Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третий уровень




1. Чётко прочитай слова:




 

Прочитай только те слова, которые не только называют предмет, но и указывают на его величину. Назови ту часть слова, которая указывает на величину предмета.

Запиши сначала слова, обозначающие маленькие предметы, затем — очень большие. Выдели значком ту часть слова, которая указывает на величину предмета. Выдели ударный слог в трёхсложных и четырёхсложных словах.

Подбери к двум любым словам, обозначающим маленький предмет и очень большой, подходящие по смыслу.


2. Чётко прочитай слова:

 

Измени слова так, чтобы они обозначали: сначала маленький предмет; затем пренебрежительное отношение к предмету; наконец — очень большой предмет.

(Задание может выполняться по цепочке: каждый ученик выполняет одно задание. )

Запиши в столбик вновь образованные слова в указанной последовательности. Объясни, как ты выполнял задание.

Выдели значком ту часть слова, которая стоит после главной его части (корня) и изменяет значение слова.

С любыми 3 словами, имеющими разные значения, составь и запиши предложения; выдели в словах предложения ударный слог.

3. В течение 7—10 минут подбери слова с данными сочетаниями букв (суффиксами), стоящими после главной части слова (корня):

-ок-г -ик-, -ник-, -ушк-, -чик-, -очк-(-ечк-), -ищ-.

Проанализируй подобранные слова.

4. Каждому ребёнку предлагается карточка с одним словом. Дети по очереди читают слова на карточках. Один читает слово, другие изменяют его по приприведённым заданиям:

а) чётко прочитать слово на карточке;

б) изменить слово так, чтобы оно сначала обозначало предмет небольшой величины; затем — очень большой величины; далее — признак предмета (отвечало на вопрос какой? ). Например: конь конёк — конище — конный;

в) записать цепочку слов; сказать, что с ними произошло, и выделить значком в словах ту часть слов (суффикс), которая изменила их значение

г) прочитать только те слова, которые обозначают признак предмета; подобрать те, которые подходят им по смыслу.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности составления сочетаний слов)


 


5. Отыщи нужный суффикс.

а) Чётко и внимательно прочитай:


Что нужно изменить в этих необычных словах? Запиши правильно образованные тобой слова.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания)

б) Предложи подобное задание своему товарищу (2—4 слова). Проанализируйте вместе с ним правильно образованные слова.

6. Чётко прочитай слова:

На какой вопрос отвечают эти слова и какой признак предмета обозначают?

Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака, добавив сочетание букв (суффикс) -оват-.

Запиши слова по образцу: белый беловатый. Что изменилось в слове?

Выдели значком  общую часть слов (корень); значком  — ту часть, которая находится после него (суффикс).

Прочитай слова, которые обозначают неполноту признака, и назови ту часть(суффикс), которая придаёт слову это значение. Запиши их во 2-й столбик.

Во вновь образованных словах замени суффикс -оват- сочетанием -ок; конец слова убери. Назови и запиши в 3-й столбик вновь образованные слова. Выдели значком  в словах ту часть, которая изменила слово. Назови её.

Во вновь образованных словах 3-го столбика замени сочетание букв –ок- насочетание -изн-, добавив окончание -а. Выдели значком  ту часть слова, которая изменила его значение. Назови её. Справься о значении вновь образованных слов 4-го столбика в толковом словаре.

7. В течение 5—7 минут подбери самостоятельно по 5 слов-признаков с суффиксами -н- и -оват-. Проанализируй подобранные слова. Составь и запиши этими словами 2—3 предложения.

8.

а) Вместо слов запиши их суффиксы, которые услышишь:

колечко, муравьишка, фарфоровый, страусиные, дешевизна, глуобокий, облачко.

Подбери другие слова к записанным суффиксам. Докажи правильность подбора слов.


а) Зашифруй слова значками; корень, . —суффикс, —'окончание,

крутой, крутизна, крутоватый; ветерок, туманный, тюльпанчик, гвоздь, тросточка, трость, горошина.

Расшифруй свою запись, подбирая к схемам другие слова. Объясни свой выбор. Докажи правильность своего выбора составлением предложений, включающих любое слово с суффиксом.

9. Четко прочитай сочетания слов, выделяя ударный слог в каждом слове:

Найди в данных словосочетаниях слова, обозначающие признаки предмета и прочитай их. Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака.

Запиши словосочетания так: в левый столбик — словосочетания, обозначающие полноту признака; в правый столбик — словосочетания, обозначающие неполноту признака.

Выдели значком  общую часть (корень) слов-признаков; значком  ту часть этих слов (суффикс), которая находится после главной части слова. Проанализируй слова-признаки из каждой пары словосочетаний.

Составь. 2 предложения со словами, обозначающими полноту признака, и 2 предложения — со словами, обозначающими неполноту признака.


 


10. Найди нужное слово.

а) Прочитай предложения «про себя»:


Подумай и выбери из стоящих в скобках нужное (подходящее по смыслу) слово-признак. Объясни свой выбор.

6) Составь 2 предложения со словами-признаками, указывающими на неполноту признака. Докажи правильность выполнения задания

 



11. Четко прочитай слова:

Что произойдёт, если к этим словам добавить суффиксы? Попробуй от каждого слова образовать не менее 3 слов с суффиксами

Проанализируй образованные слова. С одним из них составь предложение.

* Можно использовать следующие суффиксы: -ск-, -ж-, -ов. -ник-, -очк-, -ёнок-, -як-, -ок(ек)-, -ушк-, -н-, -ец-.

12. Чётко прочитай слова:

Проанализируй их по написанию и по значению. Найди объяснение каждому слову в толковом словаре.

Запиши данные слова. Назови и выдели значком  общую часть слов (корень). Выдели в словах значком  ту часть (суффикс), которая придает слову новое значение.

Подбери к данным словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы. Запиши составленные словосочетания. Выдели в каждом слове ударный слог.

13. Чётко прочитай слова:

На какой вопрос отвечают данные слова? Подумай: что нужно сделать, чтобы от данных слов образовать слова-признаки?

* При образовании слов пользуйся суффиксами: -н-, -ист-, -аст-, -ев Выбери из данных слов те, к которым подходят вновь образованные слова-признаки:

озеро, щука, дружба, боль, червь, заря, воротничок, местность, глыба, палуба, день, берег, луг.

Чётко произнеси составленные сочетания слов, выделяя ударный слог.

14. Чётко прочитай слова:


 


Измени каждое слово так, чтобы оно обозначало: сначала — маленький предмет; затем - признак предмета; потом — профессию.

Выпиши каждое данное слово и вновь образованные от него на отдельную строчку. Устно составь 3 предложения с вновь образованными словами любой строчки. Назови и выдели общую часть слов (корень) и суффикс, который меняет значение слова.


 

15. Чётко прочитай слова:

 

баян, трактор, хоккей, фокус, камень, бокс,
скот, скрипка, груз, комбайн, птица, волейбол,
экскаватор, борьба.

Образуй новые слова с помощью суффиксов и запиши их в следующем порядке: обозначающие профессии артистов; обозначающие профессии строителей; обозначающие профессии в сельском хозяйстве; обозначающие спортивные профессии.

Выдели в каждом слове суффикс. Какой суффикс повторяется при образовании слов, обозначающих три профессии; две профессии?

Составь с одним составленным словом каждой группы предложение; запиши 2 из них. Выдели в словах ударный слог.

16. К данным суффиксам подбери слова, обозначающие профессии в спорте; в сельском хозяйстве: -ист-, -ник-, -ец-.

Запиши подобранные слова. Выдели нужным значком суффикс, который придает слову значение профессии. Расскажи, от какого слова и как образовались подобранные тобой слова и какое значение они приобрели.

Образец рассуждения: «Машинист — это человек, который водит поезда. Слово образовалось от слова " машина" при помощи сочетаний букв (суффикса) -ист-».

 

 

17.

Четко прочитай слова:

Выбери слова, от которых можно образовать новые слова, обозначающие профессии людей. Запиши их. Назови и выдели нужным значком суффиксы, которые изменили значение слов.

Расскажи, как ты образовывал слова и какое значение они приобрели

Прочитай внимательно ещё раз данные слова. Назови те, которые ты еще не использовал. Подумай: с каким значением и с помощью каких суффиксов можно образовать от них новые слова?

 


6) Назови из слов п. а) те, от которых можно образовать слова с двумя значениями: маленького предмета и профессии. Запиши образованные тобой слова. Выдели суффикс.

Проанализируй вновь образованные слова. Составь и запиши 3 предложения со словами любой тройки.

18. В течение 5—7 минут самостоятельно подбери по 4 слова с различными суффиксами, обозначающими: маленький предмет; очень большой предмет, профессию; названия детёнышей животных или птиц; неполноту признака предмета.

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )

19. Посмотри внимательно на данные суффиксы и сгруппируй их по общности значения:

-ник-, -оват-, -еньк-(-оньк-), -як-(-ак-), -ск-, -чик-, -ишк-, -ик-, -лив-, -ок-(-ёк-), -ист-, -тель-, -ов-(ев-), -к-.

К каждому суффиксу подбери 3—4 слова. Докажи правильность своегобора.

Какие из суффиксов имеют два значения? Назови их и подбери слова, подтверждающие правильность твоего ответа.

20. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:

Найди среди них слова, которые можно изменить так, чтобы они обозначали профессии; место жительства; национальность. Запиши пары слов.

Выдели нужным значком суффикс, который изменил значение слова. Проанализируй вновь образованные слова.

* Рассуждай так: «Слово " ставрополец" образовалось от слова " Ставрополь" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец-. Оно указывает на место жительства».



21. В течение 10 минут подбери к данным сломам как можно больше слов с разными суффиксами:

снег, брат, печь, друг, футбол, цвет, деревня, вечер

Составь и запиши 2 предложения с любыми подобранными словами разного корня. В словах этих предложений выдели ударный слог

(Задание может выполняться парами. )

(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )


Образование слов с помощью приставок

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...