Третий уровень
2. а) Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз. Подумай, о каких основных темах говорится в предложениях. Что нужно сделать? Распредели все предложения по основным темам. Сколько получилось групп? Какая основная тема предложений 1-й группы? 2-й группы? 3-й группы? Запиши предложения о весне. В трёхсложных и четырёхсложных словах выдели ударный слог. б) Составь на каждую данную тему текст (рассказ). Используй данные предложения и подбери свои. Подумай, как ты начнёшь рассказ, Подбери к каждому рассказу название. (Задание выполняется парами или индивидуально с обсуждением правильности его выполнения. )
Что мешает понять смысл текста? Подумай, что нужно сделать, чтобы данный текст можно было назвать рассказом? (Восстановить текст, расставив знаки препинания: отделить одно предложение от другого; озаглавить текст. ) (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания) 4. а) Внимательно прослушай две темы рассказов: «Как мы ходили в поход» - «Лето в деревне». Подумай, о чём ты будешь рассказывать на каждую из этих тем. Докажи правильность выбора текста рассказа. б) Так же, как в п. а), обсуждаются следующие темы: «Дождливое лето» - «Ливень»; «Это было летом» - «Знойное лето»; «На катке» - «Зимние забавы»; «Прогулка в берёзовой роще» - «Берёза». Это задание можно выполнять парами. У каждого ученика по одной теме (вариант I). У каждого ученика по паре тем (вариант И). 5. Чётко прочитай:
Что ты прочитал? Докажи, что это рассказ. (Можно представить события; предложения связаны по смыслу; есть название. ) Почему так назван рассказ? Соответствует ли заключение названию рассказа? Если не соответствует, скажи, как можно закончить рассказ.
Почему ты так считаешь?
Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все предложения объединены общей темой? Что ты можешь сказать о последовательности событий в тексте? Скажи, что нужно изменить в тексте. Исправь ошибку. Запиши исправленный рассказ. Озаглавь его. Какая основная мысль рассказа? Прочитай предложение, в котором выражена основная мысль. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) 7. Прочитай «про себя»:
Можно ли то, что ты прочитал, назвать текстом (рассказом)? Если нет, то почему? Что нужно сделать, чтобы получился текст (рассказ)? Выполни задание. Выбери точное название рассказа: «Лиса и мужик»; «Лиса»; «Хитрая лиса»; «Лиса и рыба». (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) 8. Прочитай «про себя» (или на слух):
Что ты прочитал? Можно ли это назвать текстом? Если нет, то почему? «Собери» рассказ из частей предложений, которые «потеряли» друг друга. Сколько получилось предложений? Озаглавь составленный рассказ. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. ) Сколько предложений в рассказе сложных? Какими союзами они соединяются? 9. Составь рассказ для своего товарища по данному началу. (Задание выполняется парами. ) а) Летом я отдыхал в деревне. Однажды мы пошли на рыбалку. Закинули удочки...
б) В этом году была очень суровая зима. Птицы голодали. Я предложил друзьям...
в) Лошади чего-то испугались и мчались через поле к речке, где купались люди. Неожиданно
г) Шёл я как-то вдоль дороги. А за дорогой был луг, где мальчики играли в мяч. Вдруг...
10. Прочитай «про себя»:
Что ты прочитал? Можно ли сказать, что все слова объединены одной темой?
Подумай, что нужно сделать, чтобы получился рассказ. В чем основная мысль рассказа? Прочитай то предложение, которое выражает основную мысль рассказа. Озаглавь рассказ. Обоснуй правильность выполнения задания. 11. Вспомни интересный случай (весёлый или грустный) из своей жизни. Расскажи о нём так, чтобы было ясно: грустно тебе или весело. (Работа может выполняться парами или коллективно. ) 12. Предъявляются сюжетные картинки для сравнения: — на реке летом: на крутом берегу лес; на противоположном - пляж; дети загорают, играют в мяч, купаются; — та же река: дети катаются на коньках по замёрзшей реке; с крутого берега — на лыжах; на противоположном берегу играют в снежки, лепят снежную бабу. Рассмотри внимательно картинки. Сравни картинки. В какое время года происходит действие на каждой картинке? Составь рассказ на тему «На реке летом и зимой». Из скольких частей будет состоять рассказ? Как ты назовёшь первую часть рассказа; вторую часть? Опиши: какой бывает река летом; чем покрыты её берега; что делают дети у реки. Вторую часть рассказа составь по такому плану. * Первую часть рассказа можно начать так: «Летом река вольно катит свои волны. Берега её покрыты... » (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
14.
Подумай, о чём ты будешь рассказывать (на какую тему)? Составь рассказ по данному плану. Озаглавь его. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
Скажи, можно ли по данному плану составить рассказ? Если нет, то объясни, чему нельзя. Исправь ошибки. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания) По своему плану составь рассказ. Озаглавь его. (Коллективная проверка с обсуждением соответствия рассказа плану. )
Подумай, о чём этот рассказ. Составь план рассказа, используя данные названия, которые подходят по смыслу: «Жалобный писк»; «Мокрый щенок»; «Страх прошёл»; «Дождь в лесу»; «Гроза»; «Птицы и животные спрятались»; «Коля испугался».
По составленному плану составь рассказ короче, чем тот, который ты читал. Можно некоторые предложения объединить в сложные. Подбери к рассказу название. (Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания или взаимоконтроль. ) Третий уровень 1. Найди и прочитай сначала слова, затем — словосочетания:
Подумай, на какую тему можно. Составить тексты (рассказы) по данным ело вам; поданным словосочетаниям. Как ты догадался? Очень кратко скажи, о чём будет твой рассказ. Подбери точный заголовок. Объясни своё решение. (Задание можно выполнять нарами или индивидуально)
Что ты прочитал? Прочитай ещё раз и скажи, на сколько тем можно распределить эти предложения. Сколько получилось тем? По заданию логопеда каждый ученик выписывает предложения на определённую тему. (Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания. )
3. Сравни темы в каждом круге. (Темы представлены на плакате или доске. ) Подумай, о чём ты будешь говорить на каждую тему. Выбери себе любую тему из любого круга. Составь небольшой рассказ, озаглавь его и расскажи товарищам. (Коллективное обсуждение правильности составления рассказа по соответствию содержания и названия выбранной теме. )
Тебе было легко понять смысл текста? Что нужно сделать, чтобы данный текст можно было назвать рассказом? {Восстановить текст; расставить знаки препинания: отделить одно предложение от другого; озаглавить текст. )
Что ты прочитал? Как называется рассказ? Подумай и скажи, соответствует л и содержание рассказа названию. Если нет, то какая часть ему не соответствует, а какая — соответствует. Почему ты так решил? Объясни. Внимательно прочитай ещё раз и скажи: если оставить содержание таким же, какое бы название к нему ты подобрал? Объясни свой выбор
Можно ли считать эту запись текстом (рассказом)? Что ты можешь сказать о последовательности событий в рассказе? Определи правильную последовательность рассказа цифрами. Прочитай составленный рассказ. Озаглавь его. Докажи правильность выполни задания. Измени вторую часть рассказа, чтобы она стала смешной. 7. Прослушай то, что я прочту:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|