работает с левой стороной круга; 2-й, начиная с буквы в-, — с правой стороной круга. ) Что происходит со словом? Запиши вновь образованные слова и выдели значком ту часть слова, которая изменяет его значение. Устно составь предложения со словами, начинающимися с сочетания букв по-, за-, при-, про-.
2 . Чётко прочитай слова: На какой вопрос отвечают данные слова? Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Наблюдай, что происходит со словом. * что делать? — говорить; что сделать? — заговорить. Запиши полученные пары слов. От какого слова и как образовались слова, отвечающие на вопрос что сделать? Какое значение приобрели вновь образованные слова. Составь с 2—3 любыми вновь образованными словами предложения. Запиши их. Выдели в словах ударный слог. 3. Чётко прочитай слова: Выбери из данных слов подходящие по смыслу и впиши их в предложения в нужной форме.
Плохо выполненное задание надо... . Упражнение с учебника можно.... Новую тетрадь надо.... Из текста слова с безударной гласной нужно …. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) 4. В течение 10 минут образуй от слов-действий сказать и говорить новые слова при помощи разных букв или сочетаний букв, стоящих перед главной частью слова. Запиши и выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение. Назови из вновь образованных слов те, которые обозначают: начало действия (за-); конец действия {до-, вы-, у-); изменение действия (пере-); неполноту действия (про-). * В а р и а н т ы выполнения работы: 1-ый: приставки могут быть предложены логопедом; 2-ой: дети самостоятельно подбирают приставки. Объясни, какое дополнительное значение вносят буквы и сочетания букв (приставки), с помощью которых ты образовывал новые слова? Составь и запиши предложения, в которых есть сочетания букв (приставки): про-, под-, пере-. 5. Чётко прочитай слова: Прочитай слова ещё раз в таком порядке: те, которые имеют значение удаления; те, которые имеют значение приближения. Запиши те части слов, которые придают значение а) приближения; б) удаления.
Составь и запиши 3 предложения со словами, имеющими значение приближения, и 3 предложения со словами, имеющими значение удаления. В этих словах предложений выдели ударный слог. 6. В течение 10 минут составь как можно больше слов с сочетаниями букв (приставками): по-; на-; про-; от-. Проанализируй составленные слова. Составь и запиши 3 предложения с подобранными словами. Выдели значком ту часть в словах, которая придала им новое значение. 7. Чётко и внимательно прочитай словосочетания: Какие слова нужно изменить и как? Исправь ошибки и запиши правильные словосочетания. Назови и выдели соответствующим значком ту часть в словах, которая изменяет их значение. Попробуй предложить подобное задание своему товарищу (2—4 словосочетания). Проанализируйте вместе с ним правильность выполнения задания.
8. Прочитай предложения «про себя»: Какие слова в предложениях употреблены неправильно? Что нужно сделать, чтобы по смыслу предложения стали правильными? Запиши исправленные предложения. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания) 9. Чётко прочитай слова: Выпиши слова, в которых есть приставки. Выдели их. Проанализируй слова с приставками. К каждой выделенной приставке подбери новое слово. Докажи правильность своего выбора. Составь с подобранными словами предложения. 10. Чётко прочитай слова:
Найди и выпиши слова только с указанными приставками. Выдели их. Проанализируй выписанные слова. Составь с ними словосочетания. Почему ты не выписал остальные слова? Как проверить, что ты это сделал правильно? Найди среди всех слов однокоренные, выпиши их и объясни значение каждого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|