Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе.





АКАДЕМІЯ УПРАВЛІННЯ ПЕРСОНАЛОМ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

із дисципліни

"Етнопсихологія"

ХАРКІВ 2002


Учебное издание

Конспект лекций по дисциплине «Этнопсихология» для студентов Харьковского института
Межрегиональной Академии управления персоналом (Сост. Шатровский А.Г. – Харьков: ХИ МАУП, 2001. – с.).

 

Составитель: Шатровский Александр Георгиевич

 

Рецензент:

 

Утвержден на заседании кафедры (протокол № от 2001 г.)

 

Одобрено Ученім Советом Харьковского института Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол № от 2002 г.)

© Харківський інститут МАУП 2002
© О.Г. Шатровський 2002


СОДЕРЖАНИЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ....................................................................................................................... 1

СОДЕРЖАНИЕ................................................................................................................................. 3

Тема 1. Этнопсихология как наука. Предмет, методы и история формирования этнопсихологии 5

Лекция 1.......................................................................................................................................... 5

Этнопсихология как объединяющая наука. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии................................................................................................................................. 5

Взаимные отношения этнопсихологии с этнологией, антропологией, культурологией, социологией, фольклористикой....................................................................................................................... 5

Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе.... 6

Функции этнопсихологии........................................................................................................ 6

Основные задачи этнопсихологии в современном обществе............................................... 8

Психологическая сущность основных категорий этнопсихологии..................................... 8

Методологические принципы этнопсихологии..................................................................... 9

Тема 2. Проблема этноса и нации в этнопсихологии. Структура этноса как социальной системы 10

Лекция 2........................................................................................................................................ 10



Этнос – ведущий объект изучения в этнопсихологии. Определение этноса................... 10

Человечество в составе природных сообществ........................................................................ 11

Психологическая характеристика этноса.............................................................................. 12

Этнос и нация: общее и отличное.......................................................................................... 12

Национальная идентификация. Процессы национального и государственного строительства 13

Тема 3. Обретение этнических черт в процессе новообразования этносов.............................. 14

Лекция 3........................................................................................................................................ 14

Понятие этногенеза................................................................................................................. 14

Этапы этногенеза с начала новообразование человека....................................................... 15

Понятие этнических сообществ и групп, их общие внутренние процессы...................... 16

Тема 3. Обретение этнических черт в процессе новообразования этносов.............................. 18

Лекция 4........................................................................................................................................ 18

Причины обретение разных черт человеческими сообществами...................................... 18

Способы существования этносов........................................................................................... 18

Этнические процессы в прошлом и на современном этапе развития мировой цивилизации 19

Тема 4. Основные статические характеристики этноса.............................................................. 20

Лекция 5........................................................................................................................................ 20

Психический склад этноса как детерминанта его развития............................................... 20

Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации......................... 23

Национальное самосознание.................................................................................................. 24

Д. Чижевский о чертах украинского национального характера........................................ 26

Тема 5. Основные динамические характеристики этноса........................................................... 27

Лекция 6........................................................................................................................................ 27

Национальные чувства, их основные признаки.................................................................. 27

Этнические установки в этнопсихологии............................................................................ 29

Понятие и структура этнических стереотипов. Их основные социальные функции...... 31

Этноцентризм и национализм. Их сущность и причины возникновения........................ 34

Тема 6. Этнос в межэтнических отношениях............................................................................... 36

Лекция 7........................................................................................................................................ 36

Понятие диффузии культур.................................................................................................... 36

Культурные синдромы по Г. Триандису............................................................................... 36

Психологические измерения культур по Г. Хофстеду........................................................ 42

Понятие маргинальности........................................................................................................ 44

Тема 6. Этнос в межэтнических отношениях............................................................................... 44

Лекция 8........................................................................................................................................ 44

Этнические конфликты, их формы и стадии развития....................................................... 44

Теории возникновения этнических конфликтов................................................................. 45

Виды и стадии национальных конфликтов.......................................................................... 46

Причины национальных конфликтов................................................................................... 46

Тема 7. Этапы становления и развития этнопсихологии, ее дальнейшие перспективы......... 48

Лекция 9........................................................................................................................................ 48

История развития этнопсихологии........................................................................................ 48

Современные проблемы этнопсихологии............................................................................ 50

Основная литература................................................................................................................... 50

Дополнительная литература....................................................................................................... 50

 


Тема 1. Этнопсихология как наука.
Предмет, методы и история формирования этнопсихологии

Лекция 1

Этнопсихология как объединяющая наука.
Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии.

Этнопсихология –это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая следующие проблемы:

¨ особенности психики людей различных народов и культур;

¨ национальные особенности мировосприятия;

¨ национальные особенности взаимоотношений;

¨ особенности национального характера;

¨ закономерности формирования и функции национального само­сознания и этнических стереотипов;

¨ закономерности формирования обществ, национальных общин.

Этнопсихология – наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного явления, о его вкусах, авторитетах, а также о возможности его выделения среди других этносов (народов).

Объект исследования этнопсихологии – этносы, нации, национальности, этнические и национальные общности.

Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. Однако представители культурно-исторической школы во главе с Л. Выготским считали, что предмет этнопсихологии – изучение социально-исторического развития поведения этноса и определенных его ступеней и форм..

В содержание этнопсихологии разные исследователи вкладывают свое видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии тремя проблемами – языком, мифами и обычаями, в то время как Г. Шпет в содержании этнической психологии выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные институты, правовые нормы.

Взаимные отношения этнопсихологии с этнологией, антропологией, культурологией,
социологией, фольклористикой

Этнопсихология не может быть исследована вне связи с другими областями знаний. В частности, она тесно связана с такими науками, как этнография, антропология, культурология, история, социология, фольклористика. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнопсихология соприкасается при изучении народного художественного творчества; с конкретной социологией этнопсихологию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений, с лингвистикой – изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп, с антропологией – исследование этногенеза.

В последние годы на Западе были опубликованы материалы о генетических особенностях отдельных этнических групп, в связи с чем генетику можно поставить в общий ряд с этнопсихологией.

Конкретное изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностями, так как оно находится на стыке нескольких дисциплин, что требует комплексности и разнообразия методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Психологи сопоставляют результаты тестирования и психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т. п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными институтами, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т. д.

Основные направления развития этнопсихологической науки на современном этапе.

В 70-х годах XX в. после продолжительного перерыва исследования в области этнопсихологии возобновились. И. Кон, Г. Старовойтова, С. Арутюнов акцентировали внимание на отсутствии понятийного аппарата, категорий, а также прямой связи этнопсихологии с социальной психологией, этносом и нацией. В результате длительного перерыва в исследованиях и сегодня ведутся споры по поводу определения некоторых категорий в понятийном аппарате этнической психологии.

В отечественной этнопсихологии 60—90-х годов XX в. наиболее актуальными были следующие проблемы:

¨ предмет этнопсихологии;

¨ логика исследования в этнопсихологии;

¨ применение концепции единства психической и практической деятельности для объективного объяснения психической и практи­ческой деятельности определенного этноса, а также причины пси­хических различий между этносами. Современная этнопсихология не составляет единого целого ни по тематике, ни по методам. В ней выделяется несколько самостоятель­ных направлений:

¨ сравнительное исследование этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи, которые теоретически и методологически являются неотъемлемой частью соответствующих разделов общей и социальной психологии;

¨ культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ценностных ориентации народной культуры, неразрывно связанных с соответствующими разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и др.;

¨ исследования этнического сознания и самосознания (в данном случае заимствуются понятийный аппарат и методы из соответствующих разделов социальной психологии, изучающих социальные установки, межгрупповые отношения и т. п.);

¨ исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы ближе всего к социологии и детской психологии).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.