Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Способы существования этносов





В отличие от социального этническое развитие дискретно, т. е. прерывисто. Это связано с внутренними и внешними процессами, влияющими на функционирование этносов, а следовательно, и на их существование. В специальной литературе выделяются следующие способы существования этносов:

¨ зарождение;

¨ расширение;

¨ снижение (распад) уровня активности;

¨ переход в гомеостаз, т. е. статическое состояние этноса.

Подзарождением понимается процесс образования этноса в ходе рецессии либо ассимиляции. Это начальный этап образования этнической общности.

Вторым этапом существования и развития этноса являетсярасширение. Под ним подразумевается укрепление связей внутри этноса, а также увеличение его численности за счет ассимиляции соседних этнических групп. В ходе расширения этническая группа находится в постоянном прогрессе, так как внутри данного этноса происходят внутренние психологические процессы, обусловливающие его непрерывное развитие. На этом этапе растет уровень этнического (и национального) самосознания, результатом чего являются гармонизация этноса и его развитие. Однако этот процесс происходит до тех пор, пока члены этнической общности не станут выделяться по отдельным признакам в новые этнические группы. Стремление к отделению может быть обусловлено тем, что в результате ассимиляции соседних этносов происходит дифференциация в пределах данной этнической общности по каким-либо критериям (экономическим, культурным, социальным, религиозным).

Дискриминационные процессы внутри этноса способствуют снижению уровня этнического самосознания, обесцениванию национальных идей, так как личные мотивы начинают превалировать над национальными. Наблюдается снижение уровня активности этноса. На таком этапе этнос становится наиболее уязвимым, что может привести к внешней агрессии со стороны других этнических общностей либо к его ассимиляции с соседними общностями и последующемураспаду вследствие утраты территории, культуры, языка и единства. Например, А Волконский отмечает, что "сожительство русских с финнами привело почти к полному обрусению последних и к некоторому изменению антропологического типа у северных русских: широкие скулы, широкий нос – это наследие финской крови".



Процесс распада либо снижения активности этноса может трансформироваться вгомеостаз, при котором этнос находится в статическом состоянии. Гомеостаз представляет собой подвижное равновесное состояние этнической общности, сохраняемое благодаря ее противодействию нарушающим равновесие внешним и внутренним факторам. Понятие гомеостаза сложилось первоначально в физиологии для объяснения постоянства внутренней среды организма и устойчивости его основных физиологических функций. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о "мудрости тела как открытой системы, непрерывно поддерживающей стабильность". Принцип гомеостаза перешел из физиологии в этнопсихологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратной связи. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению стабильности, было перенесено и в этнопсихологию. Каждая этническая общность стремится к стабильности, однако на определенном этапе эта стабильность перестает сопровождать прогрессивное развитие этноса, что приводит к состоянию гомеостаза. Примером этнических общностей, находящихся в состоянии гомеостаза, являются индейские племена Северной Америки, сохранившие уровень развития и культуру конца XIX – начала XX в. Однако они не распались, так как сумели сберечь сильное этническое самосознание.

Этнические процессы в прошлом
и на современном этапе развития мировой цивилизации

Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, воздействующие изнутри или извне на развитие этой группы.Этнические процессы подразделяются на процессы этнического объединения, включающие в себя консолидацию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколько самостоятельных частей. Одни исследователи трактуют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этнические процессы – это "различные виды взаимодействия этносов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образований. Основные из них:

¨ консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;

¨ консолидация наций из близких по языку и культуре народностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т. д.;

¨ сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;

¨ ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народностей и наций в ходе консолидационных процессов".

В литературе нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов различают два основных типа – консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни под консолидацией понимают слияние нескольких самостоятельных народов, родственных в языковом и культурном отношении, в единую этническую общность, другие применяют термин "консолидация" и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) этнических групп, хотя в этом случае было бы правильнее говорить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают "процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обычно значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей и индивидуумы, принадлежащие к одному народу, вступая в соприкосновение с другим народом (и, оказываясь в сфере этого народа), в результате общения с ним утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру данного народа, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этнической общности". Различают естественную ассимиляцию, которая обусловлена расширяющимися межэтническими контактами в результате происходящих социально-экономических сдвигов, и насильственную, связанную с определенной политикой официальных кругов той или иной страны.

Для обозначения первой стадии межэтнического общения обычно пользуются терминами "аккомодация" и "адаптация" – приспособление к другой этнической среде. Подобные исследования проводятся французскими специалистами и касаются адаптации алжирцев, вьетнамцев, ан-тильцев и других этносов к условиям жизни во Франции. Как показали исследования, хотя пришлое население в процессе адаптации усваивает язык своего нового этнического окружения, однако в целом сохраняет еще свой родной язык и собственную этническую специфику. Широкое распространение в зарубежной этнографической и социологической литературе имеет термин "ассимиляция".





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.