Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности коммуникативного пространства, значимые для спиндоктора




Одно из первых правил, формирующих коммуникатив­ное пространство, может быть названо правилом первого звонка. Тот, кто первым сообщил о своей победе, оказался первым в действительности, поскольку массовое сознание восприняло это именно так, как ему сообщили со всех те­леэкранов. И другой пример из этой же области: Гувера, первого директора ФБР, научили тому, чтобы первым да­вать интерпретацию происшедшего. Это оказалось выгод­ным, поскольку журналисты уже не могли не упомянуть об этой первой официальной интерпретации событий, даже если и не соглашались с ней.

Новости, как считают специалисты, поддерживают уже имеющееся распределение сил в обществе. Это касается, в первую очередь, официальных новостей. Неофициальные новости в качестве исходящих от оппозиционных источни­ков, наоборот, стараются раскачивать это распределение.

Например, ради этого создается сообщение о коррупционности верхов общества, что используются как в полит­ической борьбе, так и в пропаганде на неприятеля в воен­ном противостоянии.

При этом надлежит учитывать дрлгодействующие и крат­ковременные цели. На сегодня, например, страны СНГ утра­тили стратегические интерпретации действительности, кото­рые давались собственными романами или фильмами, ибо производство отечественной продукции в этой сфере реально приостановлено. Но невозможно жить чужими интерпретаци­ями, отсюда вытекает ностальгия за старым, например, кино. С другой стороны, мы преувеличиваем иностранное влияние в сфере кратковременных интерпретаций, ведь они даются уже не западными, а собственными СМИ, имеющими все возможности для порождения собственного взгляда на проис­ходящее. Иностранные новости мы чаще интерпретируем в соответствии с навязываемым извне стандартом.

Информационная асимметрия может объяснить любовь СМИ к чрезвычайным ситуациям (землетрясениям, наво­днениям, голоду). С одной стороны, такие чрезвычайные события идеально стирают прошлые сообщения из общест­венного сознания, спасая нашу память. С другой, экстре­мальная ситуация всегда является проявлением асиммет­ричности, ибо не является прогнозируемым, а именно это отвечает сущности новостей как таковых.

Информационная асимметрия составляет основный эле­мент информационной борьбы, формируя информацион­ное пространство любого государства. Официальные сооб­щения, являющиеся предсказуемыми и, следовательно, симметричными, попадают на экран в связи с принципи­ально асимметричным положением власти, которая сама за­дает приоритеты сообщений. Таким образом, асимметрич­ность достигается на другом уровне. Как определяют иссле­дователи масс-медиа, пресса и телевидение выступают во вторичной роли интерпретатора, первичная же роль при­надлежит властям, которые могут определить то или другое событие как представляющее опасность для общества*.

Масс-медиа лишь расширяет и распространяет эти пред­ставления, заданные со стороны властей.

Английские исследователи, рассматривая освещения кризисных событий в прессе, вышли на 12 хар-тик:

1. Частота - чем больше частота события совпадает с час­тотой новостей, тем большая вероятность того, что со­бытие будет рассматриваться как новость.

2. Амплитуда - соответствующий уровень, например, насилия нужен для того, чтобы оно рассматривалось как новость.

3. Неоднозначность — чем меньше неоднозначность, тем большая вероятность того, что событие будет замечено.

4. Релевантность — событие должно быть культурно реле­вантным, чтобы быть замеченным в качестве новости.

5. Совпадение — чем более событие ожидаемо, тем скорее оно станет новостью.

6. Для того, чтобы стать новостью, событие должно быть редким и неожиданным.

7. Если событие стало новостью, оно будет оставаться но­востью, даже при снижении амплитуды.

8. Композиция — новости компонуются так, чтобы созда­вать баланс между различными сообщениями*.

Многие из этих характеристик акцентируют именно ин­формационную асимметрию. Четыре фактора культурного порядка, которые выделяют новость, таковы:

9. Элитные нации быстрее становятся предметом новостей.

10. Элитные слои общества быстрее становятся предметом новостей.

11. Чем больше событие персонализировано, тем выше ве­роятность для него стать новостью.

12. Чем больше событие негатизировано, тем выше вероят­ность для него стать новостью.

Телевидение имеет свои дополнительные требования: событие должно быть драматическим, привлекательным, развлекательным.

Из всего этого видно разграничение между реальным со­бытием и символической новостью. Информационная асимметрия базируется при этом на возможности освеще­ния события, исходя из различных его аспектов, создавая различные виды новостей. Например, война может интерп­ретироваться или с патриотических, или с домашних, се­мейных позиций. В первом случае будут сильнее официаль­ные источники, во втором — неофициальные. Поэтому как раз асимметричность разрешает если не побеждать сильней­шего, то наносить ему серьезный вред, ибо всегда находит слабые места в "обороне" неприятеля.

Для пропагандистских целей информационная асиммет­рия всегда найдет свое место, поскольку в каждом обществе существует противопоставление официальной и неофици­альной идеологий. Это, что касается пропаганды, направ­ленной на неприятеля. В системе внутренней пропаганды, например, в случае избирательной борьбы, также существу­ет другой угол зрения на события, сразу же начинающий порождать другой тип информации. Эта информация тоже принципиально асимметрическая, ведь другая сторона ее не использует. Единственным методом предотвращения этого является выдача как отрицательной, так и положительной информации для своей аудитории с целью создания соот­ветствующего иммунитета. При этом отрицательная инфор­мация должна идти с соответствующими контр-аргументами. В этом случае появление ее со стороны оппонента уже не будет иметь серьезных последствий.

Информационное пространство современного общества формируется в результате работы нескольких мощных ин­формационных источников. Если при этом возникает ин­формационная асимметрия, которая кем-то может быть ис­пользована, "спиндоктор" старается исправить ситуацию. Специализацией спиндоктора и является исправление отрицательного освещения того или другого события в новос­тях. Белый дом, например, сам порождает необходимые но­вости, чтобы потенциально привлекать внимание массового сознания как раз к своей интерпретации происходящих со­бытий. Это потенциальное занятие места в списке новос­тей, стремление опередить кого-то другого.

Следует также отметить, что не все политические актеры получают одинаковое освещение в масс-медиа. Действия одного получают полное освещение, действия другого за­малчиваются. Назовем это асимметрией освещения. Сюда же можно отнести попытки исключительно положительно­го или исключительно отрицательного освещения того или иного политического актера, что особенно обостряется в период предвыборной борьбы. При этом появляется про­блема автоматизации восприятия, ибо происходит исчезно­вение информационной асимметрии в смысле привыкания к одному типу интерпретации.

Особенностью настоящих новостей является соответству­ющая сбалансированность, которая и снимает автоматизм восприятия и увеличивает доверие к информационному ис­точнику. При этом не происходит нарушения технологич­ности: например, 70% новостей Би-Би-Си — отображение со­бытий, заранее запланированных. Вообще технология созда­ния новостей облегчает ситуацию тем, что.размещает журналистов в местах массового порождения новостей, на­пример в парламенте*.

Новость — это временное создание информационной асимметрии. Когда она становится общеизвестной, новость следующего дня вычеркивает новость дня прошедшего, поддерживая принцип информационной асимметрии. Новости должны соответствовать требованиям не только канала, но и конкретной коммуникативной стратегии дан­ного периода. Так, в период выборов больше внимания уде­ляется не реальным обещаниям кандидатов, а ситуации гонки между ними. Это также можно считать косвенным требованием телевизионного канала, который нуждается в зрелище, каким является ситуация гонки, а не разговоры "говорящих голов" по поводу зре­лищно неинтересных экономических или политических во­просов. Политика — неинтересна, гонка — интересна.

"Звуковые цитаты" также формируют коммуникативное пространство современных государств. Причем в подсчетах американских специалистов за время президентских кампа­ний происходит постоянное падение этого цитатного про­странства.

Качественно подготовленные информационные события имеют больше шансов на продолжительную жизнь. Они ак­тивно комментируются и пересказываются, о чем мы уже говорили выше. Интересно, что само содержание неолит­ического сообщения быстро забывается, в памяти сохраня­ется только оставленное им впечатление**. Это также пред-определяет, что именно следует готовить для экрана.

Коммуникативное пространство современного государ­ства формируется рядом источников. В демократическом обществе они могут оппонировать друг друга, порождая си­туацию диалога, в тоталитарных государствах формируется структура монолога, где есть только один источник, а ос­тальным предоставляется роль эха. Возможность порожде­ния коммуникативного пространства при множестве источ­ников определяется степенью эффективности того или иного источника, которому удается своим сообщением "по­бедить" остальные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...