Третий уровень
1. Чётко прочитай слова:
Прочитай только те слова, которые не только называют предмет, но и указывают на его величину. Назови ту часть слова, которая указывает на величину предмета. Запиши сначала слова, обозначающие маленькие предметы, затем — очень большие. Выдели значком ту часть слова, которая указывает на величину предмета. Выдели ударный слог в трёхсложных и четырёхсложных словах. Подбери к двум любым словам, обозначающим маленький предмет и очень большой, подходящие по смыслу. 2. Чётко прочитай слова:
Измени слова так, чтобы они обозначали: сначала маленький предмет; затем пренебрежительное отношение к предмету; наконец — очень большой предмет. (Задание может выполняться по цепочке: каждый ученик выполняет одно задание. ) Запиши в столбик вновь образованные слова в указанной последовательности. Объясни, как ты выполнял задание. Выдели значком ту часть слова, которая стоит после главной его части (корня) и изменяет значение слова. С любыми 3 словами, имеющими разные значения, составь и запиши предложения; выдели в словах предложения ударный слог. 3. В течение 7—10 минут подбери слова с данными сочетаниями букв (суффиксами), стоящими после главной части слова (корня): -ок-г -ик-, -ник-, -ушк-, -чик-, -очк-(-ечк-), -ищ-. Проанализируй подобранные слова. 4. Каждому ребёнку предлагается карточка с одним словом. Дети по очереди читают слова на карточках. Один читает слово, другие изменяют его по приприведённым заданиям: а) чётко прочитать слово на карточке; б) изменить слово так, чтобы оно сначала обозначало предмет небольшой величины; затем — очень большой величины; далее — признак предмета (отвечало на вопрос какой? ). Например: конь — конёк — конище — конный;
в) записать цепочку слов; сказать, что с ними произошло, и выделить значком в словах ту часть слов (суффикс), которая изменила их значение г) прочитать только те слова, которые обозначают признак предмета; подобрать те, которые подходят им по смыслу. (Взаимопроверка с обсуждением правильности составления сочетаний слов)
5. Отыщи нужный суффикс. а) Чётко и внимательно прочитай: Что нужно изменить в этих необычных словах? Запиши правильно образованные тобой слова. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания) б) Предложи подобное задание своему товарищу (2—4 слова). Проанализируйте вместе с ним правильно образованные слова. 6. Чётко прочитай слова: На какой вопрос отвечают эти слова и какой признак предмета обозначают? Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака, добавив сочетание букв (суффикс) -оват-. Запиши слова по образцу: белый — беловатый. Что изменилось в слове? Выдели значком общую часть слов (корень); значком — ту часть, которая находится после него (суффикс). Прочитай слова, которые обозначают неполноту признака, и назови ту часть(суффикс), которая придаёт слову это значение. Запиши их во 2-й столбик. Во вновь образованных словах замени суффикс -оват- сочетанием -ок; конец слова убери. Назови и запиши в 3-й столбик вновь образованные слова. Выдели значком в словах ту часть, которая изменила слово. Назови её. Во вновь образованных словах 3-го столбика замени сочетание букв –ок- насочетание -изн-, добавив окончание -а. Выдели значком ту часть слова, которая изменила его значение. Назови её. Справься о значении вновь образованных слов 4-го столбика в толковом словаре. 7. В течение 5—7 минут подбери самостоятельно по 5 слов-признаков с суффиксами -н- и -оват-. Проанализируй подобранные слова. Составь и запиши этими словами 2—3 предложения.
8. а) Вместо слов запиши их суффиксы, которые услышишь: колечко, муравьишка, фарфоровый, страусиные, дешевизна, глуобокий, облачко. Подбери другие слова к записанным суффиксам. Докажи правильность подбора слов. а) Зашифруй слова значками; корень, . —суффикс, —'окончание, крутой, крутизна, крутоватый; ветерок, туманный, тюльпанчик, гвоздь, тросточка, трость, горошина. Расшифруй свою запись, подбирая к схемам другие слова. Объясни свой выбор. Докажи правильность своего выбора составлением предложений, включающих любое слово с суффиксом. 9. Четко прочитай сочетания слов, выделяя ударный слог в каждом слове: Найди в данных словосочетаниях слова, обозначающие признаки предмета и прочитай их. Измени эти слова так, чтобы они обозначали неполноту признака. Запиши словосочетания так: в левый столбик — словосочетания, обозначающие полноту признака; в правый столбик — словосочетания, обозначающие неполноту признака. Выдели значком общую часть (корень) слов-признаков; значком ту часть этих слов (суффикс), которая находится после главной части слова. Проанализируй слова-признаки из каждой пары словосочетаний. Составь. 2 предложения со словами, обозначающими полноту признака, и 2 предложения — со словами, обозначающими неполноту признака.
10. Найди нужное слово. а) Прочитай предложения «про себя»: Подумай и выбери из стоящих в скобках нужное (подходящее по смыслу) слово-признак. Объясни свой выбор. 6) Составь 2 предложения со словами-признаками, указывающими на неполноту признака. Докажи правильность выполнения задания
11. Четко прочитай слова: Что произойдёт, если к этим словам добавить суффиксы? Попробуй от каждого слова образовать не менее 3 слов с суффиксами Проанализируй образованные слова. С одним из них составь предложение. * Можно использовать следующие суффиксы: -ск-, -ж-, -ов. -ник-, -очк-, -ёнок-, -як-, -ок(ек)-, -ушк-, -н-, -ец-. 12. Чётко прочитай слова: Проанализируй их по написанию и по значению. Найди объяснение каждому слову в толковом словаре. Запиши данные слова. Назови и выдели значком общую часть слов (корень). Выдели в словах значком ту часть (суффикс), которая придает слову новое значение.
Подбери к данным словам-признакам подходящие по смыслу слова-предметы. Запиши составленные словосочетания. Выдели в каждом слове ударный слог. 13. Чётко прочитай слова: На какой вопрос отвечают данные слова? Подумай: что нужно сделать, чтобы от данных слов образовать слова-признаки? * При образовании слов пользуйся суффиксами: -н-, -ист-, -аст-, -ев Выбери из данных слов те, к которым подходят вновь образованные слова-признаки: озеро, щука, дружба, боль, червь, заря, воротничок, местность, глыба, палуба, день, берег, луг. Чётко произнеси составленные сочетания слов, выделяя ударный слог. 14. Чётко прочитай слова:
Измени каждое слово так, чтобы оно обозначало: сначала — маленький предмет; затем - признак предмета; потом — профессию. Выпиши каждое данное слово и вновь образованные от него на отдельную строчку. Устно составь 3 предложения с вновь образованными словами любой строчки. Назови и выдели общую часть слов (корень) и суффикс, который меняет значение слова.
15. Чётко прочитай слова:
Образуй новые слова с помощью суффиксов и запиши их в следующем порядке: обозначающие профессии артистов; обозначающие профессии строителей; обозначающие профессии в сельском хозяйстве; обозначающие спортивные профессии. Выдели в каждом слове суффикс. Какой суффикс повторяется при образовании слов, обозначающих три профессии; две профессии? Составь с одним составленным словом каждой группы предложение; запиши 2 из них. Выдели в словах ударный слог. 16. К данным суффиксам подбери слова, обозначающие профессии в спорте; в сельском хозяйстве: -ист-, -ник-, -ец-. Запиши подобранные слова. Выдели нужным значком суффикс, который придает слову значение профессии. Расскажи, от какого слова и как образовались подобранные тобой слова и какое значение они приобрели. Образец рассуждения: «Машинист — это человек, который водит поезда. Слово образовалось от слова " машина" при помощи сочетаний букв (суффикса) -ист-».
17. Четко прочитай слова: Выбери слова, от которых можно образовать новые слова, обозначающие профессии людей. Запиши их. Назови и выдели нужным значком суффиксы, которые изменили значение слов. Расскажи, как ты образовывал слова и какое значение они приобрели Прочитай внимательно ещё раз данные слова. Назови те, которые ты еще не использовал. Подумай: с каким значением и с помощью каких суффиксов можно образовать от них новые слова?
6) Назови из слов п. а) те, от которых можно образовать слова с двумя значениями: маленького предмета и профессии. Запиши образованные тобой слова. Выдели суффикс. Проанализируй вновь образованные слова. Составь и запиши 3 предложения со словами любой тройки. 18. В течение 5—7 минут самостоятельно подбери по 4 слова с различными суффиксами, обозначающими: маленький предмет; очень большой предмет, профессию; названия детёнышей животных или птиц; неполноту признака предмета. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) 19. Посмотри внимательно на данные суффиксы и сгруппируй их по общности значения: -ник-, -оват-, -еньк-(-оньк-), -як-(-ак-), -ск-, -чик-, -ишк-, -ик-, -лив-, -ок-(-ёк-), -ист-, -тель-, -ов-(ев-), -к-. К каждому суффиксу подбери 3—4 слова. Докажи правильность своегобора. Какие из суффиксов имеют два значения? Назови их и подбери слова, подтверждающие правильность твоего ответа. 20. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог: Найди среди них слова, которые можно изменить так, чтобы они обозначали профессии; место жительства; национальность. Запиши пары слов. Выдели нужным значком суффикс, который изменил значение слова. Проанализируй вновь образованные слова. * Рассуждай так: «Слово " ставрополец" образовалось от слова " Ставрополь" при помощи сочетания букв (суффикса) -ец-. Оно указывает на место жительства». 21. В течение 10 минут подбери к данным сломам как можно больше слов с разными суффиксами: снег, брат, печь, друг, футбол, цвет, деревня, вечер Составь и запиши 2 предложения с любыми подобранными словами разного корня. В словах этих предложений выдели ударный слог (Задание может выполняться парами. ) (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Образование слов с помощью приставок
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|