Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая модель воздействия в информационной кампании




Информационное пространство любой страны наиболее чувствительно к отрицательным контекстам. Мы привыкли работать с позитивными контекстами, поэтому, оказавшись в ситуации работы с контекстом негативным, оказываемся в совершенно новой ситуации. Информационное простран­ство должно уметь как предотвращать возникновение отри­цательных ситуаций, так и отражать их функционирование в случае их появления. Спиндоктор является одним из профессионалов этой области, призванный в первую оче­редь для работы с отрицательными ситуациями.

Информационные службы создают отрицательные ситуа­ции для противника и предотвращают в своем собственном случае. Война в Персидском заливе имела заранее заданную цель такого рода в виде порождения имиджа высокоточной войны. Это решение какого-то спиндоктора призвано было заранее убрать из массового сознания представление о чело­веческих жертвах, что должно было разрушить привычное представление о войне. При этом подобный подход построен на эксплуатации принятой сегодня символизации армии как обладающей самым технологическим вооружением. Введение подобных образов позволяет в результате обмануть массовое сознание, ведя его в нужном направлении.

Цензурирование войны в Персидском заливе было ско­рее построено по британским традициям, чем американс­ким, поскольку вторые больше акцентируют проблемы сво­боды слова. Американская схема создания пула из отобран­ных журналистов позволило заложить вопросы цензуры на самом источнике информации. Это было дополнено конк­ретными запретами самостоятельно вести съемку или брать интервью. Британская схема была создана руководителем Брайеном Даттоном, руководителем армейских паблик рилейшнз. В ней были заложены такие моменты: предотвра­щение публикации информации о ведении конкретных во­енных операций, чтобы противник не мог ей воспользо­ваться, а родные солдат не волновались. Ограничения касались также подтверждения враждебной пропаганды. Это связано с тем, что в период отсутствия телевизионных новостей во время войны на Фолклендах из-за цензуры британское телевидение показало кадры аргентинских теле­операторов.

Американцы вели постоянный мониторинг телевизион­ного отражения войны. Британский премьер Дж. Мейджор воспользовался войной, чтобы появиться в телевизионном обращении к нации впервые в качестве премьера. С одной стороны, телевизионный канал использовался для выдачи позитивных контекстов. С другой, было сделано все, чтобы не допустить на него контекстов негативных.

Схемы контроля действовали следующим образом. С на­чала войны с войсками прибыло всего 50 журналистов, число которых затем увеличилось до 1500 человек. Амери­канские телевизионные кампании не имели права работать со спутниковыми тарелками. Цензура запрещала публика­цию только во время войны, но не после нее. Кстати, ирак­ская хроника оказалась более интересной для показа, пос­кольку американское телевидение было в этот период за­полнено "говорящими головами". Запрещенными для журналистов сферами оказались: спонтанные интервью с солдатами, кадры или фотографии солдат в агонии или шоке. Все страны-участники коалиции должны были при­нять данную информационную политику.

Речь в первую очередь направлена на то, чтобы убрать ненужные варианты поведения. Поэтому она всегда повес­твует о трусах и героях, наглядно демонстрируя пагубность одного поведения и правильность другого.

Отсюда возникает необходимость идеологии, под которой мы будем понимать общие принципы, общее мироощуще­ние для группы людей. Своя идеология в этом случае будет у фирмы, у семьи, у банды и у армии. Идеология должна задавать программирование границ правильного/неправильного поведения, задаваемая ею кар­тина мира должна предоставлять прозрачное разделение мира на чужие/свои. Происходит явное закрепление нужного варианта поведения. Нарушение закрепленного поведения приводит к определенному шоку.

Схема поведения, предоставляющая большую свободу, характеризуется удалением форм непосредственного контроля. В системе внешний/внутренний контроль сильнее оказывается внутренний, наличие которого обеспечивает более эффективное функционирование. Мы имеем блоки­ровку ненужных вариантов поведения, идущую изнутри.

И Первая, и Вторая мировые войны показали включение одних и тех же методов контроля и управления. В период Первой мировой войны перед англичанами стояла задача "втянуть" в войну США. Для этих целей они использовали находившийся в их руках кабель, соединявший Европу и Северную Америку. Здесь впервые произошло управление общественным мнением путем формирования новостей, которые и задавали нужную картину мира. В пользу вхож­дения США сработали также просчеты немецкой пропаган­ды. Во-первых, это затопление немецкой подлодкой пасса­жирского судна "Луизитания", где среди пассажиров были американцы. Более того, через год немцы отметили это со­бытие выпуском специальной медали, что вызвало вновь бурю возмущения. Во-вторых, пропаганда раздула гибель британской медсестры, которая переправляла пленных из Бельгии в неоккупированные Нидерланды. Оба фактора очень ярко сработали на "демонизацию" противника. Не имеет значения, что, как обнаружилось в восьмидесятые годы, "Луизитания" переправляла оружие, о чем заявляли во время войны немцы. Но это обнаружилось только сей­час, а тогда это предстало перед миром как очередной акт вандализма. Можно заранее предсказать, что во все времена и во все войны наиболее болезненно воспринимаются дей­ствия военных в отношении гражданского населения. Вы­шеприведенные факты как раз относятся к их числу.

Вторая мировая война показала значимость такой законо­мерности, как максимальное увеличение каналов воздействия (кино, церковь и т.п.). В результате одно и то же сообщение, оформленное в соответствии с требованиями данного канала, попадает в массовое сознание множеством путей. То есть по­мимо отмеченного увеличения тиража, речь может идти и о таком средстве, как увеличение каналов.

При этом особой популярностью пользуются не только эмоциональные сообщения, но и сообщения гедонистичес­кого (развлекательного) характера. В них, как правило, иде­ологическая составляющая выражена только на втором Плане. Соответственно, уровень воздействия подобного со­общения возрастает, поскольку оно становится "неотвечаемым". Мы легко реагируем на прямые методы воздействия, с косвенными это сделать труднее. Можно сформулировать также правило, противополож­ное закону построения художественного сообщения. Если художественное сообщение строится на деавтоматизации восприятия, то пропагандистское сообщение, наоборот, до­лжно опираться на автоматизм реакций потребителя. На те характеристики, которые будут обработаны им, не задумы­ваясь.

Эффективные результаты достигаются при учете нацио­нальных особенностей аудитории. Так, листовки во время войны в Персидском заливе создавались с учетом консуль­таций с арабскими психологами, они имели вид "приглаше­ния", были проиллюстрированы рисунками. В самом нача­ле войны уже было сброшено 5 миллионов таких "пригла­шений". Три четверти солдат, сдававшихся с плен, подтверждали, что сделали это под воздействием листовок и радиопередач. Особо эффективными оказались листовки, сбрасываемые перед налетом. Перед тем как была сброшена огромная, размером с "жук-фольксваген", бомба, 6 февраля были разбросаны листовки, в которых говорилось: "Завтра, если вы не сдадитесь, на вас будет сброшена самая большая бомба в мире".

Вероятно, роль подобных листовок покоится на резонан­сной технологии: противник слышит то, что уже ожидается им, он лишь получает дополнительное подтверждение. Ав­томатическое сообщение из его памяти переводится в ре­альность, что и создает эффект резонанса. Подобное совпа­дение слышимого и ожидаемого и создавало максимальный эффект воздействия.

 

32. Интенсивные модели воздействия (метод "Промывания мозгов")

В идеале методы воздействия должны стремиться к тому, чтобы резко снизить рациональность решения потребителя. Это делается либо путем подключения к эмоциональной сфере, которая слабо поддается опровержению со стороны сферы рациональной, либо стремлением вывести человека на автоматизм его реакций, когда рациональная сфера также как бы отключена, но уже по другой причине. В пер­вом случае речь может идти о так называемой "культурной дипломатии". Принимая сообщение гедонистического плана, мы на другом уровне получаем сообщение идеологического плана, которое носит фоновый характер. А на фоновое со­общение невозможно отвечать рационально.

Автоматический характер воздействия, второй вариант отключения рациональности, подтверждается тем фактом, что наиболее сильными, например, во время войны во Вьет­наме со стороны США были листовки, построенные на по­нятиях "страха" и "семьи". Вполне вероятно, что на этих уровнях человек запрограммирован наиболее сильно. Это самые важные для его модели жизни ситуации. Например, сообщение о будущей бомбардировке, также очень эффек­тивное по воздействию, уже ничем нельзя вычеркнуть из памяти. Переход от менее удачного пропагандистского со­общения "Дезертируя, ты спасешь себя" к более удачному "Дезертируя, ты спасешь свою семью" объясняется тем, что здесь включены уже обе эффективные темы: и семья, и страх за свою жизнь. Разбирая результаты анализа методики "промывания мозгов", вы­деляеют такие этапы этой техники:

1. Снятие идентичности. 2. Установление вины. 3. Самопредавание. 4. Тотальный конфликт и базовый страх. 5. Мягкость и возможность. 6. Подталкивание к признанию. 7. Канализация вины. 8. Логическое развенчание. 9. Прогресс и гармония. 10. Окончательное признание и закрепление.

Первый этап. Пленные слушали лекции о победе против им­периализма в корейской войне. Но любая проблема реша­лась не с помощью силы, а путем дискуссии. Когда плен­ный не был достаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его кри­тиковали за субъективность, индивидуализм. Часть дня пос­вящалась личной критике их поведения, привычек, что напо­минает вариант психотерапии. В результате человек, покидав­ший лагерь, нес в себе следующий набор новых для него ощущений.

Основой такого воздействия признается проникновение психологических сил окружающей среды во внутренние эмоции индивида. Как и в случае тоталитарной секты, па­циент постепенно лишается своего "я". Происходит смена идентичности человека, которая начинается с того, что к нему даже обращаются не по имени, а по его лагерному номеру. Человек превращается в ребенка с его сильной за­висимостью от окружения. Собственно, об этом же говорят исследования жизни узников нацистских лагерей, где ос­новным средством воспитания послушания как раз и было низведение взрослого до положения ребенка, когда любые действия оказываются возможными только после получе­ния разрешения.

В результате второго этапа пленный начи­нает считать, что это не его "учителя" виноваты в его стра­даниях, а он сам. На третьем этапе он предает своих друзей, организации, в которых он работал. Он полностью изоли­руется от своего прошлого. На четвертом этапе он паничес­ки боится полной потери своей индивидуальности. На сле­дующем этапе он начинает впитывать знаки мягкости и доброты, которые появляются у его тюремщиков. На оче­редном этапе он выталкивается на признание своей вины, при этом оно становится тотальным, пронизывающим всю его личность, а не частичным, как ранее. В этапе канализа­ции вины пленный направляется к осуждению себя не столько за реальные действия, как за свою старую идентич­ность, на то, что он с Запада и "империалист". На восьмом этапе он критикует каждый аспект своей прошлой жизни, достигая девятого этапа — прогресса и гармонии, что затем окончательно закрепляется на последнем этапе.

В рамках американских психологических операций есть определенные требования к построению пропагандистских сообщений*:

• Во многих развивающихся странах существует отличие между аргументацией и убеждением. Убеждайте, не спорьте.

• Выводы помогаеют изменять отно­шение, особенно для необразованной аудитории. Делайте выводы явными.

• Расскажите, о чем будет ваше сообщение, пере­дайте его, сделайте заключение. Усиление сооб­щения способствует изменениям.

• Предоставляйте помощь или поддержку, решайте проблему, отвечайте на потребности.

• Опирайтесь на легитимность — доверие к вам, авторитет, престиж индивидов, групп, организа­ций.

• Опирайтесь на страх, но с определенными ограни­чениями. Страх работает тогда, когда аудитория получает альтернативу имеющимся действиям.

На человека очень сильно действуют разрывы привычных коммуникативных потоков. Этим пользуются при воздействии на заключенных, которые лишены других раздражителей, кроме контролируемых. В результате они оказываются в среде, по сути лишенной каких-либо примет коммуникативности. Появление следователя после нескольких недель вынужденно­го безмолвия становится "лучом света в темном царстве".

Подведем некоторые итоги того, как протекает данный вид воздействия. Можно просуммировать вышесказанное, придя к следующему ряду принципов, которые лежали в ос­нове данного типа коммуникации:

• Принцип "от малого к большему", покоящийся на ряде подтверждающих его психологических экспери­ментов.

• Принцип "как все": пленные были поставлены в условия, когда все вокруг выполняли требования, поэтому одному трудно было устоять.

•Принцип "двух уровней": человек говорит нечто, идя на требования, понимая на другом уровне, что это не так

• Принцип "выработки единой идеологии группы": любая социальная группа, отделенная от других, начинает вы­рабатывать свою собственную идеологию. В данном слу­чае формировать ее помогают внешние участники.

• Принцип протяженности воздействия: прошли годы, а не недели, когда произошло необходимое завершение, оформившее произведенные над сознанием изменения.

• Принцип "низведения к ребенку", который часто при­меняется для выработки послушания: взрослый чело­век, возвращаясь к поведенческим стереотипам ребен­ка, когда он все делает с разрешения других, испыты­вает изменения и в сфере своего сознания.

В целом был осуществлен переход от одной непротиво­речивой системы ценностей к другой, ведь Запад всегда от­мечал научный характер коммунизма. Замкнутый коллек­тив, лишенный других источников информирования, легко осуществлял этот переход, от которого зависело выживание каждого из его участников. Легкость перехода от одной системы ценностей к другой подтверждается и процессом "гласности и перестройки", когда произошло разрушение "старых богов" и установление новых. Здесь также возникло подобие одного источника воздействия, поскольку бывший источник коммунистической идеологии был отключен, а СМИ переключились на новый источник воздействия. В результате за достаточно ограниченный срок также произошло изменение системы ценностей на проти­воположные, в предыдущей системе рассматриваемые как "враждебные". То есть контролируемая коммуникативная среда при отсутствии иных источников воздействия облада­ет очень большими возможностями. При этом обязатель­ным элементом во всех этих случаях является разрушение прошлой идентичности человека и построение новой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...