Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ із дисципліни "Етнопсихологія" ХАРКІВ 2002 Учебное издание Конспект лекций по дисциплине «Этнопсихология» для студентов Харьковского института
Составитель: Шатровский Александр Георгиевич
Рецензент:
Утвержден на заседании кафедры (протокол № от 2001 г.)
Одобрено Ученім Советом Харьковского института Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № от 2002 г.) © Харківський інститут МАУП 2002 СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ....................................................................................................................... 1 СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................................................. 3 Тема 1. Этнопсихология как наука. Предмет, методы и история формирования этнопсихологии 5 Лекция 1.......................................................................................................................................... 5 Этнопсихология как объединяющая наука. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии................................................................................................................................. 5 Взаимные отношения этнопсихологии с этнологией, антропологией, культурологией, социологией, фольклористикой....................................................................................................................... 5 Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе.... 6 Функции этнопсихологии........................................................................................................ 6 Основные задачи этнопсихологии в современном обществе............................................... 8 Психологическая сущность основных категорий этнопсихологии..................................... 8
Методологические принципы этнопсихологии..................................................................... 9 Тема 2. Проблема этноса и нации в этнопсихологии. Структура этноса как социальной системы 10 Лекция 2........................................................................................................................................ 10 Этнос – ведущий объект изучения в этнопсихологии. Определение этноса................... 10 Человечество в составе природных сообществ........................................................................ 11 Психологическая характеристика этноса.............................................................................. 12 Этнос и нация: общее и отличное.......................................................................................... 12 Национальная идентификация. Процессы национального и государственного строительства 13 Тема 3. Обретение этнических черт в процессе новообразования этносов.............................. 14 Лекция 3........................................................................................................................................ 14 Понятие этногенеза................................................................................................................. 14 Этапы этногенеза с начала новообразование человека....................................................... 15 Понятие этнических сообществ и групп, их общие внутренние процессы...................... 16 Тема 3. Обретение этнических черт в процессе новообразования этносов.............................. 18 Лекция 4........................................................................................................................................ 18 Причины обретение разных черт человеческими сообществами...................................... 18 Способы существования этносов........................................................................................... 18 Этнические процессы в прошлом и на современном этапе развития мировой цивилизации 19 Тема 4. Основные статические характеристики этноса.............................................................. 20 Лекция 5........................................................................................................................................ 20 Психический склад этноса как детерминанта его развития............................................... 20 Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации......................... 23
Национальное самосознание.................................................................................................. 24 Д. Чижевский о чертах украинского национального характера........................................ 26 Тема 5. Основные динамические характеристики этноса........................................................... 27 Лекция 6........................................................................................................................................ 27 Национальные чувства, их основные признаки.................................................................. 27 Этнические установки в этнопсихологии............................................................................ 29 Понятие и структура этнических стереотипов. Их основные социальные функции...... 31 Этноцентризм и национализм. Их сущность и причины возникновения........................ 34 Тема 6. Этнос в межэтнических отношениях............................................................................... 36 Лекция 7........................................................................................................................................ 36 Понятие диффузии культур.................................................................................................... 36 Культурные синдромы по Г. Триандису............................................................................... 36 Психологические измерения культур по Г. Хофстеду........................................................ 42 Понятие маргинальности........................................................................................................ 44 Тема 6. Этнос в межэтнических отношениях............................................................................... 44 Лекция 8........................................................................................................................................ 44 Этнические конфликты, их формы и стадии развития....................................................... 44 Теории возникновения этнических конфликтов................................................................. 45 Виды и стадии национальных конфликтов.......................................................................... 46 Причины национальных конфликтов................................................................................... 46 Тема 7. Этапы становления и развития этнопсихологии, ее дальнейшие перспективы......... 48 Лекция 9........................................................................................................................................ 48 История развития этнопсихологии........................................................................................ 48 Современные проблемы этнопсихологии............................................................................ 50 Основная литература................................................................................................................... 50 Дополнительная литература....................................................................................................... 50
Тема 1. Этнопсихология как наука. Лекция 1 Этнопсихология как объединяющая наука. Этнопсихология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая следующие проблемы: ¨ особенности психики людей различных народов и культур; ¨ национальные особенности мировосприятия; ¨ национальные особенности взаимоотношений; ¨ особенности национального характера; ¨ закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; ¨ закономерности формирования обществ, национальных общин. Этнопсихология – наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного явления, о его вкусах, авторитетах, а также о возможности его выделения среди других этносов (народов). Объект исследования этнопсихологии – этносы, нации, национальности, этнические и национальные общности. Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. Однако представители культурно-исторической школы во главе с Л. Выготским считали, что предмет этнопсихологии – изучение социально-исторического развития поведения этноса и определенных его ступеней и форм.. В содержание этнопсихологии разные исследователи вкладывают свое видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии тремя проблемами – языком, мифами и обычаями, в то время как Г. Шпет в содержании этнической психологии выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные институты, правовые нормы. Взаимные отношения этнопсихологии с этнологией, антропологией, культурологией,
Этнопсихология не может быть исследована вне связи с другими областями знаний. В частности, она тесно связана с такими науками, как этнография, антропология, культурология, история, социология, фольклористика. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнопсихология соприкасается при изучении народного художественного творчества; с конкретной социологией этнопсихологию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений, с лингвистикой – изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп, с антропологией – исследование этногенеза. В последние годы на Западе были опубликованы материалы о генетических особенностях отдельных этнических групп, в связи с чем генетику можно поставить в общий ряд с этнопсихологией. Конкретное изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностями, так как оно находится на стыке нескольких дисциплин, что требует комплексности и разнообразия методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Психологи сопоставляют результаты тестирования и психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т. п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными институтами, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т. д. Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе. В 70-х годах XX в. после продолжительного перерыва исследования в области этнопсихологии возобновились. И. Кон, Г. Старовойтова, С. Арутюнов акцентировали внимание на отсутствии понятийного аппарата, категорий, а также прямой связи этнопсихологии с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного перерыва в исследованиях и сегодня ведутся споры по поводу определения некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии. В отечественной этнопсихологии 60—90-х годов XX в. наиболее актуальными были следующие проблемы: ¨ предмет этнопсихологии; ¨ логика исследования в этнопсихологии; ¨ применение концепции единства психической и практической деятельности для объективного объяснения психической и практической деятельности определенного этноса, а также причины психических различий между этносами. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется несколько самостоятельных направлений:
¨ сравнительное исследование этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, которые теоретически и методологически являются неотъемлемой частью соответствующих разделов общей и социальной психологии; ¨ культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанных с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др.; ¨ исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. п.); ¨ исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социологии и детской психологии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|