Этнические установки в этнопсихологии
Этническая установка представляет собой готовность личности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации. Под межэтническими отношениями понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми различных национальностей, этническими общностями. В этнопсихологии выделяется два уровня межэтнических отношений – личностный и групповой. Такие отношения складываются в различных сферах жизни – в политике, трудовой деятельности, быту, семье, дружеском, неформальном общении. Характер межэтнического отношения может быть дружественный, нейтральный или конфликтный. Он складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, экономических и культурно-бытовых условий жизни, конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне характер отношений зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в различных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические отношения складываются из рациональных, когнитивных, эмоционально-оценочных и регулятивных компонентов. Важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью, потребности в национальном, этническом развитии. Этническая установка фокусирует в себе убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами, людьми других национальностей. В современных условиях усилия ученых направлены на выявление механизмов, способных гармонизировать межэтнические отношения, оптимизировать этнические установки.
В наиболее общем смысле категория "установка" означает психическое состояние готовности к реагированию определенным образом на факты действительности. Люди реагируют положительно или отрицательно на все, что так или иначе касается их или затрагивает их интерес. Установки на основе социальной практики индивида образуются по отношению к вещам, которые окружают людей и служат им; по отношению к личностям в социальном окружении индивида; по ассоциации с вещами и личностями в отношении ситуаций, идей, процессов, систем. Образуются установки и к социально-экономическим общностям. И не только к тем, с представителями которых носители установки либо встречались сами, либо знают о них на основе косвенного (часто искаженного в процессе передачи) опыта. Структура установки сочетает элементы эмоционального и рационального подхода к объектам при ведущей роли эмоционального, чувственного начала, чем и объясняются ее универсальность и сравнительная легкость возникновения. Установка бывает либо позитивной, либо негативной по отношению к объекту и никогда не бывает нейтральной. Важное общее свойство установки заключается в том, что она субъективно представляется правильной и наилучшей ее носителю. Все, кто не разделяет установки индивида, в его сознании оказываются отчужденными. Если же затрагиваются установки, касающиеся этнической общности самого индивида, это прямо ведет к этноцентризму. Негативные установки по отношению к "чужим" этническим общностям ведут к этническим и национальным предрассудкам. Но в обоих случаях они служат механизмами превращения национально-психологических образований в национализм и его идеологию, политику и социальную практику. Люди далеко не всегда сознают наличие установок в своем сознании и тем более влияние установок на их социальное поведение. Однако если в результате действия каких-либо факторов в сознании людей возникла негативная установка по отношению к определенной социально-этнической общности, то любая информация об ее представителях будет восприниматься искаженно, мнения о них будут негативно окрашенными, а решения и поступки, связанные с этой общностью или ее отдельными представителями, будут неблагоприятными. Наличие сходных по направленности и интенсивности проявления установок в отношении конкретного объекта служит фактором, объединяющим людей на основе общей симпатии и антипатии. На ранних стадиях развития личности структурные компоненты установки сравнительно легко подвергаются изменениям благодаря новому опыту. Однако позднее структура ее становится более жесткой, особенно у тех, кто долгое время поощрялся окружающими реагировать на определенные события или группы конкретным, приемлемым для них образом.
Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности – в семье, учебных заведениях, в процессе общения. В зарубежной специальной литературе 80-х годов многократно описывался эксперимент, цель которого состояла в выявлении характера установок и приблизительных сроков их образования в сознании личности. Эксперимент проводился факультетом психологии одного из университетов США. Испытуемым из различных возрастных групп предъявлялась картинка. Два человека (один из них негр, другой – белый) изображены разговаривающими в вагоне нью-йоркского метро, причем у белого в руках опасная бритва с открытым лезвием. После рассмотрения картинки испытуемым предлагалось пересказать ее содержание другим, не видевшим изображение. В ходе последующих 5—6 пересказов бритва неизменно переходила в руки негра, и его поведение описывалось как угрожающее по отношению к белому. Такое искажение регулярно повторялось в группах белых американцев, чей возраст превышал 15 лет, и начисто отсутствовало в группах детей, не достигших 10-летнего возраста. В процессе восприятия, умственной переработки, запоминания и воспроизведения "вмешивалось" действие установки отношения белых американцев к неграм, а ее появление в их сознании было определено достаточно точно – в возрасте между 10 и 15 годами.
Таким образом, в национальное – в отношение к "другим" и в оценку "других" этнических общностей – привносится действие некоего постороннего элемента. Им является установка, которая изменяет внимание, восприятие, мнение и поведение людей в ситуациях, затрагивающих межнациональные отношения и связи. Негативная установка трансформирует это национальное в националистическое, поощряя ее носителей к национальному высокомерию. Однако следует отметить, что установка формируется не нацией в целом, а отдельными индивидами, и лишь подхватывается массами. "Психология отдельного человека, – отмечает К. Юнг, – однако, соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека. Если и было время, когда самосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это – наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознательного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необходимо было бы знать".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|