Сложные предложения. Первый уровень
16. а) Прочитай «про себя»:
Подумай, что нужно сделать. Выполни задание. Расскажи, что и как ты делал. (Коллективная проверка с обсуждением правильности составления предложений. ) б) Сократи первые 2 составленных тобой предложения до 3 слов; последующие 2 предложения — до 4 слов. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания — разные варианты сокращения предложений. ) Сложные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые) Первый уровень 1. а) Чётко прочитай: Что ты прочитал? Сколько ты прочитал предложений? Как можно доказать, что здесь два предложения? Можно ли из этих двух предложений сделать одно? Подумай, как можно объединить. Логопед: Эти два предложения можно соединить по-разному: Саша пришёл на остановку, а (но) автобус отошёл. Саша пришёл на остановку, когда автобус отошёл. Мы будем учиться соединять предложения при помощи союзов и союзных слов: когда, где, куда, откуда, потому что. Выясняется смысл предложения и союзного слова когда: Саша пришёл на остановку, когда автобус отошёл. б) Соедини два предложения в одно: Докажи, что составленные предложения указывают на время действия Аналогичным образом отрабатываются конструкции предложений с союзами и союзными словами: где, куда, откуда, потому что. После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо уточнить, что сложное предложение содержит два сообщения. в) Помнишь ли ты, что в одном предложении могут быть два сообщения? Чётко прочитай предложения: Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Скажи, о чём говорится в каждом предложении.
2. Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.
Обоснуй правильность выполнения задания. 3. 3. Прочитай «про себя»:
Подумай и составь из двух данных одно предложение. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания и определения значения сложных предложений. ) 4. а) Чётко прочитай: Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи, что ты прочитал два предложения. Можно ли из этих двух предложений составить одно? Подумай, как можно это сделать. * Наступила осень, но деревья стояли ещё зелёные. Наступила осень, а деревья стояли ещё зелёные. Логопед: Эти два предложения можно соединить мри помощи союзов НО или А.. Подумай, какое значение приобрели составленные тобойпредложения. (Действия противопоставлены друг другу ) б) Чётко прочитай: Что ты прочитал? Сколько предложений ты прочитал? Докажи правильно своего ответа. Можно ли эти предложения соединить в одно? Подумай, как мо их объединить. * Прозвенел звонок, и ребята поспешили на урок. Подумай, какое значение приобрело составленное тобой предложения. (Действия происходят одновременно. ) Вывод: Эти два предложения соединены в одно при помощи союза И. Рассмотри схему: два предложения можно соединить в одно с помощи этих союзов.
После практической деятельности детей по составлению сложных предложений необходимо уточнить, что в сложном предложении содержатся два сообщения. 5. Чётко прочитай: Прочитай сначала предложения, в которых действия происходят одновременно, затем — те, в которых действия противопоставлены. 6. Прочитай «про себя»:
Объедини предложения в каждой строчке. выполни задание в тетради. Не забудь поставить запятые! Прочитай составленные предложения. Скажи, какое значение приобрело каждое сложное предложение.
7. Прочитай «про себя»: Закончи предложения. Какое значение приобрели сложные предложения? 8. Прочитай «про себя»: Подумай, что нужно сделать, чтобы предложения стали сложными. Вставь необходимые союзы. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания: почему выбран тот или иной союз; какое значение приобрело сложное предложение? ) 9. Прочитай «про себя»:
Закончи предложения. Запиши составленные сложные предложения.. Сравни составленные тобой сложные предложения с теми, которые были даны. Чем они различаются? 10. Прочитай «про себя»: Измени предложения так, чтобы они стали сложными. Используй любые союзы, подходящие по смыслу. Какое значение приобрели составленные предложения? (Коллективная работа по обсуждению правильности составления каждого предложения и определению его значения. ) 11. Предложи своему товарищу составить три сложных предложения с известными ему союзами. Не забудь обратиться к товарищу вежливо, используя слова: пожалуйста, будь добр, спасибо. (Задание выполняется парами. ) (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|