Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие этнических сообществ и групп, их общие внутренние процессы





Этническая общность (этнос) – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "этнос" близок к понятию "народ" в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов этнолингвистической группы (например, русские, украинцы, поляки и другие составляют славянскую этнографическую общность) либо обособленные части внутри ее.

Элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы) – это наименьшие составные части основной этнической едини­цы, представляющие собой границу ее делимости. Таковыми являются этнические группы, семьи.

Субэтнические подразделения – это общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Такие общности считаются этнографическими группами.

Межэтнические общности, илимакроэтнические единицы, – это образования, охватывающие несколько основных этнических единиц, однако характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц. Эти этнические общности имеют похожие черты культуры. К ним относятся языковые семьи или группы (славяне, романо-германцы). В связи с этим может возникать такое явление, когда один человек одновременно входит в несколько этнических общностей различного уровня. Например, украинцы (основной этнографический элемент, этнос), гуцулы (этнографическая группа, субэтнос), славяне (межэтническая общность). Этнические группы могут быть классифицированы и по соответствующим типам (кланы, племя, народы, нации).

Кланы – это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе более всего известны шотландские кланы, представляющие собой родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII в. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Моргана, который документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, и кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве. Члены клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- и эндогамии, т. е. запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы – это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или Китае.



Племя – это более высокая форма социальной организованности, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, так как в основе этого лежат религиозные верования. Племена обосабливаются прежде всего на основе обладания собственным языком или диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всего племени вопросы, организующие некоторые совместные действия.

Народ. Термин "народ" многозначен. В обиходном языке народом называют обычно жителей деревни. Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томе создал в 1846 г. термин "фольклор", охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т. д. Как видим, термин "народ" относится к различным типам общностей и часто речь идет о различных, более четко очерченных группах, находящихся в их рамках.

Термин "этнолингвистическая группа" применяется для обозначения группы родственных по языку и культуре народов. Термином "этнографическая группа" обозначаются части одного народа. Что касается термина "этническая группа", в зарубежной, преимущественно английской, литературе он вытесняет термин "племя". Это вызвано тем, что употребление английского слова "tribe" (род, племя) унижает человеческое достоинство. До сих пор полностью не решена и проблема типологии этнических общностей. В зарубежной литературе различают два типа этнической общности: племя – тип, свойственный доклассовому обществу, и нацию, характерную для развитого общества. В отечественной литературе в соответствии с общественно-экономическими формациями приняты три основных типа этнической общности: племя, народность и нация. Многоукладность экономики и различный уровень социально-экономического развития, существующие не только в пределах одного государства, но и нередко внутри определенного района, накладывают отпечаток на этнические общности.

С точки зрения психологии групп каждый человек является одновременно членом многих этносов, но одни этносы оказываются менее прочными, а другие – более устойчивыми. Ликвидация одного этноса может оставить человека равнодушным, другой же он будет яростно защищать. Прочность этноса тем выше, чем больше целей жизнедеятельности учтено при его формировании. Тысячи, миллионы человек можно "завести", поднять какими угодно лозунгами. Но пройдет какое-то время, и та же толпа может пойти под противоположными лозунгами. Во время такого массового подъема люди объединяются, могут сказать о себе "мы". Но можно ли назвать такую толпу этносом, если это "мы" существует только до тех пор, пока толпа охвачена какой-то одной идеей?

Этнос начинается тогда, когда иррациональные цели рационализируются и их удовлетворение начинает приобретать специфическую для данного этноса окраску под действием категорий "изобилие", "добро", "красота" и "истина". В каждом этносе существуют определенные категории "изобилия", "добра", "красоты" и "истины", в соответствии с которыми можно назвать что-то красивым или некрасивым, справедливым или несправедливым и т. д. Без них этнос не может существовать.

Эти категории, в свою очередь, выполняют следующие функции:

¨ объединяют этнос, ориентируют его членов на достижение одних целей;

¨ регламентируют поведение членов этноса, обеспечивают его нор­мальное существование;

¨ противопоставляют этнос окружающему миру, другим этносам, где приняты другие категории.

Каждый этнос устанавливает так называемые ценности этноса – его нормы. Выделяют социальную и психологическую нормы этноса. Социальной нормой этноса является то, что признается, одобряется большинством членов этноса. Она проявляется как общественное мнение.

Психологическая норма этноса – это своего рода граница применимости социальной нормы. Пребывающего в ее пределах человека могут осуждать, если он, например, делает что-то противоречащее социальной норме. Если человек находится за пределами психической нормы, его признают ненормальным, общество отказывается принимать его.

Этнос представляет собой большую группу, реальную, значительную, сложно организованную общность людей, в которой вырабатываются общественные и культурные традиции, общественное мнение и массовые движения.

Своеобразие каждого этноса создается не каким-то отдельным компонентом, а присущим только ему сочетанием всех его объективных свойств. Но это вместе с тем не означает, что этнос – простая сумма признаков; он представляет собой определенное целостное образование, в котором основную системообразующую роль могут выполнять различные его компоненты. В одних случаях главная роль в этом отношении принадлежит языку, в других – хозяйственно-бытовым особенностям, в третьих – характерным чертам поведения.

Наряду с внутренним членением этносы нередко сами составляют более крупные комплексы. Одни из таких комплексов, образующиеся на основе языково-культурной близости народов, именуютсяэтнолингвистическими группами, другие, складывающиеся внутри многонациональных государств, целесообразно называтьмежэтническими общностями. Таким образом, одна и та же группа людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей различных уровней.

Тема 3. Обретение этнических черт
в процессе новообразования этносов

Лекция 4





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.