Национальные чувства, их основные признаки
Национальное чувство — производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Национальное чувство, будучи объективной категорией национальной психологии, может в какой-то степени "мирить" враждующие между собой социальные классы. Результатом такой вражды являются возникновение национализма, шовинизма, безоглядная приверженность к "добродетели" своей нации. Человек с обостренным национальным чувством очень восприимчив ко всем влияниям со стороны. Ему нередко кажется, что любые, самые безобидные действия "чужака" таят в себе опасность. Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявлений социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии. Под национализмом мы понимаем: ¨ определенный комплекс этнопсихологических установок; ¨ систему политических идей; ¨ общественное движение. Национализм может выступать в различных формах: от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной нации, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм смешивают с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии. Эндре Ади (крупнейший венгерский поэт XX в.) утверждал, что "национализм – это взбесившийся патриотизм". "Отдельные человеческие общества развивались по-разному, и национализм соответственно менял свое лицо. Турка он дурачит именем Аллаха, француза опьяняет пресловутой gloire, в норвежце возбуждает ненависть к шведу, немца рад бы пичкать пангерманскими бреднями".
Как социальное явление национализм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-то общности и действующих совместно для достижения общих целей. Это позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое и политическое, но и социально-психологическое. Основанием для такого суждения служит анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма всегда связано с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма характеризуются аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, – индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших в силу действия тех или иных социально-экономических причин под его отрицательное влияние. Эта аномалия четко прослеживается в процессе распространения национализма – стихийного или преднамеренного, всегда возникающего вследствие иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей и других социально-этнических общностях. Такая аномалия сознания свойственна и тем, кто является объектом националистической политики, национальной дискриминации, национальных или этнических предрассудков.
Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагированию при восприятии информации, касающейся "своей" и "чужой" этнической общности. Существование национальных элементов в обыденном сознании людей, образующих конкретную социально-этническую общность, – явление объективное и нормальное. Действие социальных факторов, условия географической среды оставляют отпечаток на способах восприятия внешнего мира, характере реакций на явления объективной действительности, на эмоциональных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психологические черты объективизируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности. Такие же черты служат основой для формирования национального самосознания, которое включает в себя, как уже отмечалось, наряду с осознанием принадлежности индивида к определенной этнической общности совокупность таких чувств, как национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Все эти чувства характерны для подавляющей массы каждой нации и служат отражением в психике ее представителей своеобразных условий жизни нации, совокупности особенностей духовного облика народа, которые проявляются в национальных особенностях культуры, в различных областях жизни и быта народа. Они устойчиво прослеживаются в характерных особенностях бытового уклада, в образах фольклора, отражающих специфику духовного облика народа через облик своих героев – кузнеца Илмаринена в карело-финской "Калевале" или Давида Сасунского в армянском эпосе. Эти черты проявляются также в привычных формах выражения мыслей и эмоций, в обычаях и традициях, в специфике форм совместной деятельности и поведения. С искусственного, преднамеренного гипертрофирования и субъективного противопоставления "своего" национально-особенного своеобразию других наций собственно и начинается национализм. Область психического склада наиболее удобна и легко поддается этому. Признание "своих" особенностей духовного облика или физических качеств "наилучшими", свидетельствующими о "бесспорном превосходстве", нередко становилось функцией ловких манипуляторов общественным сознанием для достижения вполне определенных политических целей. Подобные манипуляции позволяли натравливать один народ на другой.
Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напоминают отношения, возникающие между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей общечеловеческой сущности. В сознании представителей конкретной этнической общности неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно себя и, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания. Они не являются строго оформленным, теоретически обоснованным мировоззрением. Но их влияние на мышление и поведение людей оказывается тем не менее глубоким и устойчивым. В социально-экономических условиях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общности и отрицательных свойств других общностей. Такие процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в одних и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выработке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.
Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании людей, образующих определенную социально-этническую общность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Совокупность этих образований и составляет психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Националистические тенденции на психологическом уровне обладают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдельных социальных групп или общества в целом предвзято реагировать на информацию, касающуюся других наций и своей собственной; в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации; в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует появлению националистической идеологии. Националистическая психология в противоположность психологии национальной – это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность превращается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы "свое" или "инородное"; в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов – предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций; в существовании этнических предрассудков – обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам; наконец, в националистически окрашенном общественном мнении. Внешние признаки националистической психологии проявляются открыто в поведении – в предвзятых высказываниях или поступках ее носителей, обнаруживающих прямо или косвенно описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию неравноправия, выливаются в преследования и дискриминацию представителей других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скрыто – прежде всего в готовности потреблять националистически ориентированную информацию. Так, исследования американских социологов Б. Берельсона и П. Солтера показали, что уже в 40-х годах XX в. наиболее популярными и читаемыми среди американцев были рассказы, в которых герой и героиня – персонажи с ярко выраженными англосаксонскими чертами во внешности и характере, а отрицательные персонажи почти всегда – иностранцы. По последним фильмам производства США можно проследить, что в жанре "боевика" в роли членов мафиозных структур, отрицательных персонажей, убийц чаще всего фигурируют представители Китая, Латинской Америки и бывшего СССР. Признаки националистической психологии – в удовлетворении от восприятия из эфира, радио, с газетных полос и телевидения презрительных кличек представителей других народов: "иван", "чинк", "мачо", "гочо" и др. Эти же признаки проявляются в том, что успехом у значительной части американских кинозрителей пользуются фильмы, в которых отрицательные персонажи имеют зловещую внешность и говорят с ярко выраженным акцентом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|