Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международные проекты по воздействию на общественное мнение




За послевоенное время США не раз, например, требо­валось заручиться поддержкой международной общест­венности в случае военных конфликтов. Инициатором в этом случае выступает военная сторона. Эти методы уже достаточно хорошо изучены. Но есть также большой объем проектов по изменению общественного мнения в сторону позитива в другой стране в мирное время. Такого рода правительственные заказы также достаточно часты. Кстати, этим отличался и Советский Союз, ведь по сути финансирование западных компартий также было проек­том по изменению общественного мнения этих стран, поскольку компартии традиционно считались источни­ком позитивной информации об СССР и его политике. В этом плане долговременно работали и артисты, и спор­тсмены, эффект выступлений которых далеко превосхо­дил время их разового присутствия за рубежом. То есть убеждающая информация очень четко "привязывалась" к развлекательной составляющей.

Такие же задачи существуют во взаимоотношениях между странами СНГ. Так, с точки зрения Узбекистана кон­статируется следующий выбор целевой аудитории: "Из всей международной общественности для Узбекистана наиболее значимая — российская общественность"**. Причем для ре­шения ПР-задач применялись вполне советские методы. Когда в России сложилось мнение об Узбекистане как о стране, где нарушаются права человека и не проводятся экономические реформы, руководство страны решило за­няться работой с общественным мнением страны своего ос­новного торгового партнера России. Например, было при­остановлена печать тиражей газет "Комсомольская правда", "Труд" и др. Возобновление их выхода в регионе было пос­тавлено в зависимость от того, будет или нет напечатано в них интервью с президентом. И интервью были напечатаны. В Москве И. Каримов встречался с ин­теллигенцией, в Узбекистан приглашались группы россий­ских журналистов. В результате, как сообщает автор: "Менее чем за год в результате тотальной наступательной

информационной кампании, властям Узбекистана удалось приостановить волну критических публикаций в независи­мой российской прессе. В издаваемых в Москве газетах стали появляться вполне лояльные по отношению к узбек­ским властям материалы.

Индия США

На Индию в этом аспекте работал классик паблик рилейшнз Э. Бернейс. Исход­ное знание американцев об Индии включало в себя: тигры-людоеды, святые коровы, Маугли, религиозные секты и т.п. Индийцы же хотели, чтобы американцы увидели их в качес­тве молодого демократического государства.

Как и всегда в создании этой кампании сыграл большую роль личностный фактор. Послом Индии в США в тот пе­риод была сестра президента Неру. Э. Бернейс работал в согласии с госдепартаментом и ЦРУ, опасаясь работать со страной, которая могла бы ока­заться врагом США. Однако правительственные структуры одобрили идею кампании, надеясь, что Индия в результате сблизится с США.

Бернейс подготовил для Неру список вопросов, на кото­рые следовало ответить нужным образом, чтобы продвигать благоприятный имидж Индии в США.

Набор вопросов был жестко политическим, принуждающим Индию отвечать на чисто гипотетические ситуации типа агрессии Советского Союза. В результате сам Э. Бернейс создает заявление, передает его послу, посол от­правляет заявление в Индию, где оно появляется в газетах. А уже оттуда текст печатается на страницах "Нью Йорк Тайме".

К январю было также отправлено 35 тысяч писем к раз­нообразным лидерам влияния США, созданные для каждой из отдельных групп интересов. Посол ездил по США, вы­ступая перед разными аудиториями. Для каждого из городов готовились свои собственные материалы для прессы. В фев­рале 1952 г. президент Неру выступил с речью, учитываю­щей пожелания Э. Бернейса, которая была положительно оценена американскими масс-медиа. Индия была представ­лена в специальных телевизионых программах. Дальнейшая работа Э. Бернейса была прервана появле­нием нового посла Индии, который уже не прислушивался к его советам.

Анализ индийской кампании

Тот же объем негативной информации в рамках американских СМИ и та же необходимость поменять отношение общественного мнения США. Позитивом проведенной кампании стало массированное воздействие на американское общественное мнение через межличностную коммуникацию типа выступ­лений посла и рассылки многочисленных писем. Все группы интересов — женские, образовательные, бизнес и прочие — получали именно свою информацию, что в результате вызывало це­почку обратной связи, желание получить новую информа­цию. То есть информация об Индии входила в уже налажен­ные информационные каналы данного общества, причем входила не на высшем уровне, а именно на среднем, где и формируется это общественное мнение.

США СССР

Американцы в шестидесятые годы проводили следующего рода эксперименты с русскими пленными и эмигрантами: "Американцам необходимо было установить, что такое для русских слова "мать", "родина", деньги", "США", потому что если узнать, какие эмоции и ассоциа­ции вызывают эти слова, можно понять, как изменить эти эмоции. Испытуемым произносили ключевое слово, а потом физиологическими датчиками измеряли реакцию их организма. Изучив эти реакции подробно, можно было при­думать, каким образом поменять у человека отрицательную реакцию на слово "США" на положительную. Так разру­шался социализм".

Но этап собственно информационного воздействия все же был вторичен. Первичным процессом было воздействие материального порядка (вещи, кинофильмы и т.п.). Сначала было создано "притяжение вещей", которые объективно от­ражали более сильную цивилизацию. В это "притяжение вещей" попали определенные группы граждан, которые и выступили в роли прямых и косвенных ускорителей проис­ходящих процессов.

Мы можем построить целую серию подобных направле­ний: коммуникатор – (коммуникация с помощью вещей, теле-, кино-коммуникация, эстрадная коммуникация, литературная коммуникация, идеологическая коммуникация) – потребитель.

При этом наиболее важным для воздействия является то, что собственно идеологическое воздействие всегда воспри­нимается в штыки как населением, так и контрпропаган­дистами, в то время как любые виды "мягких", непрямых воздействий, имеющих даже большую эффективность, практически не встречают противодействия. Современная машина во французской кинокомедии, например, не может быть объектом контрпропаганды, поскольку там она явля­ется фоновой. Но по воздействию она из вторичной комму­никации становилась первичной.

Бывший Советский Союз с этой точки зрения был менее активен на чужой территории, что несомненно компенси­ровалось активной деятельностью в рамках своих границ. "Руководство СССР исключало, например, ведение психологической войны на территории западных государств, считая это вмешательством в их внутренние дела. Настойчи­вые предложения некоторых генералов и офицеров дейст­вовать наступательно и проводить психологические опера­ции на территории других государств влекли за собой обви­нения в "непонимании" политики. Некоторые функции при этом выполняли компартии других государств, но понятно, что на них не могли быть переложены определенные виды задач.

"Холодная война" была одним из самых мощных инфор­мационных проектов XX века по затратам человеческих и ма­териальных ресурсов. Наверное не скоро мир подойдет по этим затратным параметрам к какому-то равному проекту.

 

Теория переговоров

Сегодняшние государственные деятели уже достаточно легко оперируют таким термином, как "переговорщик". Переговорщики стали достаточно частой приметой фильмов, где происходит захват заложников. Они ведут пе­реговоры с целью не допустить человеческих жертв.

Переговорщик призван:

а) перейти на язык своего оппонента,

б) продемонстрировать уважение к его требованиям,

в) предложить такой вариант решения проблемы, который упитывает интересы оппонента.

Наиболее успешная модель переговоров:

1. Делайте разграничение между участниками и предме­том переговоров.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

3. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на использовании объективных критериев.

Перед переговорщиками стоит проблема эффективного общения. Двигаясь к цели, мы должны стремиться к тому, чтобы убрать все мешающие нам преграды. Поэтому в об­щении было обнаружено 3 такие "мешающие" проблемы:

1. Люди часто говорят непонятно.

Разъяснение: переговорщики могут стараться поймать собеседника в ловушку, они могут постараться произвести определенное впечатление. "Если каждый играет на публи­ку, эффективное общение между сторонами совершенно невозможно"

2. Люди часто не обращают внимания на ваши слова.

Разъяснение: вы можете думать над своим выступлением и практически не слушать своего оппонента. "Но если вы не слышите, о чем говорит другая сторона, никакого обще­ния нет"**.

3. Люди часто понимают не то, что на самом деле было сказано.

Разъяснение: в персидском языке значение слова "посредник" состоит в определении его как непрошеного и назойливого человека. Когда в 1980 г. Генеральный секретарь ООН К. Вальдхайм прибыл, чтобы вести переговоры о захваченных в качестве заложников сотрудниках посольства США в Тегеране, он сказал, что приехал в качестве посредника для выработки компромисса. Через час после телепередачи его машину за­бросали камнями разгневанные иранцы.

Одной из важнейших составляющих теории переговоров является коммуникативный компонент. Все направлено на то, чтобы перевести конфликтную коммуникацию на новые рельсы. Именно отсюда возникает такая специализация как переговоры с террористами. Специалисты этого профиля берут на себя большую часть нагрузки в этой сложной си­туации. Среди их правил такие: необходимо сбить первые требования террористов, чтобы в дальнейшем не следовать их сценарию. Зато последнее требование нужно постараться удовлетворить, тогда террористу психологически будет легче сдаваться.

В переговорах активные позиции занимает не только го­ворящий, но и слушающий. Эф­фективный переговорщик умеет хорошо слушать, и его ос­новная работа часто состоит именно в слушании.

Разрешив в ходе переговоров проблему эффективной коммуникации, можно перейти к следующей фазе, от кото­рой зависит решение — анализу существующих интересов. Инте­ресы следует сформулировать и показать их важность для вас. Без этого ваши интересы не будут удов­летворены.

Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми.

1) общие интересы есть в любых переговорах;

2) обшие интересы — это реальная возможность, а не случай;

3) подчеркивание наличия общих целей делает переговоры более гладкими и дружественными.

И последний параметр — использование объективных критериев. Это сразу уменьшает время на споры, ведь подо­бные критерии независимы от нас, и не нам их менять.

Пять возможных барьеров на пути к сотрудничеству: Ваша реакция, Их эмоции, Их позиция, Их неудовлетворенность, Их сила. Обратите внимание, что только один из этих барьеров касается вас самих. Это определенная человечес­кая эмоциональность. Ос­тальные четыре барьера относятся к вашему партнеру. И именно с этими барьерами надо помочь бороться вашему оппоненту, даже в том случае, когда он их не замечает «Станьте на их сторону, Переформулируйте, Постройте золотой мост, Используйте силу для воспитания».

Чтобы привлечь на свою сторону партнера, следует уде­лить подлинное внимание ему и его интересам. Кстати, фальшивая игра в этом плане часто выходит наружу. Поэ­тому старайтесь быть искренним. Какие параметры могут нам помочь?

1) Активное слушание. Активное слушание идет как на вербальном (переспрашивание, подтверждение и т.п.), так и на невербальном уровне;

2) Подтверждайте точку зрения партнера. Вы должны подтвердить, что вы поняли услышанное, даже если вы не согласны с предложенной позицией. Это отнюдь не означает согласия, просто речь идет об эффек­тивности коммуникации, где следует демонстрировать по­нимание услышанного.

3) Выражайте сопереживание их чувствам. Вы должны выразить понимание их чувств. Это обезору­живает и располагает, и тогда в ответ вы можете ожидать то же самое.

4) Предложите вариант извинения. Извинение часто создает очень хорошие условия для последующего конструктивного разрешения спора.

Важным параметром успешного разговора становится демонстрация вашего согласия там, где это возможно.

Даже такой вопрос как "спасение лица противника" нуж­дается в отдельном рассмотрении. Ведь очень часто люди не идут на уступки, боясь показаться проигравшими. У. Юри предлагает такие спасительные варианты поведения:

покажите, что изменились обстоятельства: в прежней ситуации подобная позиция была правильной, но в новых условиях ее нужно поменять;

обратитесь за рекомендацией к третьей стороне: то, что она скажет, может оказаться вполне приемлемым. В ка­честве третьей стороны может выступить медиатор, эк­сперт, общий начальник, общий друг;

укажите на справедливый стандарт: на объективные вещи не так просто обидеться, поэтому объективный стандарт может спасти дело.

И последний вариант барьера — силовой. Против вас ведут силовую игру. Вы пытаетесь отвечать тем же, в резуль­тате происходит обострение ситуации. Значит, это не лучший вариант развития событий. Следует искать иной. Следует предупреждать противника, а не угрожать ему. Если угроза конфронтационная, то пред­упреждение может быть выражено с уважением. Вы можете продемонстрировать другие свои альтернативы. Вы можете обратиться за помощью к третьей стороне, ведь всегда лучше быть на стороне коалиции, а не сражаться в одиночку.

Вы не должны стремиться к победе любой ценой, необходимо искать пути взаимного удовлетворения. Только так противники могут стать партнерами. Будьте великодушны в конце пути, по­добно профессионалам по переговорам с террористами: в конце следует стать мягким, кое в чем можно и уступить.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...